Мой первый рейс

 После развода я  познакомилась с моряком, который работал радистом на сухогрузе. Мне казалось, что  я  в него  влюбилась и  хотела вместе с ним плавать ( хотя моряки говорят: ходить в море). Мой заведующий пульмонологического отделения,  где я  работала  врачом, когда узнал, куда  хочу  уйти,  сказал:
- Куда  ты идешь, там на  судне  откроется  одна дверь, и тебя туда затащат, затем - другая... Шутил, конечно.

Но   есть  такая  поговорка, хотя это грубо: " Если сучка не захочет, кабель не вскочит" (имеется в виду в коллективе).
Как  узнала, что  смогу  переносить  "качку"?  Как-то,  моя подруга пригласила  меня на прогулочный катер по  Черному морю  (в 80-е годы катера ходили  часто). Тогда на море было больше двух баллов волнение. Многие  присутствующие на катере подверглись этой качке: тошнота, рвота. Катер был от  этого" извержения" грязным. А я  перенесла этот  легкий шторм нормально.

Моего желания работать на судне,  было мало. Требовалось  получить  разрешение в горкоме  партии. Когда я вошла в кабинет, за столом сидел молодой , симпатичный  инструктор. Он спросил, хочу ли я работать  судовым врачом? Я ответила, что хочу "плавать" вместе с любимым человеком. Инструктор  стал   говорить о   сложностях  работы в мужском коллективе. Спросил, не проживают ли мои родственники   за  рубежом?  Затем поинтересовался,  где я живу, какая  у меня  жилплощадь и, что он должен получить  такую же квартиру и, буквально, напросился   ее посмотреть. Когда  пришел ко мне домой, делал какие-то намеки, но не получив  того, чего ожидал, ушел.
Через день я получила  разрешение работать, но не на одном судне с моим другом. В  те восьмидесятые годы не разрешалось  работать  парам  на одном судне. Как сказал инструктор, вы вдвоем,  а  остальные?...

Когда  оформлялась в  отделе  кадров  Водного здравоохранения,  девочки посмотрели на мою фотографию на паспорте моряка  и сказали, что  такая  симпатичная и,  меня им жаль. Было мне тогда сорок лет.
Затем  прошла  краткую двухнедельную   подготовку  по  особенностям  работы  на  море; надо было повторить   необходимые вопросы  по   оказанию  неотложной помощи на судне, профилактике  особо опасных  заболеваний и др.
 Прошла  медкомиссию и  получила   направление  на сухогруз, который   должен был отплыть  в Японию на  ремонт. Как  мне сказали, многие хотели бы  пойти в этот  рейс,  так как ожидались хорошие командировочные.
ИТАК,  начался  рейс  из порта Николаев ( Одесская обл.)  в ЯПОНИЮ.

 -2-

ДНЕВНИК СУДОВОГО  ВРАЧА

Мой первый рейс длился около восьми месяцев : с марта  1980  по октябрь. Судну  было старое, технически изношенное.  Медицинское оборудование – скромное и не менее старое. Команда состояла из командного состава, палубных матросов, механиков, мотористов и  четырёх женщин: помощника повара,  двух дневальных и судового врача, то есть меня. Судовые врачи , в настоящий период,только на туристических судах, на других- некоторые обязанности судового врача возложены на старшего помощника капитана.
 В мои обязанности входило принимать в судовом  амбулатории тех, кто пожаловался  на плохое самочувствие;  проводить вакцинацию, профилактику заболеваний, проверять качество питания, приготовления на камбузе (пищеблоке, санитарное состояние всех  помещений.

Первая крупная  остановка была  в Констанце (Румыния). Небольшой  портовый город, красивое здание казино, памятник советским солдатам, небольшие кафе, рестораны и несколько музеев.
Второй день собиралась в музей, но не нашла желающих. Оказывается искать желающих - не моя компетенция, а старшего помощника ( предыдущего старшего помощника уволил капитан, так как он ему почему-то не подошел, а новый какой-то желчный, сухой человек). Пожелала пойти  в город  помощник повара,  но ей не  разрешили.

На наши "копейки" купить что-либо в Констанце не было возможности, а музей стоил около 30 лей, тем более,  желающих  поубавилось, да  и их это не интересовало, вот  рестораны - это  да! В итоге,  один молодой матрос изъявил желание  познакомиться с городом.  Затем ходила с "чудовищем" (так я называла про себя нового старшего помощника), так как не было с кем.

