Фанагория Боспорская

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Фанагория
     Также Фанагурис у Прокопия. Агриппия у Рима.
Великая Греческая колонизация в 6-м веке до Рождества Христова достигла и Керченского пролива. Согласно древнегреческой легенде греческие торговцы в 542-м году до Нашей Эры основывают здесь свою очередную колонию, которая получила название Фанагория по имени вождя греков Фанагора, который привёл их в эти места.
     Новый город греки расположили на берегу Таманского залива, где ныне стоит посёлок Сенной и в одном конном переходе от будущей Таматархи.
     Основатели колонии прибыли из греческого Теоса, изгнанные персами. Сам Фанагор был ойкистом с диктаторскими полномочиями, сторонником эмпирионии в управлении людьми, без чего невозможно было в те времена в течение двух десятков лет основать целый город с гаванью на берегу залива, куда уже при его жизни причаливали не менее 2-3-х кораблей в день со всего Причерноморья и из других греческих колоний на Средиземном море.
     После его смерти в центре города колонисты основали языческое капище в его честь, ставшее со временем центром города, его талисманом, о существовании которого сами фанагорийцы забыли через сто лет, застроив это место своими усадьбами. Этот алтарь случайно раскопали матросы только в конце 19 века, занимаясь постройкой своего маяка.
     В исторические писания Фанагория вошла в середине 1-го века до Рождества Христова. Но это слово встречается на кувшинах и амфорах начала 2-го столетия до Нашей Эры.
========================

     Имя вождя греческих колонистов Фанагора, не было его именем от рождения, а приобретенное в течение жизни. Слово «фан» у греков означало свет, слава. Слово «гор» у них означало мудрый. Основатель города был вдохновенным оратором, справедливым судьёй, который судил именем Зевса и на общее благо.
     Таким образом, именование Фанагор можно расшифровать как Несущий свет и славу словом. Аналогичное значение имело божественное понятие АПОЛ, которое было чеканено на аверсе фанагорийской монеты после смерти Фанагора.
     Если исходить из предположения, что в произношении Фанагор звучало как Пан-агор, то это значит, что основатель города считался среди колонистов главным Спикером, а город был главным местом, где совершались основные вопросы жития колонии, Агорой.
     В исторической переписке 1-го века до Рождества Христова жителей Фанагории и её округи, часто выделяли как отдельный этнос с именем фанагоряне, имеющий собственные генокульт и социокульт. Округу же города называли Фанагоритон.
     Фанагор по легенде был человеком храбрым и физически сильным. Он был также наделён значительными познаниями в виноделии и зерноводстве, был он и искусным врачевателем.
     Он знал все целебные травы округи. Под его руководством колонисты за несколько лет смогли распахать на несколько километров местные угодья и засадить их зерновыми, сбор которых обеспечивал не только потребности поселенцев, но шёл на продажу. Покупали пшеницу финикийские купцы, которые постоянно помогали Фанагору.
     Фанагор носил чёрную бороду, за что его греки называли Чёрным Лекарем. Он смог вывести особый сорт виноградной лозы, которая давала не только похмелье, но была целебной. Испивший пол кувшина этого плотного и густого по вкусу вина уставший путник или мореход, на утро вставал полный сил продолжить своё путешествие.
     По легенде именно этим вином Фанагор излечивал колонистов, что и позволило колонии так быстро расшириться людьми и прижиться к местным условиям. Хотя историки утверждают, что греки не чурались покупать себе жён у скифов и сармат, от которых рождались дети, неподверженные болезням и немощам новопришельцев из Теоса.
     Согласно греческой легенде 1-го века до Нашей Эры именно в том месте, где по настоянию Фанагора был ставлен город, был также седьмой вход в царство Аида. Якобы рядом с Фанагорией есть вход в карстовую воронкообразную пещеру, которая ведёт в глубину под самое дно моря. Фанагор, наученный финикийцами, приводил к этой воронке смертельно больных греков и заставлял их спускаться на дно воронки, держа на верёвке.
