Глава XXIV Понимающее

***

Такой странный голос, такая странная манера выражаться и двигаться. Так что неудивительно, что этот мальчик не понимает выражений других людей и не может реагировать на них должным образом.

Ганс Аспергер



Меня всегда поражали родители больных детей. Тех малышей, у которых хронические заболевания. Это же практически отречение от себя и своей личной жизни. И когда у других дети подрастают и становятся самостоятельными, то такие дети нуждаются часто в еще большем уходе, т.к.  болезни прогрессируют или просто становятся постоянным спутником жизни. Необходима вся любовь и терпение, которые есть в запасе. Хорошо, если оба родителя несут такую ношу. И родственники помогают. Чаще всего остаются  мать и ребенок. И только они могут знать чего стоит им такая жизнь. Они нуждаются в поддержке людей, с которыми соприкасаются. Это врачи, лаборанты, учителя, просто люди на детской площадке, соседи, в магазине... Но жизнь такова, что всех несет бытовой жизненный поток, и делиться своей энергией и любовью хотят очень немногие.

Моя мечта - в каждом районе психологические центры. Где люди совершенно бесплатно могут получить помощь в трудные моменты. Хорошо, что есть кое-какие онлайн сайты. Но тепло человеческих рук и улыбку очень трудно заменить. 

Миша сидел за детским столиком и рассматривал книгу о динозаврах, которую достал Алексей Алексеевич. У мальчика был сосредоточенный вид. 

- Владимир, давайте пока займемся тестом.* Это так называемая "Австралийская шкала синдрома Аспергера", разработанная Энтони Этвудом. Всемирно признанным экспертом по данному расстройству.

На третьем вопросе Владимир задумался. 

- Кажется, что ребенок не понимает социальные условности или правила поведения и, в результате, говорит неуместные вещи и совершает неуместные поступки? Например, делает оскорбительное замечание другому человеку, но при этом не понимает, как его слова могут оскорбить.

- А если Миша иногда закрывает при разговоре  глаза и продолжает говорить? Я прошу открыть, а он отвечает:" Зачем? Я же знаю, что ты здесь." Это как считается?

- Считается, как неуместный поступок. Нарушение негласных правил при общении.

- Ясно...

Большинство ответов было "да" и рейтинг от четырех до шести.

- Думаю, что это Аспергер. Мне очень жаль...

- Я уже принял этот факт. Мне надо помочь сыну. 

- Сначала надо представить проблемы, которые могут возникнуть, а потом решать их. Например, если сказать Аспи( человек с синдромом Аспергера), сидя на пляже: "О, какая птица!" И указать на ворону, то он не поймет в чём дело. Но если добавить:" Странно видеть ворону у моря!", то станет яснее. 

Вашему Мише нравится разговаривать по телефону?

- Нет. Только коротко. Телеграфный стиль:поел, всё нормально. 

- Это потому, что может отвлекать фоновый шум и требуется быстрая реакция.

- Бедный Миша... - Владимир глубоко вздохнул, а на лице отразилось страдание.

- Владимир, ваш сын не болен. Просто он другой. У всех людей свои особенности. У Миши они такие. Просто мир пока устроен для какого-то усредненного человека. Даже левшам сложно. Так как технически всё для правшей. Чтобы научить вашего Мишу полезным для него вещам, в первую очередь нужна любовь. С любовью изучать своего ребенка и понимать его. Ведь все дети - это другие миры. Отличные от нас. И у вас всё получится. Наша задача - дать Мише навыки взаимодействия с окружающим миром. Чтобы ему было в нём более комфортно и безопасно.

- Спасибо... Иногда просто руки опускаются. Хочется сдаться. Но потом  что-то, наверное, это и есть любовь, заставляет снова и снова действовать, бороться.

- Лучше говорить улучшать, Борьба всегда подразумевает уничтожение чего-то, разрушение. А нам необходимы созидающие силы.

- Вы правы, - сказал Владимир и посмотрел на меня каким-то особым взглядом, от которого у меня пошли мурашки и стало неловко. Казалось,что я увидела что-то запретное.

В этот момент Миша оторвался от книги и подошел к нам. Ребенок захотел поделиться переполнявшей его новой  информацией. Ему важно было высказаться. И мы внимательно стали его слушать. Неожиданно он сам оборвал себя и сказал просто: " Хочу есть".

- Елена, вы не согласились бы пообедать с нами?

- Спасибо. С удовольствием, - ответила я без колебаний. Мне интересно было понаблюдать за Мишей.

Мы зашли в маленькое кафе, расположенное на тихой улочке. Место не людное. Сюда приходят либо случайные посетители, либо завсегдатаи. 

- Миша привык есть на обед овощной суп-пюре и рыбу без костей. На десерт-мороженое.

- Мне вполне подходит его меню.

Мы заказали грибной суп и лосося на гриле. Мише принесли только кусочек лосося, а нам еще и салат.

Людей почти не было. Музыки тоже. Поэтому мальчику было комфортно. Когда мы доедали мороженое, в зал вошла  группа молодых людей. Сразу стало шумно. И мы быстро ушли.

Владимир и Миша поехали домой, а я вернулась на работу. Сегодня должен еще зайти Александр, у которого мамой была бабушка, а сестра оказалась мамой.

- Здравствуйте, Александр. Что у вас нового?

- Я понял причины по которым они это сделали. Надо было официально всё оформить. Но морально мне сложно примирит ься с этим.

- Ваша жизнь сложилась так, как сложилась. Мы не можем знать, как бы вам было лучше, если бы вы знали кто ваша мама, но при этом жили с бабушкой. Просто скажите, вы были счастливы до того. как узнали правду?

- Да, - ответил Александр, задумавшись только на секунду.

- Вот вы и ответили на все вопросы, которые вас сейчас терзают. Вас все любили, желали вам добра. И не важно, как они этого достигали. Важен результат. Никакого злого умысла и сознательного обмана ради обмана не было. У вас сейчас есть новое знание. Но это не значит. что вам надо что-то с этим делать. Пропустите его через ваше сердце. Оно подскажет вам, как жить дальше. А пока я советую вам переключиться на что-то позитивное. То, что будет приносить вам удовольствие и удовлетворение. Путешествие, рисование, какие-то курсы. Что угодно.

- Спасибо. Это интересно. Я всегда хотел научиться нормально готовить. 

- Кулинарные курсы. Прекрасно! 

- Вы правы. Мне надо отвлечься от этих мыслей, которые меня разрушают. И заняться чем-то полезным.

- Приходите, если будет необходимость. Желаю вам гармонии и внутреннего равновесия.

Когда за Александром закрылась дверь, я смогла сесть поудобней и поинтересоваться у своих малышей, как они себя чувствуют. В ответ - тишина. Спят. Пусть набираются сил для жизни в другом мире, куда они скоро попадут.





_________________ - _________________



*Тест был разработан для выявления видов поведения и способностей, указывающих на вероятность наличия синдрома Аспергера у детей младшего школьного возраста. 

В каждом вопросе шкалы 0 — это ожидаемый или обычный уровень развития для ребенка этого возраста.


Рецензии