 Посетила  три музея. Первый - аквариум, напротив казино, на берегу моря, где плавали ценные промысловые рыбы: белуга, севрюга больших размеров, угри и другие.
Второй музей - историко-архитектурный. Еще в первом  веке  до нашей эры здесь были греческие поселения, их назвали Томас, затем многие фирмы города  стали иметь такое название.
Третий – художественный, картинная галерея с 1850-1946 года: неплохие пейзажи, натюрморты , женщины  в скульптурном изображении  - крестьянки: широкие плечи, пышные бедра, прямые толстенькие ноги.
 Стояли в Констанце больше месяца. Посетила многие кафе, рестораны, конечно,  низшего класса. В последний раз, когда  ходила  со  старшим помощником, он сильно  меня  разозлил   и  ходить  с неприятным тебе человеком больше  не могла, тем более, что были  намеки на интимные  отношения: приглашение на чай после  двадцати двух часов и пр. Он даже организовал мне  курсы по английскому, но не получив чего  желал, курсы прекратились. Отношения еще более ухудшились. Стали даваться распоряжения в мой адрес не по существу. Не стоит  о нем более говорить, а рейс еще долгий. Но мне повезло, он нашел  помощницу повара и она , видно, ему уступила...
Да, работать в мужском коллективе, и правда, сложно. Многие из них страдают  от отсутствия  интимных отношений  и это не зависит от возраста, положения. внешних данных. Большинство командного состава, которым больше "везет", особенно в длительном рейсе, находят себе подругу, другие - утешение  в  спиртном.

Как-то пришел ко мне  на прием молодой матрос, стал на колени и говорит:
- Вы похожи на мою жену, я вас люблю.
 Стала его  уговаривать, что не надо думать об этом: мысль,что разъедающая кислота...( Монтень , 14 век). Займись чтением, пиши ей письма и так пролетит твой долгий рейс. Больше  он ко мне не приходил  и, кажется, успокоился.

Далее были знакомства с  нашими судами. Я посмотрела условия"Осетии","Узбекистана" , Мурманского пароходства. Северяне приятные в общении, гостеприимнее нас, однако судовая  жизнь  почти одинакова.

-3-
Прошли  пролив  Босфор/11 мая 1980 года./ - удивительное творение природы. Пролив  соединяет Черное море с  Мраморным и одновременно разделяет  Европу и  Азию. Длина пролива около тридцати километров, ширина от семьсот метров до четырех километров, глубина от  двадцати семи  до сто двадцати метров, наименьшая глубина  на судовом ходе (фарватере) – тридцать три метра. С обеих сторон   красивые  турецкие поселения, широкие лиственные леса, горы, которые  напоминают "Жигули".  Вглубь  пролива, поселки  становятся  красивее, дома  четырёх- шести этажные, напоминают "греческие" : окна , лоджии - прямоугольной  формы. Среди зеленых  деревьев выделяются  фиолетовые, но не сирень так как не кустарники. Разрезы скал свидетельствуют  о том, что когда-то, в  далеком прошлом, здесь не  было пролива. Природа словно позаботилась о том, чтобы помочь  людям проложить  путь из Средиземного моря в Черное.

На обоих берегах, соединенных автодорожным мостом,  расположен  крупный экономический и культурный  центр  Турции - порт  Стамбул. Город обладает неповторимым восточным колоритом с грандиозными мечетями, увенчанные   куполами с примыкающими к ним высокими  иглообразными   минаретами; мраморные дворцы, обширные сады,  украшенные фонтанами, древние крепости и мавзолеи.

  -4-
После пролива Босфор  вошли в Мраморное море (название по спокойному, гладкому нраву), далее -  в  Эгейское море   с многочисленными греческими островами, затем в Средиземное.
 
12 мая проходили  Суэцкий канал. По пути  на судно  сели лоцман и несколько арабских матросов: темного цвета кожа, бегающий взгляд. Они разложили  свои сувениры (всякую "дребедень": металлические пепельницы, сувенирчики и прочие ненужные , на мой взгляд,  вещи за которые они  бы хотели получить хороший обмен . Конечно никого это "барахло"  не интересовало.  Они готовили специальную керосинку, пропускали трубку через  воду  и курили какую-то гадость типа гашиша (почти черного цвета),при этом  страшно кашляли. Затем ходили несколько возбужденные. Я была на вахте  "бдительности" четыре часа, необходимо было  следить за  этими людьми ,чтобы  не сотворили чего-либо. Первый  помощник  попытался  разогнать их базар, но это вызвало  бурю возмущения  у одного из курящих...

Сам канал  представляет  сооружение с 1869 года, за который шла вечная борьба. По берегам канала (протяженность его сто семьдесят километров, ширина – сто двадцать – сто пятьдесят метров), разрушенные здания, кое-где проволочные заграждения, доты, разрушенные мосты. В начале входа в Суэцкий порт, а затем  канал, по обе его стороны пески и песчаные горы; встречаются маленькие арабские поселения. Население ходит в  национальной одежде  ("балахонах"). Много военнослужащих, которые проводят  строительные работы. Встречаются  солончаки и  добытчики   соли, работы ведутся  вручную. Перед  выходом  из канала( на ходу), нам арабы доставили свежие овощи  и другие  продукты, даже бананы.

Через сутки канал закончился, вошли в Красное море (так называется по цветению  водорослей осенью), море тихое;  летом  сине-голубого цвета, а след от судна  - бирюзовый. Очень красивый закат солнца, начало тропиков, большая влажность и очень  жарко. Подключили кондиционер, который с трудом отрегулировали, но временами приходилось  отключать. В это время  было нечем дышать, но постепенно привыкла. Красное море, говорят, кишит  акулами, но нам не попадались. Видела вечером  дельфинов. Они стаей  сопровождали судно, красивое, интересное зрелище: играли, кувыркались, подпрыгивали, как дети.