     Человека начинало засасывать в воронку, его удерживали там некоторое время, пока не потеряет сознание, после чего вытягивали. Если через 2 дня воронка затягивалась илом, то человек выздоравливал. Считалось, что нутро земли забирало всю болезнь в себя и отправляло в Аид. А человек выздоравливал. Учёные медики объясняют такой метод лечения введением человека в стресс от страха быть поглощённым. В это время мобилизуются все его здоровые силы, которые и побеждают болезни.
==================================

     У греческих колонистов Причерноморья главным объектом почитания считалась Афродита. Греческие писатели того времени считали, что изначально Фанагория создавалась как главное святилище Афродиты на Тамане. Афродита, порождённая из пены богиня красоты и любви, была главной богиней Боспорского царства, которое само было порождением прибрежной морской пены, располагавшее свои города только по берегам Средиземноморья и Черноморья.
     Греки устанавливали в Фанагории пьедесталы мраморных статуй Афродиты, которые Гекатей Абдерский и Страбон называли главным святилищем Афродиты во всём Северном Причерноморье. По этим пьедесталам впоследствии и было обнаружено место расположения Фанагории.
     По всей видимости, святилище Афродиты служило одновременно и маяком, поскольку слово «файн» означало в греческом и огонь, маяк для мореходов.
     Однако со временем это святилище изменило своё содержание, поскольку сотрудничавшие с греками на Тамани скифы, привнесли в культ Афродиты элементы поклонения скифо-сарматской богини Агримпасы.
     К святилищу Афродиты и Агримпасы в Фанагории собирались все именитые греки и сарматские вожди округи, чтобы принести Афродите дары, заодно пообщаться.
================================

     Согласно легенде Фанагория была основана на острове архипелага Корокондамита, от берегов которого через 300 лет отступила вода и Фанагория оказалась на материке.
     Фанагория считалась одной из первых греческих факторий в 6-м веке до Рождества Христова в Причерноморье. Им помогали в строительстве финикийцы, которые участвовали в строительстве гавани и верфи при ней. Финикийцы же обследовали ближайшие реки Кубань, Днепр и Дон. Там везде найдены следы их пребывания.
     Приблизительно в то же время, что и Фанагория, в 25-ти километрах от неё, была основана другая греческая колония -- Гермонасса.
     Место, где строился город Фанагория было очень удобным со всех точек зрения, поскольку его окружали плодородные угодья, рыбное спокойное море, разнообразная дичь, много пресной воды и была соль, которая применялась при засаливании осётра, которого тут тоже было в изобилии.
     Фанагория очень удобно расположилась на острове, где у неё была удобная гавань, которая принимала корабли со всех концов Средиземного и Чёрного морей. К началу 5-го века город достигает такого уровня развития, что вокруг него возник межполисный союз, аналогичный Пантикапейскому, торжествовавший на другой стороне пролива. В Фанагорийский союз входили полисы обоих берегов керченского пролива.
     Фанагория поражала красотой и стабильностью прибывавших по зову финикийцев купцов, поскольку тут стояли храмы из греческого мрамора, было много общественных зданий, улицы были мощёными. К тому же Фанагория была полисом, свободным городом, который никому не платил дани.
     Изначально Фанагория развивалась как независимый полис на правах отдельного государства. Это был популярный в то время способ существования отдельных прибрежных полисов, который греки несомненно позаимствовали у финикийцев.
     Это было возможно на Керченском направлении, поскольку здесь отсутствовало постоянное население. Тут кочевали тавры, предпочитавшие скрытные ущелья в Крымских горах, а в степи приходили скифы, которых мало интересовала прибрежная полоса Керченского пролива. И были ещё меоты с синдами, которые имели небольшие поселения в устье реки Кубань и занимались они земледельчеством.
     В связи с этим у первоначальной Фанагории никаких оборонительных укреплений не было ставлено. К тому же Фанагорийский остров до середины 5-го века был ещё окружён водой, хотя было несколько бродов.
================================

     С начала 5-го века до Рождества Христова Фанагория выпускает свою монету с легендой АПОЛО. Эту монету чуть позже выпускает и Пантикопей, что говорит о союзном взаимодействии двух центров, на правах столиц Керченского пролива.
     После присоединения Керченского побережья вместе с Фанагорией к Боспорскому царству, город обрёл статус местной столицы, оспаривая этот титул у Пантикапеи.
