Сняла решительно...

Эти слова из популярной в начале 70-х годов песни:
                Сняла решительно пиджак наброшенный,
                Казаться гордою хватило сил,
                Ему сказала я: «Всего хорошего»,
                А он прощения не попросил.
- Да-а-а, значит она сняла решительно, а он не попросил?
Так комментировал эту песню мой новый знакомый. А из стихотворения Пушкина "Осень" строчка "С печальным шумом обнажалась" по его мнению явно относилась к женщине.
Его звали Борис. Наши столы стояли рядом, и я невольно слушал его шутки и байки, которыми он владел в совершенстве.

 Мы часто работали вместе над одной и той же темой, я забыл упомянуть, что это был Ленинградский научно-исследовательский институт, где занимались созданием новой техники.
Я недавно начал работать в этом института, а Борис, можно сказать, был старожилом. Это был очень доброжелательный, отзывчивый и общительный человек с ранней лысиной, которая его совсем не портила. Он охотно вводил меня в курс дела, объясняя разные премудрости, с которыми я не был знаком во время моей прежней работы на заводе. Мы ежедневно встречались, часто вместе ездили в командировки.
Самой яркой его чертой была общительность. Борис быстро знакомился, сразу завоевывал доверие, например, ему ничего не стоило договориться в заводской столовой с поварихой, чтобы она отпускала нам обеды в долг – до зарплаты. 
Он научил меня отмечать командировку в ближайшем городе, за это платили 2.60, а если бы мы отметили командировку в деревне, где работала наша машина, тогда получали бы в день по 1.30.
- Лишние копейки нам не помешают, - объяснял он, - у нас могут быть непредвиденные расходы на представительство и обольщение.
Во время командировок Борис легко находил решения бытовых проблем, я имею в виду места для проживания и нормальное питание в полевых условиях – мы часто испытывали машины далеко от города.
Перед поездкой он давал мне совет:
-  Купи килограмм масла
-  Зачем, я столько не съем!
- Это не для тебя. Ты хочешь получить место в гостинице?
Действительно, когда мы заявлялись в гостиницу, где на дверях красовалось стандартное объявление «Мест нет» и вручали дежурной масло, которое в глубинке давно исчезло из магазинов, она смущенно улыбалась, брала подарок и говорила:
- Так и быть, для ленинградцев рискну взять место из брони.

Однажды в деревне, где испытывалась наша новая машина, он сразу договорился с какой-то старушкой, мы сняли у нее комнату, и она ежедневно кормила нас обедом. У нее был свой домик, сад и огород. Дети выросли и уехали в город, но на лето ей привозили внучку – девочку лет пяти. Очень любознательная, она вертелась возле нашей машины и веселила нас своими вопросами. Мы уже знали, что больше всего она не любит умываться. Во дворе висел допотопный умывальник. Поэтому, когда она нам начинала мешать, Борис подходил к ней и говорил:
- Ой, Танечка, какое у тебя грязное личико, пойдем я тебя умою.
И она немедленно ретировалась.
Поев вкусно приготовленное хозяйкой картофельное пюре с жареным луком, он отваливался на спинку стула, отдувался и говорил:
- Уф-ф-ф, тяжело на ответственной работе.

Борис закончил лесотехническую академию, любил и знал лес. Он научил меня находить грибные и ягодные места. После окончания своей академии постоянно ездил в командировки, классифицировал леса, делил их на участки, определял какие где растут деревья. Однажды, вернувшись из очередной поездки, узнал, что жена его не теряла времени даром. После выяснения отношений он развелся и устроился в наш институт. Легко находил себе подруг, но жениться снова не спешил, может быть, боялся ошибиться.

Как все наши сотрудники Борис хотел остепениться, то есть получить  научную степень кандидата наук, что обеспечивало сразу весомую прибавку к зарплате. Он жаловался, что дома нет условий для работы над диссертацией - вечером родители включают телевизор, и приходится смотреть очередной сериал. Я позвал его в публичную библиотеку.
- Там тебя ничего не будет отвлекать.
- Там сидят такие девочки, - возражал Борис, - разве они тебя не отвлекают?
И, вздохнув, добавлял:
- Свинья себе грязи найдет.