-5-
И  вновь - будни врачебной работы на судне. Попросила  старшего помощника не перегружать людей  в тропиках всякими занятиями и прочими поручениями, но,  увы... Лишь бы поставить "галочку", что выполнено, а на людей, их самочувствие, как и на замечания врача...Например: дал распоряжение посыпать в туалеты сухой хлорки, что приводит к затрудненному дыханию, может к бронхиту и другим расстройствам.

19 мая заболела дневальная. Сама по себе - это  очень сложный и невоспитанный человек. Жаловалась на дискомфорт в желудочно-кишечном отделе. Болезнь началась с повышения температуры, озноба. Давление упало до 70/50. Два дня тяжелое состояние. Перечитала много; думала о малярии, тропической лихорадке, но  нет эпидемиологического анамнеза . Больше данных  было о септическом  состоянии. Поговорила  с ее другом, мне было важно выяснить, может что-либо принимала.   Когда  в очередной раз  к ней пришла, она рассказала, что беременна с 27 марта и  попросила не рассказывать капитану и, что ввела два дня тому раствор  хозяйственного мыла с холодной водой  для прерывания   беременности, как ей кто-то посоветовал. Мое предположение о сепсисе было верным  и я знала, с  чем имею дело.
 Для врача важен правдивый рассказ о начале болезни (анамнез). Усилила количество вводимых антибиотиков. Состояние стало улучшаться, температура   нормализовалась, но  еще бледность, слабость, головные боли за счет всасывания токсических  веществ мыла в кровь. Одно дело мыться мылом, другое -  вводить в полость. Начала  внутривенные инъекции, но  очень «плохие» вены. Ввожу, а игла закупоривается. А девица смотрит на меня волчьим взглядом и говорит: сколько можно тренироваться и, что больше терпеть капельницу не будет. Я перестала вводить, ушла расстроенная.
 
Вошел ее дружок узнать, что да как, попросила его присмотреть за ней, потом пошла сама, а ее нет, дверь закрыта, за дверью  - море. Иди, знай, что у нее на уме. Я и ее друг ищем - нет. Думаю сказать капитану  о пропаже, тут она является. Ну и дела! Вот оказывается - проблема, думаю вечно о других, а они - о себе.  Ведь  пошла на поводу у нее и ее друга, не говорю капитану истинную причину болезни,   что  подозреваю сепсис, от чего- не знаю.  А ведь это пахнет, как говорится, "керосином"  и,  зачем не говорила, не могу обидеть человека, а он оказывается вовсе не человек- что-то подобное. Да, ситуация, скажем, сложная. Посмотрим, как клиника будет дальше развиваться. Если  лучше, можно  выпустить  на работу  и до Сингапура  продолжать лечение, а там просить консультацию гинеколога.
 А, вообще, больных на судне  мало, но если есть, то - серьезные.

-6-
Научилась без бормашины, которой на судне нет, пломбировать зубы. У  некоторых членов экипажа из-за недостатка витаминов и солей стали портиться  зубы. Сделала  себе и двум  членам экипажа  временные пломбы.  Лечила   фурункул кожи одному из помощников капитана : сделала разрез, возилась как с маленьким, но обычного спасибо от них не услышишь.
Красное море прошли, вышли в Индийский океан, пока спокойно, чуть больше ветер, слегка покачивает.

25 мая. Прошли остров, где  жили "прокаженные". Остров далеко, видны лишь его очертания и зеленые деревья и какая-то надстройка, по-видимому, церковь.

Второй день "красавица" работает. Беременность сохранилась, смотрит на меня "волком"дескать зачем рассказала мне причину болезни. Да,ужасная ситуация. Я должна была сообщить капитану, но ее просьба меня остановила. Хотя зачем? Всё  может вылиться в черт знает что...Предупредила, чтоб не принимала сокращающих матку до Вьетнама, так как нет инструментов делать выскабливание (да и смогла бы ли я  это сделать?) Но был случай, когда  судовой врач на северном флоте сам себе сделал операцию  - удалил аппендицит. Хотя –  случай, не  подобный, но на что только не  решаются врачи...

28 мая. Вновь неприятная ситуация. Меня предупреждали до начала рейса, что в каютах в отсутствии хозяев, проводят досмотры. В этом убедилась теперь сама и, было не по себе. К тому же,  воруют  медикаменты. Кто-то рылся  в ящике, да бог с ними… Особой потери нет. Попросила старшего помощники, чтобы  починили  медицинский ящик.

-7-
Зато, какая красота на море. Закаты - просто прелесть! Как  жаль, что я не рисую. Могла бы столько  красивого передать на  холст. А ведь,  Ван Гог начал рисовать в 40 лет, но это - был  Ван Гог...

2 июня. Пришли  в порт Сингапур – очень красивый город:  низкие дома сочетаются с высотными. Многочисленные  кустарники в розовых цветах. Малайцы маленького роста, изящные, 75% - китайцы. Много магазинов, где они  понимают русский и нас обслуживают, но доброжелательности особой не проявляют.
 Как "метеоры", мотались по магазинам три часа. Растратила по мелочам все свои  деньги, а что нужно - не купила. Меня  назначили старшей в группе из трёх человек. На второй день мы  заблудились  и попали в экономический  центр, где не маленькие магазинчики, а огромные здания и торговые центры. Пришлось вспомнить  что-то  из английского. В итоге, с трудом, вернулись в исходную точку.

