Предпочтительный кавказский этикет

Почему высокопоставленные чиновники, предпочитают гостевой этикет ингушских  соседей?
Первые правила поведения в обществе появляются еще в глубокой древности. Так, среди текстов Древнего Египта есть посвященный наставлениям молодым людям о том, как нужно себя вести. Среди правил есть и такие: нужно сдерживать аппетит за столом в обществе, не болтать много, не быть презрительным и высокомерным. А на глиняных табличках шумеров можно прочитать, как были устроены придворные ритуалы, а также правила поведения во время проведения жертвоприношений и других ритуалов. В Италии в 14-м веке формируется культура поведения людей в обществе, которая считается стала базой для повседневного этикета. . В русской истории есть книга «Домострой» 16-го века, в которой также излагались правила повседневного этикета. Изначально правила поведения при дворе монарха значительно отличались от того, как люди ведут в обычной жизни. Термин «этикет» появился во Франции при правлении Людовика Четырнадцатого. Во дворце короля гостям давали карточки, на которых были написаны правила поведения: как держаться при появлении короля, что делать за столом, как кланяться. Эти карточки были названы этикетками, так и появился данный термин.
В своих наблюдениях ещё в прошлом веке исследователь Яковлев Н. отмечал: «Быт ингуша подчинен всяким правилам тонкой обходительности, в большей мере, чем быт большинства населения наших городов и, во всяком случае, не менее, чем жизнь так называемого «высшего общества» в культурных странах. Этим и объясняется та выдержка, то уменье непринужденно держать себя на людях, которыми с первого же взгляда так выгодно отличаются ингуши».

В ингушском бессословном  обществе очень многое из того что было в прошлом сохранилось и соблюдается сегодня в своем исключительно сложном и многоритуальном поведении за столом, коренным образом отличая от кавказских народов с сословным прошлым.
Дело в том, что ценность, значимость человека, участника застолья, определяется не чином, не должностью, не богатством, а соответствием или несоответствием нравственному идеалу благородного поведения в ингушском понимании и толковании как основного, универсального принципа ингушской морали....—.  .... {! Именно потому высокопоставленные чиновники, чувствуют себя в Ингушетии несколько ущемлёнными гостями и предпочитают гостевой этикет кавказских соседей, где начальству как сословию делается отличие от простолюдинов}..—....

 Важно было, чтобы присутствующие люди, не нарушали какое-нибудь из этих многочисленных правил и норм застольного этикета, старались не совершать того, что ингуши называли «шун эздел толхадар» – нарушение благородства стола. По этому поводу ингуши говорили, что характер человека можно узнать, увидев, как он принимает пищу и ведет себя за столом (во время трапезы), поскольку точно также он себя поведет и в других жизненных ситуациях. Иначе говоря, ингушское застолье – это целая гамма характеристик, и чувство собственного достоинства, и подчеркнутое уважение к хозяевам, дому, где он находился, сдержанность, выдержка и многое другое. Все это буквально демонстрировалось пришедшим человеком и самим хозяином дома, хотя застолье само по себе обычно проткало непринужденной форме
Гостевой застольный этикет, (непосредственно связанный с распространенным обычаем гостеприимства и куначества), отличался, пожалуй, наибольшей степенью нормативной заданности.

Краевед и знаток ингушского языка Султан Мерешков выделил всего 33 различных кодекса, касающихся поведения на дороге, дома, с родственниками, с гостем, в гостях, с соседями, братьями, родителями и даже с животными и растениями. Есть в числе этих правил и кодекс застолья, который во многом соблюдается до сих пор.
Дело в том, что этикет корнями уходит в далекое прошлое человечества, и мы уже утратили объяснение этих правил, осталась только формальная часть, ритуал.


Рецензии