Иногда у нас появлялась идея, подать заявку на изобретение. При составлении очередной заявки и обсуждении авторского коллектива, я спрашивал:
- Борис, кого бы нам включить в авторский коллектив, чтобы получить за это изобретение деньги.
- Нашего директора.
- Может, ты зайдешь к нему с нашей заявкой?
- Зачем? Просто включим его фамилию и передадим на подпись секретарше.
- Он не подпишет.
- Подпишет.
- Не подпишет
- Хочешь пари? Если он не подпишет, я ставлю бутылку вина, а если подпишет – ты?
Пари выиграл Борис.

В институтский буфет во время обеденного перерыва мы ходили вдвоем, он становился в очередь первым, я за ним. Потом подходили сотрудники нашего отдела, приятно улыбались и становились впереди Бориса. Постепенно мы оказывались в самом хвосте.
- У меня есть рационализаторское предложение, - заявил Борис, - теперь в очередь ты станешь передо мной. Тебя мало кто знает, все будут становиться передо мной, то есть между нами. Постепенно в конце очереди окажусь я, но когда ты  подойдешь к самому буфету, я выйду из очереди и куплю обед вместе с тобой.
Отличная идея! Мы так и сделали.

Когда мы узнали, что один наш аспирант-заочник успешно защитился в Ученом совете, но его не утвердила в Москве ВАК, я сказал:
- Борис, по-моему он очень опытный и знающий человек и вдруг такая неудача. Почему его зарубили?
- Опыта и знаний недостаточно. Не надо иметь врагов. Ты просто не знаешь как много острых углов в научных кругах.
Борис был тоже аспирантом-заочником и тема, по которой он собирался написать и защитить диссертацию была связана с машиной, заказанной нашему институту Министерством обороны. Это был струг-метатель, который выкапывал глубокий противотанковый ров, причем вынутую землю отбрасывал далеко в сторону. Я помогал ему в испытаниях, устраняя неисправности  машины, в этом я был сильнее, так как закончил машиностроительный институт и имел заводской опыт. Казалось дело шло на лад, но после испытаний, пришло письмо, прочитав которое, он негромко спел:
-  И никто не узнает, где могилка моя…
- Что-то случилось, - спросил я.
- Тему мою закрыли. Машина им не понравилась. Видишь ли, она сильно пылит. Конечно, пылит, а что они хотели, чтобы копать и бросать землю без пыли? Так не бывает.

Впрочем, он, вскоре, получил новую тему, успешно написал и защитил диссертацию. Я поздравил его, и с удивлением узнал, что он подал заявление на увольнение.
- Я нашел лучшее место – военное училище, - объяснил он, - там больше платят и есть шансы доработать до пенсии.
- А что ты там будешь делать?
- Читать лекции по технике безопасности военной службы.
- Борис, но ведь это уже не будет научная работа!
- А то, чем мы здесь занимались, по-твоему, была научная работа? Ты что не знаешь, что этот институт скоро развалится?
Он как в воду глядел, начались 90-е годы и институт наш, действительно, закрыли…
Прошли годы, связь между нами прервалась, но я часто вспоминаю Бориса, научившего меня житейской мудрости, и уже на пенсии после вкусно приготовленного обеда, я иногда отваливаюсь на спинку стула, отдуваюсь, и говорю жене:
- Уф-ф-ф, тяжело на ответственной работе.




Рецензии
C'est la vie(се ля ви) - Такова жизнь
Если звёзды зажигают, значит кому-то это нужно
"А то, чем мы здесь занимались, по-твоему, была научная работа?" - то же касается любой сферы деятельности. Именно поэтому мы и оказались в глубокой Ж.
Интересные воспоминания.
Вот только заявленная в заголовке тема совсем не раскрыта.

Валерий Столыпин   25.07.2020 09:45     Заявить о нарушении
Может быть заголовок надо сменить?
Я просто хотел рассказть о приятеле, который оказал на меня большое влияние.
Кстати, еще он цитировал стихотворение Пушкина "Осень" и утверждал, что слова "С печальным шумом обнажалась" относились к женщине!

Ефим Шейнис   22.10.2020 02:56   Заявить о нарушении
Женщина всегда и во всём. Писать можно о чём угодно, но думать...
Относительно названия - не советчик.

Валерий Столыпин   22.10.2020 07:28   Заявить о нарушении