Лукавая история
Вообще-то историй обычно две. Одна живёт своей объективной жизнью. Событие за событием, век за веком…А другая та, что изображена в учебниках ангажированными докторами, профессорами, кандидатами наук совместно с политиками на потребу дня. Понадобилось в свое время оправдать развал СССР и вот появились учебники, где акцент поставлен на фактах насильственной колонизации, выжимания всех соков из казахского народа, организации в Казахстане голода и вообще геноцида, чтобы завладеть степями. Другая сторона событий, без чего картина жизни будет неполной, а то и вообще искажённой, скромно замалчивается. Что казахи, а это народ, руководимый ханами, султанами, биями и баями, в своё время сами решали с кем им дружить, с Кокандом, Хивой, Китаем или с Россией, что за время «колонизации» в степи появилось 19 городов, 70 ярмарок, банки, промышленные предприятия, железные дороги, что голод 1921, 1931 годов никто специально не организовывал, а он регулярно посещал степь каждые 10-12 лет по причине стихийных джутов, засух и слабости мелких кочевых хозяйств. (Посмотрите хроники 1880,1893,1903,1910 годов) Что большевики, придя к власти, с согласия местных Советов, первым делом, даже в ущерб центру взялись поднимать окраины, вводить ликбез, организовывать педагогические и другие ВУЗы . Что в это «кровавое и голодное» время целенаправленно открывались национальные театры, музеи, библиотеки, собирались образцы народного фольклора, песенного творчества.
Читаешь учебники и рисуется какая-то однобокая картина, как понаехавшие комиссары и специалисты из других республик губили славный казахский народ в 20-30 годы. А всё что построено и создано- это для грабежа национальных богатств и не на пользу казахам…
А Турксиб и другие железные дороги, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Чимкентский свинцовый, Балхашский медеплавильный завод? Всего только за годы первой пятилетки в Казахстане построено 40 новых промышленных предприятий. Выросла численность национального рабочего класса, членов профсоюзов, усилилась активность женщин…Это не нужно было делать, что ли?
А « культурная революция»? У народа, который на 90 процентов был неграмотен и имел всего 150 специалистов с высшим образованием, обучением в школах было охвачено уже в 20 годы около 40 % населения республики. Был дан старт высшему образованию в республике. Первым делом были открыты 3 педагогических, зооветеринарный, медицинский и сельскохозяйственный институты, десятки техникумов и профтехучилищ. Выучено уже к 1940 году 20 тысяч своих, казахстанских специалистов. Был открыт первый казахский драматический театр, стало издаваться свыше 50 газет и журналов, сотни наименований книг, том числе на казахском языке. Открыты тысячи библиотек, сотни музеев. Предприняты реальные шаги по сбору и сохранению национального культурного наследия. Именно« понаехавшими» были собраны и опубликованы сборники казахских песен и кюев…
Зачем им это, если бы хотели геноцида, как утверждают националисты?
Но если упереться в репрессии и отмену старых традиций и обычаев, то всё можно подать как воспитание манкуртов, как уничтожение национальной культуры…
И даже пресловутая коллективизация и оседание кочевников-это попытка, опять же с согласия съездов местных Советов и партийных форумов, уйти от отсталости, бескультурья, зависимости от природных катаклизмов.
Хотели как лучше, а получилось трагично!
Недавно прошла информация, что в Мажилисе- нижней палате казахстанского парламента- вновь поднят вопрос о « голодоморе» в начале 30 х годов в Казахстане и о якобы 4 миллионах казахов умерших от голода, организованного большевиками…
Я заглянул в школьные учебники истории, которые являются квинтэссенцией идеологии государства на данный момент и обнаружил серьёзные нестыковки.
Людские потери- это, безусловно, трагедия народа. Однако настораживает, что в школьных учебниках они серьезно разнятся... В двух конкурирующих учебниках истории за 11 класс называются разные цифры потерь от голода и репрессий. В одном 2,1 миллион человек, в другом- 1,7 миллиона , а в учебнике за 9 класс называется цифра потерь в 1, 5 млн. Здесь же дается и раскладка по годам числа погибших; В целом выходит 1,2 миллиона погибших от голода и болезней, хотя несколькими строками ниже утверждается, что от голода погибло около 2,1 миллиона человек.. А вот теперь в Мажилисе поднимается вопрос о 4 миллионах погибших… Это что? Нет доступа в архивы? Привычка лгать или желание взвинтить национализм? Голод безусловно был, это не только результат негибкой политики,( руководителей, допустивших это, быстро убрали), а был ещё и мощный джут, была сильнейшая засуха 1931-32 годов, которая погубила скот и привела к голоду. Об этом почему-то молчок. Не выгодно! Выгоднее всё свалить на политику большевиков.
Теперь о скоте, который был экономическим фундаментов казахов в то время. В школьных учебниках очевидно для усиления воспитательного эффекта называют разные порой фантастические цифры наличия и гибели скота в этот период. Так, в учебниках за 9 класс ( М. Козыбаева) и за 11 класс( М. Койгельдиева) называется цифра имевшегося к началу коллективизации скота в 40,5 млн. голов в пересчете на овец. В учебнике за 11 класс(Т. Турлыгул) уже называется цифра в 45 млн. голов. Разница в 4,5 миллионов.
Но вот если заглянуть в очерки истории Казахстана изданный Национальной Академией наук в 1993 году, на которые , видимо и стоит ориентироваться, то здесь количество скота в 1928 году уже будет не 45 , а всего 29, 7 млн. голов, а остаток к 1933 году составили не 4. 5 млн. голов, как пишут в учебниках, а 2,1 миллиона. Такой разброс в статистических данных вновь сильно настораживает.
А куда делся скот? Не иначе как съела Советская власть, устроив казахам «голодомор»? Если даже за основу взять завышенные задания Наркомата торговли СССР по сдаче скота на 1929 год в 277 тысяч голов , и умножить на 5 лет ( 1928, 1929, 1930 1931, 1932 гг.) , то выходит цифра в 1385 тысяч голов. Арифметика получается странная, если судить даже по минимальным цифрам. Было 29,7 миллионов, сдали государству округлённо 1, 4 миллиона, а в 1933 году осталось почему-то всего 2,1 миллиона. Выходит, порезано, погибло от бескормицы и угнано за границу примерно 25,7 миллионов голов? Неужели скотоводы, обезумевшие от слухов, ненависти к властям, нежелания сдавать, своими руками погубили основную часть скота?
Что-то здесь не так. Требуется изучение вопроса и выявление истинных причин трагедии, а не сваливание всех грехов на власть.
Учебники пишутся для молодого поколения, чтобы закрепить в его сознании политику правящей элиты. Казахстанской элите, похоже, не важно, истинные ли это цифры или взяты они с потолка. Важен результат. Учащиеся и студенты должны видеть в России колонизатора, организовавшего « голодомор», хотя известно, что Россия в те годы от голода пострадала даже больше, чем по отдельности Казахстан и Украина…
Примерно так же происходило воспитание бойцов Майдана в Украине.
Свидетельство о публикации №220072300354