     Торговля Фанагории основана была на выращивании и экспорте пшеницы. Вместе с Пантикапеей город обеспечивал половину получаемого Афиной зерна, до 1 тысячи тонн в год. Кроме пшеницы Фанагория поставляла рыбу солёную, скот, кожу обработанную, бывало, что и рабов.
     Обратно фанагорейцы получали из Греции вино, хотя с 3-го века до Рождества Христова Фанагория начала сама производить вино, которое сильно полюбилось готам, во 2-м веке до Нашей Эры пришедшим со стороны Балтии.
     Также везли через Фанагорию масла всякие, изделия из металлов, поскольку в Керченском регионе не было руды, везли дорогие ткани, украшения, статуи из мрамора, терракоту, вазы художественной работы. Покупали всё это знатные вожди соседних племён.
     В первой трети 5-го века до Нашей Эры, при Спартокидах, в Фанагории появляются ремесленные мастерские и крупные эргастирии, то есть мастерские вместе с торговой лавкой.
     В первой половине 3-го века до Рождества Христова вся чеканка Босприйских полисов реорганизуется под контроль Боспорийского царя Левкона Второго. Теперь Фанагория чеканит серебряную монету, имеющую законное хождение по всему Боспору.
     В 4-м веке до Нашей Эры Фанагория, после небольшого периода сопротивления новой династии царей Боспорских Спартокидов, достигает наивысшего расцвета. Площадь посадов города доходит до 60-ти гектар.
     В 3-м веке до Нашей Эры Фанагория оспаривает титул Азиатской столицы Боспорийского Царства у Пантикапея, который остаётся столицей внутреннего царства.
     В самом начале 2-го века до Рождества Христова Перисад Пятый, последний Спартокид, отрекается от престола в пользу Царя Понтийского царства Митридата Четвёртого Евпатора, врага Рима. С этого момента Боспорийские полисы начинает лихорадить, как лихорадило и центральную власть. Фанагория не осталась в стороне, поскольку в духе города сохранились устремления его основателей к независимости и самостоятельности.
     В середине 1-го века до Нашей Эры фанагорийцы, воспользовавшись ситуацией, отошли от Боспора, сославшись на неприятие власти Митридата, обратившись за помощью к Риму, который в то время набирал силу. Фанагория вынуждает сыновей Митридата Великого передать управление полисом фанагорийской знати. Во время восстания погибает жена Митридата Гипсикратия.
     Фанагорию осаждает новый понтийский царь Фарнак Второй. Горожане смогли откупиться от осаждавших, да и сам Фарнак вёл половинчатую политику, то заключая мировую с Римом, то разрывая соглашения.
     Наконец Цезарь разбивает понтийскую армию Фарнака, который бежит в Крым, где осел в Фанагории и Пантикапее. Здесь он попытался собрать армию из скифов и родственных им сарматов, пообещав большую добычу в Риме.
     Фарнак, отправившись с кочевниками в Италию, оставил в Крыму Ассандра, который организовал мятеж против Фарнака, в результате которого Фарнак по возвращении был убит. Фанагория, поддержавшая в этом мятеже Ассандра, видимо, не без поддержки Рима, получает права на самостоятельную торговлю по всему Крыму и Тамани.
     В конце 1-го века до Нашей Эры, после всех перипетий Римско-Понтийского противоборства, Боспорский царь Полемоном Первый в знак примирения переименовывает Фанагорию в Агриппию по имени римского полководца Марка Агриппы, воевавшего во время правления Римского консула Октавиана Августа и почитаемого женой Митридата, погибшей во время бунта в Фанагории.
     В 1-м веке Новой Эры в Римских письменах встречается обозначение жителей Фанагории, посланников в Рим, как граждан страны Фанагоритон, чем подчёркивалось значение города для Рима, а его консулы возвели город с его округой в чин государства.
     Стратегия, основанная на взаимодействии с Римом, дала возможность для Фанагории оставаться одним из крупнейших торговых центров не только в Керченском проливе, но и во всём Причерноморье.
     В начале 1-го века по Рождеству Христову Фанагория становится наиболее значительным во всех отношениях городом Боспорского царства.
     В середине 1-го века в Фанагории появляется Синагога, что говорит о том, что среди купцов были люди иудейской веры, которые проживали тут постоянно.
