Художник Николай Иванович Барченков 1918 2002

Артём Киракосов

„ВЫ СПРАШИВАЕТЕ,
ЧТО ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ? 
ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЗАТЬ!“ –
Николай Барченков (Сергиев Посад)

6 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |
галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |
июль |  август 2020

Открытие выставки состоится сегодня, 23 07 2020, в 15:00 в Галерее «АртБаzа», Сергиев Посад, район «Скобянка», улица Клубная, дом 13 А




1918 – Родился 3 декабря в Загорске, Московская область, РСФСР, СССР, в семье потомственных кустарей-игрушечников, с детства успешно и увлёчённо рисует.
1934 – Опаздывает к началу вступительных экзаменов в «Московское областное педагогическое художественное училище имени 1905-го года» и вынужден поступить в «Фабрично-заводское училище» при заводе «Геофизик», Сокольники, Москва,  где получает по неосторожности трагическую, тяжелейшую для будущего художника травму – в 16 лет теряет правую руку, что становится для него серьёзнейшим испытанием в жизни, резким поворотным моментом и переломом в биографии, но он уже в больнице начинает рисовать левой, быв правшой, и всего лишь за год Коля переучивается рисовать теперь левой рукой и с первого раза поступает в лучшее среднее художественное учебное заведение Страны, «Московское областное педагогическое художественное училище имени 1905-го года», где и до нашего, последнего времени творили выдающиеся педагоги и была тёплая, талантливая, дружеская и душевная, именно семейная обстановка творческого горения и единения учащихся и старших.
„<...> надо сказать, я дерево очень любил, а тут – скрежет железа, стружка металлическая – кошмар. Переживал страшно. И вот там я потерял правую руку. Было мне 16 лет.
В больнице меня положили с одним парнем без ног (машинист он был). Чтоб, значит, я видел, что и хуже бывает. Его убедили, что протезы его спасут, и когда он не смог на них встать, – как он плакал...
А я своей руки стеснялся страшно, прятал её. Но за год успел переучиться рисовать с правой на левую – и поступил.
Скрывал, что я с одной рукой, не все и знали-то. Да и кто знал, эту тему никогда не затрагивали. Я был на равных! <...>“
1935 – 1939 – Учёба на «Отделении живописи» «Московского областного педагогического художественное училище имени-памяти 1905-го года» у одного из лучших художников ХХ-го века, «Голуборозовца», символиста «Золотого руна», выдающегося педагога, исключительного теоретика «тона» и Реалистической школы пейзажной живописи Николая Петровича Крымова (1884 – 1958), ученика Аполинария Васнецова, изысканного автора многосложных и лиричных живописных грандиозных сцен исторической и бытовой Русской жизни, влияние Аполинария Васнецова на Барченкова  через  Крымова значительное, и мы его, ощущая, воочию видим, Барченков становится достойным творческим наследником Крымова и Учителя Крымова Аполинария Васнецова, не только перенимая, но и в самую прямую линию и ветку продолжая композиционные, живописные принципы, приёмы, наработки, мотивы Васнецова и Крымова, развивая тематику широкой, подчас ретроспективной, панорамы народной традиции, зимнего среднерусского деревенского пейзажа с парящими, царящими, будто б вечные, айсбергами-сугробами, характерными традиционными русскими душою-домиками, лирической живностью и трогательными, подчас до слёз, сельскими сценками, интересно, что у Аполинария Васнецова, портретиста и жанриста, одним из лучших учеников стал пейзажист Николай Крымов, а у пейзажиста Крымова ученики стали портретистами и жанристами, это известные Советские художники: Ф.П. Решетников, Ю.П. Кугач, Н.К. Соломин, М.П. Иванов-Радкевич, С.П. Викторов и многие другие, – не исключением становится и Барченков, в жанре и портрете тоже (про)явивший себя также блистательно, как и в пейзаже, поскольку Крымов – это Величина, Вселенная – целый базис знаний и художественных интуиций в области изобразительного искусства и человечности.
Учителями Барченков был удивительно богат – поэтому и состоялся, как художник и фигура (этим до самого последнего времени постоянно славилось и гордилось наше Училище 1905-го года – я тоже имел честь его закончить, учась у многих великих), помимо великого Крымова его Учителем был Гавриил Никитич Горелов (1880 – 1966) – блестящий, утонённый, мастер – композитор-жанрист с изысканным колоритом и острым пластичным ходом отрисовки и неожиданным ракурсом художественных решений и взглядов, ученик и наследник искусства И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, К.А Савицкого (и их влияние на Барченкова через Горелова тоже заметно и основательное), – живописец мощного исторического, батального, жанрового дарования, запала и накала, что во многом и отлично усвоил и воспринял Барченков, и это особенно высвечено в его панорамном, грандиозном, эпохальном полотне 30-и летних трудов «Загорск. Базар. 20-й год», 1947 – 1978, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама, 213,0 х 360,0 см (выставлялось на Республиканской и Всесоюзной выставках и покупается по Заявке Государственной Третьковской галереи Министерством культуры СССР).
Кроме того, прекрасные А.П. Чиркова и С.И. Фролова научают юношу Барченкова рисовальной точности, подробной въедливости в натурное, авторской выраженности, несмотря на ученический «статут», и виртуозности и скромности и технологической выдержанности и – естественно – азбуке, грамоте, орфографии и пунктуации в изображаемом.
Школа, полученная Барченковым – можно сказать его сделала, вылепила, выстроила, как Собор, и он развил её, обогатив, накрутив на усвоенное и приобретённое уже и другие «уроки»: два года копирования после Училища больших исторических и батальных произведений живописи в «Музее Революции СССР», 7 месяцев близкого общения с профессурой и педагогическим коллективом «Академии художеств СССР», гостившей в Загорске при возвращении из Московской эвакуации в Ленинград, соработу и серьёзный разговор с коллегами на «Академической даче имени И.Е. Репина», на выставках, в мастерских и лично, дружески, сокровенно.
1936 – Знакомство с сподвижником по жизни и строительству «Товарищества Загорских художников» и «Загорского союза художников» Сергиево-Посадским живописцем Николаем Беляевым (оба друга – потеряли руку, Беляев – на Войне): „ Когда я вернулся с фронта – без руки, на костылях, когда не было никаких перспектив, он встретил меня и сказал: "Коля, работай!" Если бы не он, меня бы, может быть, и не было, честно…“ – Николай Беляев, художник, Сергиев Посад.
1939 – Работает копиистом живописи в Московском «Музее Революции СССР».
„<...> Окончил я Училище 1905 года с отличием, был отмечен. А в то время Грабарь, Герасимов и другие большие художники ездили по училищам, смотрели этюды, рисунки и отбирали лучших. Попал и я в число восьми, отобранных в Суриковский институт.
Вскоре началась война. Что делать? Пошёл в мастерские -- маскировочные сети раскрашивать. Переживал очень, что на фронт не гожусь. <...>“
1941 – Возвращаясь в родной ему с рождества город, работает художником-плакатистом в Загорске, выполняя, в том числе, копии плакатов с образцов «Окна ТАСС» (ручное тиражирование), приближая своим подвижничеством, патриотическим рвением, талантом и умением часы Великой Победы 1945 над гитлеровским фашизмом.
1943 – Вместе со своими творческими друзьми Дунчевым, Беляевым и другими Николай Иванович – участник Первой Выставки в Загорске «Товарищества Загорских художников» и активный создатель и организатор после почти 20-летнего перерыва восстановления и строительства в Загорске профессиональной организации художников, ставшего преемником  «Товарищества»  «Загорского союза художников».
 „<...> Ну, а в 1943 году мы организовали свою выставку в Лавре. Собрали "стариков" – Гороховы, Рассказов, Мей, братья Соколовы. Здесь уже до нас были хорошие художники, а на нашу долю выпало их объединить. <...>“
1940-е – 1980-е – Активная выставочная деятельность.
„<...> Очень я с детства любил лошадей. Однажды дед взял меня на склад, откуда игрушки наших кустарей возили в Москву. И вот передо мной – чёрные кони с золотыми гривами, много… Вцепился в одного, так и домой с ним пришел.
Как себя помню, – рисовал и лепил коней. И очень мне хотелось вылепить из глины большого коня. <...>“
1944 – Николай Барченков – постоянный участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок.
Он чист – душевно, сердечно, кистью и замесом, зритель это почувствовал. Выставляется и на селе, вот свидетельство: „Как-то его выставка была устроена в забытом Богом и людьми Константиновском сельском клубе, так заведующая клубом потом говорила с придыханием: "Вы знаете, рядом с вашими картинами не курили!“
