Об именах. Терёшечка. Терентий Мальцев

В раннем детстве любимую мою  сказку «Терёшечка» не один раз рассказывал  мне старший брат. В свои студенческие годы, а потом во время работы учителем в школе  я пытался разыскать её, очень похожую на «Гуси-лебеди», хотел почитать ученикам. Но мне это не удалось.  Брат говорил, что прочитал её в журнале «Уральские огоньки», но в доступных мне библиотеках такого журнала не оказалось.

«Терешечка» — русская народная сказка. Жили-были старик со старухой, они воспитывали мальчика Терёшечку, заядлого рыбака. На него положила глаз местная ведьма, живущая в лесу. Чтобы не попасть в беду, он ловит рыбу с лодки, на середине реки. Злая колдунья всё же похитила мальчика. Но  Терешечка  смог перехитрить её и  вернуться к дедушке с бабушкой верхом на гусе.
А тут начинается самый интересный для меня эпизод. Я отыскал эту сказку в глобальной сети несколько лет назад. Цитирую:

«Прилетели они к избе и сели на травке.
А старуха напекла блинов – поминать Терешечку – и говорит:
– Это тебе, старичок, блин, а это мне блин.
А Терешечка под окном:
– А мне блин?»

Я помню этот эпизод в другом варианте, более справедливом.

Напекла старуха на поминки Терёшечки блинов и делит их:
- Это тебе, старик, блин, а это мне блин…
А Терёшечка под окошечком:
- А нам с гусём где блин?

Мне больше всего нравилось, что Терёшечка не забыл про гуся. Через несколько лет я пытался понять, а как назовут Терёшечку, когда он подрастёт. Мать подсказала, что Терентием.

Была ещё одна сказка, где действовал Терентий. Это сказка  про Лису и Тетерева в изложении Алексея Толстого. До сих пор помню:
– Терентий, Терентий! Я указ добыла, - говорит лиса.
– Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.
– Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а все бы гулять по зеленым лугам.
Это лиса  тетерева Терентием называла.


Я перебирал в памяти, но ни одного Терентия  среди моих знакомых в школе и на улице не было. Были Терентьевы, среди них школьный поэт Саша Терентьев. Потом мы будем знакомы, он станет корреспондентом «Кыштымского рабочего», а при создании «Вечернего Челябинска» редактор Михаил Петрович Аношкин, писатель из кыштымских,  пригласил его в отдел информации. Он умер в те же дни, когда в Москве  хоронили  Леонида Ильича Брежнева, через полгода умер редактор Аношкин, а в августе того года я оказался в редакции  «Вечёрки» в отделе партийной жизни.


Терентьевых я встречал на ЧТЗ. За шесть лет их встретилось немало. Но ни одного Терентия. А потом до меня дошло, что в нашей школе были две учительницы, сёстры   Сырейщиковы Анастасия Терентьевна   и Евдокия Терентьевна, обе они закончили учительский институт, организованный в Кыштыме на базе эвакуированного из Ленинграда пединститута имени А.И. Герцена, обе работали в начальных классах. В прошлом Сырейщиковы – семьи староверов, их много было в Кыштыме, но многие из этих семей стали атеистами, скрывали кержацкое прошлое. Мне нравились староверы. Я никогда не видел их пьяными, хотя, знаю, некоторые выпивали, они были надёжными в работе, а главное – были верны данному слову: если что-то пообещали – сделают обязательно. А ещё они с детьми общались по-серьёзному, не унижали, не подначивали и не терпели тех, кто пытался дурачиться, притворяться неумехой.

На Челябинском тракторном довелось мне познакомиться и почувствовать крепкое рукопожатие прославленного хлебороба из Курганской области Терентия Семёновича Мальцева, дважды Героя Социалистического Труда,  лауреата  Сталинской премии. О нём ходили легенды, что он голой задницей определял температуру пашни и не давал сеять зерно раньше времени. От него я узнал, что это именно так и было, Это была своеобразная демонстрация своего мнения: попробуйте сами, если ваша задница мёрзнет, то зачем на муки обрекать пшеничное зерно.  Терентий Семёнович от меня не скрывал, что он из семьи кержаков, а ещё что прошёл хорошую школу в 1917—1921 годах, когда как участник  Первой мировой находился в Германии в плену, работал на сахарной фабрике, помогал в поле, наблюдал за тем, как работают немецкие фермеры.


О его работе председателем колхоза я слышал от журналиста старшего поколения Михаила Александровича Мурзина, того самого, который научил меня отличать троцкизм от сталинизма, карьеристов от тружеников. О Терентии Мальцеве он высказывал самые добрые чувства и уверял, что если бы везде были хозяйственники такого типа, жизнь бы давно наладилась.


Я работал уже в вечерней газете, когда Терентий Мальцев приезжал в качестве снабженца на ЧТЗ. Другим отказывали, народному академику отказать не могли, и он уезжал из Челябинска  с тракторами. Он был человеком с государственным мышлением, таких власти приближали к себе.
Дважды встречался он  с Леонидом Брежневым, в его доме стояли телефоны правительственной связи. А вот с Никитой Хрущёвым у него были натянутые отношения, правда, не сразу. C 1951 года Терентий Мальцев разрабатывал безотвальную систему обработки почвы, включавшую плуг собственной конструкции и систему пятипольного земледелия с безотвальной обработкой почвы.

