Гриша и Дима

ДИМА И ГРИША -  от пяти до десяти

За детьми надо записывать и не только от двух до пяти, а и потом.
Эти записки я вела в Москве с 1984 по 1986-ой год, жаль, что дальше не стала.
----------------------------
ЗИМА 1984 – Диме 4,5 года, Грише 7,5 лет

- Меня зовут Дима Энгельс, а настоящая фамилия Дмитрий.
Я кому-то пересказала Димино представление при нем. Все смеялись. Дима решил, что говорит как-то не так и стал представляться следующим образом:
- Меня зовут Дима Энгельс, а настоящую фамилию не скажу.
----------------------------
Дима гладит детсадовскую кошку ногой, одетой в валенок с галошей. Та, прижалась к стене, но тем не менее терпит.
Я. – Почему ты так ее гладишь?
Дима – А она больная, ее нельзя трогать руками, а то краснухой заболеешь.
----------------------------

Дима – Мы поедем к Асану? (Асан – мой старший брат и значит Димин дядя).
Мама – Да
Дима – А он все еще живет один?
Мама – Нет, он по-прежнему живет с твоими бабушкой и дедушкой.
Дима – Нет, я спрашиваю, он еще не женился?
Мама – Нет.
Дима – А я знаю, почему он не женится. Он хочет жениться на тебе, а ты уже замужем.
----------------------------

Дима хочет жениться на маме, когда вырастет. Умудренный опытом Гриша объясняет, что жениться на маме нельзя. Дима плачет, Тогда Гриша утешает его тем, что можно жениться на другой женщине и жить всем вместе, не уезжая от мамы. Дима долго не соглашается жениться на другой женщине, но убеждаемый Гришей все-таки успокаивается и соглашается.
----------------------------

Мы нашли в подъезде мягкую игрушку – кошку по частям: отдельно туловище, отдельно голову. Решили взять ее домой, вымыть, сшить и подарить какому-нибудь малышу, т. к. кошка выглядела совсем новой. Так и сделали. Но потом Дима дарить ее наотрез отказался, сказав, что он ее очень любит. Носит ее с собой, кладет спать в постель, показывает ей картинки в книжках. Когда ему сказали, что мы едем в гости к Асану, он заявил, что кошку возьмет с собой, чтобы познакомить ее с Асаном.
- Он ведь еще не видел киску!!!
----------------------------

КУКЛА МАРИНА.

Одновременно с киской Дима полюбил большую пластмассовую куклу Марину, У нее были волосы, закрывающиеся глаза с длинными ресницами. Одета она была в трусы и майку, которые сам Димка носил на первом году жизни. На том месте, где у нее было когда-то говорящее устройство (на спине) зияла круглая дыра. Гриша с Димой засунули в нее двух пластмассовых куколок-голышей, сказав, что это ее еще не родившиеся дети. Но вытащить назад они их не смогли, так она и осталась «беременной».
Дима принес ее на кухню и потребовал, чтобы ей дали есть. Я предложила ему накормить ее яблоком.
- Нет, надо настоящую еду.

Дима – Это моя племянница (про куклу Марину)
Папа – А кто ее папа?
Дима – Я
Папа – Как же ты ее папа, когда она твоя племянница? Если ты папа, то она твоя дочка.
Дима – Нет, это моя жена, а я ее папа.

Гриша, усаживая Марину на стул, нечаянно оторвал ей ногу. Сначала огорчился, но обнаружив, что в образовавшуюся дырку можно вытащить голышей, обрадовалсяю
- Дима, смотри, кукла рожает!
----------------------------

ЦВЕТНОЙ ТЕЛЕВИЗОР.

Дима еще раз доказал, что он чукча.
Мама – Дима, купим телевизор?
Дима – Купим.
Мама – Давай купим цветной телевизор!
Дима – Цветной мне нравится, давай купим цветной
Мама – А какой?
Дима – Синий…

13 декабря Илья купил телевизор. До этого у нас был чёрно-белый телевизор, который он «одолжил» у нас в институте, но для инвентаризации надо было отнести его назад. Решили купить свой. Мы хотели это сделать еще накануне, двенадцатого – в перерыве институтской сессии сходили в ГУМ, определили марку. Илья оформил в бухгалтерии бумагу на кредит и вечером пытался купить, но видел лишь некондиционные экземпляры. Но мысль засела в голову крепко, и утром к 9-ти часам он поехал в ГУМ, купил телевизор, принес на работу, а оттуда с Толиком привёз домой. Подключил, наладил и ушел на работу.
Далее события представлены в телефонных разговорах.

Разговор с мамой. Я звоню из института домой.
Гриша – (поднимает трубку и тут же спрашивает) Мама?
Мама – Да, это мама. Ну, как ты живешь?
Гриша – Хорошо. А у нас уже есть цветной телевизор!
Мама – Значит папа купил. Ты его не трогал?
Гриша – Нет. Я сижу в вашей комнате и читаю программку от спектакля «Снежная королева».

Разговор с папой. Папа звонит домой.
Папа – Гриша, ну как ты доехал?
Гриша – Хорошо.
Папа – Там стоит телевизор…
Гриша – Да, я уже видел.
Папа – Можешь его включить и посмотреть.
Гриша – Я не умею.
Папа – Я тебя научу. Под экраном есть ручки. Поверни левую верхнюю ручку…
Гриша – Я поворачиваю, а она не крутится..
Папа – Направо.
Гриша – А… Ну вот, трещит, а ничего не видно.
Папа – Ну. Подожди, сейчас будет видно. Поднеси трубку к телевизору. Только треск. Выключи и включи опять. Ну вот, заработал.
Гриша – Ой, папа, там написано: «Не забудьте выключить телевизор», надо выключить, а то будет пожар!
Папа – У тебя стоит не та программа, переверни на первую. Что, плохо видно? А ты покрути ручку под переключателем программ и …
И так далее..

Разговор с мамой.
Мама – Гриша, ты смотрел телевизор?
Гриша – Да.
Мама – Тебе понравилось?
Гриша –Да, особенно одна передача про деревню. Там говорится про замечательную деревню на «ы» заканчивается. Ты не знаешь?
Мама – Нет..
Гриша – Надо обязательно туда поехать..

Вечером, когда Дима вернулся из детского сада, Гриша показал ему телевизор, но не включил, так как «мама не разрешила».

Когда вернулись родители, все разговоры были о телевизоре.
Дима – А это цветной телевизор?
Мама – Да.
Дима – Вот хорошо. Я привык к цветному телевизору. Хотя я и не видел цветных телевизоров, но уже привык.

После передачи «Спокойной ночи, малыши» дети не выключили телевизор сразу, а смотрели дальше заставку. Я сидела в кухне и слышала, как при смене картинок они говорили: «А я думал, что это будет синим, а это красным…»

Дима спрашивает: «А мы не будем сдавать этот телевизор? Его нельзя сдавать.» (Предыдущие телевизоры были сданы в Институт).

