Удачная командировка

                «Профсоюзный инспектор проверяет соблюдение правил      
                техники безопасности и охраны труда при работе 
                новой техники и в случае выявления нарушений имеет
                правоналожить запрет на ее производство.»
                (Из Положения о профсоюзных инспекторах)

Не знаю, кому пришла в голову идея построить в 70-е годы для нашего Ленинградского научно-исследовательского института опытный завод и испытательный полигон в Крыму. Более близкого места, видимо, не нашлось. Однако большинству наших сотрудников эта идея понравилась. Хотя это не был южный берег Крыма, тем не менее от поселка, где был построен опытный завод, можно было на автобусе за какой-нибудь час в выходные добраться до Феодосии или Коктебеля. А, поскольку испытания новой техники проводились обычно летом, то желающих съездить туда в командировку было предостаточно.

Со временем подошла и моя очередь. На Крымском полигоне должна была пройти испытания опытная машина для выравнивания полей. Я был руководителем темы и занимался этим проектом последние два года. Впервые на этой машине было применено лазерное управление, которое, если коротко, работало так (читатели, которым это не интересно, могут следующие пять строчек пропустить):
В центре поля на высокой треноге устанавливался лазерный излучатель – своего рода прожектор, только в отличие от луча света, лазерный луч не виден, хотя его улавливает, установленный на машине фотоприемник. При этом излучатель быстро вращается, создавая что-то вроде лазерной плоскости, а планировщик, улавливая этот луч, автоматически выдерживает параллельную поверхность поля.
Я позвонил директору опытного завода и попросил забронировать мне номер в гостинице. Он приезжал к нам в институт в Ленинград и беседовал с руководителями тем, набирая заказы. Я и предложил провести испытания моей машины у него на полигоне, выделив для этого ему нужные деньги с моей темы. Он пообещал забронировать мне лучший номер и сделать мою командировку не только полезной, но и приятной.
- Везет же людям, - сказала жена, - могут отдохнуть  в Крыму за казенный счет. Может ты и меня возьмешь?
- Я еду не отдыхать, а работать. И место это не на берегу Черного моря. Поселок, где построили опытный завод, находится в центре засушливых земель, которые планируют осваивать с открытием Северо-Крымского канала. Тридцать градусов жары, душ в гостинице работает не всегда, что тебе там делать?
- А плавки ты все-таки с собой берешь, - насмешливо говорит жена, - «Если едешь ты в Журавки, не забудь с собой плавки» - это ты сочинил?
- Ну, я. Мы поздравляли одного нашего сотрудника. Может и мне удастся разок съездить искупаться. Если хочешь, я их оставлю.
- Я шучу. Привези детям южные фрукты.
- Конечно, привезу.

