Об универсальности Монтессори подхода

Монтессори подход, как направление свободной педагогики, всеконфессионален и всенационален, может применяться в самых разных социальных слоях общества, в любой стране, в очень широком диапазоне условий и возможностей.

То, что сейчас принято считать это весьма дорогим удовольствием, к методу отношения не имеет. И не этого хотела сама Мария Монтессори, начиная заниматься в первом "Доме ребёнка" с разновозрастной оравой ребятишек бедного рабочего квартала. У неё всё получалось уже тогда, когда она использовала поначалу самодельные, в чём-то не идеальные, не точные экспериментальные пособия.

Это не значит, что не стоит учитывать опыт и наработки более чем столетнего опыта практики Монтессори подхода — цвет, размеры, лучшие подходящие материалы для изготовления пособий, соблюдение целостности и полноты развивающей среды. Но, тем не менее, зная размеры и требования к пособию (чтобы подходило по детской руке, по возрасту), его можно качественно изготовить и на заказ, и, при наличии способностей и возможностей, самому. И напротив, можно закупить списком все самые качественные пособия лучшей зарубежной фабрики, но не суметь, при отсутствии знаний, опыта и открытости сердца, поставить качественно Монтессори среду, создать пространство любви, из которого не захочется уходить ни детям, ни взрослым.

Есть видео, в которых показано как энтузиасты-педагоги создают в бедных африканских странах развивающие пространства, используя, например, вместо чашек скорлупу кокосов, вместо стен соломенные щиты, а крышу складывают из банановых листьев. И там идёт процесс! И всё получается. И есть те самые "три кита" Монтессори подхода — грамотно с любовью подготовленная развивающая среда, соблюдение методики и осознающие подготовленные наставники взрослые. Чего не скажешь о большинстве центров в больших городах, претендующих на название.

С чего же начинается Монтессори центр? На словах это все знают - с любви. Мария Монтессори говорила: "Без любви всё — ничто". Это вовсе не означает, что Монтессори подход не пытаются использовать и те, кто идёт противоположным путём, путём страха. Вот как раз в таких центрах пособия и обстановка самые дорогие, самые "фирменные", педагоги с лучшими дипломами, всё, как говорится, вылизано... Но что бросается в глаза первым делом? Там все боятся, все напряжены. Педагоги боятся, дети боятся. И вроде бы пособия самые лучшие, среда формально поставлена идеально, педагоги знающие с лучшей подготовкой, методика формально соблюдается очень чётко, даже слишком. Но самого Монтессори подхода — духа, осознанности, любви и уважения, свободы там нет и в помине. Родитель, зайдя в такой центр, может прислушаться к своим собственным ощущениям, кем и как он себя там чувствует. Может заглянуть в глаза педагогам, занимающимся там детям. И получается, что дорого не гарантирует хорошо. Хотя для каждого своё "хорошо" по большому счёту, каждый выбирает по себе.

Известно, что когда к власти в Италии пришёл Муссолини, он попытался использовать Монтессори подход в своих целях. Предполагалось сделать всего лишь маленькую подмену — заменить любовь и уважение на механическое послушание, а всё остальное в методе сохранить. Когда Мария Монтессори это поняла, она отказалась готовить педагогов для дуче и уехала из страны. Это был её выбор. И мы знаем, что Муссолини затем закрыл школы Монтессори в Италии, Франко запретил их в Испании, Гитлер - в Германии, а при Сталине прекратили своё существование детские сады Монтессори в России и её имя было убрано изо всех печатных источников так, будто и не было никогда. Видите, не подходит свободная гуманная педагогика диктаторским режимам, не удобна.

Монтессори центр, садик, школа могут быть созданы по запросу конкретной общины, людей определённой конфессиональной принадлежности и могут быть недоступными прочим желающим. Всё это зависит от тех людей, которые этим занимаются, и это их ответственность. Опять же, к самому методу это прямого отношения не имеет.
Если же это обычный детский центр/садик/школа общего доступа, то там, как и в жизни, мирно и уважительно друг к другу занимаются рядом, вместе дети из самых разных семей. Для всех одни правила и одни условия. В этом есть свои плюсы, помимо упомянутого уважения. Кстати, уважение в этом случае может даже выти на первое место и встать даже перед любовью. Речь об уважении к каждому, кто приходит на занятия. О соблюдении закона свободы воли, выбора и границах. Никто насильно любить не заставит, но, если принял условия общих занятий, будь добр проявлять уважение и сам не провоцируй лишнее напряжение. Это прекрасная возможность работы над своим характером для родителей и педагогов, для взрослых участников процесса прежде всего.

В садиках и школах Монтессори разнообразие взглядов и особенностей жизни позволяет детям получше узнать как живут другие люди. Увлечённые, например, национальной выпечкой, которую ребёнок может принести на день рождения, дети могут придумать, организовать и реализовать целый большой проект, посвященный определённой национальной культуре. Такой проект поможет ближе познакомиться и изучить на практике не только кухню, но и особенности национального костюма, быта, уклада жизни, праздников, песен, ремёсел, спортивных состязаний, верований, традиций, отношений и т.д. Разумеется, с учётом возраста детей и в позитивном безопасном ключе.

То, что сейчас несколько остыл коммерческий интерес к Монтессори направлению в педагогике (без качества заработать не особо получается), очень хорошо! Пусть эта "пена" осядет и будет с чем сравнить.

Любой метод всего лишь инструмент в руках конкретного человека. Поэтому у родителей, посещавших разные Монтессори центры, могут быть диаметрально противоположные впечатления и отзывы. Любое место создают люди определённого уровня сознания. Невозможно дать другим то, чего нет у тебя самого. Вряд ли сейчас существуют идеальные Монтессори центры, но для многих родителей, у которых нет необходимых знаний о развитии ребёнка, о его потребностях в разном возрасте, об особенностях его поведения, Монтессори занятия могут стать отдушиной и большой помощью в получении необходимых знаний, навыков и практического опыта.

Фото "Солнечного Монтессори Пространства", автора


Рецензии