Тост - 2 Василию

ТОСТ

Дорогие друзья!
Несколько лет назад на одном из подобных мероприятий мне удалось провести лингвистический анализ фамилии именинника, в результате которого нам всем стало гораздо яснее, что за человек перед нами. Помните? Ман – человек, и т.д.

Однако недавно, подчиняясь присущему мне перфекционизму, а также любви к истине, я обнаружил, что прежний научный анализ далеко не полон.

«Что в имени тебе моём!» - воскликнул когда-то поэт. Я вспомнил эту фразу и бросился продолжать свои нелёгкие изыскания.

Полем дальнейших исследований я выбрал русский фольклор, несметные богатства которого представлены самыми разными пословицами, поговорками и шедеврами иных жанров.

Как и оказалось, имя именинника содержит в себе гораздо больше информации, чем виделось на первый взгляд.

Прежде всего, я обратил внимание на то, что людям очень часто дают прозвища, образованные от их имени.

Например: «Филипп – к стулу прилип!» или просто Филя, в смысле, простофиля.
«Егор, неси топор!» или «Тимошка, пошли есть картошку!»

Обратите внимание, что подобных рифм к слову Василий мы в народном творчестве не наблюдаем. А почему? – спросите вы меня.
А потому, что подобные формы уже представлены в достаточном количестве с другими именами.

Скажете вы, например, Гена – и сразу возникает ассоциация с крокодилом. Скажете Фёдор – и тут же: «Надо, Федя, надо!» Увидите Сидора – и перед глазами встанет образ солдатского мешка. А уж про Петю и говорить нечего. «Эх ты, Петя!» - говорим мы по адресу неумехи и растеряши.

Подобные образы вошли и в песенное творчество. Все помнят слова известной песни: «Коля, Коля, Николай сиди дома, не гуляй!» Также можно привести примеры и с другими именами. Но…

А что же с Василием? – спросит меня нетерпеливый слушатель. Хватит, мол, про других. Про именинника давай! И будет прав.

А с Василием вот что.
Начнём с того, что этим именем назван красивый цветок. Я имею в виду василёк – украшение русских полей. Скажем, цветков витёк или сашок нет, а василёк есть!

А как звали названного братца киевского князя Владимира, спрошу я вас? Базилевс, вот как, что по-византийски означало Василий, то есть «царственный». Отсюда же проистекают такие слова, как «базилика», приправа базилик и швейцарский город Базель.

Обратимся снова к народному творчеству.
Вы уже убедились, насколько имя Василий выпадает из обыденного ряда имён? Вот вам ещё пример.

Во всенародно любимой сказке о деревянном мальчике  кот носит имя Базилио. И недаром! Как известно, этот небезызвестный тёзка нашего именинника являет собой символ народного стремления к благополучию и любви к приключениям.

Все знают, как озвучивается в народе ощущение заслуженной свободы: «Выполнил задание и… Гуляй, Вася!» Не Петя, не Толя, и не Серёжа, а именно Вася!
Опять же в песенном творчестве:
«А кто это сидит с красивой дамой?
Конечно Вася, конечно, Вася – стиляга из Москвы».

Вспоминается также и лирическая песня «Мой Вася», в которой героиня мечтает, чтобы её Василий первым оказался на Луне.

И таких примеров множество.
Но самым ярким примером выступает солдатская песня «Вася-Василёк»
Напомню припев:
«Пой дружок, пой Вася-Василёк.
Не к лицу бойцу кручина, места горю не давай.
Даже если есть причина – никогда не унывай!
Места горю не давай, никогда не унывай!»

Что ни говори, а только с таким именем, как Василий у нас ассоциируется царственность, любовь к свободе и умение переносить трудности. Вот и выпьем за эти качества моего друга, выпьем и, не завидуя, пожелаем ему здоровья и благополучия.
С днём рождения!


Рецензии
Блин, с Вами как в Армии, заходишь в кабине начальника со своим мнением, выходишь - с мнением начальника, с чьим интеллектом трудно спорить, особенно если не надел штаны ширинкою назад...

Василий, тоже полковник с 10-ю школами и серебряной медалью за плечами.

Полковник Чечель   29.09.2020 18:53     Заявить о нарушении
Да нет, я всегда уважал чужое мнение. Хотя постоянно спорил, если считал, что оппонент ошибается. Потому и не стал генералом, наверное. Оно и к лучшему.
С уважением,
Виктор.

Виктор Мясников   29.09.2020 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.