-8-
 Вошли в Южно-Китайское море: удивительно спокойное, просто гладь, как на озере, а краски неба великолепные.

7 июня. Пришли во Вьетнам, сколько стоять на - рейде неизвестно. Народ  некрасивый, маленький, шустрый. Оформили приход. Каждый день четыре человека несут вахту.
Да, надоело так долго болтаться, тем более, что психологически - это ужасная работа: подружек нет и не может быть, приятелей - тоже. Сделала замечание уборщице, что плохо убирает, так она разговаривала со мной, как на базаре, крича и огрызаясь;  другой:  белье грязное с чистым хранить  в одной кладовке нельзя, а она говорит, что до этого ни один врач не делал подобных замечаний, вы придираетесь по мелочам. Сказала старшему помощнику, он только приказы и трепать  нервы может, а где сделать замечание, провести беседу, помочь -то его нет. Пишите рапорт. Не писала еще, но придется. Эти работницы, которые пришли не работать, а получать деньги, точно  подведут под какую-либо инфекцию

-9-
13 июня произошла ужасная трагедия.  Во время  работы  на носу судна,на  рейде (матросы чистили и красили борт судна,  находясь в люльке) старший матрос, он же - плотник, следил  за люлькой, которую держала грузовая стрела. Эта  стрела сорвалась  (было плохое крепление, что узнали позже) и коснулась тела  плотника.  Ко мне прибежал  матрос: «быстрей, упала стрела на Диму». Я взяла свою коробочку, шприцы  и, дрожа всем телом от  такого сообщения, побежала за матросом. Тело  Димы  лежало  навзничь без признаков  жизни. На теменной области небольшая  кровоточащая ранка, ссадины  на лопатках, явной причины  отсутствия сознания  не  было, дыхание отсутствовало, пульс не прощупывался .  Ввожу возбуждающее  дыхательный центр и сердечно- сосудистые,  провожу  искусственное дыхание, делаю массаж сердца, но толку нет.
Через несколько минут прибывает   с  дальневосточного судна, тоже с рейда,  врач - хирург  и, видно, что не первый раз  пребывал в таких ситуациях. Продолжаем реанимацию.               
Тело резко раздувается от вдыхаемого при реанимации воздуха (по-видимому, перелом ребер  из-за травмы легкого  или переломе ребер при непрямом  массаже сердца и нажатия на грудную клетку). Кто-то из членов экипажа  бросает: «что вы   ввели, его раздуло». Что ответишь? Все переживают. Реанимация, которая длилась по правилам  два часа, ни к чему не  привела. Были  явные признаки смерти.

Очень волнуюсь и жаль парня. Хороший был  и молодой еще человек. Надо же какая судьба, упади стрела на десять сантиметров  ближе, и он бы был жив. Дала предположительное заключение для анатома : перелом ребер, травма легкого, лопатки, ушиб головного мозга. Предполагала перелом позвоночника, но не  записала (из-за резкой эмфиземы осмотреть  тело не представлялось  возможным). 

-10--
"Травма"  огромная для всего  экипажа. Вечером поехали катером, чтобы  утром  провели вскрытие. Ночевали в гостинице. Члены экипажа, которые сопровождали меня, уступили мне отдельный номер. Кровать была  сверху укрыта,  как шатром.  На меня смотрели  с пола и  из  углов  большие, до десяти сантиметров жуки, и по  потолку бегали  ящерицы , которые ловили всяких букашек. Спать, конечно, не смогла ,так как сильно нервничала.
 Вьетнамцы  долго  собирались и к четырнадцати часам начали вскрытие.  Нас не пригласили. Очень переживала, даже закурила, хотя это был  первый и последний раз. Ведь не знаешь  размер травмы, думаешь, а вдруг из-за своей  некомпетентности, не смогла помочь. Вскрытие показало: головной мозг не поврежден, перелом  шейного и поясничного отделов позвоночника, лопатки справа, разрыв легкого, надрывы почек, слева перелом ребер, внутреннее кровотечение. Умер  он  сразу и никакая реанимация ему бы не помогла. Не делать реанимацию, экипаж бы возмущался.  Да и сейчас, когда знаешь результат - не легче.

Старший помощник по отношению к  команде, говорил: гонять их надо, пусть работают .Штурман как-то высказал капитану о нетактичности старшего помощника, грубом его отношении к команде, эгоистичности. Так что  не одна я  такого же мнения.
Матросы отказались работать с боцманом, который руководил работой  перед трагической  ситуацией. Руководство  судна  обещало  заменить его, а дело  передать в суд.

