9 мая 1945 года

                НАША ЖИЗНЬ

     2020-й – Год памяти и славы в Российской Федерации. В этом году мы отмечаем 75-летие победы в Великой Отечественной войне. ЛИТО «Созвучие» и «Кучинский Парнас» города Железнодорожного, вошедшего в городской округ Балашиха Московской области, готовят альманах Года памяти и славы.

     Авторы альманаха недавно поделились друг с другом своими произведениями – стихами, рассказами и даже книгами. Мне «досталась» изданная в 2014 году книга московского поэта Владимира Леонидовича Абрамова (1941 – 2005) «И путь неизведан…» А подарил книгу её составитель, редактор и корректор – Юрий Иванович Цымбалист, который вместе с близким другом автора – Владимиром Николаевичем Ткачом издал и представил нам этот памятный сборник удивительных произведений Абрамова. На досуге я начал знакомиться со стихами-размышлениями, стихами-раздумьями Владимира Леонидовича о нашей жизни в эпоху больших перемен. И вот в них нашлось стихотворение «9 мая 1945», которое я предложил включить и в наш альманах Года памяти и славы. Это воспоминания из далёкого детства автора. Мы с ним оказались ровесниками, детьми войны. Привожу его стихотворение и свои воспоминания об этом замечательном, запомнившемся на всю жизнь Дне Победы.

                9 мая 1945

     Мне тогда было только четыре,
     Но я помню тот жгучий миг,
     Когда в нашей большой коммунальной квартире
     О Победе разнёсся крик.
          Наша кухня, которая все эти годы
          Была капищем общим для молитв и вестей,
          Превратилась вдруг в площадь любви и свободы,
          Стала домом открытым для случайных гостей.
     Всё смешалось в пылу долгожданной победы:
     Смех и слёзы, рыданья и вопли «ура»,
     Инвалиды и вдовы, малолетки и деды,
     Две соседки в обнимку, ещё в ссоре вчера.
          Будто тяжкая кладь с душ придавленных спала,
          Когда веришь в спасенье и томительно ждёшь,
          И, от страха визжа, малышня подлетала
          С одних рук на другие под всеобщий галдёж.
     Мы носились, резвясь, вдоль всего коридора,
     Под ногами звенел и скрипел стёртый пол,
     А на кухне уж крылся для общего сбора
     Невзыскательный, вскладчину, праздничный стол.
          И был дружеский круг. Может, первый раз в жизни,
          Подчинившись порыву, претерпев столько бед,
          Они вместе сошлись на пиру и на тризне,
          Этих схожих застолий всех кровавых побед.
     Говорили не громко, и всё больше в печали,
     В каждой радости тихой скрыты боли черты,
     И на лицах усталых плотно тени лежали
     От тяжёлой невзгоды, от глухой маяты.
          Вспоминали о тех, кто уже не вернётся,
          Кто обрёл свой покой в чужедальних краях,
          И о тех, с кем, дай Бог, может, выпить придётся,
          И о тех, кто пропал ещё в первых боях.
     А потом, захмелев, обнимались по-братски,
     Тихо пели, дурея от желанной весны,
     И лежал на окне треугольник солдатский,
     Словно памятный оттиск отгремевшей войны…
          Мне четвёртый шёл год, и за детской игрою
          Я был мало отличен от других сорванцов,
          Я не мог осознать той весенней порою
          Все страдания наших матерей и отцов.
     Но мне грезятся те утомлённые лица,
     И наш дом коммунальный, и открытая дверь,
     Я не мог им тогда за их боль поклониться,
     Я им всем поклоняюсь теперь…
      
                Владимир Абрамов

     Эти стихи напомнили мне жизнь в конце войны в Реутове, где служила потерявшая погибших в боях мужа и брата моя мама Елена Павловна Калабухова. Военный городок 18 отдельного батальона правительственной связи. Я, четырёхлетний пацанёнок, бродил по городку в гимнастёрке и брюках, заправленных в маленькие сапожки, и в пилотке без звёздочки. Сыном полка меня не называли, но к моей маме относились с уважением и соседи, и сослуживцы. Как-то я внезапно выбежал из-за куста, и на дорожке меня сбил с ног и переехал по спине парень на велосипеде. Мама была уже дома, она вытерла мои слёзы, умыла и успокоила – обошлось даже без синяков…

     …Осенью 1944 года в Реутов из Рязани приехали в гости к нам мамина сестра Зинаида и их мама, а моя бабушка Анна Титовна Маврина. Они остались ночевать, разместившись на полу нашей маленькой комнаты. А утром все вчетвером мы пошли в ближайший лесок. И вот с той поры, наверное, я стал грибником – из леса мы принесли домой полную авоську лисичек. Часть съели с картошкой, а остальные в тот же день отправились с гостьями в Рязань…

     …Недалеко от Курского вокзала – между ним и станцией метро «Красные ворота» есть Фурманный переулок, где расположен глазной институт имени Гельмгольца. Здесь, рядом с институтом, в ведомственном доме с лифтом и меблированными квартирами жила семья брата моего деда по отцу Карпа Максимовича. Сюда мы всегда заходили, даже ночевали, как в те годы, так и много лет спустя после войны. Вот и 9 мая 1945 года мы с мамой с утра приехали в гости к дяде Карпуше. Обедали за праздничным столом, в центре которого всегда стояли под большим стеклянным колпаком красивые старинные золотистые часы с вращающимся то в одну, то в другую сторону маятником. А поздним вечером мы с мамой отправились пешком на Курский вокзал, чтобы уехать к себе в Реутов. Площадь у вокзала была наполнена весёлым, праздновавшим Великую Победу народом. Начался салют! Прожектора осветили в небе поднятый на большую высоту, наверное, аэростатом красный стяг с портретом Сталина…

     …Закончилась война, окончилась и военная служба моей мамы. Мы с ней вернулись в Рязань. Позади нашего дома на улице Каляева (сегодня ей возвращено имя Семинарская) напоминанием о минувшей войне ещё долго оставалась большая воронка от взорвавшейся немецкой авиабомбы. Яма летом зарастала травой «лепёшечницей», мы с ребятнёй здесь играли в прятки и даже ели крохотные лепёшки – несозревшие семена этой травы…

     …А на высокой кирпичной дымовой трубе соседнего завода, куда устроилась на работу тётушка Зинаида, ещё долго висели окрашенные в зелёный цвет вместе с трубой большие листы фанеры, камуфлировавшие от бомбёжки заводскую трубу под высокое дерево…

     …Вот такие воспоминания детства, конца войны, Дня Победы и начала мирной послевоенной жизни пришли после прочтения стихотворения Владимира Абрамова «9 мая 1945».

     На фото – Владимир Леонидович Абрамов.

     2020


Рецензии