Котёнок

     Бабушка всегда исчезала неожиданно. Выйдет на минутку за дверь – и поминай как звали. Причем в любое время суток: утром, днем, глубокой ночью. И так же неожиданно появлялась. У нее были свои ключи. Когда-то бабушку попросили полить цветы  - с тех пор ключи у нее и поселились. Ранним утром, пока еще все в доме спят,  заворочается и щелкнет замок входной двери – и вот бабушка уже здесь со всеми своими многочисленными сумками и шуршащими пакетами. Так было и в это воскресное утро.

     Вся семья еще спала, когда щелкнул замок, и бабуля прошелестела на кухню: пить кофе, наслаждаясь покоем и одиночеством. Сквозь сладкую дрему из кухни вдруг послышалось явственное мяуканье кошки, потом еще и еще. Бабушка принесла кошку!
      Дочь нехотя сползла с кровати, нащупала босой ногой тапок, другой, накинула халат и на автомате потащилась в кухню, щурясь, потягиваясь и зевая одновременно.
      - Что это значит? – спросила она, разглядывая с порога трехцветного жалкого котенка.
      - Это я вам принесла на счастье!
     Сон с дочери как рукой сняло:
      - Спасибо, мамочка! Мы не просили! Нам такого счастья не надо! Если понадобится, мы сами выберем, кого завести. И не надо нам кошку навязывать – у нас собаки всегда были! Мы их больше уважаем. Но и собаку сами выберем. Так что забирай котенка и вези, откуда взяла.
      - Я его для вас взяла! Мне знак был: видение и сон странный два раза. Я забеспокоилась и поехала к гадалке. Она сказала, что или в вашей или в нашей семье может произойти большое несчастье. А чтобы его отвести, нужно взять в дом кошечку или собачку. Вот я вам и раздобыла котенка!
      - Где добыла - туда и отдай! Или домой бери! Нам котенок не нужен! У нас и так у детей аллергия и хлопот полон рот! А ты еще котенка тащишь! Усложняешь!
      - Я вам счастье принесла! Теперь у вас одно счастье будет!
      - Забирай и уноси! Мы к животным хорошо относимся, но они нам сейчас не нужны, нам рыбок и цветов хватает! К тому же мы часто уезжаем!..
      - Уезжайте на здоровье! Я поживу, за котенком пригляжу. Мне у вас жить нравится!
      - Послушай, не нужно нам его навязывать. Хочешь - себе бери!
      - Куда мне! У нас уже две кошки и собака!
      - Да! И заметь, всех ты принесла! А что у вас в квартире перенаселение – четверо детей и четверо взрослых – тебе все равно! Ладно, кошки! Так нет! Притащила здоровую беспородную облезлую дворнягу, что сторожила гаражи, и в квартире с четырьмя детьми поселила. Пусть все мучаются! Зато ты у нас добрая! Пожалела кошечку! Пожалела собачку! Только родных не пожалела! Ладно бы небольшую породистую симпатичную взяла, раз так собачку захотелось!
     - Мне маленькую нельзя, да еще которую украсть могут! Мне наоборот нужна была охрана, чтоб выгуливала меня ночью, когда не спится, чтоб никто на нее не польстился…
     - Это да! На вашу собаку точно никто не польстится! Но в городскую квартиру тащить к детям громадную беспородную псину с улицы! О чем ты думала? У вас же не загородный дом! Пожалела, а сама у нас неделями живешь – кофе пьешь, про животных по телевизору смотришь, куриные косточки в пакет собираешь. А мои бедные сестрички, брат и племянники в это время кормят кошек и собаку, гуляют, убирают. Их ты не пожалела! Бедные они, бедные! А теперь и к нам котенка притащила! Забирай! Вот тебе коробка, сажай и иди к метро продавай за пять рублей! Хочешь, мы ему бантик красный завяжем? Пока он маленький – его можно пристроить, а перерастет – никто не возьмет! Забирай, уноси!
      Но бабуля уперлась:
      - Я его своими руками за ваш порог не вынесу, хоть режьте!
      - Что же нам с ним делать? На улицу что ли выкидывать?
     - Делайте что хотите, но сами! Я свою миссию выполнила – спасла вас! А дальше умываю руки!
    - Почему мы? Мы его не приносили и у тебя не просили! В какое положение ты нас ставишь? Ах, какие гады, не хотят приютить котенка! Умываю руки! Добренькая какая! Иди сейчас же и пристраивай сама!
     - С места не тронусь! Выкидывайте свое счастье, если хотите, но если у вас кто-нибудь умрет… Мне видение было…
     - Как тебе не стыдно! Видение! Во всех домах бывают смерти! Тогда бы во всех домах с кошками и собаками никто не умирал. Что же тогда отец умер? И Костик в машине разбился, ведь у нас в тот момент была собака! Ты такими страшными вещами спекулируешь! Забирай немедленно котенка – отдавай где взяла! Извинись!..
      - Нет! Я адрес не знаю, место не запомнила - меня на машине возили.
      - Бери, иди к метро!
      - С места не двинусь, я сказала. Сами-сами…

