Николо-Угрешский монастырь
Об этом событии рассказывает высеченная в белом камне надпись 17-го века на древнерусском языке, которую можно увидеть в арке колокольни Николо-Угрешского монастыря. Начинается она словами: «В жизни сей дела ко Божией славе творятся, к пользе людей бывают. Еще чудесны знамения бывают…»
Вернувшись сюда с победой, князь совершил со своим воинством молебен и повелел на этом месте построить храм «во имя и в честь святителя угодника Христова Николая Чудотворца и воздвиг тут обитель славную и удовольствовал ее щедро всем необходимым к пропитанию».
Конечно, вероятнее всего в 14-м веке постройки здесь были деревянными, а каменные стали строить позже… В 1521 году обитель была сожжена войском крымского хана Махмет-Гирея. 20 с лишним лет отстраивался монастырь заново, и в 1545 году его посетил Иван Грозный и даровал грамоту, закреплявшую за монастырем право на окрестные села и угодья.
После визита Ивана Васильевича монастырь долго пользовался благорасположением московских государей, что способствовало его укреплению и процветанию. Но наступившее затем Смутное время уготовило монастырю серьезные испытания.
Именно сюда, спасаясь от гнева Бориса Годунова, сбежал из московского Чудова монастыря монах Гришка Отрепьев, прозванный Лжедмитрием I. А в июне 1606 года тогдашний игумен Угрешского монастыря участвовал в венчании на царство Василия Шуйского. Позже, в 1610 году, уже Лжедмитрий II, разорив Пафнутьев-Боровский монастырь, занял Угрешу, поселившись здесь с Мариной Мнишек, которая во втором самозванце признала своего "чудесным образом воскресшего" мужа, самозванца первого.
Но вскоре черная полоса сменилась белой – с восшествием в 1613 году на престол Михаила Федоровича Романова начался новый расцвет Николо-Угрешского монастыря. В то время монастырь представлял собой внушительный архитектурный ансамбль, обнесенный каменной оградой.
Сын Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, продолжил благоволение монастырю. В его царствование сия обитель достигла своего наивысшего расцвета: «Монастырь, окруженный белокаменной стеной высотой около 3 метров и протяженностью около 700 метров, отражался в зеркальных водах четырех прудов, расположившихся по руслу речки Угрешки. На Святых воротах были установлены две иконы в железных киотах ; Святителя Николая и Живоначальной Троицы. Противоположные южные ворота выходили к пристани, что на Москве-реке. С внешней стороны над этими воротами находился Деисус с изображением Господа Саваофа и святых, а с внутренней стороны ; икона Рождества Богородицы. Над стенами возвышался покрытый железом Никольский собор с главой, крытой жестью, и колокольня, устроенная над церковью Спаса Нерукотворного. Блестели на солнце слюдяные окошки узорных Государевых и Патриарших палат. Немало было и других каменных построек в обители: братские кельи, две гостиные палаты, погреб, квасоварня, поварня, две житницы. За территорией монастыря находились выстроенные из дерева скотный и конюшенный дворы. В монастыре плодоносили фруктовые сады, в прудах разводили рыбу».
Однако сыновья Алексея Михайловича не были столь благосклонны к монастырю – Федор Алексеевич не побывал здесь ни разу, Петр Алексеевич был трижды, но позже сделал обитель местом заключения мятежных стрельцов…
18-й век с его секуляризацией монастырских земель тоже не способствовал улучшению: монастырь лишился царского покровительства, всех льгот, и хозяйство его стало приходить в упадок, а численность братии сократилась. В довершение ко всему в обители стали содержать заключенных, умалишенных и инвалидов…
В 1771 году на московские земли пришла чума… и в Николо-Угрешском монастыре устроили лазарет для зараженных. Братию монастыря на это время перевели в Николо-Перервинскую обитель… Документы и книги жгли, боясь распространения заразы...
К 1834 году в Николо-Угрешском монастыре осталось лишь шесть монахов. Речь шла о закрытии, но, видно, у Господа были другие мысли на этот счет… Слава угасающей обители была возрождена благодаря двум великим русским святителям – Игнатию Брянчанинову и Филарету Дроздову, назначенными поочередно настоятелями монастыря. А Игнатий Брянчанинов обратил внимание на послушника Петра Мясникова, позже ставшего известным как преподобный Пимен Угрешский, прославленный в лике святых. Именно преподобному Пимену было суждено привести обитель к новому расцвету, сделать монастырь духовным и культурным центром не только Московской губернии, но и России. При монастыре было открыто училище для крестьянских детей. Появились и новые благотворители, жертвовавшие средства на возрождение.
В 1880 году, 9 августа, Николо-Угрешский монастырь торжественно отметил свое 500-летие, после праздничного богослужения был заложен Спасо-Преображенский собор. Архимандрит Пимен уже тяжело болел, и в ночь с 16 на 17 августа его не стало. «Стечение народа в день погребения было столь велико, что едва не превзошло бывшее в день празднования пятисотлетней годовщины: при выносе тела после отпевания все пространство от собора до часовни на кладбище, где приготовлена была могила, было усеяно сплошной толпой народа». Почитание преподобного Пимена Угрешского началось сразу же после его смерти.
В начале века двадцатого, в послереволюционный период всеобщей борьбы с атеизмом, Николо-Угрешская обитель не избежала испытаний. В 1918 году на территории монастыря была создана детская колония Наркомфина, в 1924 году открылся Красный детский городок МОНО, объединивший четыре детских дома.
Чтобы спасти монахов, тогдашний настоятель монастыря архимандрит Макарий согласился на создание в 1919 году в обители «Николо-Угрешской трудовой общины». Жизнь в монастыре и богослужения продолжались даже при существовавшей рядом детской трудовой колонии, но в 1925 году монастырь был закрыт. В 1927 году на территории монастыря образовали трудовую коммуну № 2, находящуюся в ведении ОГПУ. В нее поселили 1300 беспризорников и отдали коммуне все монастырские здания.
В 1920–1930-е годы все храмы бывшей обители были окончательно разорены и переоборудованы под жилые и административные здания.
Только после войны, в 1960 году, под давлением ВООПИиК вышло постановление о государственной охране Николо-Угрешского монастыря. Правда, реставрационные работы начались еще через 10 лет и велись очень неспешно.
В 1990 году Николо-Угрешский монастырь был возвращен Русской Православной церкви. Уже в который раз стал подниматься он, словно Птица-Феникс, из забытья. С территории обители предстояло переместить школу, станцию скорой помощи, переселить живущих там людей. Из Спасо-Преображенского собора, находящегося в аварийном состоянии, необходимо было убрать склады и многочисленные технические службы, расположенные в нем на 7 этажах…
Сегодня, в 2020 году, Спасо-Преображенский собор поражает своим великолепием и мощью, а территория монастыря прекрасно благоустроена и служит центром притяжения не только для верующих, но и для обычных посетителей, согревая и возвышая их сердца и души.
Свидетельство о публикации №220072400877