Нарушитель дисциплины

              НАРУШИТЕЛЬ  ДИСЦИПЛИНЫ

     Федор Сверчков, студент технического ВУЗа города «Н», спешил на первую пару по предмету - «Экономические основы социалистического способа производства». Опоздание было нежелательным и неизбежным из-за многочисленных транспортных пробок в городе в час пик.
     Федор нервничал, его лицо было покрыто капельками пота, он тяжело дышал, глаза выражали испуг, преследующий одну цель не опоздать на пару. Выйдя из троллейбуса, он широким шагом, а кое-где пробежками стремился в учебное заведение, обгоняя прохожих, вспоминая всех святых, якобы те были причиной большого скопления людей на тротуаре.
       - Да, откуда вас такое скопище!?.. И чего вам не сидится дома!?.. Путаетесь под ногами!?.. – шептал студент, нецензурной бранью усиливая свои возмущения.
     Иногда он задевал своим портфелем прохожих, но на извинения перед ними у него не было ни желания, ни времени. Он чувствовал, что на этой паре и по данному предмету, ему предстояло получить итоговую оценку, которая должна повлиять на стипендию в следующем семестре.
     Тяжело дыша и обливаясь подом, студент Свечков влетел в институт. На проходной ему сделал замечание дежурный преподаватель об опоздании на занятия. Тот, недолго думая, помчался в медпункт, чтобы сослаться на плохое самочувствие и получить соответствующий оправдательный документ.
     Буня Марковна, медработник учебного заведения, женщина  преклонных лет, (её внешние черты и особенность характера описывать не будем) сидела за рабочим столом в медкабинете и составляла отчет в вышестоящую организацию о вакцинации студентов, преподавателей и сотрудников учебного заведения. Вдруг, она услышала стук в дверь.
     - Войдите!.. – ласковым голоском пропела она.
     Дверь распахнулась, и на пороге Буня Марковна увидела, вспотевшего, тяжело дышащего, студента Сверчкова.
     - Доктор, можно войти?..
     - Входите!.. Входите, молодой человек!.. Присаживайтесь и расскажите, что привело Вас ко мне!? – прочирикала доктор.
     - Буня Марковна,  - страдальческим голоском ответил студент, - я плохо себя чувствую!
     - Так!.. Понятно!.. Понятно, молодой человек!.. Сейчас мы померяем температурку, давление, послушаем работу вашего сердечка. Не переживайте – всё будет хорошо!.. Ваше самочувствие тут же заметно улучшится!..
     Доктор из пол-литровой банки взяла градусник с резиновым наконечником с обратной стороны, как защита от хитро-мудрых пациентов. Внимательно проверила его и, убедившись, что ртутный столбик находится на отметке «0», протянула Сверчкову.
     Пока шел нагрев градусника до температуры тела пациента, Буня Марковна, делала соответствующую запись в журнале посетителей, задавая соответствующие вопросы Сверчкову. По прошествии пяти минут, сказала:
     - Так, голубчик, давайте градусник, посмотрим какая у Вас температурка.
     Нехотя, из-под рубашки доставал студент градусник. Он понимал, что прибор не обманешь, прибор точно покажет истинную температуру тела, которая по его ощущениям была нормальной.
     - Ну, и что мы видим?.. – опуская со лба на нос очки, прошептала Буня Марковна. – Температурка у Вас нормальная, голубок, – 36,7 градусов!.. Так и запишем!.. 
      Она сделала соответствующую запись в журнале, при этом что-то непонятное бормоча себе под нос; затем померила давление, попросила студента поднять рубашку, внимательно послушала работу сердца и шум в легких, заставляя  последнего сделать: «глубокий вдох – выдох, задержать дыхание», попросила  открыть рот, высунуть язык, произнести звук «А-А!». Закончив эти «издевательства» над студентом, сказала:
     - Так, голубчик, я не нахожу у Вас каких-то серьёзных признаков недомогания! – подошла к шкафчику, достала из какой-то коробочки непонятную микстуру, налила в стаканчик водички и заставила всё это тут же отправить в желудок. – Ступайте, молодой человек, на занятия, ваше состояние непременно улучшится.
     Ухватив портфель, Федор Сверчков, забыв поблагодарить и попрощаться с доктором, помчался на третий этаж в кабинет, где проходили занятия по данному предмету, ощущая во рту какой-то неприятный привкус, после принятого в медпункте лекарства.
     А, занятия по этому предмету (практические) проводил бывший подполковник, ныне в отставке - Буховер Семен Петрович.
