Пересказки, часть 52-яя, снова о счастье и любви и

из сборника: «Записная книжка»
Часть №52:


     – Пересказки?
     – Не совсем.
     – А что?
     – Размышления.
     – О чём?
     – О мыслях современника… учёного-философа за ответами, к которому нет-нет да заворачивает в очередной раз разбушевавшееся сознание.
     – Ну, вот! Значит всё-таки опять Пересказки!
     – Да говорю же, что нет: Пересказки – это лишь удивления мыслями кого-то записанные здесь и сейчас в ракурсе собственного сомнения, поиска и мечты с определением в итоге зовут ли они или нет.
     – И что на этот раз не так?
     – На этот раз идеями книги «Исправь своё детство» замечательного доктора-психотерапевта Андрея Владимировича Курпатова вовсе не приходится сомневаться и искать в них свою мечту, потому как его собственная просто чудесна. К тому ж она открывает – на мой взгляд, случайно! – поистине один из самых значимых законов человеческой цивилизации, а, возможно, даже… и всего Мироздания.
     – Какой… ещё  закон?
     – «Думать о других, заботится о них – это не нравственная обязанность человека, это его психологическая необходимость…».
     – И в чем же тут открытие?
     – Да в том: никто и никогда прежде – не считая святых писаний, конечно! – в учёном мире не заявлял о том, что заботиться о других не просто гуманно, милосердно и красиво, а то, что это есть «…психологическая необходимость…» нормального человека, его первостепенная ПОТРЕБНОСТЬ, как дышать и питаться!
     – И что из этого следует?
     – Только одно: без заботы о других никто не обретёт искомого нами душевного покоя. Благость небесная, не сойдёт на нас, если эта простая Истина, так сложно и много преподносимая нам прежде… не будет просто и естественно исполнена.
     – И в этом секрет счастья?.. Так просто?
     – Вот именно – просто: «Всё гениальное – просто!». Но как это «просто» многое, на самом деле, объясняет. За каким таким лешим, к примеру, мы делаем так много на первый взгляд совершенно неоправданных и даже отчасти вредных для себя действий… во имя других, иногда даже совершенно незнакомых нам. Разве такое великое открытие не может звать к… собственной Мечте?
     – Какой такой ещё Мечте?
     – Да всё той, что толбучу вслед за Братьями Стругацкими из одной Пересказки в другую: «Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!» («Пикник на обочине»). Только здесь у Андрея Владимировича это звучит так: «…и если мы сможем это понять, то и наши прежние конфликты с нашими родителями, и наши нынешние трудности уже с нашими детьми окажутся в прошлом…».
     – Ну, тогда это вовсе не Размышление, а уже настоящий Первоисточник и нет смысла в нём что-либо менять, спорить, достаточно лишь выписать нужные цитаты для памяти… и  всё.
     – А вот и не всё! Как не крути, но, не смотря на, безусловно, светлую мечту-утопию автора и ремарку к ней: «Чего, собственно, я вам, равно как и себе желаю!», он почти на целое десятилетие оказывается младше нашего поколения, а, следовательно, и на целое поколение по временной плоскости движется после, а посему взглянуть на эту поистине неисчерпаемую проблему «Отцов и детей» со стороны родителя взрослых детей не в состоянии. Он вообще-то и сам заявляет об этом: «…если вы … решились всё-таки читать эту книгу, то читайте её как «дети». …Повторяю, эта книга написана для «детей». Не для тех, кому не исполнилось ещё шестнадцати (им как раз читать эту книгу не рекомендуется), а для тех, кому уже далеко за шестнадцать…», но удержаться в рамках взгляда на проблему лишь со стороны ребёнка, будучи поистине великим ученым и философом, не смог. А вот тут-то, как раз, на мой взгляд, и есть в чем с ним поспорить. Одним словом, сегодня «снова не смолчу».
     …