1945 – Становится членом «Московского областного союза художников».
1945 – Возвращаясь в Ленинград после эвакуации из Москвы «Академия художеств СССР» на целых 7 месяцев задерживается со всеми своими структурами и мероприятиями в Загорске, что явилось для Барченкова, не учившегося в художественном ВУЗ-е, получением своеобразного высшего художественного образования, особенно Николай Иванович отмечает своё плодотворное общение с Лактионовым, Стояновым, Трофимовым, Митиным.
„<...> Это была большая школа для нас.
Свою знаменитую картину "Письмо с фронта" Александр Лактионов ведь писал у нас, в "стене". А меня приглашал солдата позировать. Но я отказался – стоять умрёшь! Прекрасный был человек. На Петра Великого был похож. В 1945 году он венчался в Ильинской церкви. Бедность такая была! Так вот, помню, стоит он на базаре, выше всех на голову, ботиночки продаёт. Это уж потом он Сталинскую премию получил, квартиру в Москве. <...>“
1946 – Знакомится с будущей супругой Людмилой.
„<...> Это было как раз в первый Пасхальный звон. Жена для меня – всё. Я бы вообще всех жён художников, кто прожил с нами больше 25 лет, обязательно бы награждал. Это очень трудно – быть женой художника, знаете, про нас соседи говорили, что я, мол, картины рисую, а жена их раскрашивает, как кустари, в общем. <...>“
Барченков находит себя и в жизни и в искусстве:
„Для художника главное, чтобы его работы не пылились у стены, нашли своё место“.
1947 – Становится членом «Союза художников СССР».
1948 – Барченков приезжает в «первом потоке» на открывшуюся в Калининской области после Войны «Академическую дачу имени И.Е Репина», работа и общение на ней благоприятствовали активному творческому росту Барченкова-художника и человека.
1948 \ 1953 \ 1958 \ 1968 \ 1978 \ 1980 \ 1988 \ 1998 \ 2011 (посмертно) – Эти года также упоминаются как те, когда у Николая Ивановича проходили персональные выставки в Загорске \ Сергиевом Посаде, Москве, Ленинграде \ Санкт-Петербурге, что необходимо к проверке, но правдоподобно, резонно, естественно, традиционно и не вызывает никаких сомнений то, что для творческого человека, помимо участия в других выставках, естественно отметить и персональными экспозиционными акциями свои: 30-летие, 40-летие, 50-летие, 60-летие, 70-летие, 80-летие.
1953 – В «государственном историко-художественном музее-заповеднике» проходит первая Персональная выставка Николая Барченкова, а в дальнейшем Сергиево-Посадский Музей поддерживает художника Барченкова на протяжении всей его жизни и является в своём собрании хранителем многочисленных и лучших вещей этого благородного художника и человека.
1965 – Барченков – активный участник зарубежных выставок в США, Франции, Великобритании, Японии, Польше, Италии, Финляндии, Германии, Канаде и  во многих других странах, но, бывает, ему приходилось слушать, к примеру. и такие упрёки: „Страна строит Cоциализм, а вы какие-то хибары рисуете“.
Барченков – сквозь Русский, а это ностальгически всегда чистая, но капелью и уже  весенним близким запахом Вечная Зима, и он (смехом) воспоминает, как сотрудники нашего Посольства на Кубе, где, знаем – вечная всегда жара, говорили о его висящей там одной из замечательных зимних картин, которая для них – (была) частичка значимая и надёжная, знак и весточка с Большой Родины: „Мы к ней, к Вашей Картине, охлаждаться ходим!“
1972 – Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
1978 – К 60-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции картина «Загорск. Базар. 20-й год», 1947 – 1978, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама, 213,0 х 360,0 см выставляется на Республиканской и Всесоюзных выставках и покупается по Заявке Государственной Третьковской галереи Министерством культуры СССР.
1978 – Награждается «Золотой медалью» на Международной ярмарке искусств в Итальянском Бари и становится «Почётным членом «Итальянской Академии художеств».
1978, 1979, 1980, 1988 – С большим успехом проходит целый ряд его Московских персональных выставок.
1979 – Персональная выставки в Загорске.
1980 – Персональная выставка в Японии, «Почётный член Галереи «Гекоссо», Япония, представляющей Советскую реалистическую живопись.
1980 – Присвоено звание «Народный художник РСФСР».
Из воспоминаний очевидца Заседания о присвоении Барченкову звания «Народный художник РСФСР»: „Когда обсуждали возможность присуждения ему звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР", кто-то из начальников сказал: „Ну какой он деятель? Он -- художник“. И дали Барченкову "Народного"!“
1981 – «Почётный гражданин города Загорск»
1984 – Персональная выставка в Монреале, Канада.
1940-е – 1980-е – Барченков – не только активно пишущий и выставляющийся автор, но и один из видных руководителей общего художественного процесса в родном ему с рождества городе Загорске \ Сергиев Посад и в России (РСФСР, СССР \ Российская Федерация): член Правления «Союза художников РСФСР», Председатель «Художественного совета по живописи» «Загорской художественно-производственной мастерской», член Правления «Московского областного художественного фонда», , постоянный член множества выставкомов и советов, один из инициаторов и созидателей «Загорского товарищества художников», а следом и преемника «Товарищества» «Загорского отделения Союза художников СССР».
2002 – Почил 15 июня в родном городе, «Почётным гражданином» которого являлся, где родился, состоялся, как личность, и жил, любя-творя.
2012 –  Персональная выставка в государственном выставочном зале «Замоскворечье», Москва.
2013 – Произведения Николая Барченкова представлены на Выставке «Сохраняя традиции» в Галерее «Новый Эрмитаж Один» , представляющей работы выпускников «Московского государственного академического художественного училища имени-памяти 1905-го года» (в годы Барченкова – «Московское областное педагогическое художественное училище имени 1905-го года»), Москва.
2013 – Персональная выставка в «Московском государственном академическом художественном училище имени-памяти 1905-го года» (в годы Барченкова – «Московское областное педагогическое художественное училище имени 1905-го года»), Москва.
2016 – Персональная выставка «Душа моя – Россия», «Музейно-выставочный комплекс Сергея Андрияки», Москва.
2016 – 22 ноября по сообщению ТАСС Президент и Премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев поздравили Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 70-летним юбилеем и преподносят ему в дар Юбиляру замечательный пейзаж Николая Ивановича Барченкова "Уголок Загорска".
2018 – Ко 100-летнему Юбилею Мастера в здании «Бутик Отель Красная Гора», Сергиев Посад, с успехом проходит его персональная Выставка «Феномен Барченкова», Сергиев Посад.
2018 – 2019 – Ко 100-летнему Юбилею Мастера в его родном городе, в «Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике» развёрнута  подготовленная автором экспозиции Еленой Владимировной Куценко (под руководством которой я сейчас тружусь в Мемориальном Доме-музее Сергея Николаевича Дурылина, Большево, Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв») и с большим успехом проходит масштабная ретроспективная (более, чем за полвека творческого труда) Персональная выставка Барченкова, состоящая во многом из экспонатов Музея. Из отзывов на Выставке, Сергиев Посад: „Сколько света и добра, любви к людям!“ 
Барченков – уникум ХХ-го века, самобытный и скромный: „Не надо писать обо мне, пишите лучше о молодых“, – тонкий и изысканный, национальный и европейский, воплотивший не только чаяния своих педагогов Крымова и Горелова и ещё и их предшественников и учителей: Васнецова, Репина, Савицкого и Рубо, – но продолживший и всю линию и историю русского пейзажа, жанра, портрета, натюрморта, на фоне всего излома гениев-современников в мире показав необыкновенную жизнестойкость, принципиальную самостоятельность, неизъяснимую и привлекательную патриотическую тактичную деликатность, приверженность глубинной теме и традиции поиска языком реалистической живописи спасительного каждой Русской Душе Национального Рая.
„Я никогда не делал того, что не мог сделать хорошо и не чувствовал сердцем!“
Мастер тона и сквозных по искусству тем, через десятилетия легко (как кажется) неся бремя качества полотен, писанных технично и вопреки всему норову века технологично, Барченков становится феноменом своего времени – !
  ,„Все уже найдено: Природа, Человек, Красота...“ – художник Николай Иванович Барченков, 1918, Сергиев Посад – 2002, Сергиев Посад.


