Замуж поздно, сдохнуть рано
«Я пришла в профессию обыкновенно, - рассказывала мне Овчинникова, - думаю, потому что с детства мечтала быть актрисой. Хотя выросла я не в актёрской семье. Тем не менее, у меня было огромное желание быть актрисой. Всегда! Сколько я себя помню».
Она родилась 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевске. Отец будущей актрисы был пограничником, поэтому семье часто приходилось кочевать по стране. Они жили в Карелии, Грузии, Туркмении, в Украине. Так как в военных городках обычно фильмы показывали бесплатно, Люся часто бывала в кино. Многие картины она смотрела по нескольку раз. Её любимой актрисой была Орлова. Она и родителям всегда говорила, что когда вырастет, то будет актрисой, как Любовь Петровна. Но они относились к её словам с иронией. В дальнейшем это стало поводом для частых конфликтов в семье.
В конце 1940-х гг. семья Овчинниковых жила в Ашхабаде. Окончив школу Люсьена сбежала из дома к своей тёте в Минск без денег и документов. Там девушка пыталась поступить в театральный ВУЗ, но ей не повезло. Преподавание велось на белорусском языке, которого она не знала. Потерпев неудачу Овчинникова какое-то время работала ученицей продавщицы парфюмерного отдела универмага. Тогда она только мечтала о славе и поклонниках, которые совсем скоро у неё появятся.
В 1950 году Люсьена Овчинникова отправилась искать счастья в Москве. И ей повезло. Её приняли в ГИТИС.
«На экзамен я надела какую-то красную ленту на голову, продолжала свой рассказ актриса, - и читала: «Что ж стоишь ты один на дороге...» Потом меня кто-то из приёмной комиссии подозвал и тихо спросил: Из какой вы семьи, девочка? А я им тоже шёпотом говорю: Мы - военные. И меня взяли».
В 1955 году Овчинникова окончила институт и была приглашена в труппу Московского театра имени Маяковского, где её первой большой ролью стала Валя в спектакле «Иркутская история» по пьесе Арбузова. Затем Люсьена играла в театре литдрамы ВТО, в Ашхабадском русском драматическом театре, в Московском театре-студии киноактёра.
Дебют Овчинниковой в кино состоялся в 1959 году в фильме Льва Кулиджанова «Отчий дом». Она сыграла девушку Нюрку. «После роли Нюрки в «Отчем доме» я сыграла целый ряд ролей в кино. Я очень люблю своих милых, дорогих девчат. Простых, доверчивых. Они мне очень дороги, но жизнь гораздо интересней и разнообразней».
Когда актриса впервые увидела себя на экране, то очень расстроилась и ушла с просмотра. Но большинство критиков считали дебют молодой актрисы удачным. В одном из номеров журнала «Искусство кино» даже был помещён её портрет. Потом была картина «Девичья весна», в которой Овчинниковой досталась роль выпускницы кулинарного техникума Насти. С этим фильмом актриса объездила много стран: Швейцарию, Кипр, Сенегал, Индонезию... Её мечты о популярности уже начали сбываться. Но аллея славы у каждого разная. На её поворотах кого-то поджидает машина, шикарная квартира, множество поклонников. Зрители уверены, что их кумиры купаются в роскоши. На самом же деле «звёзды» часто быстро гаснут и все блага, которые приносит известность, так же как любовь и внимание зрителей недолговечны.
Настоящая слава пришла к Овчинниковой в 1962 году, после выхода на экраны фильма Юрия Чулюкина «Девчата», где ей досталась роль Кати. Сначала режиссёр хотел, чтобы роль Кати сыграла Людмила Шагалова, но она отнеслась к пробам с небольшим интересом и не прошла. После неё была утверждена Овчинникова, которой очень понравился сценарий.
«Ну что о картине рассказать вам... Время, конечно, было прекрасное. Ну, во-первых, мы все были молоды. Это прежде всего. А потом, наверное, в силу каких-то обстоятельств, ну добрее, что ли, были. Неслучайно же фильм «Девчата», идёт... страшно сказать, почти 30 лет. Ой, как давно я живу! Но сколько поколений выросло на этом фильме. И мне никто не сказал, начиная от подростков и кончая совсем пожилыми, что фильм плохой, не интересный, что он устарел. А почему, собственно? Феномен этого фильма - в элементарных вещах, на которых жизнь строится: любовь, дружба, а главное - умение радоваться жизни. Всё равно жизнь прекрасна, несмотря ни на что. Но ведь есть же природа, есть в конце концов дети, есть любовь на свете. Мало ли что там творится в высших кругах политических и так далее. В конце концов есть такие вещи, которые не могут повлиять на наше существование. Мы же люди, мы же живые. Мы живём и это прекрасно. А сейчас, наверное, такой переходный период. (Напомню, что интервью с актрисой я записывал в ноябре 1993 года - Н.К.).
Снимались мы очень весело, во-первых, мы все были девчата. Мы очень подружились. Я Наде Румянцевой просто стала ближайшей подругой после этого фильма. До сих пор мы в прекрасных отношениях. Мы какие-то сплочённые были. Потом режиссёр, конечно, Юра Чулюкин... Он так погиб трагически, безвременно. Всё-таки мы были нищие, но весёлые. Вы знаете, у нас были другие проблемы, наверное, потому что были молоды. Мы как-то безоглядно жили, в полную силу. Не всё заклинивается в этих коммерческих ларьках, этих девушках с глазами-пуговицами, которые сидят в них. У них жизнь проходит, мне их жалко. Одеваться хорошо, конечно, все хотят. Но ведь есть другие ценности.
