Лукавая история

 Историю Казахстана  со временем придётся переписывать, как ,впрочем, и историю России.
 Вообще-то историй обычно  две. Одна живёт своей объективной  жизнью. Событие за событием, век за веком…А другая та, что изображена в учебниках ангажированными докторами, профессорами, кандидатами наук совместно с политиками на потребу дня. Понадобилось в свое время оправдать развал СССР и вот появились учебники, где акцент поставлен на фактах насильственной колонизации, выжимания всех соков из казахского народа, организации в Казахстане голода и вообще геноцида, чтобы завладеть степями. Другая сторона событий, без чего картина жизни будет неполной, а то и вообще искажённой, скромно замалчивается. Что казахи, а это народ, руководимый ханами, султанами, биями и баями,  в своё время сами решали с кем им дружить,  с Кокандом, Хивой, Китаем или с Россией, что за время «колонизации» в степи появилось 19 городов, 70 ярмарок, банки, промышленные предприятия, железные дороги, что голод 1921, 1931 годов никто специально не организовывал, а он регулярно посещал степь каждые 10-12 лет по причине стихийных джутов, засух и слабости мелких кочевых хозяйств. (Посмотрите хроники 1880,1893,1903,1910 годов) Что большевики, придя к власти, с согласия местных Советов, первым делом, даже в ущерб  центру взялись поднимать окраины, вводить ликбез, организовывать педагогические и другие ВУЗы . Что в это «кровавое и голодное» время целенаправленно открывались национальные театры, музеи,  библиотеки, собирались  образцы народного фольклора, песенного творчества.

Читаешь учебники  и рисуется какая-то однобокая картина, как понаехавшие комиссары и специалисты из других республик губили славный казахский народ в 20-30 годы. А всё что построено и создано- это для грабежа национальных богатств и не на пользу казахам…
А Турксиб и другие  железные  дороги,    Усть-Каменогорский  свинцово-цинковый комбинат, Чимкентский  свинцовый, Балхашский медеплавильный  завод? Всего  только за  годы  первой  пятилетки в  Казахстане  построено  40  новых  промышленных  предприятий.    Выросла  численность   национального  рабочего  класса,  членов  профсоюзов,  усилилась  активность  женщин…Это не  нужно было делать, что ли?

        А « культурная революция»? У народа, который на 90 процентов был неграмотен и имел всего 150 специалистов с высшим образованием, обучением  в  школах  было  охвачено  уже в 20 годы  около  40 %  населения республики. Был дан  старт  высшему  образованию в  республике. Первым делом были открыты  3  педагогических, зооветеринарный, медицинский  и сельскохозяйственный  институты, десятки техникумов и  профтехучилищ. Выучено уже к 1940 году 20 тысяч своих, казахстанских специалистов. Был  открыт  первый  казахский  драматический  театр,  стало издаваться  свыше  50  газет  и  журналов, сотни наименований книг, том  числе  на  казахском  языке. Открыты тысячи библиотек, сотни музеев. Предприняты реальные шаги по сбору и сохранению национального культурного наследия. Именно« понаехавшими» были собраны и опубликованы сборники казахских песен и кюев…
Зачем им это, если бы хотели геноцида, как утверждают националисты?

Но если упереться в репрессии и отмену старых традиций и обычаев, то всё  можно подать как воспитание манкуртов, как уничтожение национальной культуры…
 И даже пресловутая коллективизация и оседание кочевников-это попытка, опять же с согласия съездов местных Советов и партийных форумов, уйти от отсталости, бескультурья, зависимости от природных катаклизмов.
 Хотели как лучше, а получилось трагично! 