19 07 2020
23 07 2020

Каталог воспроизведённых к статье синхронизированных по датам создания репродукций:

01. Николай Барченков, фотопортрет на прогулке с любимым охотничьим псом.
02. «Стадо», 1947.
03. «Маленькая хозяйка», 1948.
04. «К весне», 1951.
05. Этюд «Фигура с лошадью», 1952.
06. «Портрет художника Б.Т. Лискова», 1953.
07. «Моя семья», 1954.
08. (Охотничий) «Натюрморт», 1955.
09. «Цветы», 1955.
10. «К вечеру». 1956.
11. «Хмурый день». 1956.
12. «Совхоз «Караваево», «Голуба». 1957.
13. «Дворик», 1957.
14. «Удача» (охотничья сцена), 1957.
15. «Снежная зима», 1958.
16. «Беловежская пуща», 1958.
17. «Семья», 1958.
18. «Пуща», 1959.
19. «Сивка», 1959.
20. «Аисты», 1960.
21. «Лето», 1960.
22. «Вечер», 1961.
23. «Зимой» 1961.
24. «Козы», 1962.
25. «Гуси на снегу», 1962.
26. «Весна», 1963.
27. «Дружная весна», 1963.
28. «Красные санки», 1964.
29. «Весенние краски», 1964.
30. «Снег стаял», 1965.
31. «Городской пейзаж. Туман. Загорск», 1967.
32. «Начало марта», не датировано, примерно 1960-е – 1970-е годы.
33. «Рябина», не датировано, примерно 1960-е – 1970-е годы.
34. «Утро в деревне», 1970.
35. «Зимний день», 1970.
36. «Осень. Поле», 1970.
37. «Последний луч», 1970.
38. «К весне», 1973.
39. «Голубой домик», 1974.
40. «Тёплое солнце», 1975.
41. Эскиз «Базар в Посаде», 1975.
42. «Дорожки», 1976.
43. «Иней», 1976.
44. «Дворик», 1976.
45. «Базар. Загорск. 20-е годы», (1947) 1976 – 1978.
46. «Двор», 1977.
47. «Дом соседа», 1978.
48. «Без названия» (домик в три окошка), 1979.
49. «Дом-музей В.И. Ленина в Горках», 1980.
50. «Весна в Подмосковье», 1982.
51. «Троице-Сергиева Лавра», 1986.
52. «Иней», 1987.
53. «Стадо», 1987.
54. «Крестьянский дворик», 1988.
55. «Задворки», 1989.
56. «Русская тройка», 1990.
57. «Первая зелень», 1992.
58. «Базарный день в Посаде», 1992.




„НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПЛОХИХ ХУДОЖНИКОВ“, это я вынес...


Второй триптих экспозиций и имён цикла и проекта «Арт-Память» энергетически  знаковой Сергиево-Посадской Галереи «АртБаzа», показавшей нам 6 на свой вкус почивших художников, живших и трудившихся в Граде двух важнейших русским преподобных – Сергия Радонежского и Андрея Рублёва, завершается справедливо и закономерно итогом – Барченковым, который в отличии от остальных – плоть от плоти, кровь от крови, дух от духа – Посадский, Сергиев: и родился тут от кустарей-игрушечников родителей, и плодил, и почил здесь, достиг и отечественного и зарубежного и официального и неофициального признания. Весь спектр, радугу выставок Проекта «Арт-Память» Галерея «АртБаzа» разворачивает как бы вспять (возможно, спонтанно, наинтуичили?), вглубь – от авангарда (условно) до классики (условно), мелькнули быстро зрителю, будто кино, отмотанное: Станислав Гончаров, Николай Куц, Юрий Леонов, Сергей Дунчев, Нестор Хломов, Барченков…
Я, пришедший только делать Гончарова с отреставрированными и описанными его картинами, остался ещё и на остальных! Совсем мне, кажется далёких. – Я люблю Моне, Клее, Боннара, Моранди, Арпа, Мусатова, Сомова, Овнатаняна, Сарьяна, Бажбеука, Минаса, Карзу. Сам давно делаю абстракции и инсталляции, «ready-made»-ы, пишу стихи, «белые» и без рифмы. Но шёл этой общей со всем Посадом и его ведущей современной Галереей дорогой эти шесть месяцев. Я всегда сначала говорю «Да!», а потом спрашиваю только, что я себе подписал и что, собственно, нужно будет теперь делать? – доверяйте же свои жизни, душу и дела Господу, друзья, в Руки Его Спасающие! Я не знал никого из тех, кого теперь знаю так хорошо, досконально почти. Так, что мы смогли записать с Руководством Галереи все эти 6 фильмов-рассказов о художниках Сергиева на их памятных экспозициях. Очень правильно, что помянули! И сделали вечера, встречи, говорили, музицировали, сочиняли и рисовали на них. И домашний музей открыли «Гости моей мастерской», где всё подвижно, можно брать в руки, работать вместе с теми, кто незримо рядом, чьи выставки мы все вместе с таким наслаждением только что провели и сегодня открываем последнюю из них Проекта! „Нет и не может быть плохих художников“, это я вынес...




http://proza.ru/2020/07/23/409
https://vk.com/album15993373_276140445
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44376


ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БАРЧЕНКОВ 1918 _ 2020 | СЕРГИЕВ ПОСАД


Артём Киракосов

„ВЫ СПРАШИВАЕТЕ,
ЧТО ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ? 
ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЗАТЬ!“ –
Николай Барченков (Сергиев Посад)

6 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |
галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |
июль |  август 2020

Открытие выставки состоится сегодня, 23 07 2020, в 15:00 в Галерее «АртБаzа», Сергиев Посад, район «Скобянка», улица Клубная, дом 13 А




Собирать камни, и не дать погибнуть ничему...
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ БАРЧЕНКОВ (1918 – 2002)

Из Экспозиции
Галерея «АртБаzа»
Проект «Арт-Память»
Грант Президента России




01. «Сивка», 1959. Картон, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
02. «Весна. Загорск», 1960-е. Картон, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
03. «Лошадка», 1962. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
04. «Козы», 1962. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
05. «Гуси на снегу», 1962. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
06. «Загорск», 1972. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 69,0 х 73,0 см.
07. «Тёплый день», 1974. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 80,0 см.
08. «Бабушкино окно», 1976. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 54,0 см.
09. «К вечеру», 1976. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 100,0 см.
10. «Тёплый день», 1975. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 80,0 х 100,0 см.
11. «Дворик», 1976. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
12. «У фермы», 1979. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 67,0 х 115,0 см.
13. «Осень. Дворик», 1980. Подрамник, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 100,0 х 74,0 см.
14. «Сирень и ландыши», 1982. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 80,0 х 100,0 см.
15. «Весна. Цветы на столе», 1983. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 76,0 х 90,0 см.
16. «Незабудки», 1985. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 40,0 х 50,0 см.
17. «Домик Н.А. Бакеева», 1986. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 40,0 х 50,0 см.
18. «Калина», 1987. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 80,0 см.
19. «Астры», 1989. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 110,0 см.
20. «Вода ушла», 1989. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 32,0 х 90,0 см.
21. «Осенний сад», 1991. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 31,0 х 90,0 см.
22. Художник Николай Иванович (1918 – 2002), фото.




01. «Сивка», 1959. Картон, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
Как удаётся Барченкову буквально с первых полотен свободного творчества открыть свою стезю, смело и уверенно стоя на плечах достижений учителей и лучших художников Русского реализма, он, как бы, скупо выражаясь в технике и цвете, выказывает такую душевность, проникновенность к нашим братьям меньшим, нашим друзьям, служащим нам верой и правдой, что не сразу найдёшь и вспомнишь равных ему в этом жесте истой человечности, а по живописи и композиции – он встаёт на путь мастерства без эффекта, для людей тонких, не внешних, читающих и понимающих слог и поэзию мазка, тона, серого, как впитавшего многое из оттенков цветного.

02. «Весна. Загорск», 1960-е. Картон, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
Вот как (чуть не скажешь „по-Сислеевски“) Барченкову – чисто эмоционально, импрессионистически – далось сделать в Композиции заглавным – синий (как цвет) – полоску на автобусе, чему отзвуки – синие тени на снегу? И привычный, Церковный Загорск задышал теплотою Оттепели, и не только природной, но и настроение другое вокруг! Это Весна, Пришвинская «Весна Света» взошла над...