      Я отступилась. Взяла передышку. Несмотря на воскресенье, муж уехал на работу доделывать отчет. Дети занимались своими делами. Котенок временами спал, забившись в угол, временами появлялся то тут, то там, играя с занавеской или наскакивая на диван.

     Ближе к вечеру вернулся с работы муж.
     Зима. Темнеет рано. И вот, как начало смеркаться, бабушка сказала:
     - Дайте мне будильник. Я завтра рано утром уеду.
     - Котенка не забудь взять!
     - Котенка не возьму! Я его вам принесла. Он здесь и останется!
     - Он здесь не останется! 

      От безысходности и отчаяния я схватила котенка, накинула шубу и как была, в шлепанцах на босу ногу, понесла его вон. На площадке стояли наши соседи:
      - Ребята, вам котенок не нужен? Нам бабушка принесла, а у детей аллергия.
      - У нас же собака есть.
      - Будет еще и киска.
      - Нет, нет…
      - А Вам, молодой человек?
      - Нет, спасибо. А куда Вы его несете?
      - На улице выпущу.
      - Жалко котенка, там же мороз, минус восемь.
      - Кошки - самые морозостойкие существа в мире. До минус ста выдерживают.
      - Выпустите его хотя бы в подъезде! Жалко же!
      - Ребята, если жалко – возьмите! А в подъезде выпускать - подлость. Здесь уже у всех есть кошки и собаки, его никто не возьмет.

      На улице было студено. Я обращалась к редким прохожим: «Вам котеночек не нужен?» Все качали головами и спешили дальше. Спросила на остановке. Все смотрели на меня с интересом, но качали головами. От рева проносившихся мимо машин котенок сотрясался крупной дрожью. Через десять минут я вернулась. Оставить его на тротуаре рука не поднялась. Чуть не плача от обиды и досады, вернулась с котенком в теплый дом. Бабушка сидела на кухне, пила чай с вареньем и смотрела канал «Культура».
   
      Что мне было делать? Я обратилась к детям с вопросом, кто хочет оставить котенка. Причем котенком он будет месяца два, а лет восемь-десять здоровой, никому не нужной кошкой, которая сама по себе. У наших знакомых кошки писали на постель и в обувь, драли мебель, зарывали экскременты в цветочные горшки. В нашем доме кошка может еще заняться ловлей рыбы из аквариума. Но это минусы.
     Котенок же пока ничего такого не делал, а постепенно освоился и пошел обнюхивать территорию. Поиграл с елочной мишурой, погонял конфетный фантик, с удовольствием съел желе для маленьких котят, что принесли ему из магазина муж с младшим сыном.
     Да, для одинокого пожилого человека, много находящегося дома, котенок и вправду мог составить счастье, маленький беззаботный пушистый комок. Или для ребенка, у которого нет братиков и сестричек. Котенок мог бы стать ему отличным товарищем игр и забав. Но у нас был другой случай.
     - Мне он не нужен. И не надо запирать его в моей комнате. Попрошу также не ставить сюда кошачий туалет – здесь и так душно, - предупредил средний сын.
     - Мне тоже. Он меня уже поцарапал, на стол забирается и в кровать лезет. Мне это не нравится, - высказался  младший.
     - А на меня сзади прыгнул - у меня сердце от неожиданности оборвалось, только чудом колготки не порвал. Лезет везде. Бесцеремонный очень! – припечатала дочь.
     Муж обреченно вздохнул:
      - Я чувствовал, что этим кончится: что мне придется за ним убирать и его кормить.

