C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Конечна ли Вселенная?

Много раз я задумывался над вопросом, поставленным в заголовке этой статьи. Как уже писал раньше, обо всех прелестях и смысле астрономии мне в далёкой (увы) юности поведал академик Гавриил Адрианович Тихов, который в 1941 году из Пулкова, вместе с экспедицией за наблюдением за полным солнечным затмением приехал в Алма-Ату, где и остался до конца своих дней. К сожалению, жизнь сложилась так, что астрономией непосредственно мне заняться не пришлось. Но и по сей день я внимательно слежу за событиями в этой отрасли науки.

Но о вопросе: кончается где либо Вселенная, я не очень задумывался. Но вот, наткнулся на информацию о том, что с помощью современных телескопов учёным удалось рассмотреть галактику на расстоянии от Земли в 13,8 млрд. световых лет, то есть образовавшуюся практически сразу после так называемого Большого взрыва.
Я уже писал в эссе «Так кто вращается: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?» о том, некто Эдвин Хаббл (1889—1953) на основании так называемого красного смещения сделал вывод о том, что «чем дальше галактика от Земли, тем с большей скоростью она удаляется от неё. И эти данные позволили ему определить и возраст Вселенной в 18 млрд. лет. Позже другие учёные, развивающие эту же теорию, называли цифры от 9.5 до 20 млрд. лет. Одним из последних вариантов возраст Вселенной определяется в 13,8 млрд. световых лет.

Отправной точкой, от которой исчисляется этот возраст, является так называемый Большой взрыв. Хаббл обосновывал всё это на опубликованном ещё в 1842 году наблюдении о феномене, который называют сегодня «эффекте Допплера» (по имени ученого, открыл его), по которому частота ультразвуковой волны, отражаясь от движущего предмета, либо увеличивается, либо, если этот предмет движется в противоположном направлении, уменьшается. Исходя из этого, этот учёный и пришёл к выводу, что и в космосе должен иметь место подобный эффект, названный красным смещением, при котором галактики чем они отдалённее от Земли, тем удаляются с большей скоростью, т.е. со скоростью всё больше и больше приближающейся к скорости света. Поскольку во Вселенной такое движение не представляется возможным, получалось, что Земля находится в центре Вселенной, от которой во все стороны разбегаются галактики, а подальше от неё, видимо должен быть и конец всего. Правда, непонятно — а что за её концом?

Более того, из какой же точки начали они разбегаться? Чтобы всё это объяснить и был придуман так называемый Большой взрыв. То есть в пространстве должна была быть крохотная точка, в которой и случился этот взрыв. Подумав об этом, я вспомнил биографию Шекспира, написанную Александром Аникстом, в которой он писал:

«Один из самых волнующих документов эпохи Возрождения – замечательное сочинение итальянского философа Пико дела Мирандолы “О достоинстве человека” (1489). Небольшого отрывка будет достаточно, чтобы показать новое понимание человека, которое возникло в эпоху Возрождения. Пусть не смутят читателя остатки религиозных предрассудков, сохраняющиеся в терминологии трактата. Внешнее благочестие было маскировкой, не мешавшей поистине революционному смыслу гуманистического прославления безграничных сил и возможностей человека. Пико дела Мирандола писал:
“В конце дней творения создал бог человека, чтобы он познал законы вселенной, научился любить её красоту, дивиться её величию. Я, — говорил Адаму Творец, не прикрепил тебя к определённому месту, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими. Ограниченная у остальных существ природа внутренне стеснена законами, мною установленными; ты лишь один, не сдерживаемый никакой узостью границ, по своему произволу очертишь границы той природы, в чьи руки я отдал тебя. Посреди мира поставил я тебя, чтобы ты тебе легче было проникнуть взором в окружающее. Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе делался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность упасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле”».

На протяжении всех средних веков людей убеждали, будто их величайшее несчастье в том, что они люди. Великая революционная мысль эпохи Возрождения провозгласила, что быть человеком — счастье. То была идея, перевернувшая всё отношение к жизни. Против неё особенно ополчились все силы старого миропорядка, но она всё больше завоёвывала признание. Ею было проникнуто всё замечательное в искусстве эпохи Возрождения. Она звучит и у Шекспира в «Гамлете»: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличии и движении – как выразителен и чудесен! В действии – как сходен с божеством! Краса вселенной! Венец всего живущего! В этих словах шекспировского героя получила выражение одна из величайших гуманистических идей эпохи».

