Ерлыкин Евгений Ефимович

Родился  24  декабря  1909  года  в  городе  Тверь  (Россия)  в  семье  служащего.  Русский.  Окончил  профтехшколу  в  1925  году.  С  января  1926  года  работал  слесарем  и  молотобойцем   в  железнодорожных  мастерских  на  станции  Тверь,  заведующим  клубом  в  поселке  Горячий  Ключ,  ныне  город  Краснодарского  края. 
В  РККА  с  мая  (9  июня)  1928  года. 
В  1929  году  окончил  Военно-теоретическую  школу  в  Ленинграде,  в  1930  году  -  Борисоглебскую  школу  лётчиков  имени  Осоавиахима. 
Служил  командиром  отряда  в  92-й  истребительной  авиационной  бригаде  Московского  военного  округа. 
В  1933  году  был  назначен  начальником  штаба  эскадрильи,  а  с  1935  года  был  комиссаром  эскадрильи.
В  1936  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «старший  лейтенант». 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  октября  1936  года  по  27  марта  1937  года  в  качестве  пилота,  командира  звена  истребителей  И-15.  Кроме  того,  летал  на  истребителях  Ньюпор-52  и  Девуатин. 
Имел  псевдонимы  «Педро  Риварес  Сольтеро»  и  «Дон  Педро».   

     «…Наиболее  серьезным  успехом  я  считаю  атаку  земных  войск  противника  25-26  января  в  районе  Алхама-Лоха.  Во  время  воздушной  разведки  на  узкой  горной  дороге  было  обнаружено  движение  колонны  до  200  больших  грузовых  автомобилей  с  провиантом,  боеприпасами  и  снаряжением  и  3-4  эскадронов  конницы.  Противник,  как  я  решил,  готовил  удар  в  сторону  Мотриля,  для  окружения  Малаги.  Поэтому,  прекратив  дальнейшее  ведение  разведки,  я  решил  расстрелять  всю  эту  группировку.  При  наличии  24  пулеметов  и  19 000  патрон  я  имел  явный  перевес.  Первая  и  вторая  атаки  были  произведены  по  грузовикам.  Вся  колонна  встала:  люди  побежали,  несколько  машин  взорвались  и  загорелись.  Все  4  пулемета,  как  и  всегда,  работали  безотказно.  Конница  быстро  спешилась  и  разбилась  на  15-16  кучек,  всадники  спрятались  за  лошадей,  мулов  и  ослов,  этого  только  я  и  ждал.  Первую  атаку  по  коннице  произвожу  отвесным  пикированием  на  полном  газу,  чтобы  создать  панику  среди  лошадей  и  гарантировать  себя  от  огня  противника;  летчики  следуют  моему  примеру.  Производим  6-7  атак  по  коннице.  Цели  очень  удобные  и  заметные.  Люди  и  лошади  ложатся,  как  трава  из-под  косы:  бежать  некуда  -  маленькая  лощина.  Вывожу  самолет  из  пикирования  на  высоте  10-15  метров  -  лишь  бы  не  врезаться  в  горы.  Ясно  видны  черные  лица  марокканцев,  их  одежда  и  большие  глаза;  ясно  видно,  как  они  пачками  падают  мертвыми.  Среди  лошадей  произошла  паника.  Эффект  хороший.  Патроны  все.  Собираю  группу  и  увожу  ее  на  аэродром.  Техники  докладывают,  что  все  машины  имеют  пробоины;  один  самолет  сел  на  аэродром  с  остановленным  винтом  (был  пробит  бак).  Этой  атакой  на  целых  10  дней  было  приостановлено  наступление…» 
     (Из  книги  С.  А.  Абросова  «В  небе  Испании.  1936-1939  годы»)