03. «Лошадка», 1962. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
Виртуоз динамики в композиции Барченков оживляет вечную Русскую равнину повторами-холмами, как бы линиями-«виадуками» справа налево: провисшая плотная тесьма, которой „Лошадка“ привязана ко бревну, верёвки к саням, круглящиеся дуги деревянных полозьев, собственно, самих саней, арка упряжи, – а  лихие прямые диагонали акцентируют центральную часть. Вот смотрите: Барченков совсем неразговорчив, что чувствуется даже в названиях, но тут он трепетен, солидарен с животным, жующим своё, и не мог не приласкать словом, в котором полнота созвучия –  „Лошадка“!

04. «Козы», 1962. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
– Одна из красивейших вещей Барченкова! Он тут нашёл тот безупречный живописных ход, продолжая мастеров Французского Барбизона: Коро, Добиньи, Милле, Руссо, Добинье, других. Вписывая как бы коз в землю, травы, растворяя в небе – вот настоящий Пантеизм, проникновение и проникновенность, когда всё сшито (тварное, творческое и Сам Творец) воедино, плотно состоит друг из друга, соединено материями и тканями духа, любви и плоти! Эта разбитная лихость живописного списания – она из знания коз, их повадок, привычек, манер скакать, прыгать, двигаться внезапными рывками, замирать, приподымаясь на задних лапах, даже их запаха, она у художника явилась не из книг, не по рассказам, не по зоосаду.

05. «Гуси на снегу», 1962. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
И даже гусиный, – зычный, – кряк удаётся Барченкову передать. Он как бы слышится, да так отчётливо, что нельзя не улыбнуться и не отойти, когда всё это шествие идёт «гуськом», мирной (пока) толпой, качающейся с бочка на бок ‘’офисною‘’ деловою походкой, никуда не сворачивая, вразвалку, не торопясь, обычно по-прямой (тебя совсем не замечая и не ставя ни во что: а и правда: что, кто есть человек в этом ряду?).

06. «Загорск», 1972. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 69,0 х 73,0 см.
Загорск – а это всегда Праздник! Праздник Веры, Солнца. Блеска золотых куполов с синим. Белых стен монастырских и бликов сверкающего снега, ярко-глубоких теней на нём. Ни один из художников не избежит этого образа, так отлично и лучше всех сложенного ещё одним из первых имрессионистов ушедшего, ХХ-го века, Константином Юоном! Сияй, „Солнце Правды“…

07. «Тёплый день», 1974. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 80,0 см.
У Барченкова есть и «своя фишка», как теперь говорят: его так тянет – и он выучился (сам у себя?) это делать безукоризненно, неподражаемо – он даёт нам согревающий снег, его зима – она всегда тёплая, и это не температура вовсе, я вам скажу!

08. «Бабушкино окно», 1976. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 54,0 см
А ведь цветы выставлены в окне – для вас! Никогда это не приходило в голову? – Что красота должна быть наружу, а не попрятана, как сейчас, когда заборы особняков порою высятся чуть не выше Лаврских, Сергия. Наличник – это тоже из исчезающего (что там сейчас вокруг пластика евроокон?). Смотрите: ведь и горшочки на белой подставочке – ровно так, как вам удобно, (чтобы) видно было хорошо, ладно! И окошко для вас открыто (ведь первый этаж) – вместо решёток; дышите! живите! цветите!

09. «К вечеру», 1976. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 70,0 х 100,0 см.
«Крымовская» простота: снег, крыши, луч, – вот, пожалуй, одна из лучший линий в искусстве Барченкова, он – достойный ученик своего гениального учителя, Николая Петровича, Крымова (1884 – 1958), и – продолжатель скромного, сдержанного, благородного начала, когда самый невзрачный, бытовой, непривлекательный, рядовой мотив станет поводом творить от души и во все лопатки сердца!

10. «Тёплый день», 1975. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 80,0 х 100,0 см.
Сложная, витиевая русская церковная архитектура – сказочная, невероятная – самым ярким проявлением которой является Свято-Троицкая Сергиева Лавра (а с какой стороны ни возголяни, ни зайди?) – удачно вписывается во взгляд через пересплетения ветвей, пишется и вычитывается через окружающие причудливые постройки ажурные дерева! И это умело заметил и воплотил Барченков.

11. «Дворик», 1976. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 50,0 х 70,0 см.
Ну что может быть ещё трогательней, чем это? – скудные, хилые пряменькие, тоненькие навытяжку берёзки, затихшие воробьи, как застывшие нотки – по тихим веткам на них, пёсенька, слегка обернувшийся, сам весь белый с чёрным пятном (уши, морда, хвост), каскуроченная какая-то сараюха – под жилое жильё (иначе не было бы там и тропы натоптанной туда!), вечный, присутствующий через всё творчество Барченкова, снег в обильных, высоченных, непотопляемых, нетопимых никаким жарко-жарким солнцем сугробах, – а вот поди ж ты – всё равно тепло: – и в ногах и веет!

12. «У фермы», 1979. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 67,0 х 115,0 см.
Барченков увидел ещё и эту красоту благородного, землистого звучания пятен – коровье стадо! Но не просто – совхоз, колхоз, заказ, картина – его коровьи стада – это наши кормилицы, соработники.

13. «Осень. Дворик», 1980. Подрамник, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 100,0 х 74,0 см.
Через сближенные тоны, цвета – Барченков одухотворяет всё единство сельского уклада, воспевает простую, Рождественскую, Христианскую жизнь, когда великое Рождение Младенца приветствовали простые пастухи вместе со своими питомцами: овцами, коровами, курами… Так и у Барченкова на картине.

14. «Сирень и ландыши», 1982. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 80,0 х 100,0 см.
Вечное – это не только земля, но и то, что плодит она, что – незаметное и негромкое – на ней! Барченков выбирает очень скромное, негласное, белое: сирень и ландыши!

15. «Весна. Цветы на столе», 1983. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 76,0 х 90,0 см.
С возрастом, как правило, успокаиваешься; пейзаж уступает место натюрморту, а в натюрморте предпочтительнее – цветы! А вот цветы с годами выбираешь проще, луговые, те, что всегда пред глазами. И смотришь в окно… Читаешь других больше и чаще, чем хочется оглашать свои, найденные горьким путём, истины. Палитра становится светлее, уходит печаль, потому что нет в ней смысла. И любимой – как у Пришвина, пожившего в отличии от Пушкина, влюблённого в золото и багрянец осенние, густоту и наготу осени, выходит весна!

16. «Незабудки», 1985. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 40,0 х 50,0 см.
Осыпающиеся незабудки – а кого забудешь в жизни, что уйдёт из сердца дорогого с голами? – Только оплачешь былое! Вот так можно было бы трактовать эту одну из самых, вроде, незначительных, картин Барченкова, малых в размерах. ...Несколько клубничин – так, случайно, без разбора, как жизнь!

17. «Домик Н.А. Бакеева», 1986. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 40,0 х 50,0 см.
Почему-то с возрастом люди больше приглядываются к растениям. И сочетание их с жилищем, с человеком – предмет созерцания, содержание размышлений. Потом отдают советы, распоряжения – что посадить на могиле…
Но всегда радости больше: понимаешь, что и ты прорастёшь однажды цветами! Цветами свежими и юными, рост которых не укоротить, как свет.

18. «Калина», 1987. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 80,0 см.
Одним из первых калину – такую русскую красу и целительную пользу – стал воспевать Барченков. В Загорске у него появились последователи, заимствователи, подражатели! (Плагиат? – но не он же первый придумал калину, краски, живопись, кисти, холст, всё вокруг и даже сам себя!) Поэтому не серчал – претензий тут не предъявишь. Как и земляк его, Пришвин, старый охотник, сменивший ружьё на фотоаппарат, карандаш и планшет с чистой бумагой для записок, Барченков – бродил, предпочитая одиночество (или с псом, как Пришвин) сообществу, приносил домой совсем, казалось бы, обыкновенное, невзрачное – нецв`етное, высохшее: листья, ветви, лукошко, плетёную корзину, – но а на его картинах потом всё это оживало и оживляло вокруг и вставало на своё место, как и в окружающем нас, не так?

19. «Астры», 1989. Подрамник, холст, подготовки, масло, растворители, кисти, рама. 90,0 х 110,0 см.
Сентиментализм – во все века и стили прорывающееся чувство у всякого художника, особенно, сделавшего так заоблачно много, как Барченков, и пожившего не мало вовсе! Светлеют краски и наполняются сами естественным, устойчивым к перепадам, цветом. Не какие-то там особенные сорта яблок (налит`ых, звучных и красных), ягод и цветов пишет Мастер, но самое – что под рукою: чёрная рябина, скромные разные по размерам, не подарочные, рыночные, астры, и яблоки своего сада, не крупномер в спецобороте, натёрные восковой защитой для долгой жизни вне человека. Всегда есть эта песня, как слеза по ушедшему, как благословение будущему!

20. «Вода ушла», 1989. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 32,0 х 90,0 см.
Как додумался художник написать просто излучину, поворот малюсенькой речушки, которой и названия-то не сыщешь. (Да о чём плакать-то?) Так ещё и с таким – говорящими (кричащим!) словами: „Вода ушла“! Вроде, Барченков – не литератор, названия его картин (их много, все по-разному замучаешься и называть, поэтому – много повторов, что заметно даже по этим, скромным, публикациям) – не оригинальны, но вот тут (опять) вырывается (и в слове, как в мазке и тоне, цвете – самой живописной драме искусства) его сочувствие! Но теперь уже не просто к „Лошадке“, но куда шире – что выдаёт в нём Пантеиста, певца Природы – к Речушке, которую тоже так жаль по обмелении…

21. «Осенний сад», 1991. Картон, масло, растворители, кисти, рама. 31,0 х 90,0 см.
Конечно, эпохальной, знаковой, титульной работы Барченкова, над которой он (как Александр Иванов) трудился боле 30-и лет, «Загорск. Базар. 20-й год», 1947 – 1978, подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама, 213,0 х 360,0 см (выставлялась на Республиканской и Всесоюзной выставках и покупается по Заявке Государственной Третьковской галереи Министерством культуры СССР), не сэкспонировать на этой, текущей персональной Барченковской выставке в силу ещё и грандиозности размера картины, но зато здесь есть возможность показать и увидеть многие редкие, камерные вещи, очень личные. Такие, как эта, к примеру – о осени, о осени жизни! Мы видим, что каждого, всякую душу душит к концу холодный ветер, одиночество, неразделённость. Куда скрыться от наступающего холода и пронизывающего ветра?

22. «Художник Барченков, Николай Иванович (1918 – 2002)», чёрно-белое фото.
Справедливо выстроен весь цикл Проекта «Арт-Память» Сергиево-Посадских художников, уже оставивших этот мир: от более молодых – к классике, к маститым, от Станислава Гончарова – к Барченкову! Это показало и подчеркнуло значимость нашего изобразительного наследия, его ценность ко изучению, сохранению и пропаганде, к показу для нашей уже нынешней публики, молодёжи! Как же важно знать, любить, ценить прошлое без которого разве будет жить, придёт оно, будущее? 
Может быть мне мечталось писать о Рембрандте, Терборхе, Клее и Моранди, о Сарьяне, Бажбеуке и Минасе, о Сомове, Кустодиеве, Мусатове, но выпало (честью) писать о других вовсе, о самом существовании которых я и не знал до самого последнего времени, о художниках-реалистах Сергия Града: Станиславе Гончарове, Николае Куце, Юрии Леонове, Сергее Дунчеве, Несторе Хломове, Ольге Галицкой, Николае Барченкове, – я не искал слов, они – достойные, хорошие, точные, искренние – легли на бумагу сами собою, также естественно, как слово «Спасибо!» в самом конце, ибо нет плохих художников, плохих людей, плохих городов, стран, народов.
Может быть, это что-то рядовое, региональное, совсем уж муниципальное, районное, городское? – разве не везде должна прорастать вездесущая и всеобъемлющая, всепобеждающая Культура?
Собирать камни, и не дать погибнуть ничему.
Спасибо за весь Проект! 


