Лазурный теремок
Из текста под постом следовало, что деревянный домик был частью усадьбы известного профессора, приобретённой у аристократа из круга декабристов. Учёный принимал здесь самых именитых литераторов середины 19 века, включая Льва Толстого и Михаила Лермонтова. Тем не менее, основное внимание автор текста уделил не этим очень достойным представителям русской словесности, а воспоминаниям современников о причудливых привычках Гоголя, для которого дом его друга-профессора стал одним из основных мест жительства в Москве.
Великий русско-украинский писатель читал на проходивших здесь литературных вечерах поэму «Мёртвые души» и именно это событие упоминалось в тексте поста как самый значимый в истории усадьбы факт.
"Мёртвые души… Какое неприятное название, - подумала Вероника с некоторым удивлением. – Странно, что до этого момента название книги казалось мне самым обыкновенным и таким же бытовушным как и всё остальное позднее творчество Гоголя..."
Вероника не выделяла Николая Васильевича из череды русских классиков, которых она, как известно, не долюбливала и считала порядочными занудами. Однако, гоголевский Вий произвёл на неё сильное впечатление в детстве, и самые страшные её видения в моменты гипнагогических галлюцинаций в подростковом возрасте соответствовали поразившему её когда-то описанию третьей ночи Хомы Брута перед явлением Вийя. В целом её представления о нечистой силе, в существование которой ей не хотелось верить, было в значительной степени сформировано на основе ранних произведений Гоголя. Эта тема была ей неприятна, пугала её, и Вероника старалась избегать упоминаний о подобных вещах в любом случае.
"Почему он так странно назвал свой роман – «Мёртвые души», - продолжала размышлять Вероника пытаясь одновременно извлечь из текста поста местоположение привлёкшего её внимание теремка. – Он так боялся смерти и быть похороненным заживо… Потом эта история с пропавшей из гроба головой… Всё-таки мистицизм до добра не доводит, и Гоголь – яркий тому пример…"
Точный адрес избушки в тексте поста указан не был, и Вероника решила поискать в интернете информацию об усадьбе профессора, фамилия которого казалась ей очень знакомой. К её удивлению, голубой теремок располагался в пятнадцати минутах ходьбы от её нового дома и практически напротив первого места работы её отца. Определив местоположение теремка, Вероника вспомнила его. Отсюда стартовали автобусы в пионерский лагерь медицинского университета, и именно в этом контексте она увидела эту избушку впервые. В последующем Вероника много раз проходила мимо этого домика во время учёбы в университете и каждый раз узнавала в нём ту самую бревенчатую избушку из своего детства.
"Всё же это удивительно… - размышляла Вероника, сначала рассматривая фотографии домика в Гугл, а на следующий день уже наблюдая оригинал воочью. – Обыденная современная жизнь кипит кругом… Клиники, болезни, выздоровления, учёба… Ничто не напоминает о какой-либо поэтично-возвышенной реальности. А тут оказывается в двух шагах от моих детских впечатлений и пятнадцати минутах ходьбы от моей взрослой жизни когда-то жил ни кто-нибудь, а сам Гоголь… Удивляя окружающих своими сказками и причудами, наверняка страдал, мечтал… Возможно даже, что его дух возвращается сюда время от времени и наполняет эту излучину реки чем-то удивительным… неосязаемым… волшебным…"
Возвращаясь домой по бывшей Царицынской улице, Вероника думала о том, что в голубом домике перебывало множество людей, некоторые из них имели очень громкие имена. Но почему-то именно имя Гоголя ассоциируется больше всего с этим почти игрушечным, сказочным лазурным теремком, построенным через несколько лет после смерти писателя…
Свидетельство о публикации №220072401329