Доченька

     Я Вам вот что скажу, дорогие мои! Четыре сыночка проще, чем лапочка-дочка. Доченька - это особая статья, она же девочка - к ней особый подход нужен.
     Вот сейчас закрыла моя доченька дверь в комнату и открывать не дает. Что с ней делать?

     А как хорошо все начиналось. Росли в семье три сыночка - три братика, и вдруг родилась  девочка. Никто ее иначе как «Дорогая» и не звал, все надышаться на нее не могли. И умница, и красавица, и старательная, и помощница.
 
     У трех братиков и сестренка росла решительная. Ехали с двухлетней малышкой в троллейбусе. Рядом в проходе стоял мужчина с тортом в руках. И тут эта кукла протягивает к торту ручки и громко на весь салон говорит: «Отдай!» Все засмеялись, а она получила взамен шоколадку.

     Доченька - настоящая девочка,  чистюля! Придет с прогулки и просит: «Дайте мне милице (мыльце) ручки помыть».
     Однажды дочурка заболела, а у меня - срочная работа, пришлось оставить ее с бабушкой - дожидаться неотложку. Переживаю, звоню, спрашиваю, что сказал врач. А Любочка плачущим голосом: «Мама, меня тетя в попку укусила!» Оказывается, ей укол сделали, а она не поняла. И смех, и грех... - жалко ее.

     Все  бы хорошо, но родился у нее маленький братик, и она забеспокоилась.
     В чем дело? Что случилось? Оказывается,  и здесь все вертится вокруг любви. Детская ревность. «Маленький мой, хороший… -  А я хорошая? - Золотой мой… - А я золотая? - Он  - самый маленький, а ты - доченька единственная, чего же тут делить?» Но делят - любовь, кажется, другому ее больше достается. Еле успокоили.

     Вся жизнь с детьми связана, сколько всего вспоминается!
     Лето - дачная пора. Едем в деревню с удовольствием, потому что  дача - это всегда лето, солнце, тепло, упоительный воздух, широта и простор, лес и пруд.
     За калиткой луг, и оттуда доносятся детские голоса. Там, рядом с хороводом берез зеленый островок пушистого кустарника, а в нем наша отрада, счастье деревенское - маленький живописный прудик с холодной родниковой водой. По количеству брызг и восторга, веселых визгов и удовольствия на единицу площади здесь зашкаливает. Все наши  дети научились тут и нырять, и плавать.

     Любочке  - четыре года, из воды не вытащишь:
     - Дорогая, вылезай, ты же замерзла.
     - Нет, можно еще?
     - Хорошо, только чуток.
     - Два чутка! - и предлагает, - а потом пойдем в лес за «зелемникой».
     - Хорошо! Только курточку одень, а то комары закусают.
     - Ничего, почешемся!
     Вот такая у нас отважная девочка - сестра уже четырех братьев. 

     Всегда говорили «на дачу, на даче», дети, будучи маленькими, так и говорили не «дача», а «надача». И искренне были убеждены, что на даче всегда лето. Мы не знали об этом, пока Любушка как-то зимой под Новый год не попросила: - Поедем на дачу!  Мы удивились - Что же мы будем там делать? - Купаться, загорать. - Но там же холодно, снега по пояс, пруд замерз.  Она была поражена, узнав, что на даче тоже зима. Мы тоже - ее детской наивности. Но ведь и верно: в ее присутствии на даче всегда были и лето, и тепло.

     Ох уж эти детки! Сколько с ними хлопот, чего не натерпишься, прежде чем вырастишь!  У меня на работе строго с режимом, за опоздание - штраф - дневной заработок, поэтому какое-то время маленькую Любочку в  сад водил муж. Малышка из папы  «веревки вила»: сначала отказалась ходить - носи на руках, потом причесываться - заплетал в садике, позже колготки одевать - носил полураздетую, нечесаную. Как-то не смог отводить - уехал в командировку; отводил старший брат Костя. После двух-трех дней ребенок стал шелковый: беспрекословно одевался, причесывался и бежал сам вприпрыжку, чтоб не отстать. Отводить было одно удовольствие. Чуть начинались капризы: «Ну, тогда Костя отведет»,  -  ребенок шелковый. «Любаш, а что Коська с тобой делал? - Я уже не помню…»
     Позже провожали ее на занятия в школу, из школы, на кружки в Дом творчества. Иногда просили проводить Костю.  - Пусть она сама идет, это же близко. - Нет, одной - опасно, ты же читаешь газеты. - Да, что вы ее запугиваете, растите всю в «розах-мимозах», музыке и запугиваете, что из нее вырастет? Любаш, ничего и никого не бойся, а если кто полезет - сразу в глаз и лучше ногой, иди я тебе приемы покажу. И показывал. Он увлекался борьбой, карате, восточными единоборствами.
     Замечательный педагогический прием нашел средний брат Мишенька. Придет, обнимет сестричку, по головке погладит: «Что, Дорогая, «заобижали» тебя? Хорошая моя, любимая!» - И Дорогая оттаивает, успокаивается. Даже если сама была не права.

