Проклятая, 2020

Артур, а ну подвинься!


Над легендами о Короле Артуре, рыцарях Круглого стола и самом Экскалибуре имели честь надругаться не один десяток талантливых *и не очень* киноделов. Тема средневекового фэнтези заезжена до мощных дыр, но «Netflix» решились-таки нырнуть в эту порядком зассанную другими киношниками водичку да и запилили сериал «Проклятая».

Проект сняли по одноимённому роману Фрэнка Миллера *он же создал комикс про 300 спартанцев* и Тома Уилера *сценарист «Кота в сапогах*, поэтому я бы не советовала историкам и любителям достоверности брызгать слюной – не думаю, что авторы преследовали цель скрупулёзно следовать Артуриане. Тем более, этот комплекс эпоса использован как одна из баз сериала, а не основной источник. Поэтому, котики, дышите глубже, и погнали.

Сюжет

Главная героиня по имени Нимуэ *Кэтрин Лэнгфорд* происходит из рода фейри – колдовского народца, издревле населявшего Британию. Она живёт в маленьком колхозе среди лесов. Батя Ним свалил, а воспитывает её мать-одиночка Элинор *Катрин Уокер*, которая по совместительству работает кем-то вроде шаманки. Нимуэ клишировано щемят деревенские быдланы, игнорят мальчики, плюют в след со словами ведьма, ведь в детстве её жахнул по спине тёмный бог в облике гигантского медведя, от которого она *вот так ничего себе!* спаслась благодаря своим природным силам.

Во время похорон предыдущей призывающей *это вроде как должность у них такая в шаманском кружке* некие Тайные *невидимое начальство шаманского кружка* избирают новой призывающей Нимуэ, которая *вот так ничего себе!* этому назначению не рада, потому что её всё достало, деревня – отстой, мамка заколебала недопониманием, и вообще – настало время бунтовать. Поэтому она берёт манатки и вместе со своей подругой Пим *Лили Ньюмарк* демонстративно валит в соседний портовый город. Там они узнают, что корабль, который должен был умчать в прекрасное далёко двух взбунтовавшихся девах, приедет аж через полгода. Ехать бы Ним и Пим *сука, прямо как Бим и Бом* домой, если бы они не услышали, как поёт мелкий ворюга, а в свободное от официальной работы время – уличный музыкант Артур *Девон Террелл*. Ним попадает под Артуровы чары, он берётся проводить эту парочку до их ПГТ, и зритель уже сто раз понял, что у нас тут образовалась пара.

Нимуэ возвращается в деревню, но там уже всех покрошили Красные Паладины – зондеркоманда религиозной организации с явно христианским уставом, рулит которыми Папа, а штаб у них в Риме *прозрачный намёк, да?*. Ним и Пим разлучают в ходе бойни, но Ним успевает найти мать, которая кидает ей в руки загадоШный меч и просит обязательно отдать его Мерлину, после чего умирает от ножа одного из Паладинов. Ним, разлучённая с подругой, Артуром и страдающая от потери матери, бичует по лесам, покинутая всеми, но найденная отрядом Красных Паладинов. В это самое время меч делает свой выбор, выбирая *вот так ничего себе!* саму Ним и передавая ей чутка силы, чтобы покрошить Паладинов. Потом нелёгкая заносит её к Артуру, который *вот так ничего себе!* свистнул у Нимуэ этот ножичек для своих корыстных целей, а её оставил отмокать в каком-то зачуханном амбаре.

В поисках теперь уже Артура Ним забредает в аббатство, куда заруливают проезжающие мимо Паладины, которые в свою очередь разыскивают Ним, ведь она перехерачила человек десять из их отряда, а значит схлопотала пафосную кличку Ведьма Волчьей Крови. Скрыться Ним помогает одна из монахинь аббатства, настоящее имя которой Моргана *Шалом Брюн-Фрэнклин*. Моргана является верным другом фейри по воле сценариста, сестрой Артура по легенде и лесбиянкой… ну, видимо, по приколу. Моргану хочет половина монастыря, и среди самых ярых её поклонниц сестра Ирис *Эмили Коутс* - ярая фанатичка с лицом милашного хорька и глазами отмороженного убийцы – такая себе Арья Старк на минималках. Так вот Ирис настолько хочет стать Красным Паладином, куда баб не берут, что готова сжечь нахер аббатство и втереться в шайку фэйри-подпольщиков, поклявшись самолично срубить башку Ведьме Волчьей Крови, то бишь – Ним.

