Глава XXIV Понимающее
Такой странный голос, такая странная манера выражаться и двигаться. Так что неудивительно, что этот мальчик не понимает выражений других людей и не может реагировать на них должным образом.
Ганс Аспергер
Меня всегда поражали родители больных детей. Тех малышей, у которых хронические заболевания. Это же практически отречение от себя и своей личной жизни. И когда у других дети подрастают и становятся самостоятельными, то такие дети нуждаются часто в еще большем уходе, т.к. болезни прогрессируют или просто становятся постоянным спутником жизни. Необходима вся любовь и терпение, которые есть в запасе. Хорошо, если оба родителя несут такую ношу. И родственники помогают. Чаще всего остаются мать и ребенок. И только они могут знать чего стоит им такая жизнь. Они нуждаются в поддержке людей, с которыми соприкасаются. Это врачи, лаборанты, учителя, просто люди на детской площадке, соседи, в магазине... Но жизнь такова, что всех несет бытовой жизненный поток, и делиться своей энергией и любовью хотят очень немногие.
Моя мечта - в каждом районе психологические центры. Где люди совершенно бесплатно могут получить помощь в трудные моменты. Хорошо, что есть кое-какие онлайн сайты. Но тепло человеческих рук и улыбку очень трудно заменить.
Миша сидел за детским столиком и рассматривал книгу о динозаврах, которую достал Алексей Алексеевич. У мальчика был сосредоточенный вид.
- Владимир, давайте пока займемся тестом.* Это так называемая "Австралийская шкала синдрома Аспергера", разработанная Энтони Этвудом. Всемирно признанным экспертом по данному расстройству.
На третьем вопросе Владимир задумался.
- Кажется, что ребенок не понимает социальные условности или правила поведения и, в результате, говорит неуместные вещи и совершает неуместные поступки? Например, делает оскорбительное замечание другому человеку, но при этом не понимает, как его слова могут оскорбить.
- А если Миша иногда закрывает при разговоре глаза и продолжает говорить? Я прошу открыть, а он отвечает:" Зачем? Я же знаю, что ты здесь." Это как считается?
- Считается, как неуместный поступок. Нарушение негласных правил при общении.
- Ясно...
Большинство ответов было "да" и рейтинг от четырех до шести.
- Думаю, что это Аспергер. Мне очень жаль...
- Я уже принял этот факт. Мне надо помочь сыну.
- Сначала надо представить проблемы, которые могут возникнуть, а потом решать их. Например, если сказать Аспи( человек с синдромом Аспергера), сидя на пляже: "О, какая птица!" И указать на ворону, то он не поймет в чём дело. Но если добавить:" Странно видеть ворону у моря!", то станет яснее.
Вашему Мише нравится разговаривать по телефону?
- Нет. Только коротко. Телеграфный стиль:поел, всё нормально.
- Это потому, что может отвлекать фоновый шум и требуется быстрая реакция.
- Бедный Миша... - Владимир глубоко вздохнул, а на лице отразилось страдание.
- Владимир, ваш сын не болен. Просто он другой. У всех людей свои особенности. У Миши они такие. Просто мир пока устроен для какого-то усредненного человека. Даже левшам сложно. Так как технически всё для правшей. Чтобы научить вашего Мишу полезным для него вещам, в первую очередь нужна любовь. С любовью изучать своего ребенка и понимать его. Ведь все дети - это другие миры. Отличные от нас. И у вас всё получится. Наша задача - дать Мише навыки взаимодействия с окружающим миром. Чтобы ему было в нём более комфортно и безопасно.
- Спасибо... Иногда просто руки опускаются. Хочется сдаться. Но потом что-то, наверное, это и есть любовь, заставляет снова и снова действовать, бороться.
- Лучше говорить улучшать, Борьба всегда подразумевает уничтожение чего-то, разрушение. А нам необходимы созидающие силы.
- Вы правы, - сказал Владимир и посмотрел на меня каким-то особым взглядом, от которого у меня пошли мурашки и стало неловко. Казалось,что я увидела что-то запретное.
В этот момент Миша оторвался от книги и подошел к нам. Ребенок захотел поделиться переполнявшей его новой информацией. Ему важно было высказаться. И мы внимательно стали его слушать. Неожиданно он сам оборвал себя и сказал просто: " Хочу есть".
- Елена, вы не согласились бы пообедать с нами?
- Спасибо. С удовольствием, - ответила я без колебаний. Мне интересно было понаблюдать за Мишей.
Мы зашли в маленькое кафе, расположенное на тихой улочке. Место не людное. Сюда приходят либо случайные посетители, либо завсегдатаи.
- Миша привык есть на обед овощной суп-пюре и рыбу без костей. На десерт-мороженое.
- Мне вполне подходит его меню.
Мы заказали грибной суп и лосося на гриле. Мише принесли только кусочек лосося, а нам еще и салат.
Людей почти не было. Музыки тоже. Поэтому мальчику было комфортно. Когда мы доедали мороженое, в зал вошла группа молодых людей. Сразу стало шумно. И мы быстро ушли.
Владимир и Миша поехали домой, а я вернулась на работу. Сегодня должен еще зайти Александр, у которого мамой была бабушка, а сестра оказалась мамой.
- Здравствуйте, Александр. Что у вас нового?
- Я понял причины по которым они это сделали. Надо было официально всё оформить. Но морально мне сложно примирит ься с этим.
- Ваша жизнь сложилась так, как сложилась. Мы не можем знать, как бы вам было лучше, если бы вы знали кто ваша мама, но при этом жили с бабушкой. Просто скажите, вы были счастливы до того. как узнали правду?
- Да, - ответил Александр, задумавшись только на секунду.
- Вот вы и ответили на все вопросы, которые вас сейчас терзают. Вас все любили, желали вам добра. И не важно, как они этого достигали. Важен результат. Никакого злого умысла и сознательного обмана ради обмана не было. У вас сейчас есть новое знание. Но это не значит. что вам надо что-то с этим делать. Пропустите его через ваше сердце. Оно подскажет вам, как жить дальше. А пока я советую вам переключиться на что-то позитивное. То, что будет приносить вам удовольствие и удовлетворение. Путешествие, рисование, какие-то курсы. Что угодно.
- Спасибо. Это интересно. Я всегда хотел научиться нормально готовить.
- Кулинарные курсы. Прекрасно!
- Вы правы. Мне надо отвлечься от этих мыслей, которые меня разрушают. И заняться чем-то полезным.
- Приходите, если будет необходимость. Желаю вам гармонии и внутреннего равновесия.
Когда за Александром закрылась дверь, я смогла сесть поудобней и поинтересоваться у своих малышей, как они себя чувствуют. В ответ - тишина. Спят. Пусть набираются сил для жизни в другом мире, куда они скоро попадут.
_________________ - _________________
*Тест был разработан для выявления видов поведения и способностей, указывающих на вероятность наличия синдрома Аспергера у детей младшего школьного возраста.
В каждом вопросе шкалы 0 — это ожидаемый или обычный уровень развития для ребенка этого возраста.
Свидетельство о публикации №220072400273