Кроме всего прочего Дима убежден, что телевизор купил Гриша, так как он его обнаружил, придя домой, где был только телевизор и Гриша, который ему его важно продемонстрировал. Переубедить Диму нельзя.

----------------------------

Едем на автобусе вечером от дедушки Лёвы через Измайловский парк.
Дима – Какой лес густой! Это потому, что сейчас ночь. Лес всегда ночью густой, а утром - негустой.
----------------------------

Вспоминали, как в сентябре ходили с дедушкой в парк, катались на лодке.
Гриша – Это когда у меня понос был.
Дима– Да, Гриша был бедный, у него был понос, и мы из бедности пошли в парк.
----------------------------

Папа и Дима сидят на диване перед телевизором. Папа попросил Диму быть его подушкой, тот согласился, чтобы папа положил свою голову к нему на колени. Сидел тихо, гладил папины волосы. Потом попросил разрешения встать на минуточку. Вернулся и через некоторое время опять попросил.
- Можно я встану на минуточку, только на длинную. На длинную секундочку или на короткий часик?
----------------------------

По дороге в поликлинику
Дима – Я такой храбрый, что могу даже за горизонт смотреть. Могу даже Африку увидеть, даже Кобулети! (Мы там отдыхали летом).
Мама – Ну и что же ты видишь в Кобулети?
Дима– Море, пальмы.
Мама – А что ты видишь в Африке?
Дима – Великанов и пиратов.
----------------------------

Дима – Как хорошо, что Инка остается ночевать! Я завтра встану раньше всех, разбужу ее и буду с ней играть!
Утром:
-  Я на Инке попрыгал, а она не просыпается. Я на ней еще попрыгал, а она меня даже не стукнула, но повернулась и я упал. Я ей за это врезал и убежал.
----------------------------

Едем втроем в автобусе. На замерзшем стеклянном окне я рисую букву «А» и спрашиваю Диму:
Мама – Дима, это какая буква?
Дима – Не знаю.. А, это буква «А», я знаю.
Я рисую букву «Д» ниже.
Мама – А это какая буква?
Дима – Не знаю
Мама – Нет, ты знаешь, посмотри внимательно, она похожа на домик. Ну?
(Гриша шепчет Димке на ухо подсказку)
Дима – А, знаю! Это моя буква, я с нее начинаюсь. Это буква «Я»!!!
----------------------------

Гриша болел гриппом, лежал в постели и вырезал бумажный кукольный театр «Красная шапочка». С Димкой он обсуждал подробности будущей постановки.
Гриша – Ты будешь волком.
Дима – Не хочу быть волком!!!
Заплакал, прибежал к нам жаловаться. Я стала утешать Диму и попросила Гришу дать ему роль одного из охотников. Гриша, совершенно не веря в артистические способности Димы и в то же время желая его утешить, сказал ему очень довольный своей шуткой: «Я тебе дам роль ружья». Дима же, не поняв иронии, страшно обрадовался и весь вечер потом хвастался: «А я буду ружьем!»
На следующее утро он пришел к нам и сказал:
 «А я буду ружьем в спектакле. Гриша научил меня песне:
Тра-та-та, тра-та-та, начинается игра
Оловянные солдаты, вам в поход идти пора!
А как дальше? Не знаешь? А Гриша знает! Гриша уже вырос, ему играть в эту игру неинтересно. Потому, что он уже вырос. Когда вырастаешь, уже ничего не интересно», - обобщил он.
----------------------------

Дима очень много говорит о войне (видимо под влиянием телевизионных передач).

- Я ничего не боюсь, я только войны боюсь…

- Когда война начнется и всюду будут люди с ружьями ходить, мы тогда уедем в Кобулети и спасемся.

О Кобулети, где мы отдыхали летом, он вообще говорит очень часто. Для него Кобулети олицетворение рая на земле.

- А я знаю, как сделать, чтобы войны не было. Из-за чего была война с немцами? Из-за земли. А я немцев обману и дам им песка – вот войны и не будет!

- На войне много людей убили. Но потом врачи всех вылечили.
(Вообще любая мысль о смерти отвергается. Если в кино или в книге кто-то гибнет, то Дима тут же оговаривает, что его потом спасли).

- Войны больше не будет потому, что у нас уже была война! Мы ее перетерпели и больше не будет. А немцы остались. Немцы хорошие. Фашисты плохие. Фашисты любили немцев потому, что думали, что они тоже плохие.
----------------------------

Дима - Дедушка Андропов умер, а раньше соседка умерла. А сосед еще не умер.
----------------------------

Дима - Этой кукле я оторвал голову, когда мне было два года. А за два годика я не отвечаю Я теперь совсем другой.
----------------------------

Падает снег.
Дима - У меня на шарфе снежинки столпились как на базаре!
----------------------------

Дима одевает в валенок ногу с носком. Что-то не получается, он пыхтит, а потом в сердцах говорит: «У-у, какие носки неуклюжие!!!»
----------------------------

Дима– Мама, почему ты родила меня не первым?!
----------------------------

ЛЕТО 1984 – Диме 5 лет, Грише 8 лет

На Соколе, где мы живем летом 1984 года, Дима играет с детьми старше него. Они уверяют его, что умеют колдовать. Димка всем верит.

Вообще первые признаки такой веры в сверхъестественные явления обнаружились гораздо раньше, года в три, когда Дима, поражаясь моему умению понимать, что дети делали или делают в детской комнате, решил, что я умею смотреть сквозь стены, а потом даже стал толковать этот феномен расширительно, рассказывая окружающим, что его мама умеет не только смотреть сквозь стены, но и при необходимости проходить сквозь них. Сознание этой моей особенности не раз останавливало его в шалостях, я несколько раз слышала, как он говорил Грише: «Не надо, не будем этого делать, мама все увидит сквозь стену».
И вот на Соколе это получило дальнейшее развитие.

Как-то они играли с Гришей и Андрюшей на институтском дворе, который почему-то называют школьным. За ужином я спросила о том, что они там делали. Дима сказал, что обещал Андрюше об этом не рассказывать, в противном случае Андрюша превратит его в утку. По косвенным признакам я догадалась о том, что происходило на «школьном дворе» и эти догадки в утвердительной форме высказала Диме. Он заплакал: «Теперь Андрюша превратит меня в утку и меня убьет охотник. Я не хочу быть уткой!».

Диму уверили, что звезды, если их попросить, могут выполнить любое желание. Единственно, что мешает этому, это то, что ночью он спит.

- Вот дождусь как-нибудь ночи и попрошу звезды, чтобы они сделали, чтобы я был старше Гриши!

Играл целый вечер с девочками. Утром проснулся и расстроенный говорит: «Почему-то под подушкой нет большого яблока… А девочки говорили, что когда я проснусь, оно там будет…».
----------------------------

Дима – Девочки умеют на велосипедах летать высоко-высоко, прямо до бога.
Мама – А кто такой бог?
Дима – Не знаю.
Мама – А что же ты говоришь?
Дима – Ну, это который «слава богу».

