Миссионер

Этот маленький остров посреди Тихого океана с самого начала пользовался дурной славой. Голландец Абель Тасман открыл его во время поисков Южной земли в районе архипелага Тонга и назвал островом Негодяев. Всё потому, что в первую же ночь после того, как корабль на рейде бросил якорь, его ограбили. Днём туземцы предлагали морякам своих жён и дочерей для забавы, лишь бы получить в обмен никчёмные безделушки: зеркальца, бусы, брошки, медные монетки. После, под покровом темноты, подплыли к кораблю и ловко забравшись по борту на палубу, унесли с собой всё, что  смогли, вероятно, даже не понимая назначение многих предметов. Утром, когда обнаружились пропажи, Абель Тасман с командой вооружённых стрелков высадился на берег обсудить проблему с местными вождями. Его встретил град камней. Капитан решил никого не наказывать и предпочёл быстро покинуть негостеприимную землю, предупредив других мореплавателей о диких нравах здешнего народа.
Местные называли остров «Алофа», что означало любовь. Вероятно, они считали себя самыми хорошими людьми на свете. Только после Тасмана европейцы предпочитали сюда не заплывать. Собственно, ещё голландские моряки заметили, что здесь мало интересного. Остров небольшой, безлесый, ничем не примечательный, разве кроме глиняных уродливых изваяний. Вероятно, именно для их изготовления туземцы всё время жгли костры. Это объясняло, почему на тропическом острове отсутствовал лес.
С той первой европейской экспедиции прошло сто лет. Другой голландец, капитан Якоб Роггевен, оказался более решительным и практичным. Едва бросили якорь, как он приказ расчехлить пушки и открыть огонь по первому же селению. После этого общаться с местными стало проще и никаких эксцессов не происходило. Напротив вожди признали в Роггевене бога и  принесли в дар мелкую рыбу и ещё какую-то невкусную траву, которую европейцы сразу же выбросили в море. Зато не отказались от женщин, которых одарили простой утварью: бусами, зеркалами и несколькими столовыми ножами.
Последние из подарков оказались пагубными для островитян. Как только европейцы уплыли, туземцы устроили поножовщину. Вскоре выяснилось, что кроме опасного холодного оружия моряки завезли на Алофу страшные заболевания: сифилис и ангину, которые быстро унесли в могилы половину местных жителей.
Вот так остров стал не только безлесым, но и малолюдным.
Французский капитан Жан Франсуа Лаперуз, прибыв на Алофу спустя полстолетия после Роггевена застал здесь печальное зрелище: несколько десятков совершенно нищих полуголодных дикарей-каннибалов на совершенно пустом острове. Француз имел славу великого гуманиста и очень запасливого капитана. Из Южной Америки во французские владения Полинезии Лаперуз вёз разнообразные саженцы плодовых культур, в числе которых кофе, какао, апельсины, чай, хлебное дерево. Чтобы кормить команду на борту содержались козы и барашки. Всем этим капитан решил поделиться с островитянами, стараясь не замечать их плутовства: у старпома дикари сорвали с головы шляпу, которую не вернули, а у одного из матросов выхватили носовой платок.
Лаперуз долго объяснял туземцам, что следует подготовить участок земли под плантацию. Самолично выбрал место. Принесли лопату, которую местные тут же стащили, а работать не стали. Тогда французы поговорили с вождём. Тот одобрительно кивал головой, выпросил в подарок большой нож, к которому Лаперуз добавил добрый кусок сукна, но положение дел так и не изменилось. Местные ничего не предпринимали, делая вид, что не догадываются, что от них хотят.
Французский капитал был не из тех, кто отступал, столкнувшись с трудностями. Дал команду матросам и те сами всё сделали в лучшем виде: вскопали землю, высадили саженцы и огородили их небольшим частоколом. Долго объясняли туземцам, что растения следует поливать и что скоро на острове с его благодатным климатом появится шикарная плантация, которая обеспечит всех вкусной пищей. Довольный собой, Лаперуз отправил на берег по паре коз и овец, повелев дикарям заботиться о животных, которые в будущем дадут потомство и тогда на острове не будет недостатка в мясе.
Едва моряки попрощались и сели в шлюпку, местные по своей дикой традиции вместо благодарности забросали их камнями. Корабль не успел сняться с рейда, как дикари на берегу забили овец и коз, а из частокола разожгли костёр. Было хорошо видно, как они беспощадно вытаптывали плантацию…
Ещё пару раз в начале ХIХ века Алофу посещали англичане и русские, но подолгу здесь не задерживались, встречая абсолютную дикость и ужасаясь каннибализму местных жителей. Раньше туземцы хотя бы глиняные изваяния сооружали. Теперь и их все размолотили в пыль в какой-то безграничной злобе. Любознательный русский капитан Юрий Лисянский пытался отыскать хотя бы черепки, но тщетно…
И вот спустя ещё несколько десятилетий здесь появился миссионер. Ипполита Эйро с библией в руках, ящиком инструментов и сумкой семян в нескольких кабельтовых от Алофу высадила новозеландская шхуна «Геркулес». Три десятка голодных дикарей наблюдали это знаменательное событие…
Эйро совершил удивительное. Создал плантацию и на острове появились плодовые деревья. Лаперуз мог позавидовать невероятной настойчивости миссионера. Но главное: приобщил туземцев к учению Христа. Проповедуя мораль, добился искоренения воровства. Правда, частная собственность на Алофу отсутствовала, но на словах все признавали, что воровать плохо. Миссионер обучил островитян простейшей грамоте. Спустя несколько лет на берегу бухты построили церковь. Туземцы расстарались и украсили её экзотическими резными узорами. Теперь там собирались по воскресным и праздничным дням, дружно распевая псалмы.
Однажды после торжественного богослужения маленькая островная община собралась на берегу. Для чего-то разожгли костёр. В этот год из-за засухи не повезло с урожаем. Хотелось есть. Неожиданно Ипполит поймал на себе голодные взгляды туземцев…

Эпилог

Некоторое время спустя случилось проходить вблизи китобойной шхуне «Генриетта». Капитан захотел пополнить запасы провизии и решил причалить к острову. Он слышал, что прежде там ничего не было, даже нормальной пресной воды, и всё же надеялся: вдруг что-нибудь найдут съедобное. Моряков ожидал приятный сюрприз: бухту окаймляла роща, а на самом видном месте заметили красивую церковь.
– Мы рады гостям! – приветствовал китобоев местный вождь.
– Неужели здесь есть последователи Христа? – поинтересовался удивлённый капитан «Генриетты», показывая на храм.
– Да, все мы, жители острова, истинные христиане, – подтвердил вождь. – Если захотите, можете посетить службу, послушать наше исполнение псалмов.
– Кто же построил такой замечательный храм и приобщил вас к вере?
– Некоторое время здесь жил замечательный человек – Ипполит Эйро, миссионер.
– И где он теперь?
Туземцы переглянулись.
– Случилось большое несчастье... Мы не виноваты, – добродушным взглядом ребёнка вождь посмотрел в глаза гостя. – Понимаете, у нас иногда случаются неурожаи…

14 июля 2020.

Фото автора.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.