Жизнь в цветных пятнах 25

Трудный выбор.
Три заветных недели миновали, мама примчалась в гости.
Я шла к ней навстречу по лестнице под руку с воспитательницей.
-  Заберу! – решила мама мгновенно, бесповоротно. – Заберу-у!
   Её маленькая, домашняя девочка за короткое время превратилась в неопрятную, неухоженную сироту. Левый глаз, за которым из-за обильного слезотечения нужно было хорошо ухаживать, заплыл гноем. Волосы в беспорядке. Вязаный костюмчик сиреневого цвета,  с любовью выбранный , дорогой по цене, пришёл в негодность. Торчащие гвозди на стульях успели вытянуть из него все нитки.
   Когда меня собирали в школу, родные не представляли, что даже крупные вещи мы с первого класса станем стирать своими руками. Прачечная брала только постельное бельё.
   Из дома мне дали большой кусок хозяйственного мыла для ухода за трусиками. Тазик купили маленький, ножки помыть.
   Стою у раковины, сжав зубы, намыливаю  шерстяное форменное платье. Воспитательница стимулирует труд насмешкой и замечаниями.
-  Сразу видно, избаловали тебя, бывали у нас такие, ничего у них не получается в жизни. Бабушки над несчастными трясутся, а школа должна вас всему учить!
Рядом ловко стирает одноклассница Лиля, у неё есть стиральный порошок и подходящий для больших вещей таз. Мама Лили сама закончила эту школу, её до сих пор помнят, значит, к дочке относятся хорошо.
-  Вот, Лилечка, молодец, старательная, умница, всё у неё выходит.
Мне тоже хочется быть хорошей, стараюсь изо всех сил, но дома  я не стирала ничего, кроме носовых платков, трусиков и носочков. Неловкие пальцы совершают множество лишних движений, какие не контролирует мозг. Конечно, от мамы мне тоже доставалось за неточность в работе, но она ругала и сразу жалела, в школе совсем не так.
Расположив платье прямо в раковине, вожу куском мыла туда - сюда и представляю: я служанка в замке жестокой госпожи. Это не воспитательница, а злая королева сейчас кричит на меня. Стирка закончена, мысленная игра продолжается. Сиротку обязательно выручают, как выручил меня от грусти первый приезд мамы.   
  -  Лидушка, здравствуй! Вот она я! – раздался в коридоре неожиданный голос.
Бегу к ней, родной, прижимаюсь, обхватываю ручонками.
-  Мама!
Сколько радости! Кажется, никуда от неё не уйду.
Но вот мы оказываемся в классе.
-  Мам, можно я поиграю? Данил зовёт машинки катать. Представляешь, у него пистолет есть!
-  Доча, но я же только приехала. Ты разве по мне не соскучилась?! Я на один денёк!
Мне стыдно, я остаюсь на месте. Но игра одноклассников влечёт сильней, чем родная ласка. Вслушиваюсь в весёлый гомон, с трудом отвечаю на мамины расспросы о новой жизни.
-  Ладно, доча, иди. Извертелась вся.
   Мама молча следит за игрой. Она понимает, мне интересно среди детей. Чтобы быть поближе ко мне, она начинает подбрасывать нам идеи. Катание машинок плавно перетекает в будни больничной палаты или путешествие на поезде.
   На ночь родителей никто не выгонял. Они оставались в спальне, ночевали в одной постели с нами. Если случалась свободная кровать могли отдохнуть на ней, сверху на покрывале.
      Ночью мы потихонечку шепчемся.
-  В алфавите буквы делятся на гласные и согласные. Гласные можно петь, а согласные нет, – радостно сообщаю я.
   Поговорив с учителями, мама успела узнать, что у меня хорошая память, чтение даётся легко, со счётом тоже не возникает проблем. Пока что подводит одно письмо, голова и руки действуют в разнобой. Мысленно букву пишу правильно, на практике пропускаю точки или накалываю лишние.
Страшно. Тревожно. Маме не спится:
   «Вдруг, забрав домой, лишу её слишком многого?! Ну, будет всегда в чистоте, накормлена и напоена. А с детьми общаться не сможет, хороших знаний никогда не получит, - сомневается мама.
Дома, в деревне, дни безнадёжной тоски. Ночью плач, мама убирает от глаз подальше мои игрушки и вещи, чтобы не рвали душу. Через три недели снова спешит в школу.