Дима – Ангелы могут выполнить любое желание.
Мама – Ангелов нет.
Дима –Есть! Это звезды. Они могут. Ведь известно, что если попросить о чем-нибудь звезды, они это выполнят.
Мама – Ты что-нибудь уже просил?
Дима –Нет, ведь я же ночью сплю. А ангелы есть, их даже по телевизору показывали.

Дело в том, что Дима с Гришей по телевизору видели образцовский кукольный спектакль «Божественная комедия», где показано было юмористически сотворение богом человека. Там были и ангелы. Спектакль видимо произвел на Диму огромное впечатление. Отголоском этого просмотра был следующий разговор с папой:
Дима – Папа, откуда взялся самый первый человек?
Папа – От обезьяны.
Дима – Нет. От обезьяны могла появиться только обезьяна, а вот откуда взялся самый первый человек?
----------------------------

Диме четыре года. Мы с ним едем по бульварному кольцу от Пушкинской площади к бабушке на 31-ом троллейбусе. По дороге я ему рассказываю, как называются участки бульвара и памятники на площадях.
Подъезжаем к Никитским Воротам.
Мама – Вот видишь памятник?
Дима – Это памятник Ленину?
Мама – Нет, это памятник Тимирязеву, был такой ученый биолог.
Арбатская площадь.
Дима – А это памятник ученому?
Мама – Нет, это памятник Гоголю, русскому писателю прошлого века.
Кропоткинская площадь.
Дима – Этот памятник Гоголю?
Мама – Нет, это памятник Энгельсу.
Дима – Нашему Энгельсу?!?

Возвращаемся назад вместе с Гришей.
Подъезжаем к Кропоткинской, и Гриша, показывая на памятник Энгельсу, говорит Диме:
Гриша – Смотри, это памятник тебе.
Дима – Нет, не мне, это папе. Он же с бородой.
----------------------------

Папа с Димой ездили на дачу к бабушке. Папу вызвал дедушка, мой папа, переделывать электропроводку. Все были заняты: дедушка что-то копал и носил, Асан с Ильей занимались проводкой, бабушка возилась в огороде. Дима слонялся между ними и мешался. Подошел потом к бабушке и обратился к ней со следующей речью:
- Люди приезжают на дачу, чтобы отдыхать, а вы что делаете?!
----------------------------

Диму будят утром. Он потягивается и говорит: «Как вкусно спать…».
----------------------------

Дима – Мама, расскажи мне сказку.
Мама – Какую?
Дима – О невкусном колобке (это вариант сказки о колбке, придуманный Ильей. Там колобок, сделанный из чёрте-чего соскрёбанного по сусекам, страшно невкусный и его никто не хочет есть, все выплевывают, поэтому он остается цел и невридим). Ты помнишь? Нет? Я тоже нет.
Мама – Лучше ты мне какую-нибудь сказку расскажи
Дима - Давай рассказывать вместе.
Мама –Ну. Давай. Жили-были старик со старухой. Детей у них не было, и были они очень бедные и одинокие. Была у них только мышка под полом.
Дима – И вот старик говорит старухе: «Испеки мне колобок»
Мама – А старуха отвечает: «Как же я испеку, ведь у нас же ничего нет?»
Дима – Старик говорит: «А я заработаю денег и купим». На следующий день пошел и заработал.
Мама – Купили они продукты, и старуха испекла колобок и положила его студить на окошко. Вдруг выбегает мышка и говорит: «Дайте мне колобок, я очень голодная».
Дима – И они ей дали.
Мама – Тогда мышка говори: «За то, что вы мне отдали колобок, я исполню любое ваше желание».
Дима – Они говорят: «Сделай нас богатыми. И еще чтоб у нас был ребенок и чтоб мы были молодыми и никогда не умирали».
Мама – Очень хорошие желания, но мышка может исполнить только одно. Так что надо выбрать главное.
Дима – Я не знаю, какое главное. Что же делать? Что было дальше?
Мама – Так они до сих пор сидят и выбирают и выбрать не могут.
----------------------------

Дима пришел из детского сада и говорит.
- Я очень умный, но бестолковый. Так логопед сказала. Я самый умный. Я и еще один мальчик в группе.
----------------------------

Зима 1984 – 1985 г.г. – Диме 5,5 лет, Грише 8,5 лет

Дети с нетерпением ждут зимы: «Когда наступит зима? А зима уже наступила?»

Дима – Мама, ты любишь зиму?
Мама – Мне больше нравится, когда тепло.
Дима – Это потому, что ты большая, а дети очень любят зиму: можно в снежки играть, на санках, лыжах, коньках кататься…

Наступили морозы. Возвращаемся домой от бабушки. Димка ноет: «Мне холодно…»
Мама – Но ты же любишь зиму.
Дима – Нет, я уже люблю лето.

Оттепель. Идем домой из деткого сада. Дима:
- Сегодня так тепло было, прямо жара, бабье лето. А зимой бывает бабье лето? Нет? Тогда это, наверно, дедье лето. Ведь должно быть дедье лето, раз есть бабье.

Утром поднимаю детей. Пока я суечусь со сбором Гриши в школу, Дима продолжает лежать в постели. Он лежит, натянув одеяло до подбородка и что-то бубнит. Мне наконец стало интересно, что же он там говорит, и я прислушалась. Вот что я услышала:
- Было бы лето, валялся бы целый день на травке… Было бы лето, валялся бы целый день на травке… Было бы лето, валялся бы целый день на травке...
----------------------------

Гриша пытается воспроизвести слово «производительность».
- Производикция, нет, производиция, нет, произвоция…

Слайды он назвал съялдами.

Димины словечки:
«Продавщиха» о продавщице.
«Дай я доузорю», то есть дорисую узор.
«Где драконоколитель?», то есть щипцы для колки орехов в форме дракона.
«У нас теперь целый змеинец!» - Когда нам подарили «волшебную змейку» Рубика, ставшую в доме третьей.
----------------------------

Учимся дробям.
Мама – Дима, у нас пять яблок..
Дима – (рассеянно) Сколько у нас яблок?
Мама – Пять. А нас три человека. Как нам разделить яблоки поровну, чтобы всем одинаково досталось?
Дима – Нужно два отложить.
Мама – Это хорошая мысль, но надо разделить все яблоки.
Дима – А, догадался! Надо яблоки все разделить на половинки и раздать поровну.
Мама – Но тогда останется лишняя половинка.
Дима –А когда придет Гриша, мы ему отдадим эту половинку.
Мама – Но Грише достанется только одна половинка, а нам по три половинки.
Дима – Тогда мы Грише оставим два яблока, а сами съедим по две половинки.

Мама – Дима, а можешь одно яблоко разделить на троих.
Дима – Могу. Надо разделить его на три половинки.
Мама – У яблока только две половинки.
Дима – А, догадался. Надо разделить его на три лодочки..
Мама – Ну, нарисуй их.
Дима – Пожалуйста (рисует)
Мама – А это почему такая маленькая долька?
Дима – Это она так повернута. А она одинаковая.