     Но для начала, не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не процитировать ряд особо ценных бесспорных Истин, найденных моим любимым доктором-философом:
     «Коли уж говорить о родителях, то не вспомнить доктора Зигмунда Фрейда просто нельзя. Весь психоанализ, основателем которого он был, стоит, кажется на том единственном положении, что мы…их любим… не чистой любовью, а любовью сексуальной. …Как здравомыслящему человеку мне кажется, что это слишком просто и слишком в лоб, чтобы быть правдой… ».
     «Наши психологические комплексы действительно уходят корнями в детство, и поэтому без родителей здесь не обошлось. Однако неправильно было бы думать, что дело здесь в сексуальных влечениях; с другой стороны, проблема не ограничивается просто воспитанием, она, вне всякого сомнения, лежит значительно глубже».
     «Со дня своего рождения мы зависим от своих родителей, но дальше… это начинает нас тяготить и мы пытаемся вырваться. …Весь фокус в том, что наша зависимость от родителей не объективного, а субъективного свойства…».
     «…эта зависимость обоюдна…».
     «…в основе нашей психики … лежит инстинкт самосохранения, причем специфический – человеческий…», состоящий, из «…инстинкта личного выживания … индивидуальный, …инстинкта самосохранения группы … иерархический инстинкт, …инстинкт самосохранения вида … половой инстинкт».
     «Потребность в защищённости – это одна из трёх ключевых наших потребностей. … О том, что такое счастье, узнаешь лишь в подлинном горе. … Находясь в материнской утробе, мы ощущали счастье. …мы исторгаемся из мира, которым для нас было тело нашей матери. Сразу же мы узнаем две важные вещи: то, что существование наше не будет безоблачным, и то, что мы очень нуждаемся в наших родителях».
     «В жизни каждого человека был день, когда агрессия его родителей впервые была сформирована как наказание… С этого дня он изгнан из Рая… ребенок понял, что его родители – это отдельные люди и он в их власти…»
     «…хотя мы и реагируем на любовь по-разному, но эффект всегда один и тот же – мы перестаем тревожиться».
     «Состязание с собственным «идеалом» – мука на которую нас обрекают наши родители».
     «Попытки расстроить дружбу ребёнка с кем-либо … означает ломку воли ребёнка».
     «Тревога и неуверенность – близнецы-братья. …Природа нашей неуверенности – реакция наших родителей на наше поведение».
     «…в целом… дочь – это идеальная женщина для отца, по крайней мере, в её раннем детском возрасте».
     «Мы … страдаем … просто потому, что мы люди и наш психический аппарат имеет специфический дефект».
     «Мы и наши родители – навечно в одной лодке, и я не думаю, что это «трагедия». Трагедия начинается там, где мы пытаемся от них отречься».
     «…отношение человека с человеком, – это, к сожалению, прежде всего выявление «силы»…».
     «…в три года мы впервые ощутили своё «я», и это в большинстве случаев не сходило нам с рук…» и это «…на самом деле есть самый настоящий саботаж, ведь мы –ни много ни мало – требуем признать свою суверенность … пытаемся дискредитировать иерархический инстинкт. …наш иерархический инстинкт пробуждается раньше того времени, когда мы имеем реальную возможность претендовать на «первые роли». В результате наше стремление к «власти» стало деформироваться, невротически усиливаться».
     «Властолюбие – это страсть, которая неисправима сама по себе…» (И. Кант)
     «…быть «лучшей», «первой, совсем не обязательно, а главное и нельзя. Уважать самого себя и верить в свои силы – вот что значит добиться успеха в жизни, а лидерство – это невротическая борьба за «первое место», которого в принципе не существует…».
     «Если вы хотите что-то построить, нельзя исповедовать идеологию разрушения…».
     «… «власть» – это вовсе не способ заставить другого подчиняться, а возможность ему – этому другому – помогать…»
    «Родители и дети – это команда … поэтому иерархическая борьба внутри семьи – сущее безумие. Счастье, если твои дети превзошли тебя, потому что тем самым они увеличили силу вашей общей команды. Правда силой можно будет воспользоваться лишь при том условии, что вы команда, а не «ячейка общества»…».
     «Мы очень сложно устроены, и в одну схему … всё наше поведение никак не вписывается… «Совершенствоваться – значит в чем-то превзойти себя» –написал как-то Альфред Адлер. И эта классическая формула … которую предлагает нам иерархический инстинкт … и мы зачастую умудряемся бороться с самим собой…».
     «…вопрос … прост: есть папа и мам – они по одну сторону баррикад, а есть сын и дочь – и они по другую сторону тех же самых баррикад. Правда, имя этой баррикады – иерархический инстинкт, а вовсе не сексуальное влечение…».
     «…союз с матерью и конфликт с отцом является для мальчика в каком-то смысле делом предрешённым… дочь конкурирует с матерью за внимание и любовь отца, равно как и любого другого мужчины».
     «…женщины нуждаются во внимании… и внимания, если оно приятно, не бывает много…».
     «Любовь – чувство эгоистическое. Если тебя любят, тебе хочется, чтобы тебя любили, во-первых, целиком … а, во-вторых, только тебя…».
     «…ребёнок не видит дальше собственного носа. Ему важно то, что происходит с ним…».
     «Если … начали бороться, вступили в противостояние с кем-то или с чем-то, считайте … собственноручно расписались в своей несостоятельности, …заявили о своём проигрыше, даже не начав игру».
     «Мы испытываем радость, наблюдая радость своих … давно пора переориентироваться с бессмысленных попыток взять «верх» (он нам не нужен) на стратегию взаимной поддержки…».

     …
     – Ну, вот, а ТЕПЕРЬ поразмышляем.
     – О чем конкретно?
     – Ну, хотя б о том, что нашему воздушному бестелесному сознанию, проще говоря, душе, действительно совершенно незачем брать этот пресловутый «верх» рассудка ни над своими детьми, ни тем более над своими родителями, да и вообще ни над кем-либо в Мире. Она и так всегда на самом, что ни на есть, верху, правда, при одном маленьком… условии.
     – Каком?
     – Если она ЛЮБИТ!..
     – Вот как?
     – Конечно! В этом случае весь этот никчемный иерархический инстинкт самосохранения нашего рассудка, проще говоря, головного мозга, как не крути всегда стремящегося занять лидирующие позиции и в малом, и большом, теряет всякий смысл.
     – Как так?
     – Да вот так: желание возвысится, теряет всякий смысл, в потребности дарить.
     – Даже если тебя не любят в ответ?
     – Даже если…
     – Ну, хорошо. А что происходит с нами, если… душа молчит, растворясь в равнодушии?
     – А вот в этом случае, как раз и происходит всё то, о чем размышляет наш замечательный идеолог-строитель «Счастья по собственному желанию» в блистательном учении «Исправь своё детство».
     – И что же именно?
     – Неврозы, страхи и… поиск виновных, потому как все эти, несомненно, выдающиеся искания и сомнения автора, приводящие его к великому выводу-открытию, что  «…думать о других, заботится о них – это не нравственная обязанность человека, это его психологическая необходимость …и  если мы сможем это понять, то и наши прежние конфликты с нашими родителями, и наши нынешние трудности уже с нашими детьми окажутся в прошлом...», увы, является лишь светлой утопией.
     – Как же так?
     – Увы и ах! – конфликты ни в семье, ни в социуме никогда, абсолютно точно, никогда, будь мы «…команда или ячейка общества…», но всё равно останутся с нами!
     – Почему?
     – Да потому что способных любить среди нас совсем немного, а действительно любящих здесь и сейчас вообще единицы, всё больше скучающие сытые «мансипамы», выдумывающие разные глупые поводы сунуть свой длинный любопытный нос в дела других. Пустая равнодушная душа никогда не воспарит над холодной целесообразностью рассудка, которому, вопреки ей, потребно не дарить, а беспрестанно самоутверждаться относительно других. А раз так, то и сидеть спокойненько «…в углу, безучастно наблюдая за бушующими вокруг морем людских  сражений …» (по памяти из книги), способны лишь избранные, которым не за что винить кого бы то ни было. Они просто любят… и дарят целиком без остатка на мнимое возвышение, потому как возвысится, равно, как и унизится, можно лишь в глазах своих…
           Слово в начале
           И было и будет,
           Много печали
           С ним видно прибудет.
           Жизнь лишь в движеньи
           Меж жжений сражений
           И отторженье
           Побед-поражений.
     – Но если нет виновных, то, получается, и нет вины?