      Я возмутилась:
      - Почему бабушка должна самоуправствовать в нашем доме? С какой стати? Она здесь не живет, а скрывается от проблем, что сама создала. Это наш дом? Почему мы должны терпеть ее выходки!

     Я пошла на кухню, встала между матушкой и телевизором и стала выговаривать накипевшее:
     - Есть бездомные дети, бездомные люди – почему ты их не жалеешь? Почему ты их не ведешь в свой дом? А этот котенок не был бездомным - ты его из дома от матери взяла! Последний раз говорю. Собирайся и забирай киску! Она милая, хорошая, но нам не нужна!
      - Я ее через порог не вынесу!
      - Через порог я ее тебе сама вынесу!
      - Никуда я не пойду!
      - Хорошо! – Я с жалостью посмотрела на мужа. - Это моя мама! Придется мне котенка самой пристраивать! Вот же наказание! За что мне? Делать нечего, пойду к метро.
      Муж понуро стал одеваться. Его было жаль больше всех. Он пришел усталый после работы и вот: вместо отдыха должен тащиться в холод и темень пристраивать котенка. А с утра опять на работу.
     - Бедный ты мой, бедный, правильно говорят: «жениться надо на сироте». Может, все-таки не пойдешь?

      Мы посадили котенка в коробку и понесли. Но на шумной магистрали он начал биться от ужаса. Испуганного и взъерошенного котенка муж засунул за пазуху. Становилось все темнее и темнее. И все меньше было людей. Положение было безвыходное, я обращалась к случайным прохожим с одним и тем же вопросом: «Вам котеночек не нужен?» Никому он не был нужен. А многие и вовсе не обращали на нас внимания.
     - Глупая затея! Кто в наше время возьмет котенка? Через неделю Новый год! Все спешат домой. Придется нам его себе оставлять… - ворчал муж.
     - Пожалуйста, помолчи. Это не придает мне сил. Мне и так тяжело… Нет чтоб поддержать...  Вам котеночек не нужен? – повторяла я в сотый раз с безнадежным упорством.
     Так мы дошли до метро.
     - Вам котеночек не нужен?
     Люди шли мимо усталые, понурые.
     - Это с самого начала была безнадежная затея, - говорил муж.
     - Вот увидишь, возьмут. Я дам пятьсот рублей впридачу на корм.
     - Это будет оплаченное убийство. За такие деньги у тебя его любой алкаш возьмет.
     - Вам котеночек не нужен?
     - Спасибо, у нас уже есть кошка, - те люди, что так отвечали, подходили, улыбались и гладили котенка, -  ишь  какой симпатичный.
     - Сколько стоит? – спросил пожилой человек.
     - Пятьдесят рублей, - почему-то ляпнула я.
     Человек прошел мимо, а я подумала, что наверно он взял бы, если б я не заломила цену. И лицо этого пенсионера мне понравилось.
     - Вам котеночек не нужен?
     - Я бы взял, но у меня сейчас ремонт идет. Хороший какой котенок! Он жутко похож на нашу бывшую кошку, - кареглазый молодой человек с удлиненным лицом остановился рядом.
     - Ну, так берите. Это кошечка. Они аккуратные. Ремонт – это хлопоты, а кошечка – радость! Берите! Мы ее с консервами для котят и коробкой отдаем.
     - Ремонт. Опасно. Вдруг с ней что-нибудь случится! Кошка – это ответственность. Я бы взял после ремонта.
     - Хорошо, что Вы – такой ответственный. Где мы еще такого ответственного хозяина найдем? Берите!
     В это время к молодому человеку подошла улыбающаяся светловолосая девушка, чмокнула его в щеку и сказала:
     - Смотри, Павел, как этот котенок на нашу Фаню похож!
     - Девушка, берите  котеночка! О таких хозяевах только мечтать! И квартира есть.
     - У нас ремонт… Извините…
     Они с сожалением отошли. Навстречу гурьбой шли молодые ребята.
     - Вам котеночек не нужен?
     - А сколько стоит?
     - Бесплатно плюс консервы. И коробка есть.
     - Бесплатно я возьму, - сказал веселый светловолосый парень, - и коробку давайте.
     - Берите и коробку, и консервы, и денег можем дать впридачу на питание, - мы воспряли духом.
      - Денег не надо. Вот Вам пятачок на счастье! Это кот или кошка?
      - Кошка!
      - Вот и отлично! Сейчас мы тебя посадим в коробку…