 Недавно прошла информация, что в Мажилисе- нижней палате казахстанского парламента- вновь поднят вопрос о « голодоморе» в  начале 30 х годов в Казахстане и о якобы 4 миллионах казахов умерших от голода, организованного большевиками…
Я заглянул в школьные учебники истории, которые являются квинтэссенцией идеологии государства на данный момент и обнаружил серьёзные нестыковки.
   Людские  потери- это,  безусловно, трагедия народа. Однако  настораживает, что  в  школьных  учебниках они серьезно разнятся...  В  двух  конкурирующих  учебниках истории  за  11  класс  называются    разные цифры потерь от голода и репрессий. В одном  2,1  миллион  человек, в другом-  1,7  миллиона ,  а  в  учебнике  за  9  класс  называется  цифра  потерь  в  1, 5  млн.  Здесь  же  дается  и  раскладка  по  годам  числа  погибших;    В целом  выходит  1,2  миллиона  погибших  от  голода  и  болезней,  хотя  несколькими  строками  ниже   утверждается,  что  от  голода   погибло  около  2,1  миллиона  человек.. А вот теперь  в Мажилисе поднимается вопрос о 4 миллионах погибших…  Это что?  Нет доступа в архивы? Привычка лгать или желание  взвинтить национализм? Голод безусловно был, это не только результат негибкой политики,( руководителей, допустивших это, быстро убрали), а был ещё и мощный джут, была сильнейшая засуха 1931-32 годов, которая погубила скот и привела к голоду. Об этом почему-то молчок. Не выгодно! Выгоднее всё свалить на политику большевиков.

   Теперь о  скоте, который был экономическим фундаментов  казахов в то время.  В школьных  учебниках очевидно  для  усиления  воспитательного  эффекта  называют  разные  порой  фантастические   цифры  наличия и гибели  скота в  этот  период.   Так, в  учебниках  за  9 класс (  М. Козыбаева)  и   за  11  класс(  М. Койгельдиева)  называется  цифра имевшегося к началу коллективизации скота   в   40,5  млн.  голов  в  пересчете  на  овец. В  учебнике   за  11  класс(Т. Турлыгул)  уже  называется  цифра  в   45  млн.  голов.    Разница  в  4,5  миллионов.
  Но  вот  если  заглянуть в  очерки  истории  Казахстана  изданный  Национальной  Академией  наук   в  1993  году, на которые , видимо и стоит ориентироваться, то  здесь количество  скота  в  1928  году  уже  будет  не  45 , а  всего 29, 7  млн.  голов, а  остаток  к  1933  году  составили не  4. 5  млн. голов, как пишут в учебниках,  а  2,1  миллиона.  Такой разброс в  статистических  данных   вновь сильно  настораживает. 

А куда делся скот? Не иначе как съела Советская власть, устроив казахам  «голодомор»?  Если даже  за  основу  взять  завышенные  задания Наркомата  торговли СССР по сдаче скота на  1929  год в 277  тысяч  голов , и   умножить  на  5  лет (  1928, 1929, 1930  1931, 1932 гг.) , то  выходит  цифра  в  1385  тысяч  голов.  Арифметика  получается  странная, если судить даже  по  минимальным  цифрам.  Было 29,7  миллионов,  сдали  государству округлённо 1, 4  миллиона, а в 1933 году осталось почему-то всего  2,1  миллиона.  Выходит, порезано,  погибло  от  бескормицы и  угнано  за  границу  примерно 25,7 миллионов голов?  Неужели скотоводы, обезумевшие от  слухов, ненависти к властям, нежелания  сдавать, своими руками погубили основную часть  скота?
 Что-то  здесь не  так. Требуется изучение вопроса и выявление истинных причин трагедии, а не сваливание всех грехов на власть.

Учебники пишутся для молодого поколения, чтобы закрепить в его сознании политику правящей элиты. Казахстанской элите, похоже,  не важно, истинные ли это цифры или взяты  они с потолка. Важен  результат. Учащиеся и студенты должны  видеть в России колонизатора, организовавшего « голодомор», хотя известно, что Россия в те годы от голода пострадала даже больше, чем по отдельности Казахстан и Украина…
Примерно так же происходило  воспитание бойцов Майдана в Украине.


Рецензии