Пасха в дни безвременья

Пасха в год коронавируса и самоизоляции

Мы ждали, что храмы откроются на Пасху.
На Вербной неделе вновь освятили прошлогоднюю вербу. Причащались по воскресеньям крещенской водой и просфорой, полностью вычитав правило и «отстояв» службу в Святогорской лавре, которую поначалу приняли за пушкинскую, а позже оказалось, что на молитвенной связи Донецк, его область с пейзажными меловыми горами и южной природой. Как я могла спутать?
На посту было очень хорошо. На полках нашего холодильника шаром покати, потому что не выходили даже в магазин. Гречка без масла сладка надеждой на Пасху.
В начале поста отдали остаток яичек соседке, а она теперь подарила нам четыре свежих яйца. Это богатство покрасила в ворохе луковой шелухи, рассчитанной на три десятка и возможность похристосоваться с родней, с друзьями и коллегами – и всем подарить по яйцу. Наши яички стали красными за все тридцать. Кулича не предвиделось, Паски тоже.
- Праздник не в брюхе, а в духе! – стало нашей любимой присказкой.
Самоизоляция настолько приучила нас к безбытности, что казалось, что даже приход Христа не страшен, но страшна Пасха без причастия.
Ждали, что храмы откроются на Пасху, поэтому службы молитвенно восполняли дома. Крестопоклонная, Мариино стояние, Суббота Акафиста… Если приду, то заражусь. Главное не заразиться до Пасхи – а там, после Пасхального причастия и умереть не страшно.
В Чистый Четверг позвонила матушка из соседнего подъезда, сказав, что испечет для нас кулич, сделает Паску и даже яичек покрасит. Но ей же под восемьдесят, она ходит с двумя палками, и муж отказался от живительного подарка. Пенсионерам приносили продукты – соцработники, а радость вечного поста ожидала именно нас.
- А я испеку, раз решила, значит испеку, - был слышен голос в трубке телефона, - я же помню, как вы меня облагодетельствовали.
Но муж ответил, что не помнит. Мы отказались от подарка.
- Вам не по силам все испечь, вы переутомитесь, - так закончил разговор муж. Но в пятницу разговор повторился и дорогая наша бабушка, дорогая Любовь Васильевна настаивала, что, если мы не примем ее подарка – она обидится, что ее мама пекла и раздаривала куличи, что и сама она так делала, ибо в их семье хлебосольство – в крови.
Матушка никогда не дарила нам куличей, но прежде это было и не нужно. Муж Александр много раз повторял в трубку телефона, что не помнит, чтобы мы ее облагодетельствовали, а в результате в субботу на нашем столе было чудо -  нам было, что освящать.
И чудом было то, что сошел благодатный огонь, потому что весь пост приходили на телефон сообщения, что нужно готовиться к концу света, что нас ждет насильная вакцинация, а кто согласится на нее, тот примет печать антихриста или умрет медленной смертью после нее, ибо тайное правительство оставит Золотой Миллион – а мы все лишние на празднике жизни.
Но праздник был. И действительно в духе, а не в брюхе. Мы похристосовались с нашими бабушками яичками, освятили Паску себе и им, мы весь день пели пасхальный канон!
Мы верили, что двери храмов откроются на Пасху, но вот пришла весть, что коронавирусом болен настоятель, отец Георгий, что слегли почти все наши отцы и клир. И к Пасхальной радости добавилась молитвенная боль за всех скорбящих, за всех страдающих.
В течение всего поста нас поддерживала матушка Виктория, укрепляя нашу веру. Она уверяла, что святой Серафим Саровский предсказывал, что земля простоит хотя бы до 8000 года от сотворения мира, то есть еще пятьсот лет, не меньше, ибо нынешний – 2020 год – будет 7528-м от сотворения мира.  Уверяла, что главное дело христианина не о конце света заботиться, а бороться со страстями. Господь покроет духовно слабых христиан, они даже не узнают, что живут во времена антихриста – главное правильно вести духовную брань. Она укрепляла нас в вере, что, оставаясь дома, мы не предаем Христа, что жизнь как дар Божий дороже сиюминутного риска.
Нас поддерживали Евангельские чтения, что присылала нам Валентина на телефон. Духовное общение и молитва окутывали нас густой благодатью веры, что храмы откроются на Пасху, ибо если не откроются храмы, то откроются Сами Небеса, чтобы петь с нами: «Христос Воскресе!».
В дни самоизоляции, когда мы были вынуждены заниматься дистанционно, мы проходили со студентами «Чуму» Камю и обсуждали, что чума начинается в головах людей, что все внешние катаклизмы, эпидемии и войны – следствие духовных болезней. Смысл Священной Истории, описанный в Библии, состоит в том, что только живущий по заповедям и любовью к Богу народ – благоденствует, что все отклонения от прямого пути жизни по заповедям заводят народы в тупики, что Камю считал источником чумы готовность людей осуждать друг друга и видеть в ближнем смертельного врага. Лекции и семинары мы и проговаривали со студентами на платформе ZOOM, то есть в интернете, и печатали, набирая текст своих лекций, поэтому время было перенасыщено трудами, проблемами, бессонными ночами и чаянием Пасхи.
Христос Воскресе! Господи! Воскресни опять! В каждом сердце и дне! И воскреси нашу безумную цивилизацию, погрязшую в коронавирусных тупиках, и даруй ей разум вместо безумия!


Рецензии