      - Никита! Не надо в коробку, дай его мне подержать. Можно я его понесу? Какой маленький! Какой хорошенький! Ну, Никита, ты отжег! Я тебя уважаю!.. – восхищенно затараторила девушка рядом.
      И веселая компания с котенком и коробкой уплыла в открытые двери метро. А мы пошли домой.
      - Ты уверена, что это надежный парень? – муж с сомнением покачал головой.
      - Да, я на него надеюсь. Добрый, веселый. Уж получше нас будет!
      - А если он его выбросит?
      - А если нет? Что догнать, спросить? Что ж ты о людях такого мнения плохого? Я верю в людей!
      - По-моему, ты его просто сбагрила! Не хватило милосердия у себя оставить!
      - Почему мы должны держать кошку, если любим собак? Мне детей в детских домах и бедных стариков больше жалко. Что же ты о них не печешься?
     - Этот котенок был нашей проверкой, экзаменом. Ты его не выдержала! В какой ужасной резкой форме вылила на свою маму весь негатив! Слушать было неприятно, дети и те притихли, испугались!
     - Ну конечно! Я одна кругом виновата! Злая, жестокая! Вы с утра разойдетесь, а я с кошкой останусь. Вы же не пошли ее пристраивать!
     - По-твоему, милосердию нет места в жизни? И мимо грудного ребенка на улице тоже пройдешь?
     - Не передергивай! Я котенка пристроила! И ребенка надо взять, обогреть, позвонить в милицию, в скорую.
     - Ты на бабушку налетела. А забыла, как сама с улицы щеночка принесла?
     - Я принесла переночевать к себе домой, пожалела. А потом бы малыша пристроила, если бы вы не уговорили оставить. И бабушка могла не навязывать котенка таким страшным образом с угрозами и видениями, а  попросила бы постоять с ней у метро, помочь пристроить. И вообще не надо загонять себя в ситуацию, с которой не можешь справиться. А если уж берешь ответственность, то до конца.
     - Что же, по-твоему, и детей не надо из детского дома брать – вдруг не справишься? Неизвестно же, какая там наследственность?!
     - Бывают такие случаи. Нужно очень хорошо подумать!
     - Вот ты какая! А сама ко мне прибилась котенком. И ничего!
      - Ты что, жалеешь? Женишься – не женишься, в любом случае пожалеешь. Это еще Сократ сказал. Жалеешь?
      - Нет, терплю. Но иногда сильно на тебя удивляюсь…
      - Спасибо на добром слове, благородный мой… Терпи дальше! Не уверена, что это прибавляет нам любви. У меня и так сплошное чувство вины перед всеми. Спасибо вам всем большое! Ты никогда не задумывался, что в моей жизни почти постоянно присутствует чувство вины? Оно давит, угнетает меня! И я ничего не могу с этим поделать… Раньше было чувство вины перед нашими детьми за то, что маленьких тащишь их по темени и оставляешь  плачущих в яслях или садике тетке, которой они даром не нужны, а сама тащишься на работу, иначе не выжить материально. Терпишь моральные муки, сердце кровью за малышей обливается. Карьера или семья, одно обязательно за счет другого. Да, попадались хорошие воспитатели, но их было меньшинство! Помнишь ту, что заявила нам: «У Вас ребенок флегматичный! – Почему Вы так думаете? – Детям сказали, чтоб они встали в круг и попрыгали зайчиком, а он не стал! – Вы тоже не станете прыгать зайчиком, если я Вас сейчас об этом попрошу, и я не стану, если Вы попросите», - сказала я ей. Она так возмутилась!
     - Да, ты никогда не умела общаться с воспитателями!
     - Да нет, потом мы даже подружились с ней. Но тогда я пыталась объяснить ей, что дети – маленькие взрослые, и они – все разные, с разным настроением. И не надо ярлыки клеить! У меня и перед тобой постоянное чувство вины, мой  любимый муж!
      - Это еще с какой стати?
      - Ты же сам всегда говоришь, что всю жизнь ощущал себя рабочим мулом, и сейчас расслабиться не можешь! То застой, то перестройка, то кризис! Жизнь такая, что не расслабишься! Пять детей – наша маленькая Вселенная, но это очень трудно. Чувствую свою вину перед тобой за это семейное счастье.
     - За это можешь не виниться! Мы вместе так решили! Надо же, сказать ничего нельзя… Действительно устаю. Хочу, чтоб пожалела…