-11-
Мне многие сочувствуют, что в первом рейсе - и такое случилось. Но что я, а  Дмитрия - нет с нами. Накануне трагедии он рассказал  сон. Только запомнила, что  говорил:  мы целовались с вами (при каких  обстоятельствах, забыла), а я ему: ну что вы, Дима, мы серьезные с  вами люди и этого быть не может.  Сон  ведь исполнился, когда реанимировала его дыханием " рот в рот." Да, сны иногда надо  разгадывать и, возможно, предотвращать ситуацию, но это не всем удается."Толкование сновидений-это путь к познанию бессознательного",(одно из
 выражений знаменитого Фрейда). Перед  травмой он переоборудовал  свою каюту, очень уставал, поссорился с боцманом и даже попросил  успокоительную таблетку. А вообще, он   был очень   спокойный, вежливый, исполнительный. Жаль, что такие люди погибают. Да и семья у него прекрасная (жена и двое детей). Жена приезжала, когда стояли в Констанце. Какое горе для них. Отправили тело  самолетом 17 июня  (это день его рождения). Да, экипаж здорово переживал. Девятнадцатого палубная команда  пригласила меня в каюту его помянуть. Хорошие ребята и все любили   Диму.

-12-
Немного о Хайфоне. В 80е годы - нищета в полном смысле и бестолковщина. Доказать  им что-либо, когда они упираются на своем, трудно.  На  рынках полно всякого  барахла, привезенного из Союза и  техники, которая  у них свалена, как металлолом, в кучу. По рассказам, на складе обнаружили "Волги", которые пролежали четыре года и при касании к кузову, рассыпались, как  труха. А в порту  наши матросы, рискуя жизнью, устраивали  соцсоревнования с вьетнамцами,  которые не хотели работать. В городе машин мало. Население, в основном, пользуется велосипедным транспортом. Воды  мало. Когда ночевали  в гостинице (ждали  вскрытия тела Дмитрия) воды не было, нет насосов, ограничено электричество, все у них- в будущем. Дома грязные, отбитая штукатурка, не покрашено даже в гостинице. На улицах, на циновках спят семьи, дети...


22 июня вновь "сюрприз". Эта  беременная дневальная  дала  маточное кровотечение  с потерей сознания;  ввела кровоостанавливающее,  сердечно-сосудистые.  Накануне  ее вызвал  капитан и беседовал , ведь  надо было ее  направить на консультацию к гинекологу и решить, что  делать, но  она сказала, что все в порядке, она здорова.
Отправились ботом в порт, так как  маточное кровотечение является   показанием  для срочной госпитализации.  Волновалась, чтобы по дороге не открылось вновь. В клинике ей сделали  выскабливание и оставили на два дня.

-13--
Приезжаю на судно вечером. Приходит артельщик (накануне вечером сказал, что выпала пломба, так сказала ему прийти завтра, а завтра такой случай: приехала  уставшая,"издерганная", а он со своей пломбой: «Вы мне обещали». Объясняю, что  устала, не могу, так такая обида, только подумать, какая эгоистичность.А я  его считала, чуть ли не товарищем. О, как ошибочно наше мнение!

Через два дня  забрали эту"принцессу", но вряд ли она будет глотать назначенные таблетки. Капитан меня отчитал, почему не рассказала, а она -"хорошая" и не знала, что беременна и  тому подобное.

Далее вновь конфликт с артельщиком, который не мог забыть, что я не поставила пломбу (он ее поставил на другом судне). У него в камере произошла  утечка какой-то технической жидкости, и мясо пропахло керосином. Есть такое было невозможно. Пошла выяснять, в чём дело.
- Идите к старшему механику.
А  вначале он "подбивал", "ублажал" своими" кошачьими" глазами, а теперь стал  моим недоброжелателем. И он не первый, который угрожал, что это мой последний рейс. Не вмешивалась в его работу, когда он, подхалимничая к начальству:  приносил продукты, некоторые фрукты, которых не было у экипажа, когда  готовили блюда, не докладывая  необходимое. Были  ли проверки на судне, не знаю,  меня не приглашали.

-14-
28 июня. Второй  день хлещет дождь. Сегодня особенно. Предполагался  тайфун, но,  по-видимому, основной его эпицентр не у нас, а здесь- только отголоски. Скучище и чувство одиночества, вспоминаешь Лермонтова:" И скучно, и грустно ,и некому руку подать в минуту душевной  невзгоды"... Ни с кем не могу тесно  контактировать. Не интересно, а их намеки  мне противны. А судовые бабы проще на все смотрят...Поэтому я  страдала  от постоянных придирок.

После  случившейся трагедии зашевелилось руководство судна. Стали проводиться занятия по технике безопасности, по тревогам.
Все та же дневальная не вышла с носилками на занятие по тревоге, не объяснив причину; не убирает душевую в амбулатории, оскорбляет всех, грубит, матерится. Сорвала санитарный бюллетень.  Мое терпение лопнуло, написала  рапорт. Провели профсобрание, проголосовали за  выговор (оказывается, выговор у нее был и на предыдущем судне). Мне она продолжала трепать нервы, вела себя так,  как будто была под чьим-то прикрытием. На флоте за интимные дела не осуждают. Даже  не поднимали об этом  вопрос .Я не  чувствую к ней обиду, хотелось бы, чтоб человек  изменился, но увы...