Есть ещё одна арена действий – замок Утера Пендрагона *Себастьян Арместо*, который никак не может выловить своего придворного алкаша… в смысле, чародея – Мерлина *Густаф Скарсгард*, чтобы тот уже колдонул ему дождь, ибо урожай не прёт. Мерлин, просрав в своё время меч, а заодно и силу, стал волшебным импотентом, но никто об этом не знает, а то его с превеликим удовольствием замочат не только в замке короля, но и во всей округе, ибо за четыреста лет своей жизни накосячить друид успел много. Во время ритуала Мерлин получает разряд молнии, понимает, что «время, ёпт, пришло», и уходит, смывшись от психованного короля, чтобы найти меч.
Нимуэ, тем временем, находит и меч, и Артура, и союзников, и отщепенцев-фейри, готовых признать её своей королевой. Теперь ей предстоит помочь своему народу, ведь с одной стороны для них уже разожгли паладинские костры, а с другой - точат свои клинки потенциальные претенденты на корону Утера Пендрагона, вопрос о происхождении которого вовсе не так ясен, как кажется…

Плюсы

Первое впечатление сериал производит очень неплохое. Можно сказать, прекрасное. Знаете, почему? Из-за безупречного кастинга. Я давно не видела, чтобы все так ювелирно подходили на свои роли, добавляя персонажам ту самую изюминку, которая *будет благополучно просрана из-за дегенеративного сюжета* отличает героев «Проклятой» от прочих персонажей подобных сериалов о фэнтезийном средневековье.
Актёры и актрисы не лощёные красавцы с вычищенными лицами или с зубами унитазной белизны, поэтому первоначальная картинка весьма неплоха: заморенные монашки против крепких фейри, бородатые Красные Паладины против рыцарей в доспехах, крестьяне в корке из гноя и грязи против придворных в золотых венцах с самоцветами, и так далее и тому подобное.

Ним – это, надо понимать, та самая владычица Озера, которая в оригинале *по легенде* преподнесла Артуру меч. Отличная главная героиня для сериала, непохожая на стандартных фэнтези-баб с сиськами-тройками, осиной талией, жопой как у Ким Кардашьян и каблучищами, как у Lady Gaga, которые, впрочем, не мешают ей грациозно носиться по лесам и развалинам замка да крошить врагов направо и налево. Ним - очаровательный щекастый хомячок, девочка-дичок с крепким телосложением и неуклюжестью, которая *я уверена в этом* преследует актрису не только в кадре по необходимости, но и в обычной жизни. *Хотя, конечно, я орнула. Когда по сюжету Нимуэ, тряся своими щёчками, жаловалась лорду, что они со своим народом голодали. По ней не скажешь просто. Да, я придираюсь.*

В «Проклятой» предостаточно женских персонажей, вызывающих симпатию у зрителя: мать Ним Элинор, Моргана – сестра Артура и даже властная мать Утера Пендрагона, больше похожая на раннюю версию Екатерины Медичи. Да и эта оголтелая мелкая фанатичка - Арья Старк на минималках неплохо вывозит *до поры до времени правда *.

На фоне женщин мужчины проигрывают, но не так явно, как произошло в красивых, но всратых «Хищных птицах», про которые я никогда не устану говорить. Так вот, «Проклятая» порадует зрителя несколькими крутыми мужиками, тупящими *точно так же, как и бабы*, правящими королевствами, насаждающими религиозный фанатизм и пытающимися добыть этот грёбаный меч, вымотавший нервы каждому персонажу: от короля и главы Красных Паладинов до самого маленького фейри.

Главная героиня хороша только до тех пор, пока не начнёт выполнять причуды сценариста, поэтому «Плюсы» для Нимуэ окончены. Ибо моими фаворитами стали *вот так ничего себе!* мужские персонажи этого сериала.

Густаф Скарсгард, он же Флоки из «Викингов», он же братан Билла Скарсгарда из «Оно» по прежнему звездат до заоблачных показателей. Только в «Проклятой» он лысый. Несмотря на откровенно тупые сценарные ходы, его Мерлин получился моим любимейшим типажом – харизматичным паскудой, у которого хватит яиц и обокрасть кого-нибудь, и подставить самого короля, но в конечном итоге – совершить спасительный поступок, чтобы отмыться *не полностью, конечно* в глазах других персонажей и зрителей. Мерлин хорош благодаря харизме Скарсгарда и только благодаря ей. Если бы кастинг тут промазал, "Проклятую" невозможно было бы досмотреть даже до половины, уверяю вас.