     Да здравствуют мамочки, да здравствуют доченьки! На всю жизнь запомнился случай, как  маленькую некрасивую девочку спрашивают: «Скажи, а ты - красивая?» И та твердо отвечает: «Красивая!» «А почему ты так думаешь?» «Потому что мама, когда утром заплетает меня, приговаривает: «Красавица моя!»»

     Мы с Любашей на даче в Сазоново. Длинный, длинный день, самый длинный в году. Соседка Наташа принесла нам тарелку очень сладкой сухой клубники, у нее необычно легко отделяются зеленые плодоножки. Мы уплетаем клубнику и любуемся Сазоново. Сейчас оно такое, как на картинах-спилах местного художника-любителя Павла Александровича. Зеленый шум и синее небо, и отдельно стоящие березы среди зеленых полей.
     И вдруг моя красавица говорит:
     - Пойдет дождь.
     - С чего ты взяла? Ну, конечно, когда-нибудь пойдет. Только даты никто не знает, - недоверчиво отзываюсь я.
     Буквально через полчаса поднялся сильный ветер, согнал облака в кучу, до того безмятежно плававшие белоснежными громадами в синем теплом небе, и… пошел дождь.
     - Дорогая, как ты узнала, что пойдет дождь?
     - На горизонте висела туча, и ее гнал ветер.
     Вот такая у нас умница-разумница подрастает!

     Конечно, для мамы доченька всегда красавица, конечно,  умница-разумница. Занималась в изостудии «Колорит» у Артура Шувалова, поет в хоре, задумывается о смысле жизни. Читает. Хотя и фыркает иногда: «Зачем мне читать чужие мысли, если у меня своих полно?» Учит языки: французский, английский, испанский, с папой разбирает японские иероглифы, мечтает выучить латинский, знает несколько фраз по-турецки и итальянски.

     А как мне сейчас поступить? Квартира у нас удобная, но комнаты крохотные, поэтому все двери нараспашку. И вот вдруг ни с того ни с сего Любаша начала дверь закрывать.
     - Любочка, сейчас же открой, что ты там делаешь? Не обособляйся, мы живем одной семьей, у нас нет личных комнат.
     Молчит. Что думать?

     Жизнь, конечно, полосатая, встречаются в ней и горести. Мы относительно благополучны и хочется кому-то помочь. Раньше с ребятами ездили в госпиталь Бурденко поздравлять с Новым годом иногородних солдат из Чечни, у которых  никого в Москве нет. Дарили им новогодние подарки: конфеты, сушки, мандарины. Стыдно в этом признаваться - добро должно быть молчаливо. Сейчас братиков сменила Любочка.

     Хорошо дарить радость. Угостить конфеткой усталую женщину на остановке, или подарить румяное яблоко  вздыхающему старику. Можно купить упаковку зефира бабушке, сосредоточенно набирающей деньги на хлеб. Можно просто улыбнуться и сказать что-нибудь веселое. Люди оттаивают, раскрываются, как лепестки навстречу теплу. А тепло – это участие, доброта и любовь.
     Любаша еще стесняется, конфузится, но очень любит видеть трогательные улыбки стариков и детей. В ответ и ее личико расцветает улыбкой.

     А сейчас сама меня обижает. Может, открыть дверь силой?
     - Дорогая, что ты там делаешь? Открой!
     Дверь распахивается. На пороге моя сияющая дочь.
     «Мамочка, любимая! Поздравляю тебя с 8 Марта и Днем рождения!» Она протягивает мне вышивку, на ней чудесный букет фиалок.
     Как стыдно, чего я только не передумала. А ребенок просто делал мне подарок.
     «Родная моя, спасибо, как красиво!»   Прижимаю ее к себе и слышу, как колотится ее сердечко. 

     Моя доченька – мое продолженье, это я тридцать лет назад, моя мамочка – я через тридцать лет. Мы и похожи, и разные – мамы, папы, дочки, сыночки. Жизнь продолжается!

     Очень люблю стихи. Четверостишие Александра Шевелева так понравилось, что из него родилось стихотворение доченьке. Мой подарок ей.

         «Светает. Что тебе приснится
         В такие добрые часы,
         Быть может, розовая птица
         Почти неведомой красы?»
                Та птица сядет на рисунок,
                Уже придуманный тобой,
                И краски вспыхнут, засмеются,
                Звуча гармонией одной!
          Быть может, музыки то птица
          Под своды храма вознеслась,
          Когда ваш хор пасхальной песней
          Восславил Бога в ранний час?!
                Быть может, это птица счастья
                Спешит к тебе издалека,
                Чтоб в День рожденья долгожданный,
                В ладони взять ее могла?!!


Рецензии
Добрый день, Любовь! Спасибо за прекрасный, отлично написанный рассказ!
Пять детей - это такая редкость сейчас. У меня самой трое, уже о-очень
взрослых детей.
Рада познакомиться с Вами и Вашим творчеством! Будет приятно видеть
Вас в постоянных моих читателях.
С уважением,

Людмила Каштанова   16.01.2024 06:43     Заявить о нарушении
Дорогая Людмила, зашла на страничку, а тут такой добрый утренний привет. Давно Вас знаю и восхищаюсь. Всех благ! С уважением, Любовь

Любовь Машкович   16.01.2024 08:24   Заявить о нарушении