     Многолетняя служба в армии наложила на поведение Семена Петровича свой отпечаток: – он был очень дисциплинирован, исполнителен, требователен к себе и этого требовал от коллег по работе и от студентов. Но при всех его положительных качествах, годы брали своё, и безжалостно перекрасили его фигуру и внешность, превратив когда-то стройного, физически крепкого, чернявого молодого человека, в седовласого, сутулого дряхлого старика с отвислыми щеками, выцветшими глазами, белесыми пышными бровями, пухлыми губами, подчеркивающими добропорядочность и покладистый характер. А, когда-то - зычный армейский голос Семена Петровича, заставлявший вздрагивать строевые подразделения и выполнять его команды, превратился в глухое «ДО» первой октавы, какого-то музыкального инструмента, вмонтированного временем в его голосовые связки. Не пощадило время и его слуховой аппарат.
     Студенты были снисходительны к его возрасту, прощали преподавателю физические недостатки, почитали его яркие биографические страницы в годы войны, уважали его требовательность и неподкупность при оценке знаний. Но иногда, без злого умысла, создавались забавные, смехотворные, ситуации, которые передавались из поколения в поколение, вызывая у слушателей веселое настроение.
     Практические занятия по данному предмету Семен Петрович всегда начинал с переклички и знакомства со студентами. При этом он важно восседал за преподавательским столом.
     Называя фамилию студента, он снимал очки, прикладывал ладонь руки к правому уху и устремлял свой взгляд в пространство кабинета, как взгляд в какую-то непонятную бесконечную даль. В ответ на озвученную фамилию, со стороны присутствующих, кабинет оглушал громкий звук «Я-а!», как выстрел, приятно щекотавший, внутренности слухового аппарата преподавателя. Семен Петрович, удовлетворенный таким ответом, делал паузу, ставил точку в журнале, напротив названной фамилии, после чего процедура повторялась. На это уходило учебное время, что не смущало преподавателя, а особенно  студентов. Им нравилась эта процедура, и они всячески старались тянуть время.
     А сегодня, дойдя до фамилии «Сверчков», Семен Петрович не услышал бойкого - «Я-а!» и повторно произнес эту фамилию.
     Какой-то студент, выручая товарища и предполагая, что тот не явится на  занятия, громко крикнул – «Я-а!».
     Отреагировав на четкий и громкий звук «Я-а», Семен Петрович, поставил точку  в журнале напротив фамилии «Сверчков» и проворчал:
     - Внимательным нужно быть к перекличке, Сверчков!.. Внимательным!..
     Это замечание вызвало улыбки на лицах присутствующих, и эфир кабинета заполнился ехидными звуками  «Хи!.. Хи!.. Хи..!
     Закончив перекличку, продолжая сидеть за рабочим столом, Семен Петрович произнес несколько слов о важности социалистической экономики и эффективности в ней способа производства. Не забыл Семен Петрович упомянуть и о большом значении этого вопроса, которому  партия и Советское правительство уделяют постоянное внимание. Он полагал, что в структуре урока эта фраза будет мотивом для углубленного изучения данной темы.
     За этой вводной Семен Петрович всегда начинал беседу со студентами, задавая им нудные и каверзные вопросы. Ответы на них сопровождались оценками, которые, в конечном итоге, влияли на будущую стипендию. Каждый студент старался подороже продать свой ответ, но Семен Петрович оставался всегда – очень принципиальным и скупым покупателем.
     В разгар беседы, в дверь аудитории кто-то постучал, и на пороге предстал перед преподавателем и аудиторией запыхавшийся, взлохмаченный с меняющимися красками на лице - студент Федор Сверчков.
     - Семен Петрович, разрешите войти! – дрожащим голосом, спросил студент, не подозревая, что в журнале он отмечен, как присутствующий на  этой паре.
     В аудитории наступила гробовая тишина. Не вставая со стула, преподаватель повернулся к вошедшему.
     - Кто Вы!?.. – задал вопрос Семен Петрович, устремив на студента удивленный взгляд. 
     - Студент Сверчков, Семен Петрович!.. Федор!.. – бойко ответил вошедший.
     Набросив на переносицу очки, Буховер внимательно посмотрел в журнал, потом перевел свой взгляд в сторону аудитории и пробубнил:
     - В журнале Сверчков отмечен,  присутствующим на занятии!?
     Немножко помолчал и для полной убеждённости повторно назвал эту фамилию
     - Сверчков!?.. – Пауза. - Встаньте!..
     Аудитория молчала, студенты опустили головы и устремили свои взгляды в конспекты, делая вид, что не услышали вопрос.
     - Сверчков!.. – опять обратился к аудитории преподаватель.
     Аудитория молчала.
     - Семен Петрович!.. Да, я Сверчков! В нашей группе других Сверчковых нет!
     Почувствовав подвох во время переклички со стороны студентов, преподаватель в сердцах сказал: «БЕЗОБРАЗИЕ!!!».
     Этот обман со стороны студентов Буховер расценил, как насмешку над ним, над его доверием к молодому поколению, она взвинтила его старческие нервы. 