03 09 2020
04 09 2020




эпилогом
Николай Барченков
ИЗБРАННОЕ в к о м м е н т а р и я х

по каталогу воспроизведённых к статье синхронизированных по датам создания репродукций:

23.
Николай Барченков «Стадо». 1947
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЮ

Невероятно, но уже в самом начале пути Художник находит свою, сильно отстоящую от учительской, тему и язык, очеловечивая животных, стадо, коров, быков, их трогательных детёнышей. Барченкову открывается и удаётся встать на стезю вчувствования сородства этих кажущихся поистине величественными (по-египетски) существ, находящихся (скорее, в отличии от нас) в немом, сильнейшем, естественном единстве с Равниной Жития, с чем-то поистине бесконечно-вечным, нерушимо значным, и здесь – не „ответственность за тех, кого мы приручили“ по Экзюпери, ибо не мы – так ощущается – всё знающие и понимающие (а не точно наоборот ли?), но воспоминается великий русский философ-анималист, мысливший в основном Восточными категориями, Василий Ватагин, у которого за каждым и в каждом живом существе Видится-Слышится Бог-Творец, и ощущается, что истинные причастные к Сокровенно Сакральному – они, именно они – хозяева Земли (нами похеренной сейчас почти что до Её Сердца), понимают в том, что вокруг, и происходит, их мир и взгляд – непреходящее, а вот наш? – да тлен, времянка, пшик... Несомненно, что стада Барченкова – были в основном «на заказ», но нет ничего общего тут с соцнадоем и колхозами! Знатные и пышные доярки на солнцепёке его не волнуют, не интересуется он скоростями и формами производственных новостей, ему не интересны и характеры и тон нового стандарта красоты и трансформации в профессии. Барченкову удалось и в этом избежать социальности и прикоснуться Непреходящему. И ещё – что разовьётся (дальше) в исключительно Барченковское, и что можно будет соотнести в искусстве лишь с гением ХХ-го века Джорджо Моранди, – его интересуют сугубо два пласта обобщённых цвето-тоновых отношений, взятых скупо, сдержанно, локально: небо и земля, – а что же ещё?


19 07 2020
23 07 2020

http://proza.ru/2020/07/23/409

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44523
https://vk.com/id15993373?z=album15993373_277194393

https://vk.com/album15993373_276140445
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44376

Артём Киракосов

„ВЫ СПРАШИВАЕТЕ,
ЧТО ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ? 
ВОЗМОЖНОСТЬ СКАЗАТЬ!“ –
Николай Барченков (Сергиев Посад)

6 выставка | проект «Арт-Память» | грант Президента РФ |
галерея «АртБаzа» | Сергиев Посад |
июль |  август 2020




БАРЧЕНКОВ
– лучший и в комментариях


Нельзя так просто (как об остальных) говорить о Барченкове – он избранный уже и тем, что плоть от плоти – Сергиев, родился тут (в отличии ото всех других, о которых писали и говорили), сын игрушечников, художников, потомственный мастер, сформировался, вырос тут, всю жизнь жил, умер, «Заслуженный», «Народный», обрёл славу не только у нас, но и на Западе, и на Востоке, Почётный член «Итальянской Академии художеств»!
Выставка в Галерее «Арт-Баzа» Проекта «Арт-Память», венчающая справедливо весь, на мой взгляд, очень уместный, своевременный, удачный, нужный, роскошный Проект, не отражает масштаба сделанного художником. И кроме того – работы Барченкова уже разошлись по миру, существуют в репродукциях.
Барченков без лучшего – несправедливо скуден...
Поэтому я решил написать о них, тех, что мы вряд ли уже увидим в оригиналах, „живьём“, как говорят, особо и особенно!
Причём (на этот раз) – совсем невпопад, не по старшинству, распределив по годам в возрастании, а по-другому – по видной значимости…
Без хронологии, которой было отдано много и своё в предыдущих моих материалах о художнике.


01.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Базар в Загорске. 1920-ый год», 1947 – 1978.
Подрамник, холст, масло, растворители, кисти, рама.
213,0 х 360,0 см.
– Грандиозная, итоговая на всю и за всю жизнь работа Барченкова (выставлялось на Республиканской и Всесоюзной выставках и покупается по Заявке Государственной Третьковской галереи Министерством культуры СССР), – должна быть в постоянной экспозиции всегда ГТГ.
Вслушиваясь в редкие воспоминания Барченкова, сразу отметишь, что питается он всю жизнь именно этим – детством Загорска 20-х. Вот отсюда и все его персонажи, такие живые, слитые с тем ещё человеком, начала ХХ-го века: куры, петухи, овцы, свиньи, козы, бараны, лошади, кони…
Базарный день, площадь перед Лаврой, святая ярмарка – ну кто из Сергиевцев не поймёт, что это ведущая тема на столетия для всех художников Сергия Града?
Но Барченков – не в традиции Горбатова и Юона, художников установивших надолго вперёд живописные каноны письма о Сергиевом Посаде – он (не редкий случай) воспроизводит линии (куда более глубже и ранние) учителей своих учителей, в которых – изысканность, вкус, эстетство, историзм, даже юмор и некая лёгкость: Аполинария Васнецова (учитель его учителя Николая Крымова) и Ильи Репина (учитель его учителя Гавриила Горелова).

02.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Базарный день в Посаде», 1992.
Барченков возвращается к теме… И пишет её ещё легче в конце жизни, чем в начале! И здесь уж совсем не спутаешь, кто Главный Герой? – На первом и втором и третьем и четвёртом планах: гуси, козы, пёсик, голуби, лошади! Белый снег; белый дым мороза; Лавра! ...Сказка.

03.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Русская тройка», 1990.
Вот она – икона Народа Русского. Тройка мчится… Но не Гоголевкая (страшная, необузданная, не ведая, куда, и зачем), не Дунчевская (коллега-живописец и земляк Барченкова) (праздничная, ярморочная, весёлая, яркая, манящая), а совсем другая – это на чистом снегу – три белые лошади, затаённое дыхание красоты молчания. Девушка в санях, в красном платке – не для неё ли всё это? Белые, родные, юношеские берёзы и вольное дыхание в лесу, в котором вы одни. Романтизм нетронутого! Зимний поцелуй, топящий пространство... 

04.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Начало марта», 1960-е – 1970-е.
– Любимейшая, чуть ни самая красивейшая работа Барченкова (для меня)! Она – наиболее светлая изо всех Барченковских «зим», суть трепетно тёплая! Весенняя по сути (у него весна – всегда в сладостном снегу.) И в ней уже – звучит капель, и соединены воедино все его символы: колокольня Лавры, тёплое солнце, сияние чистых сугробов, резной праздничный наличник трёхоконного традиционного русского одноэтажного, крашеного дерева, дома, и лошадки, трогательно ‘’пришвартованные‘’ с нарядными, расписанными, ярких узоров, санями в ожидании, наверное, детишек что-ли?

05.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Натюрморт», 1955.
Одна из блистательных, эстетских работ Барченкова – на очень сдержанных, выдержанных, удержанных замесах сближенных цветов в близких по тону мазках. Удивительно, как? – вроде мёртвые… Птицы, которых он так любит (и чтит, как и людей, если не выше) живыми! Барченков – удачливый, ловкий, умелый стрелок и охотник. И тут (думается) не хвастает ли он и этим (как у Перова в знаменитом «Привале»)? – а ведь – правша, потерявший ещё и в 16 правую.
Барченков – маэстро холодного колорита…
Вспомнишь (пожалуй) и Вейсберга и ещё „круче“ – Моранди, Джорджо, натюрморты!
Ну не Снейдерса, Яна, явно же?

