Судьбы живописи и Черный квадрат

Трудно не заметить, что радикальные новации в живописи, начавшиеся с импрессионизма (а может и чуть раньше) явились реакцией на ту колоссальную травму, которую изобразительному искусству нанесла фотография.
Она коварно вторглась и забрала то, что веками, если не тысячелетиями поддерживало интерес к фиксированному художником изображению реалий - практическую пользу. Фото создает изображение любого объекта точнее, быстрее и что немаловажно - дешевле.
В результате возникла необходимость поиска ниши, недоступной для фотографии
Родились разные "измы". Супрематизм - один из них.
Основополагающая идея поиска нового художественного удела - воздействие на сознание зрителя, минуя натуралистические образы - так и осталась "вещью в себе". Ни опровергнуть, ни доказать наличие элемента надувательства в абстракционизме никому не удалось. Но  подозрение постоянно дежурит.
Что касается "Черного квадрата", то его ажиотажная известность определяется тем, что он являет собой предельную точку экстремальности в живописи:   опуститься ниже ни по сюжету, ни по форме, ни по цвету уже невозможно.
Это аналог абсолютного нуля температуры по Кельвину, но в изобразительном искусстве.
Тем он и занимателен.


Рецензии
Уважаемый Сергей, спасибо за публикацию.
---------
Я несколько раз, созерцая "Черный квадрат" Казимира Малевича, пыталась понять в чем шедевральность этого произведения, но, увы, не смогла понять.
Кстати, у Малевича еще есть "шедевры":
Чёрный круг, 1923 год,Красный квадрат, 1915 год,Чёрный крест 1915 год,Белый квадрат,1918 год.
---------
С уважением.

Александра Вежливая   07.08.2022 11:45     Заявить о нарушении
Да, поупражнялся он в этом изрядно, но ведь нашёл максимально заинтриговавший публику вариант. Хотя, по идее, идеалом, ниже которого точно уже невозможно опуститься, является чёрный круг - у него минимальный периметр при заданной плоскости.
Но публику привлекает именно квадрат.

Тимофеев Сергей 2   07.08.2022 13:45   Заявить о нарушении