     После небольшой паузы, он встал, подошел к недоумевающему, побледневшему Сверчкову, внимательно с каким-то упреком, обидой, посмотрел ему в глаза, наконец, спросил:
     - Почему Вы опоздали на пару, студент!?
     Пронзительный, гипнотирующий взгляд и вопрос преподавателя, смутили студента.
     - Семен Петрович! Я!.. Я!.. - был на приеме у врача! – заикаясь, ответил Сверчков.
     - Покажите справку!? – потеряв доверие ко всем присутствующим, злобно потребовал преподаватель.
     Я!.. Я справку не взял! Буня Марковна дала мне какую-то противную таблетку и отправила на занятия! До сих пор какая-то горечь стоит во рту! – ответил студент, надеясь, что этот довод успокоит преподавателя.
     - Сверчков!.. Я, что!?.. Должен взять мазок с вашего горла и попробовать его на вкус, чтобы убедиться в вашей правдивости!? Не морочьте мне голову, студент!.. Ступайте к Буне Марковне и принесите от неё справку!.. Идите!!!..
     Ошарашенный таким поворотом дела, Сверчков покинул аудиторию и помчался в медпункт, проклиная всё на свете. Без разрешения он влетел в медкабинет.
     - Кто там?.. – из-за перегородки послышался голос Буни Марковны, которая осматривала в эту минуту какую-то пациентку.
     - Я!.. Студент Сверчков, Буня Марковна!
     - Я Вам не дала разрешения войти в кабинет!.. Почему Вы зашли  без разрешения!?  Я осматриваю пациентку! – выглянув из-за перегородки ворчала доктор.
      - Буня Марковна, преподаватель выгнал меня из аудитории, требует от Вас справку, что я был у Вас на приеме и опоздал на пару!.. А с ним шутки плохи!.. Прошу Вас, Буня Марковна, - выдайте мне справку!
     Увидев растерянное, испуганное лицо юноши, его решительность и настойчивость немедленно получить справку, нервы врача сдали. Она  забыла о пациентке, находившейся за ширмой, и чтобы избавится от этого нахала, вышла из-за перегородки, подошла к столу. С нескрываемым раздражением вырвала из блокнота чистый лист и, нагнувшись над столом, принялась писать:
     - Кому справка!?.. Назовите фамилию!.. – не скрывая раздражения, торопя студента, повышенным голосом, спросила врач.
     И студент - в испуге и раздражении, назвал фамилию:
     - БУХОВЕРУ, Буня Марковна! – и после небольшой паузы, в сердцах, не глядя на доктора, уточняющее, назвал его инициалы, - С.П.!
     Раздраженная и возбужденная такой настойчивостью студента, Буня Марковна выписала справку на имя преподавателя Буховера С.П., расписалась и закрепила подпись своей печатью.
     - Возьмите справку и ступайте на занятия! – с затаенной злостью сказала она, как бы печатая каждое слово.
     Прозвенел звонок, пошел второй час первой пары. Не прочитав содержание справки, и не увидев в ней грубую ошибку, Сверчков влетел в аудиторию, решительно подошел к столу преподавателя с явным негодованием и обидой. В этот момент он чувствовал себя на вершине победной славы и с каким-то напускным, мальчишеским гонором, торжественно, положил справку перед  носом, Семена Петровича, мол: «На!.. Читай!.. Невера несчастный!.. Напрасно гонял меня в медпункт!.. Старпер!..».
     Буховер был удивлен и почувствовал в себе угрызение совести, что не поверил парню и напрасно гонял его в медкабинет.
     Медленно, надев на переносицу очки, он начал вслух, глухим голосом зачитывать справку: «Справка дана Буховеру С.П. в том, что он такого-то числа, такого-то года с 9-00 до 9-30 был на приеме у врача в связи с плохим самочувствием. Подпись, дата.»
     Аудитория была в шоке.
     Пожилой человек не сразу вник в содержание справки и понял её абсурдность. Молча, он перечитал её ещё раз, внимательно вникая в смысл каждого слова.
     - Послушайте, молодой человек!.. Вы, что – шутить изволили!.. Как Вам не стыдно!.. – покраснев, брызжа слюной, взметнув вверх свои седые, густые брови, вытаращив глаза, пытался выкрикивать свои возмущения Семен Петрович. - Я на приеме у врача не был!!!
     В аудитории наступила мертвая тишина. Студенты смотрели на этот поединок и все ждали его развязки.
     Придя в себя, после неожиданного нервного всплеска преподавателя, Сверчков, не теряя своего гонора, вызывающе, громко сказал:
     - Семен Петрович!.. А, я причём!?.. Справку писала Буня Марковна!!!
     - Вот, я сейчас пойду и разберусь с Буней Марковной!..
     Буховер встал из-за стола и, шаркая своими старческими ногами по полу аудитории, размахивая рукой, в которой держал справку, хлопнул дверью и удалился в медпункт на встречу с Буней Марковной.
             
Рассказ написан:       23 июля 2020 года.
    
      
 
    

    
    

    
       


Рецензии