А мы ели арбуз.
Лечу умываться. Вдруг меня кто-то ловит, крепко прижимает к себе. Счастливая, увлечённая, я не узнала мамины объятья, пыталась вырваться, убежать.
 Вся в соке, платье, руки по локоть в липкой сладости, а на лице улыбка широкая, непосредственная.
Решилось.
   Я провела в школе долгих двенадцать лет. На каникулы, конечно, домой! Неделькой раньше уехать, неделькой позже вернуться.
Особенно трудно после осенних. Они маленькие, большая четверть впереди.
Плачу. Расставание представляется невозможным, жизнь в школе тоскливой, чужой.
 -  Не хочу ехать! Если бы дома остаться! Мамочка, как я устала!
Мама гладит меня по голове.
-  Доченька, ты же знаешь, это кажется так сейчас. Вот приедем, и ты к девочкам побежишь, а ко мне весь вечер даже не подойдёшь, а дальше не заметишь, как вся четверть пролетит!
- Не хочу! Там плохо!
Устав меня утешать, мама сама начинает плакать.
-  Ну, давай, не поедем! Лидушка,  будем жить дома!
Я сразу пугаюсь и маминых слёз, и возможности облегчающего решения.
-  Мамочка, прости меня! Роднулечка, ты же сама говорила, мне надо учиться. Ничего, я больше не буду.
Прячусь у неё на груди, стыжусь, что довела  до плача.
Приезжаем. Мамины предсказания сбываются в точности. Бегу узнавать школьные новости, включаюсь в игру и уроки.
Мама одна, разговаривает с воспитателями, ждёт, когда о ней вспомню.
   Она уезжает на другой день после третьего урока, как раз большая перемена. Приходим в вестибюль, вцепляюсь в маму  так, словно бы отказываюсь отпускать. Её самое тяжёлое воспоминание, как ей приходится отстранять мои руки. До вокзала пешком, чтобы прийти в себя.
Наша дорога из дома к знаниям длилась почти четыреста километров. Я даже гордилась собой, в такую даль учиться ездили только человек десять, если не меньше. Никому не приходилось просить в хуторе грузовую машину, чтобы по дороге к вокзалу преодолеть капризы осенней распутицы или зимней пурги. Однажды мы даже ночевали в соседнем селе,   дорогу занесло снегом. Дедушка, испугавшись остаться в открытом поле, успел завернуть к дальней родне, и не ошибся. Обратно наш старенький "москвичок" тянул настоящий трактор.
   Как не расскажешь друзьям о таких приключениях.
  «Я достаточно сильная, чтобы прожить без мамы долгих два месяца, целую четверть! Ни то, что другие нытики. Они так хотели домой, что родители их забрали. Трудней меня только сиротам, у них вообще мамы нет, поэтому они самые смелые. Но я им почти не уступаю, пусть они слабовидящие, а я незрячая. »
Таскать по ночам еду из класса мимо ока грозного ночного воспитателя хожу именно я. Сирота Катька впереди, как разведчица. Я босиком на цыпочках за ней. Она учится годом младше, где наши продукты, не знает, не сможет достать их, не включая свет.
Набираю разного. Опасное предприятие завершилось успешно. Жуём конфеты, шуршим фантиками. Вся простынь в крошках от печенья. Их не стряхнёшь.
      Порой мне казалось, я словно проживаю две разных жизни: одна - самой любимой дочки и внучки на свете домашней и правильной, другая - почти детский дом, где нежности места нет, и нужно уметь постоять за себя, чтобы не быть униженной и забитой. Кажется, взрослый характер остался таким же противоречивым, две стороны личности по временам нелегко уживаются друг с другом.


ИМЕНА НЕКОТОРЫХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫМИ.

Продолжение
http://proza.ru/2020/08/11/1861


Рецензии
Трудно пришлось Вам, уважаемая Лидия, вдали от дома, от мамы, от родных и близких людей. И физически, и морально.
Но я даже не представляю, как за Вас болело сердце у Вашей мамы! Очень сильная женщина!
С самыми добрыми пожеланиями,

Олег Литвин 2   30.06.2021 19:48     Заявить о нарушении
Я очень благодарна ей за её силу и такое не очень простое решение!
Спасибо сердечное!
С уважением и душевным теплом!

Лидия Сарычева   01.07.2021 22:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.