06.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Вечер», 1961.
Казалось, это нельзя написать, ну что тут? – А вот эти отношения, как и людские! Совсем упрощённо: серый и серый (оба почти что одинаковые по цветам, лишь фактурой отличные, плотностью, энергетикой) – листва с изгородью и дерево, вписанные в один блок земли, и небо, высвеченное под облаком закатным теплом.

07.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Стадо», 1947.
Между небом и землёю.
Невероятно, но уже в самом начале пути Художник находит свою, сильно отстоящую от учительской, тему и язык, очеловечивая животных, стадо, коров, быков, их трогательных детёнышей. Барченкову открывается и удаётся встать на стезю вчувствования сородства этих кажущихся поистине величественными (по-египетски) существ, находящихся (скорее, в отличии от нас) в немом, сильнейшем, естественном единстве с Равниной Жития, с чем-то поистине бесконечно-вечным, нерушимо значным, и здесь – не „ответственность за тех, кого мы приручили“ по Экзюпери, ибо не мы – так ощущается – всё знающие и понимающие (а не точно наоборот ли?), но воспоминается великий русский философ-анималист, мысливший в основном Восточными категориями, Василий Ватагин, у которого за каждым и в каждом живом существе Видится-Слышится Бог-Творец, и ощущается, что истинные причастные к Сокровенно Сакральному – они, именно они – хозяева Земли (нами похеренной сейчас почти что до Её Сердца), понимают в том, что вокруг, и происходит, их мир и взгляд – непреходящее, а вот наш? – да тлен, времянка, пшик... Несомненно, что стада Барченкова – были в основном «на заказ», но нет ничего общего тут с соцнадоем и колхозами! Знатные и пышные доярки на солнцепёке его не волнуют, не интересуется он скоростями и формами производственных новостей, ему не интересны и характеры и тон нового стандарта красоты и трансформации в профессии. Барченкову удалось и в этом избежать социальности и прикоснуться Непреходящему. И ещё – что разовьётся (дальше) в исключительно Барченковское, и что можно будет соотнести в искусстве лишь с гением ХХ-го века Джорджо Моранди, – его интересуют сугубо два пласта обобщённых цвето-тоновых отношений, взятых скупо, сдержанно, локально: небо и земля, – а что же ещё?

08.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Маленькая хозяйка», 1947.
До чего же трогательно: этот сюжет… Вот только кончилась самая жестокая Война Человечества, Вторая Мировая! А вот он – смысл – дети, как и у Дунчева, с которым Барченков идёт в ногу, душа в душу, картина к картине.
«Маленькая хозяйка» устраивает свой быт, дом: за её столом гости ей дорогие усажены бережно-любовно: Чёрненький Мишенька (игрушка) в крупном, нарядном алом банте, Любимая Девочка (куколка) в голубом, кружевном чепце, а она, наша радушная, заботливая и предусмотрительная хозяюшка, им подаёт в фартучке (а как всё чинно! – ответственно) в чашечках чаю, два пурпурных, налитых яблочка, белый, щедрый, жирный кусок мягкого хлеба, на полу – красочная большая книжечка с иллюстрациями «Курочка», резиновый мячик, синий кофейник.
Все, кто учился в нашем Училище (я тоже его „кончал“), «1905-го года», так или иначе – под Бакшеевым, душевной красоты трогательным поздним жанристом-передвижником, заложившим основы педагогики в нём, Барченков не исключение из того!

09.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Фигура с лошадью», этюд, 1952.
Очень скоромно, не внешне по живописи. Но зато выражено (точно, верно, глубоко): обручённые, обученные, обречённые друг другу – человек и его лошадь! Вынужденные вести (вместе) почти одинаковую, синхронно-монотонную одну и ту же жизнь: лямку свою тянем – понянем, „э – эх, ухнем <...>, сама пойдёт, сама пойдёт...“

10.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Моя семья», 1954.
Идилия Барченкова, его Райский Сад – семья: под тенистым деревом в солнечный полдень – дети. Плетёный стол, накрытый белой скатертью, коляска – тоже из плетёнки. Улыбающаяся супруга. Раскрытая книга – за ней Старшенькая с голубым бантом. На столе в керамической вазе – огромный букет полевых красот, где несравненной радостью, доминантно – чарующие белых лепестков ромашки!

11.
Николай Иванович Барченков (1918 – 2002), «Удача». 1957.
Не понаслышке знает Барченков удачу не только в искусстве, успех не только творческий, но и охотника.
А что было бы, оставь Судьба Барченкову, правше по его рождеству, правую руку целой?
Картина эта – тоже колористический шедевр из серии в холодных, серо-голубых, белых в вариациях: белый снег, белые стволы берёз, белые пятна пятнистого охотничьего пса, белый (убитый) заяц, горделиво поднятый за задние лапы высоко вверх правой рукой (в левой – посередине схваченная уверенно-крепко винтовка), смеющимся, возможно, сыном передо его отцом, которого удача-таки во сей раз и обошла.

12.
«Художник Николай Барченков (1918 – 2002) на прогулке», фото.
О Барченкове хочется говорить много! А главное – что хорошо! Вглядываясь в его скромное искусство открываешь красоты прошлых лет мастеров, реалистов Русской и Западной школ: Ивана Шишкина, Ян ван Гойена, «Графа Муравьёва», Рейсдаля, Терборха – непревзойдённого лирика обыкновенного, Сверчкова – певца Русской охоты, лошадей и псов.
Что главное в Барченкове – как и во всех Сергиевцах – какая-мирность перед всем, с чем им довелось быть (они все – под сенью двух преподобных: Сергия Радонежского и Андрея Рублёва), вера в будущее, вовсе не связанная с «линией партии» сегодняшнего, но правда в ногах, стоящих на земле отцов: Руси стоять!


06 09 2020

БАРЧЕНКОВ
– лучший и в комментариях

http://proza.ru/2020/07/23/409
https://youtu.be/UfsVdVCYtuQ
https://vk.com/id15993373?z=album15993373_277236255
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44529

https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44523
https://vk.com/id15993373?z=album15993373_277194393

https://vk.com/album15993373_276140445
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_44376


Рецензии