Фильм снимается долго, как всегда. И мы снимали, например, зиму страшную... летом в Ялте. Вместо снега была там соль и так далее. Летом в тулупах, валенках, просто ужас какой-то. Ну, что делать, так совпало. Основные сцены мы снимали очень далеко - в Потьме. Это какие-то дальние края, со снегом, лесоповалом... С тех пор времени прошло немало. Мы потеряли и Чулюкина, и Колю Рыбникова. Это огромная потеря для нашего кино.
Есть такая пьеса Радзинского, она называется: «Я стою у ресторана» и в скобках «Замуж поздно, сдохнуть рано». Надо пережить этот момент. А потом будет всё хорошо».
После «Девчат» роли посыпались на актрису, точно из рога изобилия. Она снялась в кинофильмах: «Девять дней одного года» (1962), «Утренние поезда» (1963), «Верность» (1965), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Сильные духом», «Журналист» (оба в 1967). Почти во всех картинах Овчинникова играла роли либо второго плана, либо эпизоды. Но в 1970 году в фильме Виталия Мельникова «Мама вышла замуж», она сыграла главную роль. Критика отметила её прекрасный дуэт с Олегом Ефремовым. Ещё одну запомнившуюся зрителям роль актриса сыграла в 1973 году в комедии Алексея Коренева «Большая перемена». В этом фильме она была любимой женщиной бригадира Петрыкина, роль которого исполнил Ролан Быков. После выхода этой картины на экран Люсьена Овчинникова была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Но, к сожалению, даже это звание не гарантировало спокойную и обеспеченную старость.
«Ну, конечно, обидно, - сетовала актриса, - что я начинала в нищенстве и доживаю свой век тоже в нищете. Но это не главное. Главное - не унывать. Не может быть всё время плохо. Обязательно будет всё хорошо».
Замуж Люсьена Овчинникова вышла рано, ещё когда училась в ГИТИСе, однако, этот брак не сложился. Такая же участь постигла и второй брак. И только третье замужество за актёром Валентином Козловым (широкому зрителю он знаком по роли спортсмена-пловца в комедии «Неподдающиеся»), оказалось удачным. Супруги прожили вместе более 20 лет. Только одно обстоятельство омрачало этот брак. У них не было детей.
Люсьена Ивановна жаловалась, что люди, частенько узнающие её на улице, не могут вспомнить имени актрисы. Большинству зрителей она навсегда запомнилась как Катя из «Девчат», а ведь были и «Это мы не проходили» (1976), «Двадцать дней без войны» (1977), «Пока плывут моржи» (1981), «Пробуждение» (1983), «Валентин и Валентина» (1985).
Роль в «Девчатах» не только сделала Овчинникову известной, но и определила амплуа актрисы на всю оставшуюся жизнь. Режиссёры предлагали ей лишь роли простых рабочих девушек. За всю жизнь актриса сыграла в 60 фильмах. Её фильмография была бы длиннее, но Овчинникова очень тщательно подходила к выбору ролей. В ущерб собственной карьере, она отказывалась от предложений, которые ей были не интересны. В результате возникли долгие годы простоя и депрессий. Из театра её уволили. Злые языки говорили что из-за пристрастия к спиртному. А самым верным другом актрисы, была кошка Сима. «Что такое актёр? - спрашивала себя Люсьена Ивановна. И тут же отвечала. - Актёр это человек, который всегда хочет работать. Хочет сниматься. Я тоже очень хочу в театре работать и очень хочу сниматься. Для меня самое естественное состояние, когда я занята».
После увольнения из Театра имени Маяковского, Овчинникова поступила в Театр-студию киноактёра. Вместе с супругом она изредка выступала на сборных концертах. Однако, в самом конце августа 1998 года В. Козлов скончался (в последние годы он сильно пил). Актриса тяжело переживала смерть мужа. Снова стала пить, хотя врачи строго-настрого запретили ей это делать (она несколько раз кодировалась, у неё была аллергия на спиртное). В одном из тогдашних разговоров с подругой Люсьена Ивановна обронила: «Из-за любви женщина становится сильной, решительной и красивой. Без неё - погибает».
7 января 1999 года Овчинникова гостила у своей давней подруги Тамары Тур. До этого она почувствовала себя плохо и Тамара отговаривала её по телефону от визита, но актриса всё-равно пришла - хотела угостить внучек подруги шоколадными зайчиками. Весь вечер подруги проболтали на кухне. Овчинникова сетовала: «Какая ты всё-таки счастливая, Тамара. Живёшь внучкиными проблемами, дома у тебя уютно. А у мне после смерти мужа и жить-то не хочется...»
Переночевав у подруги, Овчинникова утром почувствовала себя плохо. «Умираю я», - сказала она Тамаре. Тут же вызвали «Скорую». Но когда врачи поднялись на 13-й этаж, актриса уже скончалась. Оторвался тромб, который закупорил вену... Говорят, в то утро, когда она умерла, кошка Симка, которая прожила у Овчинниковой 18 лет, выла под дверью на весь подъезд. Видимо, чувствовала, что её хозяйки больше нет.
Похороны Люсьены Овчинниковой состоялись 12 января на Николо-Архангельском кладбище. Труппа Театра имени Маяковского, где она работала долгие годы, находилась на гастролях в Санкт-Петербурге, поэтому проститься с актрисой почти никто из её бывших коллег не смог. Родной Союз кинематографистов выделил материальную помощь на похороны в размере... 58 долларов.
Для всех, кто любил и уважал эту замечательную актрису весть о том, что она умерла, была большой потерей. Именно тогда большинству её почитателей стало известно, что «звезда» советского кино кое-как перебивалась на мизерную пенсию и жила в маленькой однокомнатной квартире. После её смерти там нашли несколько мешков с письмами от поклонников, которые продолжали приходить до самого последнего дня...
Свидетельство о публикации №220072400733