-15-
6 июля отмечали у  старшего механика день моряка. На этом судне не  принято отмечать праздники, памятные дни с  накрытым  столом, шутками (возможно, и на других судах  то же).  Судовая жизнь, в основном, одинокая. Все прячутся  по каютам и отмечают, как могут. А здесь вдруг решили меня пригласить, было  хорошо. Правда, этот усатый артельщик был рядом за столом, вновь делал какие-то намеки. Вот, иуда! Внешне я спокойна, а внутренне...

Время быстро и медленно течет,  как и все в  жизни - сплошные противоречия. Только   душевное  не спокойствие, вновь возвращает меня к писанине. Свои  мысли, чувства передать хотя бы на бумаге, которая все стерпит.

До сих пор разгружаемся во Вьетнаме. Встали на разгрузку в порт  20 июля. Кругом бесхозяйственность, грязь, бегают голодные крысы. Все привезенные товары  валяются в контейнерах  или просто свалены в кучу - ценнейшие  материалы, механизмы, трубы и другие, как мусор. В Хайфоне   жители, в основном, занимаются торговлей. Некоторые – воруют. Особенно на наших судах -  все. что попадается под  руку ( у нас  они стащили "конец" около 100 метров). А вот, работать не хотят. Наши ребята вкалывают, чтобы быстрее разгрузиться и пойти вовремя на ремонт, а эти  толпами ходят, сидят, смотрят, чтобы  что-то своровать, едят, но не работают, а разгружают в "час по чайной ложке".

Наши стали слишком  формалистами: чуть  что - рапорт, объяснение,  Вот, буфетчица слегка порезала палец - нарушение техники безопасности. У меня не было  обуви  на низком, хожу в тапочках ( перед первым рейсом никто не предупредил). Пишите объяснение. "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится". Так бы  с самого начала рейса -  не было  бы печальных событий.

-16-
Психологическая травма не закончилась. Напившись, все та же дневальная, (пишу только о ней, потому что две другие вели себя нормально) пошла на наше  соседнее судно"Клим Ворошилов" к доктору, который  любил выпить. Разоткровенничался  так, что рассказал, о чем при посещении я его расспрашивала.  Разве можно постороннему  человеку, не медику, говорить такое (видно, по пьянке - все можно). А я  советовалась с ним  о погибшем и об аборте. Эта особа доложила капитану, что я хожу по судам и свожу сплетни. Капитан,  был бы умнее, не пошел бы на поводу, хотя  в начале рейса она сама говорила, что он дал ей задание подслушивать через перегородку (переборку ), нет  ли у меня кого-либо. Так  что,  мое мнение о нашем капитане сложилось давно. Он меня вызвал и  стал выговаривать за то, что от неё услышал. Я ответила, что мы на разных уровнях и, если он верит ей, то мне нечего сказать, а советоваться по медицинским вопросам с коллегами  буду все равно. Ещё отметила, что медицинская этика не позволяет передавать эти беседы другим людям.
 
 Все это высказала доктору с "Клима". Он клялся, что ничего подобного не было. Вернувшись на судно ,с воспитательной целью, хотела поговорить с ней, но  она  заявила, что по приходу в Союз, сообщит в здравоохранение водного транспорта и меня спишут, а также ,что я сожительствую  со старшим помощником  и  об этом узнает его жена. О, боги! Что за чушь и ложные данные!? А ведь я фактически ей спасла жизнь. О  всех  этих заявлениях  сказала первому помощнику.  Он меня отругал (видно здесь не человеческие разговоры  действуют, а рапорта). Написала рапорт и, что  удивительно, появилось  разумное решение  - выговор с предупреждением. Даже извинилась передо мной. Как будто утихла и стала даже сносной.

Был еще казус с одним  матросом, который пришел ко мне на прием выпивший, сказал, что у него болит  грудь, кашель. У него, действительно, несколько месяцев тому был бронхит, но так как они не любят  лечиться, он не долечился и были  остаточные  хрипы. А мог простыть после выпивки. Была небольшая температура (возможно он ее подбивал). Дала освобождение на два дня (здесь лучше перестраховаться). Но  он заявил через два дня, что я ему испортила желудок  таблетками.  Я знала, что он накануне напился и  сказала, чтобы меньше пил, а желудок болит не от таблеток, а от пьянки. Так, оскорбился  и наговорил всяких гадостей. Думаю, не без участия все той же дневальной.

-17-
27 июля.  Мы поехали на пляж. Этот пляж на севере Вьетнама считается лучшим. Есть рестораны, хорошие напитки за доллары, которых мы не получали. На пляже песок, вода не очень чистая, но тёплая (26-27 градусов). Группа была удачной: плавали, ныряли, загорали. Здесь познакомилась с интересным, умным   человеком- старшим механиком Михаилом  с болгарского  судна, знающим пять языков в совершенстве и два – слабее. Симпатичный, не лишенный юмора.
Мы вместе  посидели в кафе с нашей группой, затем играли с  ним в игру(метали тарелки), время прошло быстро и хорошо. Миша  познакомил меня  с нашим представителем Алексеем, у которого была служебная машина. Мы съездили  на  местный базар, где купила пару сумок из соломки. Базар огромный, в основном - овощи и разные механические детали, как пошутил  Михаила : то, что они воруют с наших судов, то и продают.