     В 3-м веке по Рождеству Христову Фанагория оказалась зависимой от скифов и сармат, город стал хиреть, поскольку новые племена были далеки от морской торговли, хотя считались внуками людей моря, киммерийцев. В 3-м веке через Керченский переход в Крым начали проникать аланские племена, которых тоже особо не интересовали морские походы.
     В начале 3-го века Фанагория начинает подвергаться атакам хлынувших в Крым готов, явившихся сюда с берегов Балтики и прихвативших с собой множество других племён, основными из которых были, хорошо организованные и знавшие военное искусство, славяне. Прибрежные города Босфора в Керченском перешейке подвергаются ударам готов и боранов, знатоков морского дела, одних из прародителей Руси.
     Гото-славянский союз оценил преимущества Боспорского царства, как системы управления не менее чем сотней прибрежных городов по Чёрному морю. Гото-славяне пытаются овладеть не столько территорией, сколько самим царством. Они осуществляют ряд морских переходов по прибрежью Крыма и Тамани, используя и финансы, и инфраструктуру Фанагории и Пантикапеи.
     В 4-м веке город подвергся атакам гуннов, он приходит в запустение. Фанагоря снова пытается привлечь Рим, ссылаясь на неподъёмную дань, которую они платят гото-славянским пришельцам. Но Рим уже не может помочь Фанагории, как это он делал 4 столетия ранее. В Крыму устанавливается Готская партократия.
    Это оказалось спасением для Фанагории, поскольку Гото-славянская власть смогла удержать на своей границе новое нашествие степняков, гуннов, орды которых хлынули в Европу и поглотили Готскую Германарию. Тем не менее, хоть и в ослабленном виде, власть гуннов достигла и берегов Фанагории, где одно время сидел их Тудун.
     С конца 5-го века в Фанагории, как и в Пантикапее появляются элементы христианизации. Здесь строятся базилики византийского типа.
     В 520-м году Боспор полностью переходит под власть Византии. История Фанагории, как главного торгового центра под властью Боспорского царства закончилась. Фанагория теряет свою главенствующую роль торгового посредника между Чёрным морем и Причерноморьем.
     В 6-м веке Боспорское царство ещё существовало и пользовалось Фанагорийской гаванью.
     В 519-м году состоялся Константинопольский собор, в котором принимает участие Иоанн Готский. В это время его епископская кафедра находилась в Фанагории, хотя её компетенция не распространялась на весь Боспор.
     В 522-м году в Боспор прибывает византийский чиновник Пров, который оказал поддержку миссии Кардоста в Колхиду, направив из ему Кепы и Фанагории караван с провизией и утварью для проведения церковной деятельности в Колхиде.
     Прокопий отмечал, что в 528 было свержение Грода гуннями, а затем они осуществили захват Боспора, Кепы и Фанагоруса, после чего эти города пришли в полный упадок.
     В 529-м году Император Византии Юстиниан снаряжает крупный военный флот для возврата контроля над Боспором. Компанией руководил комит Иоанн. В армии приняли участие, выдвинувшиеся в Крым из Западного Причерноморья, скифские и готские отряды с их вождями Годилой из Одисса и Бадурием,.
     Несмотря на пестроту наёмников, Боспор был возвращён. Фанагория укрепляется новыми сооружениями. Юстиниан Первый разместил здесь свой воинский гарнизон, который контролировал торговые поставки из Константинополя в Фанагорию. Сюда привозили оливковое масло, вино, стеклянную и краснолаковую посуду.
     В 576-м году Фанагория со всем прибрежным хозяйством Керченского пролива переходит под власть Тюркского Каганата.
     Это было короткое время, когда через город осуществлялась связь между Византией и Великой Булгарией.
     В конце 6-го века, в эпоху правления Императора Маврикия, из Верхней Скифии в Крым явились три брата, о которых под именем пугуры сообщает Михаил Сирийский, а Маркварт называет фанагурами и фанагорийцами. Артамонов в этом сообщении видел кубанских болгар, которым мог тогда принадлежать город Фанагория на Боспоре.
     В начале 7-го века Фанагория была одним из административных центров Хазарского каганата, которым Хазария и Византия управляли совместно.