Туда же Плачущего Монаха *Даниэль Шарман*. Он достаточно смазлив, чтобы притягивать взгляд, но его поступки достаточно интригующи, чтобы отвлечься от размалёванного хлебальника и захотеть вникнуть в суть персонажа. Монах Шармана не убивает детей, чует фейри со странной точностью, говорит мало, но содержательно. А под занавес вообще оказывается одним из самых интересных героев «Проклятой». 
Темнокожий Артур и *если она его сестра, то это логично* темнокожая Моргана от души порадовали своим темпераментом, подходом к роли да и вообще – неплохие герои и актёры нормальные. Они вписались в сюжет, а не центрировали его вокруг своего цвета кожи или *в случае с Морганой* сексуальной ориентациии. Нормальное перепрочтение, зря там в Твиттере у некоторых фанов жопа воспламенилась. *Это вам месть за нашу «Великую», сучата!*

Поскольку над дизайном мира «Проклятой» работал талантливый автор комиксов, результат предсказуем. Очень красивая картинка, мощная операторская работа. Мир Нимуэ можно пощупать, почувствовать на вкус, сидя с пирующим Утером Пендрагоном и даже – ощутить затхлый запах мрачных пещер, куда Нимуэ спускается вместе со своими помощницами, чтобы в очередной раз дать маху. Атмосфера зачуханных средневековых городов, с которыми соседствуют вылизанные тронные залы разодетых в шелка и бархат королей; обезличенные монастыри, где верующие и сомневающиеся ищут Б-га, но находят смерть от рук фанатиков, в которых *вот это ничего себе!* этого самого Б-га нет. Природа также в диалоге с действующими лицами, и это опять-таки заслуга создателей, которые постарались на славу.

Отличная работа костюмеров и мастеров грима – попробуй-ка замажь фигову тучу лиц для массовки-фейри, а потом – несколько десятков викингов пойди нарисуй. И ведь нарисовали, наклеили бороды, пирсинги, татухи, рога, перья, крылья… Молодцы. Вот, молодцы.

Минусы

В остальном «Проклятая» *я говорю только о сериале, ибо книгу не читала* - это роскошный букет клише и штампов средневекового фэнтези, которым нас, избалованных зрителей, закормили уже до изжоги.

Мне смешно и грустно одновременно, когда понимаю, что Питер Джексон в нулевых со своей трилогией о Кольце Всевластия напахал такого, что оно ещё перепадает спустя двадцать лет в подобные сериалы. Очень много перекличек с «Властелином колец», «Ведьмаком» *понятное дело* и даже с «Игрой престолов», хотя, казалось бы, то, что обосралось в самом конце, трогать не рекомендуется. А они, тронули. И зря.

 «Проклятая» хочет выехать на престоловских ВОТЭТОПОВОРОТах, но все они в основном сводились к рандомному выпилу из лука третьесортных героев, чьи имена не удосужился запомнить даже такой внимательный зритель, как я. Поэтому ВОТЭТОПОВОРОТов было всего парочка, а в остальном внезапные моменты мы *смотрящие сериал* поделили на две категории: ничоси и херасе. Чем ближе к финалу, тем больше было редко произносимых ничосей и всего две херасе, но в десятой серии всё-таки прозвучало ОХНИХЕРАСЕ, которое всё равно нельзя засчитать за канонiчный ВОТЭТОПОВОРОТ.

Утер Пендрагон капец как похож на Вортигерна из «Меча короля Артура» Гая Ричи. Но, с другой стороны, средневековье оно и есть средневековье – сколько ни изгаляйся, ничего нового не изобретёшь, ограниченный временными рамками.
Мужикам всё-таки прищемили яйца, в некоторых эпизодах сделав фантастически тупыми, а героинь-баб – фантастически тупыми, но не замечающими этого. Особенно доставил диалог Нимуэ и фейри по поводу разницы между королём и королевой: «Разве королевы не ошибаются?» Ответ: «Не так сильно». Да-а, конечно. *Долбоебизм пола не имеет! Мужики-сценаристы это подтвердили.*

Тот, кто делал боевые сцены, должен извиниться и больше так не делать. Туда же – рисовальщиков компьютерных зверей, которые выглядят ещё ущербнее, чем растоптанный волк из «300 спартанцев». Кагбэ 14 лет прошло, а мы на том же месте? Не, господа компьютерщики, так дело не пойдёт. Во втором сезоне давайте напрягайте булки и изобразите что-нибудь приличное.