Приехал я рано утром. Одноместного свободного номера в гостинице не оказалось и мне дали ключ от двухместного.
Когда я вошел в номер, мой сосед уже готовился завтракать. На столе была разложена закуска и стояла бутылка. Похоже это был коньяк.
- А, сосед, добро пожаловать. Ты пришел во время, прошу за стол. Меня зовут Тарас. Мы сейчас пропустим по стаканчику за знакомство!
Я назвал себя и стал раскладывать свои вещи, а он терпеливо ждал. Это был плотный среднего роста мужчина с большими усами, расчесанными на две стороны на казацкий манер. Настоящий запорожец!
- Тарас, - сказал я, - у меня была тяжелая дорога, я хотел бы немного отдохнуть. Я пить так рано не могу, и есть мне не охота, просто посижу с вами.
Тарас нахмурился.
- Что же я должен пить один? Это не по-нашему, не по-казацки. Ты казак или нет? Говори мне «ты», что за интеллигентские замашки.
И он налил мне полстакана.
Я не был казак, но пригубил стакан, а Тарас выпил, подвинул мне закуску и начал рассказывать.
- Я, понимаешь, приехал еще вчера. Успел кое-где побывать. Маленький городишко, ничего интересного. Одна улица. Даже порыбачить негде. Я ведь профсоюзный инспектор и член комиссии, здесь будут принимать какой-то планировщик для выравнивания полей и моя задача проверить технику безопасности и условия труда.
Он налил себе еще полстакана.
- В каких комиссиях я только не побывал. Только вчера я принимал морской катер. Новая модель. Они думали, так легко получить мою подпись! Я сразу заметил к чему можно придраться. У меня большой опыт. Они поняли, что без банкета дела не будет и вот дали бутылку на дорогу. Пришлось акт подписать. Хотя катер мне не понравился. Кабинка тесная, бак с топливом плохо изолирован, ступенек нет. Обещали все поправить. А сегодня, понимаешь, буду принимать планировщик. Такая наша жизнь. По морям, по волнам, нынче здесь завтра там.
Я этот их планировщик разнесу в пух и прах. Кое что уже наметил. Ты что-то понимаешь в технике?
- Что-то понимаю.
Он разложил на столе сделанный мной чертеж. Хорошо, что я не назвал ему свою фамилию, она красовалась внизу в штампе чертежа. Тогда бы доверительного разговора не получилось.
- Смотри, эту машину тянет трактор. А управляет один тракторист. Выходит он должен все время оборачиваться назад, чтобы за машиной следить, шею свернет, понимаешь. Я потребую посадить второго. Верно?
- Ну зачем сразу второго, - возразил я, - на тракторе есть зеркала заднего вида, и тракторист все видит, что сзади. Ему и оборачиваться не надо.
- А ты знаешь, что эта машина управляется лазерным лучом? Слыхал про такой? Попадет в лицо и прощай глаза. Я потребую специальные очки. Как от солнца.
- Ну, что вы, лазерное управление уже широко применяется в технике, - говорю я, - во-первых излучатель вращается, и луч проходит мимо машины за долю секунды, во-вторых фотоприемник расположен на высокой стойке, туда трактористу не достать.
- Сразу видно, ты не знаешь что такое охрана труда, - недовольно говорит Тарас, - а если начнется ветер, эта машина ведь роет землю, поднимется пыль и у тракториста готовый силикоз легких!
- Тарас, тракторист сидит в закрытой хорошо вентилируемой кабине.
Профсоюзный инспектор нахмурился, отодвинул бутылку и достал папиросы.
- А, собственно говоря, ты кто такой?
- Тоже член комиссии.
Он зажег папиросу и пустил облако дыма.
- А хочешь, я сделаю, что ты не будешь членом комиссии?
- Тарас, выйдите, пожалуйста, курить в коридор.
- Ах, какие мы нервные. Я пойду узнать нет ли другого номера.
Я решил часок поспать, а когда проснулся чертежа на столе не было и как и его вещей.
Так неудачно состоялось мое знакомство с профсоюзным инспектором. Не надо было пить и говорить лишнее.

Когда я пришел на завод, секретарь, отмечая мне командировку, попросила меня сразу зайти к директору. С директором я был уже знаком, но когда я зашел, он нахмурился.
- Зачем вы ссорились с профсоюзным инспектором? Вы ведь знаете, без его подписи машину не примут. Он требует, чтобы вас исключили из состава комиссии.
- Так ведь он начал хаять машину, даже не видя ее в глаза! Я старался объяснить ему, что он не прав, - я передал директору наш разговор.
- Давайте сделаем так. Заседание комиссии назначено на утро в понедельник. Я уже говорил с остальными членами комиссии, они все настроены положительно. А вы на заседание не приходите. Я скажу, что вы себя плохо почувствовали. Простудились в дороге. Если он увидит вас, то может испортить все дело. А вы просто отдохните, съездите к морю, здесь рядом автобусная станция. Пожалуйста. А я завтра повезу его на рыбалку, я знаю отличное место, он будет доволен. Договорились?
Я решил послушаться совета директора – ему виднее.

После часа езды на автобусе я оказался в Феодосии. Вот оно Черное море! Хотя пляжа поблизости не было, я рискнул войти в воду, она оказалась теплой. Плавки взял не зря. Побывал в двух музеях. В музее Ивана Айвазовского я узнал, что на самом деле его звали Ованнес Айвазян и свои картины он не рисовал с натуры, а работал у себя в студии, завесив окна шторами.
А музей Александра Грина оформлен, как корабль с его трюмом и каютами.
Прогулка по приморскому южному городу не избавила меня от беспокойства. Правильно ли я сделал, что не пришел на заседание комиссии, сможет ли директор отстоять достоинства машины, разработанной нашим институтом под моим руководством?
Я вернулся поздно, комиссия уже разъехалась, а директор показал мне всеми подписанный акт.
- И инспектор подписал?
- Конечно, подписал. Я же свозил его на рыбалку.
Вечером я посмотрел в летнем кинотеатре индийский фильм, а утром побывал на местном базаре. Здесь уже созрели абрикосы. Чтобы фрукты не успели испортится, решил возвращаться самолетом, для чего автобусом выехал в Симферополь.
В общем командировка удалась.



Рецензии
Прочёл с удовольствием. С тех пор лишь проверяющих стало больше и аппетит у них вырос.

Валерий Столыпин   25.07.2020 09:53     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Это было в те времена, когда присваивали Знак Качества.

Ефим Шейнис   22.10.2020 02:52   Заявить о нарушении