7 августа 1954 года, то есть в разгар целинной эпопеи,  в селе Мальцеве  Курганской области состоялось Всесоюзное совещание, длилось  оно три дня, а состоялось оно потому, что 14 июля 1954 года в село приезжал Н. С. Хрущёв и посчитал, что этот опыт  надо распространять. Заметили, как мало требовалось тогда времени, чтобы организовать Всесоюзное совещание?

Отвлекусь на время от Терентия Мальцева и скажу о своём небольшом опыте. Я приобрёл «скобу Фокина», это такая огребалка-мотыга, которой сбивают траву  верхнего слоя, но не перекапывают почву. Через пять-шесть лет почва становится мягкой, в ней много дождевых червей, которые рыхлят почву на большую глубину. Грядки, да и большие поля выглядят некрасиво, как бы замусорены, но дают нормальные урожаи без  химикатов и минеральных удобрений. В качестве примера я брал  высохший ствол малины и загонял его в землю на полметра или даже больше. На перекопанных и перепаханных почвах такое невозможно, зато после дождя могут долго стоять лужи.

Мальцев воевал за свою систему безотвальной обработки земли, я не воевал. Когда мы купили участок в Ужёвке, соседи решили сделать мне доброе дело и вспахали мои гряды вместе со своими. Земля была ещё сырая, а солнце припекало всерьёз,  и огромные  комья земли превратились в камень и сохранялись до самой осени. За четыре года до отъезда  на пмж в Германию я не смог довести эксперимент до конца, к  тому же границы картофельного поля были засорены травой, которую высаживали для закрепления откосов и насыпей на автомобильных и железных дорогах. Корешки приходилось просеивать. Каждый сантиметр корня этой травы мог пойти в рост. Это было похуже перекопки, поскольку уничтожалась среда обитания дождевых червей.


На совещание  к академику Терентию Мальцеву 7 августа 1954 года прибыли более 1000 человек, хотя приглашали только триста.  Судя по тому, как издеваются сегодня над землёй с помощью тракторов, комбайнов и удобрений, можно понять, что опыт академика Терентия Мальцева не востребован. Кстати, когда я объезжаю  на велосипеде окрестности  Дюссельдорфа, то вижу немало полей, где обработан слегка только верхний слой, а по всему полю рассыпан навоз. Значит, в Германии ещё опираются на природные свойства земли.


После совещания к Мальцеву несколько лет приезжали знакомиться с методом безотвальной обработки земли, а потом эти поездки резко прекратились, потому что Терентий Семёнович  попал в опалу, не раз высказался он против идеи Хрущёва сеять кукурузу в Зауралье, за это Никита Сергеевич назвал его «пшеничным аристократом» и понизил депутатский статус  Т.С. Мальцева до  депутата РСФСР.

Терентий Семёнович Мальцев  родился 29 октября [10 ноября] 1895 года, а умер 11 августа 1994 года в селе Мальцево Мальцевского сельсовета Шадринского района Курганской области. То есть всю жизнь, а это почти сто лет, он провёл в  родном селе за исключением военной службы и германского  плена. Где родился, там и пригодился. Да ещё как пригодился.

В словарях ономастики (имён) утверждается, что имя Терентий в основе имеет латинский корень terere со значением «назойливый, утомляющий». Но глагол terere имеет и другое значение: «тереть», «растирать», «молоть», обычно относили этот процесс к хлебу. Мне эта версия ближе, к тому же Терентий Семёнович говорил, что его имя связано с выращиванием хлеба, «хлеборобское имя».


Рецензии
Я работал 2 года (1954-56) в МТС по соседству с Мальцевым. Лично с ним яч не был знаком, но наслышан. Партия требовала сеять как можно раньше и как можно больше.
Мальцев возражал даже голым задом. Однажды он засеял одно поле по приказу, а позднее, когда земля созрела, он прямо на этом поле пересеял несколько редких рядов. Потом осенью привез райком в поле и показал, что поздние посевы намного урожайнее. Это был в 38 году, его хотели посадить за дискредитацию власти. Но обошлось. Суть в том, что хлеб колхозов "покупался" государством0 за бесценок. Люди были не заинтересованы его выращивать, поэтому и урожаи были маленькими, разве только у нескольких энтузиастов вроде Терентия Семеновича. СпасиБО, А.С.!

Павел Каравдин   24.07.2020 17:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел Александрович, за такое дополнение. Меня очень удивило тогда, что он из староверов. И не скрывал этого, во всяком случае, от меня. Директор Уралвагонзавода из Нижнего Тагила Николай Малых тоже из староверов. Я не знаю, чем это вызвано, но мне многие об этом сами сообщали.

Александр Ерошкин   25.07.2020 00:57   Заявить о нарушении