Всего  в  Испании  произвел  214  боевых  вылетов,  участвовал  в  80  воздушных  боях,  сбил  5  самолетов.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
С  ноября  1936  года  числился  на  должности  командира  особой  группы  истребителей  в   Центре  воздушного  боя  ВВС  Ленинградского  военного  округа,  а  с  мая  1937  года,  по   возвращении  из  Испании  -  начальник  этого  центра.
С  ноября  1937  года  по  март  1938  года  по  заданию  разведывательных  органов,  был  в  специальной  командировке  во  Франции,  учился  в  университете  Сорбонны,  несколько  раз  посещал  Бельгию.   
26  августа  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
С  1938  года  командовал  59-й  истребительной  авиационной  бригадой  ВВС  Ленинградского   военного  округа.
Участвовал  в  боях  в  районе  реки  Халхин-Гол  в  1939  году.
Участвовал  в  походе  советских  войск  в  Западную  Украину  в  сентябре  1939  года.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  в  1939-1940  годах,  командовал  59-й  истребительной  авиационной  бригадой.  Летчики  бригады  совершили  10.812  боевых  вылетов,  сбили  101  и  уничтожили  на  аэродромах  30  финских  самолетов. 
С  августа  1940  года  по  май  1941  года  учился  на  курсах  усовершенствования  командного   состава  при  Военной  академии  РККА  имени  М.  В.  Фрунзе.
В  1941  году  стал  командиром  5-й  смешанной  авиационной  дивизии  ВВС  Ленинградского   военного  округа.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
Воевал  на  Северном  фронте,  по  сентябрь  1941  года  командовал  5-й  смешанной  авиационной  дивизией,  затем  с  26  сентября  1941  года  по  июнь  1943  года  был  командиром  7-го  истребительного  авиационного  корпуса  ПВО,  защищал  Ленинград. 
К  октябрю  1942  года  произвел  56  боевых  вылетов.
10  ноября  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».
С  10  июля  1943  по  май  1944  года  был  командиром  6-го  истребительного  авиационного  корпуса,  во  главе  его  воевал  на  Центральном,  Белорусском,  1-м  Белорусском  фронтах  участвовал  в  Курской  битве,  освобождении  Белоруссии  и  Польши. 
Всего  на  фронтах  Великой  Отечественной  войны  выполнил  288  боевых  вылетов.
В  июне  1944  года  был  назначен  начальником  Липецкой  высшей  офицерской  авиационной   школы  ВВС  Красной  Армии,  на  этой  должности  и  встретил  Победу.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
С  декабря  1945  года  командовал  314-й  истребительно-бомбардировочной  авиационной   дивизией. 
В  июне  1946  года  был  зачислен  в  распоряжение  Главнокомандующего  ВВС.
3  февраля  1947  года  был  уволен  в  запас  в  звании  генерал-майора  авиации.
После  увольнения  он  уехал  в  Краснодарский  край  в  город  Горячий  Ключ,  где  жил  в   течение  двух  лет,  работая  заведующим  клубом.
С  1948  года  проживал  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия),  работал  учителем  труда  и военного  дела  в  вечерней  школе  рабочей  молодёжи,  в  204-й  средней  школе  Дзержинского   района.
Умер  18  апреля  1969  года.  Похоронен  на  Богословском  кладбище  в  Санкт-Петербурге.

Список  известных  воздушных  побед  Е.  Е.  Ерлыкина:
04.11.1936       1        Ромео-37          Мадрид             лично
13.11.1936       1/2     Хе-46                Толедо              в  паре  с  французским  летчиком  Дари
08.12.1936       1/2     Ю-52                Мадрид            в  паре  с  Мирошниченко  Н.И.
02.02.1937       1        Хе-51                Антекер            лично
05.02.1937       1/3     Хе-59                Малага              в  составе  звена      

За  умелое  руководство  бригадой,  мужество  и  героизм,  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  21  марта  1940  года  Евгению  Ефимовичу  Ерлыкину  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  259).

Награждён  орденом  Ленина  (21.03.1940),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (02.01.1937*,  04.07.1937**,  23.11.1942),  орденом  Красной  Звезды  (03.11.1944),  медалями  «За  оборону  Ленинграда»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет Советской Армии  и  Флота»  и  другими.

Примечания:
*     Орден  имел  порядковый  №  576.
**     Орден  имел  порядковый  №  48/"2".


Рецензии
Не баловали его наградами во время войны. Послевоенная судьба интересная.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.07.2020 09:29     Заявить о нарушении
Реально интригует, такая жесткая опала...

Интересно, на чем же чел все таки погорел...?

Собянин Александр   24.07.2020 12:48   Заявить о нарушении
Верно, коллеги, были у Ерлыкина какие-то неприятности по службе. Правда, я не уточнял какие именно, так как для данного формата краткой биографии это не столь существенно...
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   24.07.2020 18:11   Заявить о нарушении