Мама – Дима, а вот у нас три яблока, а разделить надо на четверых и еще Грише оставить. Как это сделать?
Дима – Надо разделить на половинки и всем дать по половинке.
Мама – Но у тебя вот половинка лишняя осталась..
Дима – А мы ее гостям оставим.

Мама – Дима, что тяжелее, килограмм желаза или килограмм сена?
Дима – Железо тяжелее.
Мама – А что тяжелее, килограмм риса или килограмм соли?
Дима– Килограмм риса. Соль она такая мелкая..
Мама – А что тяжелее, килограмм соли или килограмм сахара?
Дима – Одинаково. Они такие рассыпчатые. Правильно?

Мама – Дима, что за слово здесь написано?
Дима – (долго смотрит). Это ЛЕТО. У меня сначала в голове все смешалось, а потом собралось и получилось ЛЕТО. (До этого он это слово никогда не читал и вообще испытывает большие трудности с этим делом)
Мама – Молодец, правильно. Разбери его на буквы. Какие это буквы?
Дальше идут мучения: Дима не может сложить Л и Е, читает ТОП на конце, или получает ЛЕОТ, и все это с большим скрипом.

С другими словами тоже сложно.
Папа – Дима, а вот тут я написал слово. Это то, что ты очень хочешь.
Дима – (не глядя)  Знаю. Это МОРОЖЕНОЕ.
Папа – А если ты его сам напишешь, то ты его получишь.
Дима – С легкостью.
И действительно написал почти с легкостью. А потом написал его еще раз уже для меня.
Папа – Молодец, Дима. Ты сейчас хочешь мороженое?
Дима – Нет, когда Гриша придет.
----------------------------

23 февраля 1985 года. Дима звонит по телефону с Маяковки по очереди дедушке и дяде Эдику (он вообще очень любит это занятие) и поздравляет их с праздником вооруженных сил и военно-морского флота, а попросту с днем советской армии. Но он не может по-простому:
- Дедушка, поздравляю тебя с военно-морскими силами и день рождения советской армии!
После того, как я поправила.
- Эдик, поздравляю тебя с днем советской армии и с морским флотом!
----------------------------

М – Дети, давайте быстрее, мы уже опаздываем к бабушке на полчаса.
Гриша – Зато мы там на полчаса меньше пробудем и на полчаса будем меньше действовать ей на нервы.
----------------------------

Дима ковыряется вилкой в тарелке с картофельным пюре.
Мама – Дима, не строй горы из картошки.
Дима – Это не горы.
Мама - А что это?
Дима – Это кумкан?
Мама – Какой кумкан?
Дима – Ну, где лавина.
Мама – Какая лавина?
Дима – Ну такая, раскаленная.
----------------------------

Дима радостно (пришедшей Инке):
- А у Гриши землятресение мозга!!
В дальнейшем варианте «А у Гриши мозготрясение»
----------------------------

Дима играет в солдатиков на коврике, сопровождая игру собственными песнями.
«Русские, русские,
Мы будем бороться
За красную звезду.
А красная звезда –
Это красная земля.
В крови немцы падают,
Падают, падают,
А русские встают.
Немцы убиты,
А русские только
Притворяются.
Русские, русские,
Мы будем беспощадны.
Вскакивают русские,
Вскакивают немецкие
На бой полусмертный
И только погибнут
Немецкие, немецкие,
Русские устоят.»
----------------------------
- Немецкие сбежали от фашистов и стали антинемцами. А отсюда они уже не сбежали. Тут их лучше кормили.
----------------------------

Мы с Димой шли по улице Чехова. Было уже темно. Дима пел бесконечную песню собственного сочинения, как всегда в последнее время про войну, и традиционно начинающуюся словами «Мы русские, мы русские…» Я не очень прислушивалась. Когда он закончил, сказал:
Дима – Ну вот и спел я про две войны. А была еще война? Я не знаю. Если бы я знал, я бы еще и про нее спел.
Мама – Ты молодец, хорошие песни поешь.
Дима – Это потому, что я пою и думаю. И когда я рисую, я думаю. Поэтому у меня так хорошо получается.
----------------------------

Дима много и с удовольствием рисует, правда порой однообразно. Так, начав рисовать солдат, он их нарисовал целый полк (правда, все разные). Но его можно сбить и на серию. Так, серия «Нечистая сила» включила в себя
1. змея-горыныча - трехногого страуса с тремя длинными шеями с маленькими головками, из которых вырывается огонь,
2. бабу-ягу - молодую желтоволосую тетеньку в ступе и с метлой
3. кикимору с руками, свисающими до пяток,
4. лешего, похожего на пень и
5. веселого беса.
Рисуя, казалось бы одно и то же, он развивает тему. Из десяти его жар-птиц нет двух одинаковых. Различаются и солдаты на конях, больше смахивающих на волков.
----------------------------

Дима утром, еще лежа в постели:
- Как рисовать хочется!!!
----------------------------

Элла, моя сослуживица, рассказывает:
Вчера звонила тебе домой. Подошел Гриша. Я его спрашиваю:
«Мама дома?».
Он говорит "Нет".
«А когда придет?»
«А черт ее знает?», сказал ребенок и повесил трубку.

Другая история. Телефон звонит. Гриша подходит к телефону.
Гриша – Алло.
Наташа – Мама дома?
Гриша – Нет
Наташа – А когда она придет?
Гриша – Не знаю
Наташа – А папа?
Гриша – Еще позже.
----------------------------

Дима нарисовал замечательного дракона со многими головами, а фон закрасил каким-то ядовито-малиновым цветом.
М – Это он что, в марганцовке купается?
Д – Нет, это добрый дракон, он сторожит свекольное поле.
----------------------------

Разговор с мамой
Дима – Ты скоро будешь директором института (утвердительно).
Мама – Нет.
Дима – Почему? (опешил).
Мама – Не хочу.
Дима – Да, забот, хлопот много. А ты обойди директора института и стань его начальником.
----------------------------

В магазине, где Дима ко всем пристает, вертится, шумит и т.п.
Мама – Дима, мое терпение уже кончается. Я очень жалею, что взяла тебя с собой, а не оставила дома.
Дима – Я его сейчас поправлю. Я просто не буду баловаться.
----------------------------

Мама – Дима, почему твоя глокая куздра будланула бокра и куздрячит бокренка?
Дима – (сначала опешил, а потом нашелся). А это не моя куздра, а твоя.
Мама – Нет, моя куздра дома сидит, это твоя.
Дима – (подумав немного) Это ты. Я твоя глокая куздра, и я сижу дома, потому что болею. А ты моя, и ты все время куда-то уходишь...
----------------------------

Дети обожают рассказывать анекдоты друг другу. При этом смеется и тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает, взахлеб, хотя над чем, присутствующему при этом взрослому понять невозможно.

При Диме взрослые рассказали анекдот: «Шум на площади. Графиня Волконская спрашивает у служанки, что происходит. Та отвечает: «Революция». «А чего они хотят?». «Чтобы не было богатых». «Мой дед тоже когда-то вот так выходил на площадь, только он хотел, чтобы не было бедных».
Через некоторое время я услышала, как Дима пересказывал этот анекдот (длинно и нудно), но вместо графини Волконской там фигурировал король.