Посетила  с судовой группой буддийский храм – Пагоду. Красивое сооружение китайской постройки. Небольшое помещение со скульптурами  Будды из позолоты, красивая ручная резка по дереву. Будды бритоголовые с большими выступающими некрасивыми лицами и ушами. На деревянном подстиле  молятся несколько верующих также бритоголовых женщин и мужчин, облаченных в черное одеяние. Очень звучащий, мелодичный  гонг (удар молоточком по металлическому кругу).
  Во дворе этого храма – кладбище. Здесь захоронены их святые. Высокие скульптурные  надгробные памятники  из мрамора по типу европейских.

Через три дня еще раз ездили  на пляж, но рестораны и кафе  были закрыты. Мы распарились на солнце без воды. Вьетнамцы принесли воду  в  ведре  сомнительной чистоты .Купались, загорали. Затем поехали в гостиницу и от жары выпила  пиво с креветками ( это паршивое местное пиво  с глицерином, так сказал первый помощник) . Вечером  мне стало плохо и всю последующую неделю  я страдала от изжоги.

-18--
На следующий день нас  угнали на рейд,  на три дня, затем снова на разгрузку в порт. Виделась с  Михаилом, очень интересный человек, затем пошла к нему на судно, конечно, в сопровождении группы из трёх человек. Вечером  не хотелось идти  в интерклуб, так как еще не могла  есть и пить, но  приказ капитана - идти с группой, а мое состояние никого  не волновало. Сидела, глазела пока что-то там ели, пили. Правда, немного потанцевала, не будешь же сидеть  столбом. Рядом сидела группа поляков: капитан, доктор и другие. У них весело, оживленно, без принуждения и , думаю, без особого контроля. А здесь ты  вечно чувствуешь, что за тобой "тысячу глаз и ушей". Часов у меня не было, а увольнение до двадцати двух. Мы с тремя группами были за одним столом. Думала, что умру от скуки, но к моей радости, пришел  Миша  и время  быстро пролетело. Затем  мы все ушли, старпом съязвил:а Миша не идет с нами?  Утром  я получила урок воспитания в грубой форме от капитана и первого помощника  за опоздание на 30 минут. Вся суть сводилась к тому, что если мне не нравятся порядки, могу уволиться и должна  написать  объяснительную.

Не сомневаюсь, что по приходу в Союз еще придется расхлебывать, чьи-то  анонимки, на которые у нас очень любят отвечать и копаться в них. Пусть они меня не запугивают. Не от хорошей жизни я  ушла работать на море, а от малой зарплаты. Хотелось  немного одеться, обуться...Ну уж, если гнусность восторжествует и отстранят от работы   (во что  я мало верю, так как умных людей больше  и  это не 50-е годы), пойду работать как все другие.
Вечером  напились старший механик и  электромеханик и не давали мне спать своими звонками и приставаниями, что непозволительно. Даже  были моменты, когда старший механик пытался меня "шантажировать": то книжку купила не ту (купила гороскоп на английском, чтобы затем переводить и тренироваться в языке),то кассету, которая у нас  разрешалась. Гороскоп  разорвала и выбросила  в море, чтобы не было повода при приходе в Союз. А стармех всё приставал , да так, что  бросил на постель и стал целовать. Не хотела обострять отношения, серьезно к этому не отнеслась, перевела в шутку, а  то  бы его  так отшвырнула...Никому не рассказывала.  Я  в какой-то мере их оправдываю. Как врач, понимаю, что они дичают без женщин в долгих рейсах.

-19-
15 августа. Мы пришли в порт Хиросима или, вернее за тридцать километров от него, и стояли на рейде до 18 – го. Затем  около недели  в доке   и три недели   на ремонте в порту города  Ономичи. Жили на судне.
В  Японии очень красивая природа. Кругом горы (каменистые, песчаные, белая глина), субтропики по климату. Чувствуется цивилизация.

Месяц бродили по городу. Город небольшой, но очень много торговых точек, универмагов и все есть. В продовольственных магазинах большое разнообразие. Например: килограмм персиков стоил тысяча иен, а одна отбивная  200 -300 иен. Средний  заработок рабочего 150-200 тысяч иен. Кругом чисто, аккуратно. Правда. скученность  жилья в городе. Чуть дальше, в  горах - прекрасные  в двух  уровнях особняки. Всё механизировано. Для нас купить что-нибудь стоящее  - дороговато.  Хотя, за десять суточных я получила около 80 тысяч иен, а кондиционер стоил ,например, 150-200 тысяч, а магнитофон 40-50 тысяч. Я не удержалась, купила. Ему уже  около 40 лет и работает без ремонта.

Были на экскурсии в Хиросиме (оплачивал завод). Город большой, красивый. Здания из железобетона и стекла. Посетили парк и музей памяти  погибшим в 1945-году от атомной бомбы. В музее дали наушники на русском языке. Японцы не в обиде на американцев за то, что они сбросили бомбу. Считают, что это была ошибка. Да, зрелище  ужасное. Погибло около трёхсот тысяч человек. Заживо сгорели, плавились, погибали многие годы от лучевой болезни. В память купила календарь с видами  города.