Папа Римский старый, стрёмный и страшный. Никакой харизмы. Фу. Джуд Лоу и Джон Малкович вышли из чата.

Логика издохла уже на том моменте, когда Нимуэ доверилась явно пройдошистому Артуру и сладко закимарила, пока он спёр меч и поехал к дяде, чтобы отмыть, сука, семейную честь. Мерлин заявляется как колдун с железными яйцами, но по итогу мозгов у него чутка побольше, чем у Ним. Половину сериала все истерят и плачутся, что Паладины поджигают им пятки, к середине второй половины подгребают какие-то бл*ть викинги, которых ещё и два подвида! И эти два подвида страшно друг друга ненавидят, хотят убить, трахнуть потроха, насадить бошки на копья и далее по списку. А сидящий на престоле Утер Пендрагон долго и продуманно делает то самое НИХЕРА, наблюдая за своими владениями с башен замка и наведываясь к тихопомешанной мамке за советом, все из которых крайне херовые.

Атмосферу-то они смогли создать, но в итоге она превратилась в шумный и до слёз вонючий пердёж, который держался исключительно на игре некоторых *и явно не ведущих!* актёров, с трудом дотащивщих повествование до вожделенной десятой серии.

Не раскрыли почти никого из героев, а всё самое интересное произошло за кадром. Зрителя, по итогу, накормили объедками самого захватывающего: показали дворец Короля Прокажённых, но не Паучью Богиню, от которой в своё время обсирались даже друиды. Показали Вдову, забирающую умерших и водящую дружбу с Мерлином, но не растолковали суть её силы.

Диалоги на уровне подростковых, местами вызывающие закатывание глаз до тех пор, пока диалог не заканчивался. Да, так было не всегда, но часто, господа, часто. Это «Чудотворцам» можно пороть херню, ибо жанровое своеборазие обязывает, а направление фэнтези «Проклятой» всё-таки держит её в рамках. Которые она благополучно игнорит, скатываясь по итогу в середнячковый проходной сериальчик.
Создатели использовали так называемую кольцевую композицию, которую некоторые особо не жалуют, считая дешманским фокусом. То есть, в начале сериала мы видим раненую, истекающую кровью девушку, которая тонет в озере. Ну, кагбэ, болеть за Нимуэ остальные девять с половиной серий явно нет резона, тогда надо нафигачить других персонажей, за которых будет переживать зритель. И создатели в этом за малым не обложались. Если бы не Мерлин, Ирис, Плачущий Монах и ещё кто-то там – хер бы я стала ждать второго сезона. Скука смертная, а не героическое фэнтези.

Итого

Возможно, это последствия американо-австралийского высера «Великая», но насилие над британским эпосом задело мои нервы очень и очень по касательной. Можно даже сказать, не задело вообще. Можно сказать, мне почти понравилось: авторы сценария *и, соответственно, авторы книги* дали новое прочтение персонажам, *реально* древним, как мир. Но вопрос не «Что?», а «Как?» беспощадно захоронил эту новизну, оригинальность и свежий взгляд.

Главная героиня – девушка, и да, там полным-полно шуток о сильных бабах и мужиках-бычках. *Тот же Артур плачет в кадре чаще, чем Нимуэ, Пим или его сеструха Моргана вместе взятые.* Но при этом «Проклятую» всё-таки можно досмотреть до конца, хоть иногда и получая сотрясы от режима рукалицо.
Персонажи творят полную дичь, ни один не получил раскрытия, копипасты не просто много, а туева хуча: Экскалибур коварен и высасывает силы из владельца ну прям как Кольцо Всевластия, были там и ещё эпизоды, которые в моей душеньке отозвались перезвонами ностальгии. Я их отправила в раздел IMHO. Там же пропалю концовку и запихну своё быдломнение для тех, кто не будет тратить время на просмотр этого всего, а также для тех – кто *как и я* убил 10 часов своей жизни.
Короче, «Проклятую» выручает блестящий кастинг. Ну, и сама тема, конечно. Сколько бы нам ни полировали уши и глаза сериалами под копирку, людям всегда приятно ещё раз послушать рассказ о славных деньках минувших.

P.S.

А пока они второй сезон клепают, я пойду «Алиениста» гляну…

IMHO

Спойлеры по традиции в моём уютненьком ЖЖ блоге

https://galka-zheglova.livejournal.com/14286.html


Рецензии