----------------------------
Беседы о политике. В троллейбусе громко:
Дима – Если на нас нападут, Америка нам поможет, ведь они наши друзья.
Я пытаюсь в доступной форме обрисовать политическую ситуацию и расстановку сил в мире.
Дима – Но ведь во время войны они же нам помогали!!!
----------------------------

ЗИМА 1985

В течение двух недель происходят следующие разговоры о смерти:

Дима – Когда ты умрешь и бабушка, для меня будет большое горе. Когда бабушка умрет, я неделю не буду ходить в детский сад. А когда ты умрешь, я не буду ходить на работу.

Дима – (за обедом) Когда ты умрешь, и когда папа умрет, я сам вас похороню. На Соколе. Вырою могилу и похороню.

Дима – Мы с Гришей заработаем много денег.
Мама – Зачем?
Дима – Чтобы поставить вам на могиле памятник.
Мама – А зачем надо ставить памятник?
Дима – Чтобы помнить о вас?
Мама – А без памятника ты обо мне забудешь?
Дима – Нет, конечно, не забуду, но надо памятник.

Я мою открытое окно, стоя на подоконнике седьмого этажа. Дима вертится рядом и пристает.
Мама – Дима, отойди, мы меня отвлекаешь, я могу оступиться, и тогда ты будешь долго плакать? Сколько ты будешь плакать?
Дима – Месяц.
Мама – У тебя слез не хватит. Это же сколько воды надо.
Дима – А я буду плакать через день.
----------------------------

У детей обостренный интерес к своему прошлому, которого они сами уже не помнят. Расспрашивают у меня, а потом с удовольствием пересказывают приходящим в дом гостям: «Когда я был маленьким....»

Гриша настойчиво уговаривает меня, что-то сделать...
Мама – А почему я должна это делать?
Гриша – Но ты же наша мама!
Мама – А может быть я не ваша мама? Откуда ты знаешь?
Гриша – (сначала опешив, представив себе такую непредставимую возможность) Но как же, ведь ты так много о нас знаешь! Откуда ты можешь знать подробности о том, как мы росли!
Удивительно, что именно мои предыдущие рассказы о каких-то мелочах, относящихся к их раннему детству, являются для Гриши наиболее убедительными аргументами нашего близкого родства, а не наше, почти зеркальное сходство.
----------------------------

ОСЕНЬ 1985 – Диме 6 лет, Грише 9 лет

Папа – Дима, ты маленький?
Дима – Для малыша я большой, а для тебя маленький.
----------------------------

Бабушка читала Диме какую-то книжку про трех детей, потом спрашивает:
Бабушка – Дима, ты хотел бы, чтобы у вас был третий ребенок?
Дима – Нет.
Бабушка – Почему?
Дима – Мы его не прокормим.
----------------------------

Папа – Дима, кем ты будешь, когда вырастешь?
Дима – Психологом.
Папа – А кто такой психолог? Что он делает?
Дима – Я не знаю. У меня папа психолог, а я хочу, как папа.

Папа – Гриша, кем ты хочешь быть?
Гриша – Спелеонтологом.
Одно время он хотел быть палеонтологом и этим ответом приводил в оцепенение жителей города Кобулети, а потом спелеологом. Теперь, оказывается, «спелеонтологом».
----------------------------

Папа зимним темным утром будит Диму, чтобы идти в детский сад.
Папа – Дима, я тебя люблю.
Дима – Не стоит меня из-за этого будить.
----------------------------

Дима рисует большое батальное полотно – бой добрых сил страны Мифландии с василисками (это иллюстрация к сказке Дж. Даррела «Говорящий сверток»). Он постоянно подзывает меня, чтобы показать, какую новую деталь он придумал: лавандовый автомат (вместо лавандового пистолета), подбитого василиска, морского змея Освальда, проламывающего стену крепости и т.п. В очередной раз он подозвал меня и показал ядовитого лунного тельца (который и производит лавандовую воду, в другой раз кукую-то странную фигуру, сидящую верхом на этом лунном тельце.
Мама – Дима, кто это?
Дима – Это ядовитый крокодил Гена (смеется). Я пошутил. Это грифон.
----------------------------

По радио звучит какая-то бойкая песня про бабушку, какая она хорошая и как ее любят. Дети внимательно слушают, а когда музыка замолкает, Дима убежденно говорит: «А у нас мама есть!»
----------------------------

Дима – У Кости очень красивая мама, самая красивая на свете. Она, наверное, даже красивее тебя (сказал и посмотрел на меня с ужасом, ожидая, что его поразит громом за это кощунственное высказывание).
----------------------------

Гриша рисует грандиозную картину на ватманском листе бумаги, сводя воедино всех древнегреческих богов, изображая каждого из них с характерными для него предметами в характерной обстановке: Посейдон в море с трезубцем, Феб в виде солнца, Селена в виде луны, Артемида с луком, Гефест с молотом, поднятым над наковальней и т.п. Вакха он изобразил с зеленой бутылкой, а рядом с ним поставил двух сатиров, назвав одного из них Сатирой, а другого Юмором.
----------------------------

Гриша – Мама, оказывается в армии очень трудно.
Мама – Я знаю.
Гриша – А я только недавно узнал. Раньше я хотел пойти в армию, а теперь не хочу. Как бы сделать так, чтобы не ходить в армию?
----------------------------

Гриша стал приходить домой каждый день из школы в половине седьмого вечера потому, что после уроков ехал сразу в детскую библиотеку им. Ломоносова (иногда забыв пообедать) и сидел там до закрытия в читальном зале. Я сердилась, отчитывала его. Провожая утром в школу, спрашивала: «После уроков куда?» « Домой»,- говорил он. «А в библиотеку?» «Не пойду». Но все равно шел. Когда я вечером спрашивала о том, почему он нарушил обещание, он говорил: «Я сам не знаю как, я хотел идти домой, но у меня так получилось...» или: «Я шел домой, но когда проходил мимо библиотеки (а обычная дорога совсем не проходила мимо библиотеки) я увидел, что в нее входит группа ребят на экскурсию и тоже пошел послушать». И так каждый день: то в библиотеке клуб кота Леопольда, то мультфильмы показывают, то выступление детского писателя... Тогда я стала заходить за ним в библиотеку по дороге с работы домой и вытаскивать его хоть на час раньше. Я просила библиотекарей выгонять его домой. Они обещали, но при этом говорили: «Он такой хороший мальчик, столько всего знает, он для нас как член семьи». А одна сотрудница рассказала:
 - Такой случай с ним произошел. Выступал у нас здесь один детский писатель, так, неизвестный. Вон от спрашивает: «Ребята, был ли кто-нибудь из вас когда-нибудь влюблен?». А ребята-то третьеклассники. Молчат. Один Гриша руку тянет:» Я! Я был влюблен!». Писатель посмотрел на него и говорит: «Тогда ты меня поймешь».
«Мы так смеялись», - закончила она свой рассказ.
----------------------------