     Но я уже почти не слышала его. Я так озябла, устала, перенервничала, обессилела, что меня уже понесло:
     - Перед крестниками моими испытываю чувство вины, потому что не могу вымолить для них спокойную радостную жизнь, все сплошные катаклизмы. А я умываю руки, только молюсь за них. Помоги им, Господи! Помнишь мою теорию о четырех процентах?
      - Еще бы!.. Любопытная теория, хотя и не бесспорная. О том что, если пошлое легче и доступнее и трудно ограничивать себя в дурном и приземленном, то почему сохраняется в жизни высокое, стремление к звездам?! Душа не дает опуститься, каждый интуитивно знает, где добро и где зло, различает высокое и низкое, даже если не следует высокому. И этот высокий посыл сохраняется в истории цивилизации всегда и составляет 4%, и меньше этой величины не становится,  несмотря на самые трудные жизненные времена, даже такие как сталинизм или фашизм.
     - Да! Так вот сейчас я расширила свою теорию о 4%. Гадости в нас, наверно, тоже около 4%, иногда она вылезает. Ситуация  провоцирует. Например, тебя когда-то обидели, а теперь и ты не спешишь помочь обидчику, хотя можешь. Гадость не дает! Думаешь мстительно: «Ага! Помучайся, голубчик! Не все тебе мучить!»
     И еще я поняла, наконец, отчего твоя мама избегала общаться с нами: потому что они были материально обеспечены, и мы надеялись на их помощь. Прошли годы, теперь и мы не стремимся к общению с ними. Стыдно, конечно! Поэтому перед твоими родителями я тоже испытываю чувство вины, гадость лезет – не с радостным сердцем я готова принять их в наш дом. Все дело, наверно, опять в любви - маловато ее у меня, не хватает.
     - Об этом не переживай! Понадобится – возьмем, в дом престарелых отдавать не будем! Сама знаешь! И любви хватит и силы найдутся! Все сказала?
      - Нет. Доскажу, раз начала. Мне стыдно за праздное существование. Раньше казалось, что иметь возможность не работать - здорово, предел мечтаний! Я бы тогда и то, и это… А сейчас я понимаю, что это большое испытание, испытание свободным временем. Чтоб не только быть домработницей и обслуживать тебя и детей, но и сделать что-то стоящее, выдержать экзамен жизнью. «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь». Ведь так?! Тебе и всем, кто вынужден работать, в чем-то легче, у вас нет свободного времени и нет спроса за него. А меня иногда «проклятые» вопросы так замучают, что хочется выйти на улицу и мучить других, встречных-поперечных: «Ну вот, Вы, зачем живете? Чего добились? И что в этом хорошего? Довольны своей жизнью?» Глупо,  конечно.

     Я закончила и вздохнула. Муж обнял меня, поцеловал в холодную, мокрую от слез щеку и сказал:
     - Ну иди, пожалею тебя, бедолагу! И что же ты у меня такая замороченная?! Хотя нас, русских, хлебом не корми, дай помучиться, пострадать! И ты не исключение! - и добавил, - не горюй! Котеночка-то мы с тобой пристроили! Двух детей уже вырастили. И с остальным разберемся! Да, и вот еще - прости свою маму! Помнишь, как ты хорошо писала: «Сердце без прощения отвергает Бога. Прощение нужнее обиженному, нежели обидчику. Прости тому, кто тебя обидел, даже если он прощения не просит, и будешь здоров и спокоен. Это трудно! Гордыня не дает». Видишь, я даже запомнил! Вот и исполняй - прости мою тещу!
      - Я постараюсь… - я покорно кивнула головой. Сердце мое преисполнилось горячей любви к моему умному, доброму, сердобольному мужу. Любви и благодарности. Всегда-то он меня поддержит, всегда пожалеет, хотя и видит насквозь, и все понимает. Иногда даже хочется, чтоб поменьше понимал.