     В 632-м году Кубрат, посаженный сюда Византией, после его бегства их Хазарии, основал тут столицу Великой Булгарии, которая сама располагалась в Приазовье.
     В 665-м году Кубрат вместе с Великой Булгарией был депортирован Византией в Паннонию.
     Начиная с 6-го века Византия инициировала приход в Фанагорию христианства, вместе с христианами сюда приходили и иудеи, которых периодически изгоняли Императоры.
     В это же время Прокопий называет Фанагорию столицей Великой Болгарии.
     В конце 7-го века Византия уступает Хазарии и Фанагорию, и часть Крыма. В Фанагории правит хазарский смотритель.
     В 695-м году здесь нашёл себе пристанище император Юстиниан Второй, которого изгнали из Византии восставшие. Правивший в Хазарии каган Ибузир Гляван, оказывает Юстиниану императорскую честь. Судя по всему, Фанагория в то время оказалась для свергнутого Императора наиболее удобным пунктом, чтобы следить за политическими баталиями в империи и отсюда вести переписку с его сторонниками в метрополии. Через год Юстиниан Второй вернулся в Византию, возвратил себе престол и отблагодарил Кагана.
     На некоторое время город приходит в упадок, многие жилища выглядят покинутыми их хозяевами.
     Феофан в своей хронике добавляет к этим событиям информацию о том, что за Фанагорией в сторону Меотийского озера живут евреи и ещё какие-то народы.
     Евреи давно, ещё с первых веков Новой Веры, обживали многие области на Тамани. Евреи находили здесь себе пристанище в начале 7-го века, когда их преследовал император Ираклий.
     Особенно активно они стали расселяться по тучным торговым городам Крымского побережья с 9-го века, когда Хазарская знать иудаизировалась. При поддержке Хазарии в Крым стали перебираться общины не только с Северного Кавказа, но и из других стран и земель. Здесь повсюду сохранились их памятники, которые свидетельствуют об их присутствии в Фанагории и на Боспоре с первых веков по Рождеству Христову.
     В начале 8-го века сюда начали прибывать новые еврейские переселенцы, гонимые из империи Львом Третьим. Часть из перебиралась в Хазарию, неся с собой своё учение, которое они вручили местным князькам, не получившим уделы при своих Царях.
     К самому началу 8-го века хроники относят прибытие в Фанагорию хазарской делегации, которая прибыла для проведения переговоров с византийскими послами по вопросу раздела полномочий на Боспоре. Византия особо не препятствовала проникновению хазар на Боспор и в Крым, поскольку Хазария оказывала ей содействие в борьбе против персов на Кавказском направлении. К тому же держать армию и флот в Крыму для усмирения местных головорезов было накладно для Византии, Хазария делала это бесплатно.
     В 8-м веке Фанагория возрождается под тем же самым именованием, город очень быстро разросся в цветущий торговый центр, раскинувшийся по берегу моря. При этом новые строения возводились без заметных изменений в планировке старых зданий и кварталов. У города в это время наблюдаются обширные торговые связи, а также хорошо развитое ремесленное производство.
     В начале 10-го века поднимается уровень моря. Фанагория снова оказывается на острове, но под водой оказываются все её основные инфраструктурные объекты. Первенство в торговле переходит к соседней Тмуторокани, где основным этническим элементом были уже славяне. Часть фанагорийцев присоединилось к Тмуторокани, а затем растворилась по Руси.
    В середине 10-го века Царь Иосиф в своих письмах еврейским адресатам в Европе уже ничего не сообщает об этом граде. Ничего о Фанагори не сообщает также Константин Багрянородный, хотя много раз возвращается к делам на Боспоре.
     В самом начале 11-го века история Фанагории прерывается. Город не был разрушен, люди собрали всё, что можно было увезти и ушли, бросив свои дома.
     В 11-м веке от Фанагории осталось лишь небольшое поселение, которое жило посреди фанагорийских руин.
     В 16-м веке турки отмечают в своих летописях на месте бывшей Фанагории небольшое село.
    Около половины древней Фанагории ныне остались под водой Таманского залива.
     О богатстве Фанагории говорят несколько тысяч захоронений в гигантском Некрополе, который располагался с трёх сторон Фанагории в античные времена. Поражает воображение изобилие мраморных и кипарисовых саркофагов.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии