Чужая наука
Вытащили стол на середину, водрузили новейший, главное, самосборный компьютер, подключились шнуром - два Филипка и кухня под боком.
Деточка мечтала о нем много лет - отслужив, устроившись на железку, где ему исправно перечисляют на карточку, и накопив - у меня совершенно нет дурацких трат, похвастался он однажды - стал постепенно собирать основные элементы мечты - корпус, видеокарту, диск, что-то еще, пока на столе не выросло чудо техники, которое мигает и светится изнутри - прозрачные стенки, сверх-крутой монитор, обалденный стереозвук.
Внимают в два кресла лекции по двигателям внутреннего сгорания - картинки, поршни, камеры и кривошипные шатуны - нудно и размеренно.
Ура, материаловедение отменили, радостно возглашает деточко - вообще не понимаю зачем оно нам.
Оно не понимает, странно, правда - слушай, из чего состоит металл, знаешь.
- Ээээ, из молекул, скрепя мозгом встревает Леха - парень хороший, в меру ленивый, в меру упертый, но по-существу вежливый, добрый и надежный.
- Маладес, но до них еще добраться нужно, а что-то более твердое типа кристаллической решетки или доменов, можешь припомнить
- Нееее, у нас этого не было. Если честно, совсем не понимаю теорию вероятности, задумчиво продолжает он - ну никак.
- Бывает, говорю я, а что собственно непонятно.
- Почему монетка на орла или решку выпадает одинаковое число раз в длинной серии.
Ого, думаю, знает про "длинную серию", значит, не безнадежен.
- Это не вопрос, это ответ. Монетка движется по законам классической механики - исходный импульс, а далее под воздействием силы тяжести происходит само движение - переворачивает и болтает миллион раз в секунду, вплоть до хватания рукой.
- Понятно, но почему равное количество, ведь может случиться, что миллион раз выпадет только орел, обезьяна напечатает войну и мир на машинке, надо только подождать.
- Смотри, стороны монеты одинаковы, а "влияний" масса - исходный импульс, его скорость, направление, материал и геометрия монеты, угол ее падения или захвата. Поэтому в длинной серии орел или решка случаются одинаково часто. И это ответ - равность сторон монеты плюс невычисляемость траектории, условий старта и остановки, которые создают "случайность", точнее, непредопределенность результата. Качественно мы его знаем - та или другая сторона, а вот какая именно - нет, но вероятность их выпадения одинакова, ибо отсутствует различие - причина, склоняющая туда или сюда.
- Все равно не понимаю...
***
Это не плохо и не хорошо, когда не понимают. Вероятность, металловедение или вообще - чего-то не понимают.
Хуже, когда отказываются понимать в принципе. Отмазок два миллиона - этого нам не надо или, этому нас не учили, хотя по жизни все не так, мало ли.
Ну, правда, утилитарная привязка конкретного знания, науки или методики, сводится к профессиональной или бытовой нужде. Максимум, интеллектуальной позе, а так - просто унять скуку, разбудить заспанный ум или побередить душу.
Шахматные этюды, логические головоломки - архаика, особенно, когда в одном клике миллиард гигагиг интереснейшей информации - игрушек, киношек, мультиков, ютюб-каналов, инстаграммов или сериальчегов.
Плюс богатейшее порно - особ статья, жанр напряженный, конкурентный, провокативный - не всякий справится.
Как объяснить человеку внеутилитарный смысл образования, науки, искусства или литературы.
Во времена живого бога понятно - приближение, истина, в которую надо себя пожертвовать и которая сделает нас свободными.
Или когда вместо бога выступает научный прогресс и надо обрести себя там - стать участником, творцом, лидером.
Вера, уверенность в общеобязательность познания и непреложность движения в сторону истины, но если нет ни того, ни другого, если истина релятивна, изменчива, медийна или произвольна, в лучшем случае, "субъективна", на хрена эти галеры, лучше в танчики.
Нам, первоклашкам шестидесятых говорили так. Арифметика, чтобы сдачу посчитать в магазине, русский - открытка или письмо бабушке в деревню, пение - ежу понятно - застолья, утренники, елки, физра - вообще никто не спрашивал класса до седьмого, пока девочки не стали одна за другой брать самоотвод.
Просто, ясно и практично - можно даже не объяснять - по жизни так.
Постарше, когда усложнились предметы, усложнились и ответы - успеваемость, статус, институт, карьера или чтоб родители не донимали.
Чего огород городить, когда образование органично встроено в жизнь, культуру, семью или работу - окультурено и осмысленно, поэтому вопрос "зачем" или для "чего" риторический, а проще - глупый.
Не хочешь учиться - иди на второй год, потом ФЗУ или ПТУ, завод, армия, и снова завод.
Туда, в железно-серую массу, которая по определению не летает, не творит большую науку или бомбу - так, безмысленно соучаствует прогрессу, но при любом удобном случае сбегает в пьянку или на рыбалку.
Ни тебе успеха, признания или самовознесения - скука, монотонно-принудительный труд, глухая среда и окраинная хрущевка к старости - никакой романтики, даже бога нет - сплошное прозябание на дальней обочине. Без всякого пикника.
***
Берта Ильинична каждый день повторяла, что будет просить у Деда Мороза деньги в подарок - сначала сто тысяч, потом девятьсот, далее в деле фигурировали десять чемоданов, а под конец заезда двадцать - по безналу не принимает, поскольку много раз просила маму завести ей аккаунт - ведь два своих смартфона, один крутой, а второй "просто", она нечаянно разбила.
И тут, как я полагаю, наивности меньше чем прагматизма - никакого мистического трепета или восторга. Если бы я сказал, что Дед Мороз ушел в карантин и заказов не исполняет, тогда как Вицли-Пуцли или Ктулху напротив, охотно берутся, адресат был бы изменен в ту же секунду - есть дед Мороз, нет, важно настойчиво просить в присутствии полусумасшедших - дедушки и бабушки, мамы или папы, а там, глядишь, сойдется.
Короче, каждый дошкольник в курсе, где сидит фазан - айфон, на крайняк, смартфон. Или ноутбук, а лучше - оба, плюс часы, очки и наушники. Разумеется, с виртуальной реальностью.
Вот и любимая маска Илона снова порадовала - обещает в ближайшее нейро-интерфейс, чтоб музыку брать прямиком в голову, а еще, повышать стрессо-устойчивость. Большие дали, там и знания уместятся - причем все и сразу, зачем школа.
Как мотивировать - главный плач Ярославны от образования. Загадка века.
Действительно, если ответ на любой вопрос, хоть общий, хоть специальный, в одном клике, если Алиса или Гуглъ в любое время, в любом месте, невзирая на преподнесут готовенькое, зачем напрягать хоть что-нибудь - глаза, веки, мочку уха или левый ноготь третьей ноги. Дайте технику и научите включать - дальше само.
Из царства необходимости, через перестройку, гласность, эти дела, демократию и прогресс, канистуцию и что там еще, продразверстку - пардон, благосостояние, приплыли.
Встречайте, сегодня и впредь, каждый вечер на арене прекрасное далеко, царство разума и свободы.
Новый Мир.
Свидетельство о публикации №220072300996