Задумаемся над словами философа. Кто создал человека? Почему? Для чего? Ответив на это, мы поймём, и кто создал Вселенную. Начнём с простого. Перед вами этот текст, его создал я. А ведь кто то создал и прибор, на котором я написал его и лист бумаги, на котором он напечатан и помещение в котором ты читаешь его, и то, что ты видишь за окном, и многое, многое другое. Весь мир, в котором мы живем.
Ясно всё, кроме одного — всё в мире создано кем то, или произошло само по себе?
Задав себе такой вопрос, я нашёл на него подсказку у Иман Валерии Пороховой в её переводах смыслов Корана и комментариях к ним. В первом комментарии (тафсире) она пишет: «”Аллах” — это лишь одно из имён того Одного, Единого для всей Вселенной, Бога — Творца всего, что сущее, того, если угодно, “Супер разума”, того “Абсолюта” всего бесконечно огромного механизма Вселенной, в том числе и нашей скромной планеты, который функционирует столь безотказно по столь совершенным законам диалектики, открытым гением классической немецкой философии Гегелем… в качестве Верховного Высшего Начала выступает Божественная манада (условно именуемая Бог, Господь), что является отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своём безусловном совершенстве не обладает сущностью».

Итак, для того чтобы согласиться с какой либо точкой зрения на создание Вселенной, да и нас с вами, мы должны хорошенько разобраться в том – само по себе, после Большого взрыва, образовалось всё сущее, или было кем то создано, включая и этот самый взрыв если он действительно был. Как мы знаем – одну точку зрения разделяет наука, а другую – религия. Правда возникает и ещё один вопрос – а кто и почему создал эти самые науку и религию?
Если искать ответ в религии, то понятно – Бог, а если в науке – Большой взрыв. А дальше всё само собой пошло-поехало. И не задумываемся о том, что было раньше: наука или религия. Но ведь вера в потусторонние силы была всегда и у всех, как бы конкретно эти силы ни называли. Со временем, с помощью так называемых «пророков» люди стали их обожествлять. Появилось много богов, ответственных за те или иные стороны жизни, а затем и вера в единобожие. Зороастризм, буддизм, христианство, мусульманство, восточные верования, все они построены на вере в Бога единого, создавшего мир. Причём Бог, через пророков передает нам Послания, в которых в зависимости от степени развития общества, рассказывается о том, как создан и как устроен мир и кто такой этот создатель и как он его создавал.
Так в Библии, в главе первой Книги Моисеева говорится:

1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух божий носился над водою. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6. И сказал Бог: да будет твердь, посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
И всего 31 пункт, в том числе 26-ой в котором говорится:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И 27-ой:
И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.
И 31-ый:
И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро, день шестой.

При этом надо понимать, что такое день. На Земле это одно, на Венере ещё что то, на Сатурне третье, а у Бога совсем, совсем другое. Не обязательно это 24 земных часа в сутки.

Авеста, Библия, Коран... В них пророки доносили до людей мысли Бога, в том числе и о нём. Каждый труд был создан так, чтобы смысл изложенного в нём был понятен людям соответствующей эпохи. Последним из них был Коран, причём, судя по словам, сказанным в нём Мухаммеду, последнему пророку и посланнику Аллаха, это было священным писанием, которое не подвергнется изменениям.

В Библии в Пятой книге Моисеева Второзаконие, говорится:
18. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им всё, что Я повелю Ему;
19. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу;
20. Но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.
21. И если скажешь в сердце твоём: «как мы узнаем слова, которые не Господь говорил?»
22. Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей – не бойся его.

Осталось только представить себе Бога. Долгие годы о нём рассказывали и изображали в виде старичка, с бородкой, часто сидящего на облаке, или аналогичного ему. В наши дни, когда стали открыты многие тайны Вселенной, так представлять себе Бога уже невозможно. Так каков Он, Создатель всего сущего?
В Библии говорилось «И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие I, 26 и 27).

Ну а кто же такой сам Бог? В главе I Евангелия от Иоанна говорится прямо: «Вначале было Слово, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через него начало быть, а без него ничего не начало быть, что начало быть» (I, 1-3).

Осталось только выяснить, а что же такое: «Слово»? В различных энциклопедиях и справочниках в до катастрофное время ему давалось много определений.
Понятию «слово» наиболее соответствует определение «информационная матрица». Тогда становится понятным, что Бог — это не старец с бородкой, сидящий на облаке, как когда-то представлялось людям, а исходная сила давшая начало всему сущему, в том числе Вселенной и человеку. То есть, информационная матрица. А поскольку человек создан по «образу Божию», значит и он тоже является информационной матрицей.

Бог – это творец, созидатель. Он всемогущ. Создавая Он определил и двойственный характер всего в мире, и заповедал человеку: «от всякого дерева в саду ты будешь есть. А от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Бытие 2, 16-17). Но, как мы помним, Ева и Адам вкусили плоды этого дерева. И, с тех пор, только от самого человека зависит, какой путь он выберет себе в жизни. Выбрав путь созидания и добра, с достоинством пройдёт его, а если путь зла – то пенять за все те беды и неудачи, которые встретятся в жизни ему и его потомкам, может только на себя. То есть то, что он создаст, то же и получит…

И ещё. Столетиями люди были убеждены в том, что Солнце вращается вокруг Земли. До тех пор пока каноник Коперник (1473 – 1543), изучая движения планет, решил, что это Земля, Луна (и планеты) кружатся вокруг Солнца. Опубликовано это было в 1543 году, когда, находившемуся на смертном одре Копернику, преподнесли экземпляр его только что отпечатанной книги «Об обращении небесных сфер». А ведь до этого все руководствовались, изложенными ещё в середине второго столетия нашего времени Клавдием Птолемеем в его энциклопедии астрономических знаний «Алмагест» положениями, разделявшимися и церковью, о том, что Земля это неподвижный шар в центре Вселенной вокруг которого движутся Луна и планеты, имеющие собственное движение. Естественно, что за столетия на эту тему была издана обширная литература. И, конечно, общественное мнение разделяло эту точку зрения. Поэтому церковь, вскоре после выхода книги Коперника, внесла её в «Индекс» запрещённых книг, исключённую из которого лишь в 1835 году, когда уже многие перестали разделять мнение Птолемея.

И вот ведь сила общественного мнения. Почти полторы тысячелетия люди искренно были убеждены в том, что Солнце вращается вокруг Земли и только лишь после выхода сочинения Коперника, стали задумываться над тем, а действительно ли это так. Хотя, если честно говорить, верилось в это с трудом. Недаром писал В.И.Ленин: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Ведь каждый день мы видим, как Солнце вращается вокруг Земли, но при этом теперь стали убеждены, что это Земля вращается вокруг Солнца. Почему?

Только потому, что так считается в обществе.

А ведь ещё в третьем веке до нашей эры Аристарх Самосский предполагал, что Земля вращается вокруг Солнца, гелиоцентрической теории придерживался великий индийский астроном Ариабхаты, чьё имя в 1975 году было присвоено запущенному в СССР первому индийскому искусственному спутнику Земли. В пятнадцатом веке кардинал Николай Казанский занимавшийся ещё и математикой и астрономией, и предложивший реформу календаря, утверждал бесконечность Вселенной, отсутствие в ней границ. Но! Общественное мнение, есть общественное. И после ухода этих великих людей из жизни, выработанные ими теории, были на долгие столетия забыты.

Но вот в двадцатых годах прошлого века, как сочли, было найдено решение уравнений Эйнштейна описывающих расширяющуюся Вселенную. По мнению Фридмана, получалось, что теоретически звёздные системы должны либо удаляться друг от друга, либо сближаться друг с другом. Это и стало основой, так называемой теории «Большого взрыва». И с тех пор, каких только теорий не было создано, основываясь на этом Взрыве. Начиная с микроскопической точки, из которой произошли все галактики звёзды, планеты и прочие метеориты, астероиды и много чего ещё.

Но и этого показалось мало потому, что не вписывалось даже в видимую Вселенную. Что же стало придумываться? А как же – например, «тёмная материя» и «тёмная энергия», которые не видимы и не осязаемы, но есть. Одно из них расталкивает, расширяет Вселенную, а другое наоборот притягивает, стягивает всё. А тут ещё гравитация, непонятно откуда взявшаяся (если её никто не создавал), и много чего другого.

И если Копернику на смертном одре преподнесли его творение, то кто и кому преподнесёт что-нибудь аналогичное?

И вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи (или Эссе): где же завершается Вселенная?

Если руководствоваться теорией Большого Взрыва, то есть галактики последние из тех, что можно углядеть в телескопы. И они, значит, были первыми после Взрыва, а теперь стали последними. Но тут же возникает вопрос – а что же за ними? Абсолютная темнота пространства? Но что-то же там есть, пусть даже пустое пространство. Но неужели же Создатель ограничился только видимыми нами галактиками и пустотой за ними, а ещё поместил далеко от центра галактики Млечного пути Солнечную систему, а в ней третьей планету Земля, только на которой возможна белковая жизнь и её вершина – человек?

Вопросы, вопросы, вопросы… Возможность ответов на которые дана человеку. Именно ответов, а не поисков предположений, типа Солнце вращается вокруг Земли, или Земля вокруг Солнца. Или был ли Большой Взрыв или нет? И всё таки: есть ли у Вселенной конец?

Или остановиться пока на мысли, что есть Он, а мы — лишь его экспериментальные создания. Другой вопрос — реальные или отраженные, как постулируется ныне теорией голографической Вселенной? Впрочем, изощренные физики, очень изящно обошли этот вопрос: даже если наш мир «нарисован», это вовсе не отменяет того, что он настоящий. Но зато становится понятным, откуда у бесконечной Вселенной вдруг взялись границы — они лишь та ширма, на которой отражается наш (вполне реальный) мир.


Рецензии
Прочитала статью с большим интересом. В ней поднято огромное количество вопросов, ответы на которые так и не найдены. Каждая эпоха рождала своих героев, которые переосмысливали уже установленные истины. Общественное мнение закрепляло эти истины на пару аеков, а человек к концу жизни так и не знает до сих пор, что будет с ним, когда его душа вновь вернётся в энергетический поток вселенной. Статья написана прекрасным литературным языком. Читается на одном дыхании. Жаль, что автор Анатолий Волков уже не услышит моих слов, но я уверена, что таких людей, как он, Творец не оставляет без своей помощи. Уверена, что в космическом пространстве есть другой мир, где продолжается жизнь..

Ирене Крекер   08.08.2020 09:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.