АПРЕЛЬ – МАЙ 1986

В институте установили японские индивидуальные компьютеры, которые все по-простому называют по имени их производителя «ямахами». Ребята из матотдела добыли набор игр в дополнение к той, что уже была заложена в них изначально - игре «Детский парк», в которой забавного мультипликационного мальчика поджидали на каждом углу ужасы и напасти: снежинки, убивающие с первого удара, шары, катящиеся за ним с трагической неотвратимостью, пруды-омуты, неверные кочки и т.п. Игр стало изрядное количество. В итоге комнатка в подвале, где установили ямахи, превратилась в игорный дом, в народе «Монтекарловка». Гриша, прослышав об этих всех делах, очень захотел поиграть на машине и постоянно напоминал о своем желании. Но, когда он все-таки очутился в Монтекарловке, уже через 5 минут сидения перед экраном, он сказал, что устал и не может больше играть. Ему было физически плохо: болела голова, вид был утомленный и измученный. В следующий раз, однако, ничего подобного уже не было. Два или три раза он приходил играть на "ямахе" в игры с лабиринтами, с каратистами и т.п. Однажды, когда я с ним выходила из института, мы встретили Ямпольского, и он, узнав, где был Гриша, спросил у него: «А ты не хочешь учиться программированию?» Гриша потом спросил у меня, что это такое, и я, как смогла, объяснила ему. При этом я привела пример из переводного учебника по программированию, где детям предлагалось двигать по экрану черепашку, задавая параметры ее движения. Эта черепашка поразила воображение Гриша. Несколько дней он мечтал о том, как он запрограммирует черепашку бежать со скоростью гепарда, взбираться в горы и т.д. Но самое удивительное, что спустя неделю он заявил, что в среду пойдет в кружок программирования. Его мечтания были услышаны руководительницей кукольного кружка (который он посещал в ближайшем доме пионеров) и та сосватала Гришу своей сестре, руководившей, в свою очередь, кружком программирования в другом правда районе. В среду я поехала вместе с ним. Кружок оказался на Полянке в доме комсомольца и школьника. В дальнейшем же Гриша ездил один туда и обратно.
Дети в кружке были старше (4-5 класс) и опытнее – они занимались с начала учебного года, а Гриша пришел в кружок весной. Они ему помогали. Он делал программу рисования Чебурашки, записывал в специальную тетрадочку правила ввода, обозначения, символы и т.п. Ужасно расстроился, когда однажды ему не хватило компьютера. Интересно, что будет в следующем году?
----------------------------

Дима, уезжая на дачу с детским садом, все повторял:
- Гриша – везуха, он-то живет на даче у бабушки и каждый день может купаться.

Сам Дима перед этим полтора дня тоже провел у бабушки на даче и за это время купался в пруду четыре раза. Когда я его забирала, он хвастался:
- Смотри, как я научился плавать!
С этими словами он, отчаянно вдохнув воздуха, закрывая глаза и молотя по воде руками, проплывал метр с небольшим пока воздуха хватало.
Гриша же действительно научился плавать, переплывал пруд поперек, но пока еще по-собачьи. Особым предметом его гордости были прыжки с мостика. Он мне их продемонстрировал шесть или семи видов, из которых каноническими были только «солдатик» да «бомба», но и она получалась у Гриши как-то коряво, остальные же были вовсе какие-то растопырки.

По дороге с дачи на станцию (добрых полчаса) мы с Димкой пели «Коричневую пуговку», песню о мальчике Алешке, нашедшем на дороге пуговку с нерусскими буквами, по которой и поймали шпиона. Когда мы уже спели последние слова: «В Алешкиной коллекции та пуговка хранится. За маленькую пуговку ему большой почет», Димка сказал мечтательно: «Теперь он может маму с папой не слушаться. И даже директора школы!!!»
----------------------------

- Дурахман!  Дурахман!!!, - Димка бегает по лагерю в Дагестане, ищет своего любимого инструктора Абдурахмана.
----------------------------

Дима прокатился на лошади. Возбужденно делится впечатлениями:
- Я хорошо держался! Я всегда хорошо держусь, когда катаюсь на лошади!
----------------------------

1-го сентября встречаю Диму-первоклассника из школы, спрашиваю, понравилось ли ему:
- Очень понравилось! Это самый счастливый день в моей жизни!
----------------------------

СЕНТЯБРЬ 1986

Я детям рассказала о Пушкине, в том числе и о его смерти, а также о стихотворении Лермонтова по этому поводу.
Через несколько дней мы сидим на кухне за круглым столом втроем: я, Дима и папа.
Дима – А Пушкин и Лермонтов братья?
Папа –(саркастически) Нет, только однофамильцы.
Дима – Да-а-а-а???
Я вмешиваюсь в беседу, т.к. не люблю, когда детям пудрят мозги с одной стороны, и дети проявляют глупость с другой стороны.
Мама – А какая фамилия у Пушкина? (ожидая, что Дима ответит «Пушкин», тогда я спрошу о фамилии Лермонтова, а потом с пафосом: «Разве они одинаковые?)
Но Дима не так прост, и на мой вопрос он, не задумываясь ни на минуту отвечает:
Дима – Толстой.
Папа – Что-о-о?!!
Дима –(уже неуверенно) Ну.. Лев..
Папа – (мне) Вот это да!
Я пытаюсь внести ясность:
Мама– Дима, а какая фамилия была у Энгельса?
Дима – Фридрих.
Мама – Ну, а моя какая фамилия?
Дима – Не знаю. Рашидовна...
Мама – А у тебя?
Дима – (тихо) Ильич
Папа – А у меня?
Дима – Львович...
Пауза, в которой мы с Ильей не знаем, что и сказать.
Дима – А-а-а...У папы фамилия Энгельс и у меня тоже. Я совсем запутался. Ведь папа сказал, что Пушкин и Лермонтов однофамильцы, и я не понял.
----------------------------

После того, как я рассказала детям о первом поэтическом фестивале, на котором я побывала, состоялся следующий разговор:
Дима – Мама, а Бунимович известный поэт?
Мама – Он не очень известен, но в поэтических кругах его знают и ценят как хорошего поэта.
Дима – А он известнее, чем Окуджава?
Мама – Нет, менее.
Дима – А потом когда-нибудь он будет таким же известным?
Мама – Я думаю, что вряд ли.
Дима – А есть поэты менее известные, чем Бунимович?
Мама – Конечно, есть. Есть много поэтов, о которых знают лишь их близкие.
Дима – Они были бы счастливы, если бы  они были известны как Бунимович?
Мама – (мое терпение лопается) Что за глупости ты спрашиваешь, более, менее, какая разница?
Д – Да я просто так.