Были на острове Миадзима. Остров сказочный. На нём огромный храм монастыря. Попали в момент  отлива, а, говорят, красивее - в прилив. На острове много ручных священных лосей, которые едят с рук и подходят к  людям.
Мне очень  понравилась  Япония  и люди: культурные, спокойные, деловые, умные и трудолюбивые.

-20-
19 сентября.  Покинули Японию и прибыли для погрузки в  Северную Корею, в порт  Чханджин. Культ личности у них был резко  выражен. Прежде, чем войти на территорию  порта, необходимо  пройти три круга вокруг  скульптуры  их вождя. Страна строящегося социализма : постройки, улицы этого  города напоминают  наш край, в частности, город Макеевку на Донбассе.
Посетила интерклуб. Была  очень интересная поездка   в горы. Красочный пейзаж.(как пел Высоцкий: "лучше гор, могут быть только горы"). Корея- это край женьшеня. Его выращивают на множестве  плантаций. Купила себе, как сувенир, водку со змеей. До сих пор стоит.

27 сентября. Прибыли в порт Касарадзу, вернулись в Японию для погрузки труб. Рядом  с этим портом  - Токио и Йокогама. В  Токио мы не ездили, а, вот,  Йокогаму посетили. Город огромный, красивый, со множеством культурных и торговых центров .Очень красивая  и разнообразная  посуда, которой у нас  тогда еще не было. Да и многое другое... В ресторане нам подали большое блюдо, на котором было множество яств  малыми порциями. Всё  было очень вкусным (оплачивал завод).

-21-
Давно не писала. Было  относительно спокойно. Экипаж был занят собой, своими покупками  и ожиданием  скорой встрече  с родными.

23 октября.Думала,уже будет тихо,ан нет(как говорили в старину). Пришел на прием моторист: возбужденный, бледный с жалобами на боли в области сердца. Признаков опьянения не было. Сказал, что понервничал со стармехом. Узнала,что накануне он выпил  100-150 гр. настойки женьшеня. Я осмотрела его,прослушала: сердцебиение и пульс были  учащены, давление в норме . Дала ему успокаивающее, посоветовала полежать  и  дала освобождение  на  пару дней по Вегето-сосудистой дистонии. В обед доложила, что освободила моториста. Настойку женьшеня нельзя  принимать в таких количествах,что могло вызвать это состояние. Стармех  стал орать на меня в столовой: что вы за врач?.. и, тому подобное. Пыталась объяснить  ему,что  это состояние и диагноз  может возникнуть  от физического,психологического  перенапряжения, алкоголя. Но меня он не слышал,вывел из себя. Я заявила, что  не ему решать и  давать  мне указания. Так, он побежал к капитану и  стал собирать сведения:где и сколько пил.
 
Вызывает меня к себе капитан и говорит,что по сведению стармеха, моторист был пьян, и требует: пишите то- то и то-то. Я ему объясняю, что он  не был пьян на момент  прихода ко мне на прием и  даю  все записи, которые свидетельствуют  о его болезни. 
- Вы  врете, он был пьян, а вы скрываете.
 А я в ответ: « В  момент  приема он был болен» и только старший врач может вмешиваться в диагноз и лечение врача.
Капитан мне: «Пишите рапорт». И напомнил: «Вы и  тогда знали о беременности дневальной». Верно, сказал Платон много веков назад:  " Ничто  не является  более тягостным, чем необходимость  тратить  на пустяки и бесполезные  вещи  больше времени, чем они того заслуживают". Написала рапорт   по требованию капитана и дала копию ему на подпись. Он  позеленел от злости  и сказал, что  я плавать  больше не буду.
Я ответила, что слышу это  не в первый раз и, если я не буду плавать, то и  он не будет. А вообще, кому надо плавать?  Тем, кто наушничает, занимается сплетнями и спит в постели с ними. А я ни для чего не гожусь потому, что этого не делаю и отстаиваю свои врачебные права?..

Что  доказывать этим никчемным людишкам, с  которыми столкнулась?  Ну как  их еще назвать. Вместо помощи  пациенту, они заводят антимонии, выводят окружающих из терпения, занимаются  не тем, чем нужно.
 
В конце рейса пришла к капитану подписывать  документы. Он мне сказал, что не  будет  ворошить всю эту грязь ( наконец-то разумное решение). Наверное, на этом мои злоключения в этом рейсе закончились.
Еще полно  работы  до прихода домой. А работать на море, если мне еще раз  попадется такой руководитель и ему подобные ( "рыба гниет с головы")  больше не буду. Брошу  работу, где человек  - это  никто, а врач тем более.

Эпилог

По приходу  судна , меня назначили врачом на другое, которое  выходило в рейсы не более, чем на три -четыре месяца. Никаких нареканий по первому рейсу Водздрав мне не предъявил.  Дневальную уволили, боцмана  отдали под суд, а капитан получил выговор  без моего участия. Такого  "хорошего"  коллектива больше не попадалось. Всего  я проработала на море около 3-х лет.


Рецензии
Спасибо, Галина. Довольно интересно. Успехов Вам!

Влад Моро   16.09.2021 18:21     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и терпение прочесть эту реальную историю.С уважением!

Галина Зубарева   17.09.2021 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.