Что значит быть русским?

Года два назад мы с дочерью смотрели передачу Владимира Познера, посвященную странам Скандинавии. Вернее, смотрела я, а моя дочь, тогда еще студентка истфака университета, скорее мешала смотреть: она собиралась на какую-то вечеринку, наряжалась, красилась и непрерывно болтала (и отнюдь не о Скандинавии). Владимир Познер завершил серию о Северной Европе вопросом, обращенным к собеседнику: "А что для Вас значит быть шведом?" А я переадресовала вопрос дочери в другой формулировке: "А что значит для тебя быть русской?"

Катя меня удивила. Отвлекшись на минуту от макияжа, она ответила так, как будто давно обдумала этот вопрос. Ответила быстро, лаконично и четко: "Для меня быть русской - значит оставаться в поле русской культуры." И уточнила: "В поле русской культуры, т.е. русской классической литературы, русской истории и русских традиций." Я удивилась: "Почему же темой своей дипломной работы ты выбрала Конституцию США?" Катя ответила опять очень четко: "А мне хочется сформулировать РУССКИЙ взгляд на западный мир." Интересно.

Я задавала этот вопрос разным людям. Все задумывались. И отвечали по-разному.

Мой взрослый сын сказал так: "Для меня быть русским - значит чувствовать себя жителем огромной страны. Для меня очень важны географические пределы России. Я часто думаю, какими любознательными, смелыми и умными людьми были наши предки: они сумели не только покорить огромные пространства, но и удержать их не столько с помощью силы, сколько с помощью ума, умения договариваться и работать." И добавил: "Чувствовать размах России и связь с предками - значит быть русским. Я часто думаю, а что бы сказал, например, Суворов по поводу иных современных событий?" Интересно.

Моя подруга, подумав, рассказала такую историю. Она несколько лет назад отдыхала в Арабских Эмиратах и видела, как там у отеля сажали пальму: множество людей суетилось около привезенного дерева несколько дней, поливали пальму, обкладывали основание ствола льдом. А ее, русскую, не оставляло ощущение того, что пальма - явление чужеродное в этом уголке Земли, искусственное. Другие чувства вызывают русские леса: мягкий мох под ногами, вековые сосны воспринимаются очень органично, как Богом данные. Подруга подчеркнула, что свою "русскость" она особенно остро ощущает "на природе". Словом, для подруги быть русской - чувствовать прелесть русской природы, любить и ценить ее. Интересно.

Соседка-пенсионерка, что кормит бродячих котов у подъезда, ответила так: "Быть русским - стараться жить по правде и справедливости. Уметь находить что-то хорошее даже в самом плохом и тяжелом. Уметь жалеть..." Интересно.

Задавала я этот вопрос: "Что значит быть русским?" - и старшеклассникам. Несколько человек отметили, что просто не понимают вопроса. По их мнению, национальная самоидентификация сегодня не важна: надо чувствовать себя гражданами мира. Многие, ощущая себя именно русскими, не смогли, тем не менее, ответить на вопрос. А одна девочка воскликнула: "Да быть русским - это просто любить Россию!" Хорошо сказано!

Мне в этом вопросе ближе всего позиция моей дочери. Для меня быть русской - значит оставаться в поле русской культуры. Духовными авторитетами для меня являются русские классики с их проповедью добра, милосердия, с их поисками смысла жизни, с их философскими размышлениями над "проклятыми" русскими вопросами, с их критикой общественного устройства России. А еще в русский культурный код, по моему глубокому убеждению, входит любовь и уважение к русскому языку - великому языку великой литературы.

Но в основе любой национальной самоидентификации лежит ЗНАНИЕ - знание родного языка, родной истории, родной литературы, родной культуры, родных традиций.


Рецензии
Приветствую вас Марина! Похвалю вас за эту статью. И порадовали ответы ваших детей и других опрашиваемых. Мне лично ближе ответ вашей дочери, мы русские - это наши славянские корни, наша культура, наша вера Православная, наша русская природа, и Русская Душа с Русским Духом. Без этой любви к нашим предкам руссичам, мы не можем быть по настоящими русскими людьми, это будет суррогат. Слава Богу , что сейчас возрождается тяга российской молодежи к истории и русским традициям . ведь наш род русский идет от скифов, которые на первое место ставили свободу, широту Души и Любовь! Благодарю вас за добрый посыл. Всего вам доброго и любви. Жму зеленую. С уважением Натали.

Прочитайте, пожалуйста, мою публикацию:" Сохраним любовь к России!"

http://proza.ru/2020/06/04/1499

Правдина Натали   24.07.2020 18:48     Заявить о нарушении