Через несколько дней:
Дима – А Борис Вениаминович – известный художник? (Борис Вениаминович – руководитель художественного кружка во Дворце пионеров, куда дети ходят раз в неделю).
Мама – Я не знаю.
Дима – Ну, он так же известен, как Бунимович?
----------------------------

ДЕКАБРЬ 1986-ЯНВАРЬ 1987 – Диме 8,5 лет, Грише 10 лет

В качестве противоядия от официального чествования Пушкина, которое ничего кроме отвращения вызвать не может, я читаю детям Пушкина на ночь перед сном. Еще в прошлом году мы читали «Руслана и Людмилу" и «Полтаву» (после поездки в Батурин).
Прочли «Евгения Онегина», а затем всю его прозу от «Дубровского» до «Капитанской дочки», «Повести Белкина». Идёт как приключенческие сказки. Когда прерываюсь на сон – долгое нытье «ну, ещё страничку...» Такое сопереживание. Ленского и Капитаншу оплакивали настоящими горькими слезами. Впереди поэмы и трагедии, но после перерыва.
----------------------------

Мой дядя Ахмед, приехавший в гости в дедушке,  Диме:
Ахмед – Вот мама родит еще девочку...
Дима – Как же, от нее дождешься!
----------------------------

Большая радость! Гриша впервые окончил четверть с четверкой по русскому и вообще фактически без троек (по рисованию не считается), поднял все оценки на балл. Но еще большая радость, что нет скандалов в школе ни с одноклассниками, ни с учителями. Жалобы радуют: «разговаривал на уроке», - подумаешь!
----------------------------

Диму записали в школу олимпийского резерва по плаванию при нашем дворце пионеров. Туда берут всех детей определенного года рождения, не боящихся воды, и чей рот выше уровня воды в бассейне (115 см). Потом отсеивают. Дима горд и счастлив, а на просмотре оказалось, что он еще и умеет плавать на спине, по-настоящему.
Через некоторое время Гриша дал эмоциональную реакцию на это событие. Он тоже хочет плавать. Я говорю, куплю абонемент. Гриша – не хочу абонемент, там не учат плавать, хочу в школу олимпийского резерва. Я – я тебя уже туда записывала, но тебя выгнали за поведение. Гриша – запиши еще раз. Я – твои сверстники уже имеют 1-2 разряд. Начинающих твоего возраста больше не берут. Гриша – меня несправедливо выгнали, ни за что, - и в рев.
Дима – Гриша, я научусь сам и тебя научу, не плачь!
----------------------------

Папа рассказывает о том, что ему вручили грамоту от общества «Знание».
Дима – Папа, ты так проберешься сразу в члены бюро (видимо нечто среднее между членами партии и членами политбюро, одним словом, начальство).
----------------------------

Едем с детьми к бабушке. По дороге Гриша говорит:
Гриша – Знаешь, всегда, когда я говорю с бабушкой, она обязательно мне несколько раз повторит, что надо хорошо учиться, что надо слушаться маму, что надо...
Мама – Конечно, она боится, что ты об этом забудешь, или может ты об этом не знаешь. А кто тебя просветит, как не родная бабушка.
Гриша – Спорим на 5 копеек, что как только мы приедем, она все это мне опять скажет!
Мама – Не буду, мне 5 копеек самой пригодятся, чтоб тебя на метро провезти.
Когда приехали, я пересказала разговор с Гришей бабушке и дедушке. Посмеялись, и надеюсь, теперь бабушка воздержится на некоторое время от наставлений.
----------------------------

Гриша, наверное в силу хорошего к нему отношения в библиотеке, добыл там замечательную книгу Толкина «Хранители колец». В первый же вечер я им прочитала первую главу, а на следующий день уехала в Смоленск читать лекции от общества «Знание» на три дня. В мое отсутствие папа, который не любит это занятие, читать не стал, и эту функцию взял на себя Гриша. Он сам читал вслух Диме. Иногда при этом возникали такие ситуации:
Дима смотрит по телевизору мультфильмы. Гриша, горя от нетерпения читать, гонит его в комнату.
Гриша – Да, брось ты этот мультфильм! Пойдем лучше читать!
Дима – Иди сам.
Гриша – (чуть не плача) Но ведь я прочитаю, а потом мне придется тебе опять читать!
Когда же я приехала назад, оказалось, что Дима заболел. Его пришлось отправить на «санаторное» лечение к бабушке. Гриша очень расстроился и требовал вернуть Диму назад, т.к. не мог себе позволить читать книгу без брата, а страшно хотелось. Замечательный человек Гриша!

 


Вот так. Дальше было не менее интересно, но не было записано

Дима не дожил до 16-ти лет. На тренировке по академической гребле его лодка, находясь на изгибе реки на неправильной стороне чтобы ослабить усиленное половодьем течение, а на реке тоже действует правило правостороннего движения – столкнулась со встречной баржей. Тренер, который обычно сопровождает юниоров на катере, как раз отлучился – ему позвонили с другой лодки и попросили помочь. Были уже сумерки. Диму искали с вертолётом. Тело нашли в 10 км по течению только через три недели. Напарник Димы выжил.

Гриша сказал: «Если бы тело не нашли, я бы стал физиком, изобрёл машину времени и за минуту до столкновения спас бы Диму из лодки».



ВОСПОМИНАНИЯ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ ФИШГОЙТ, написанные по моей просьбе после смерти Димы.

Апрель 1995 года.

Когда мы познакомились с Димкой, ему было 5,5 лет. Незадолго до этого его родители переехали в наш дом. Это была осень 84-го года, и я только что начала заниматься с детьми художественным творчеством.

Студия находилась на первом этаже нашего дома в небольшой квартире. Дима и Гриша были одними из самых частых посетителей в течение 2-х или 3-х лет. Димка любил работать на больших листах, он очень смело обращался с красками и всегда знал, чего хочет.

Однажды я рассказывала детям про Благовещенье, и Дима тотчас велел нести ему большой лист бумаги и очень скоро на нем появились изображения двух фигур, и у одной из них были крылья. Цвета для этой картины мы подбирали яркие и звучные, красные, розовые, оранжевые и синие. Потом, когда краска подсохла, Димка сделал пастелью орнамент крыльев, где-то обвел контуры и получилось очень красиво. Мы повесили эту картину на самое видное место.

Надо сказать, что в те времен наша студия находясь под постоянной угрозой со стороны общественников нашего дома (коммунистов с большим стажем), которые время от времени врывались с проверками. Всякая детская работа на религиозную тему могла послужить поводом для очередного скандала и очередного доноса. Поэтому мы с Димкой и его мамой придумали конспиративное название для его картины: «Дюймовочка и Майский Жук».

Однажды Димка решил написать мой потрет. Лицо получилось даже немножко похоже. Но потом на голове стали вырастать крылья. «Это чтобы вы могли полететь в Африку», - пояснил Димка, «тут у вас на голове будут окошки, в этом тигры, в этом слоны, а тут другие африканские звери».

Димка рисовал быстро и много, за одно занятие мог создать большое живописное «полотно» очень красочное и всегда своеобразное. Мы обычно делали работы на темы сказок или древних мифов.