      Но все мои благие намерения рассыпались в прах, когда мы пришли домой. Бабушка все так же сидела на кухне, но теперь читала книжку. За это время в банке с вишневым вареньем не осталось ни одной ягоды – за стеклянным боком алел прозрачный сироп, зато на столе красовалась внушительная горка вишневых косточек. Я подошла и сказала:
      - Что это значит?
      - То, что я очень люблю вишневое варенье и хочу у вас им наесться!
      - А почему же ты только ягоды выловила - считаешь, что мы их не любим? И почему бы тебе с такой любовью к вишневому варенью не наварить его летом самой?
      - Ты же знаешь, у нас его разъедят раньше, чем я доварю. Поэтому бесполезно и начинать, - спокойно, как неразумному ребенку, объяснила бабушка и облизнула ложку.
      - Да, это сильный довод! Но вот что я тебе скажу, дорогая моя, любимая! Знаешь, раз уж ты начала в наш дом втихаря кошечек и собачек приносить - отдавай нам ключи от нашего дома!
     - У меня их нет, - ответила бабушка.
     - Как это? Ты же с утра открывала дверь, - опешила я.
     - С утра были, а теперь – нет. Наверно, вы их сами вытащили.
     - И откуда же? Из кармана, сумки, пакета? Где они были? Чего-то в этом роде я ожидала! Но сваливать на нас! Хотя нападение – лучшая защита! 
     И «несолоно хлебавши» я удалилась - жить дальше, терпеть и любить.

     Утром бабушка незаметно исчезла. Она исчезла, а обида осталась. Вечером я позвонила сестрам:
      - Представляете, наша красавица вчера удружила – привезла нам котенка, говорит, видение ей было. И нам поздно вечером с Алешей пришлось тащиться к метро и два часа его пристраивать. Я горло себе сорвала. Охрипла, осипла, чаем с медом спасаюсь. А ей хоть бы хны! Я ее скоро бояться буду. Всех жалеет кроме нас!
      - А-а, знаем, она его сначала к нам привезла, – отозвалась младшая сестра, - и тоже втихаря. Он у нас три дня жил. Через три дня мы все взбунтовались – куда нам три кошки?! - и она его к вам повезла. Говорит: -  Я его к Вере отвезу! А мы: - Она хоть знает? А она: - Ничего, ей сюрприз будет!
       - Хорошенький сюрприз! Меня чуть кондратий не хватил от ее сюрприза!
       - Ты еще ничего отделалась! У нас-то две кошки и собака так и живут! Причем у собаки, похоже, клаустрофобия - она же привыкла к улице, простору. И когда ее в комнате запирают, она выть, скулить начинает. Бабушка думает, что ей по нужде надо и выпускает ее на улицу. А та в подъезд зайти сама не может – замки кодовые – и гуляет до потери пульса. Утром мне на работу. А она за мной… и еще  норовит в автобус запрыгнуть. Я ее гоню домой – она не уходит. Все смотрят. Сплошное позорище! И собака та еще – облик специфический! Пробовала ее домой загнать – умная, удирает… Вот так и живем!.. Так что ты еще хорошо отделалась!
      - Да, сестричка! Вам не позавидуешь! Поговорила с тобой – как-то легче стало! Вы там приглядывайте за бабулей. Пусть уж очень сильно не переживает! Я уже почти отошла!.. 
     - А она и не переживает! Знаешь, что матушка сегодня с утра учудила? Нам всем некогда: дети в школу собираются, мы   на работу. Торопимся, каждая минута на счету. И вдруг она: «Девочки, вы с утра делаете зарядку от двойного подбородка?» И показывает как надо: похлопывает себя тыльной стороной ладони под подбородком. А нам некогда совершенно - боимся что-нибудь нужное забыть. Какая там зарядка!.. Мы и говорим, чтоб отделаться: «Делаем, делаем!» А она: «А зря-а-а!..» Мы от неожиданности так и покатились, чуть на работу не опоздали! Так что не волнуйся за нее! Всё у нее в порядке. Да, кстати, она сейчас к подруге в гости поехала. А у той кроме белой крыски живности нет!
      - Будем надеяться, что подруга ей крыску не отдаст. Ну пока, сестренка. Всем привет. Люблю вас.

     После телефонного разговора с сестричкой мне действительно полегчало. Что с матушкой поделаешь, раз она такая сердобольная?! Но что меня смущает гораздо больше, так это то, что все чаще в последнее время я обращаю внимание на бродячих псов и собак, и особенно на то, какие у них говорящие умные глаза… 


Рецензии