     – Конечно! Ничто в нашем Мире не случайно! В том числе и поступки родителей. Они, какие бы у нас ни были, – за редким, аномальным нечеловеческим исключением, конечно, о котором и нет смысла говорить здесь! – они ни в чем, ни в чём и не перед кем не виноваты. Всё что они делают в отношении своих чад, они делают это, безгранично любя их, а значит ни в коем случае… не во вред им. Просто у каждого из нас свой опыт. Одни излишне опекают, будучи сами когда-то случайно оставлены на произвол судьбы, а другие напротив, теряют детей из вида, получив в детстве и не только… изрядную долю излишней опеки от своих волнующихся родителей. Преодоление и тех и других трудностей становления личности ничто иное, как такая же «…необходимая потребность…» сознания, как и дарить заботу другому. Гораздо хуже, когда у человека (не важно маленького или старенького) вдруг неожиданно из жизни вообще исчезают проблемы, все до одной. Это нас самом деле огромная проблема.
     – Скажешь тоже: «Отсутствие проблем – это огромная проблема».
     – «Когда не за что умирать, тогда и не зачем жить…» и некого любить. Может поэтому любовь, на самом деле это тоже огромная проблема, дар и… ИСПЫТАНИЕ.
          Любовь – это боль,
          Но может быть счастье,
          Не сахар, не соль,
          А Путь и участье,
          Кто замкнут внутри –
          Себя лишь и любит,
          Открытый любви,
          В любви и пребудет.
     – «И вечный бой, покой нам только снился…».
     – Вот именно: «…вечный бой…» с самим собой, но это уже совсем другой бой… и совершено не за место… под солнцем обетованным.
     – Но откуда ж тогда этот иерархический инстинкт берётся в нас?
     – Всё очень просто, если долго и нудно не рассуждать о психологических особенностях нашего рассудка, то можно сказать коротко – от безделья, отсутствия в цивилизованном обществе необходимости банально выживать, отсутствия нормальных потребных человеку проблем куда как важнее, чем банальное выяснение кто «круче».
     – И нет ему конца?
     – «Добрые люди, Игемон…», лишь единицы из нас способны во всём этом безумии просто любить, избегая иерархической борьбы за первенство, потому как всё-таки Зигмунд Фрейда прав, говоря, что всеми нами движут лишь два взаимоисключающих желания: дарить и возвыситься. Но возвышаются, даря, лишь истинно любящие!..

     …– Ну, вот и Всё! – переведя дух, выдыхаю привязавшееся.
     – Кто этот Всё? – тут же ожидаемо слышу известное.
     – Почему Кто? – тяну по накатанной. – Всё – это ни кто, это, просто, Конец!.. Конец всему.
     – Но может быть всё-таки Начало? – улыбается мне Некто.
     – Начало?.. – улыбаюсь с сомнением…

     …Может и начало. Кто сказал, что это не так?..
10.07.2020г.


     Автор благодарит критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение всё это выслушать в сто двадцать первый раз.
     Да и… главное: эта повесть-черновик – всего лишь рукопись, набросок. В нём вероятней всего масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, принеся в очередной раз свои извинения за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля», на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ФБ), для исправления, либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.


Рецензии