Но однажды Димка пришел на занятие и сказал: «Сегодня я не буду работать по теме, а хочу нарисовать картину по своей фантазии». Он взял маленький листочек, и через некоторое время на нем появился серп и молот. Я удивилась: «Зачем ты это нарисовал? Причем тут фантазия?». Тут, заинтересовавшись, подошел мой сын Петя. «Какая-то ленинская гадость», - жизнерадостно заявил он. Димка очень обрадовался, они с Петькой стали подпрыгивать и кричать: «Ленинская гадость, ленинская гадость!». Тут к ним присоединились и другие дети. На этом занятие закончилось.

Однажды в Доме пионеров, при котором числилась наша студия, меня попросили или обязали провести занятия по военной тематике. Я огорчилась, но делать нечего. Зато мальчишки восприняли эту идею с большим энтузиазмом. Сразу стали появляться красочные листы с танками, самолетами, ракетами, пожарами. Димка и в этом остался верен себе: танки у него летали по небу на крылышках, а самолеты ходили по земле пешком, кое-где у танков появлялись глаза, рты и уши, и на всем были нарисованы красные звезды. Уже потом, когда мы покончили с военной тематикой, красные звезды появились и на руках у Геракла и на теле Прометея.

Однажды Димке захотелось нарисовать военных всадников. Он некоторое время с увлечением рисовал, а потом объявил: «А теперь я буду рисовать усы командиру». И, видимо, провозгласил он это так торжественно, что все дети в студии побросали свои работы, окружили Диму и, затаив дыхание, стали смотреть на появление усов. И Димка, почувствовав себя в центре внимания, не стал себя уговаривать, и если вначале усы были размером с лошадь, то потом они постепенно заняли весть лист, образуя сложные узоры и зигзаги.

Иногда Димка приходил на занятия совершенно измученный и усталый, и у него не было никакого желания рисовать. Как-то он начал новую работу, но не знал, что делать дальше. Я ему говорю: «Давай, я немного побезобразничаю на твоей картине». Я зачерпнула кистью побольше краски и стала красить сама не знаю что. А Димка очень загордился и говорит: «Ирина Викторовна безобразничает на моей работе». Потом это у него вошло в традицию, и Димка время от времени говорил: «Ирина Викторовна, побезобразничайте, пожалуйста, на моей картине».

Во дворе нашего дома была и есть большая помойка. Я всегда очень ее любила, потому что на ней можно было найти много прекрасных вещей для студии. Оттуда мы с детьми приносили дощечки, кафельные плитки, каркасы старых люстр, из которых потом можно было сделать цветок лотоса или страшного пса Кербера, стража царства мертвых. Как-то ко мне в студию заглянула соседка и сказала: «Там к вам два мальчика что-то с помойки тащат и плачут. Тащат и плачут». Я выхожу навстречу, вижу: совершенно зареванные Димка и Гришка без варежек тащат огромный рулон линолеума для линогравюр. Потом Дима сделал замечательную гравюру, которую мы назвали «Солдат и ваза». На переднем плане во весь лист изображена ваза с цветком, а за ней солдат, напоминающий и вазу и цветок одновременно.

Как-то у нас было занятие, посвященное искусству Древнего Египта и представлениям египтян о загробном мире. Мы смотрели диапозитивы, и я рассказывала о том, как умерший совершает путешествие по загробному миру и предстает перед судом Осириса, бога загробного царства. Вдруг в тишине раздалось прерывистое дыхание. «Дима, немедленно перестань!», - закричал Гриша. Дима перестал, но пока я не закончила рассказ, мы то и дело слышали Димкино громкое дыхание.

Дима часто заходил к нам в гости. Наша квартира находилась в том же подъезде, что и студия. Они с Петькой часто вместе играли. А когда у меня родился второй сын Лева и немножко подрос, Петя и Дима учили его ползать. Димка это делал с таким мастерством и проворством, что Лева, глядя на него, очень скоро тоже немножко научился ползать, и тогда Димка решил устроить соревнование. Это было удивительное зрелище, Димка, Петя и маленький Лева в ползунках ползли наперегонки. И, конечно, неизменным победителем был Димка, а побежденным... наша соседка снизу, у которой в результате этих соревнований с потолка сыпалась штукатурка.

Однажды Димка пришел к нам в воскресенье утром. Я ему открыла дверь, он зашел в комнату, где спал мой муж и очень вежливо спросил его: «Скажите, пожалуйста, вы случайно не знаете, где мои очки?» Боря спал и нечего не ответил. Дима немного подождал, потом столь же вежливо повторил свой вопрос. Не получив ответа и на этот раз, Димка очень возмутился: «Сплючка!», - сказал он, повернулся и вышел из комнаты.

Однажды Димка к нам пришел днем. Петьки дома еще не было, я возилась на кухне, а Димка остался играть в комнате один. Мне всегда нравился рисунок на срезе помидора, он похож на крепкое ветвистое дерево с крошечными листочками. Розовое дерево на красном фоне. И мне хотелось, чтобы кто-нибудь из детей это нарисовал. Я разрезала помидор и понесла его Димке. «Вот, - говорю, -Дим, смотри». Димка быстро взглянул на меня, на помидор и молниеносно запихал его в рот. Я кричу: «Дим, ты что, я хотела показать тебе, как красиво!» «А-а! _ сказал Дима, осторожно вынул помидор, внимательно взглянул не него, - Да, действительно красиво», - сказал он и положил его обратно в рот.

Как-то у меня появилась идея поступить в художественный институт. Я стала готовиться к поступлению, начала заниматься с педагогом рисунком. Однажды мне было дано задание штриховкой изобразить шар со всеми тенями, полутенями, бликом и т. д. Я занималась этим несколько дней подряд. Однажды просидела целую ночь, у меня так ничего и не вышло. И на следующий день я сидела и рисовала шар. Тут пришел Дима. Он спросил: «Есть ли у вас что-нибудь вкусное, ну, например, блинчики или сырники?». «Нет, Дима, - говорю я со вздохом, - к сожалению ничего нет, я уже третьи сутки шар штрихую». Дима секунду поразмыслил: «Давайте сделаем так, - сказал он, - я за вас тут быстренько шар нарисую, а вы испеките мне оладьи».

Как-то весной мы шли с Петей то ли в поликлинику, то ли в булочную. Навстречу идет Димка из парикмахерской, совершенно нестриженный: по дороге туда потерял деньги. Мы остановились поговорить. «Знаете, - рассказывает Димка, - сегодня у нас на уроке развития речи спрашивают: чем питаются лисы зимой? Все говорят мышами, шишками. А я ей прямо говорю – Колобками!».

Потом Димкина семья стала жить на другой квартире, и мы виделись довольно редко. Но настолько яркими и необычными детьми были Дима и Гриша Энгельсы, что, когда мы укладывали наших младших детей спать, они всегда просили рассказать что-нибудь про Диму и Гришу. И когда все истории из жизни про Диму и Гришу были исчерпаны, нам приходилось сочинять про них сказки. О том, как они бродили по крышам и чердакам нашего дома (это было на самом деле), о том как их искала их мама Джамиля (это тоже было), а потом про разных чудовищ, которые встречались им в темных чердачных углах. Но Дима и Гриша всегда их побеждали.


Рецензии