Артюр Рембо. Мишель и Кристина

Артюр Рембо

Мишель и Кристина

Чёрт возьми, если с солнцем начнётся прилив!
Хлынь, потоп! где дорога стремится к привалу,
Там на старом почётном дворе, между ив,
Будет крупными каплями дождь поначалу.

Сто ягнят, идиллических белых солдат,
Акведуков, и вересков исхудалых,
Убегайте! равнины, пустыни, каскад
Горизонтов в наряде грозы раскалённом!

Чёрный пёс, смуглый пастырь, чей плащ канул в пропасть,
Убегайте: настал час и молнии бьют;
Белокурое стадо, брось прежнюю робость,
Отступая, куда тень и сера плывут.

Но со мной что, Господь! Вот мой дух улетает
К ледяным раскрасневшимся сводам под
Облаками небесными, что убегают,
Как по рельсам, по сотне Солоней в поход.

Вот и стая волков, тыща зёрнышек диких,
Что, любовно вьюнок приминая к земле,
Пополудни грозой всех религий великих
Сотню орд сотрясёт в европейском узле!

А потом лунный свет! по равнине песчаной
В чёрном небе главой, с заревом на плечах
Долго тянется строй на своих скакунах!
Мрачно галька звенит под ватагой незванной!

–– Но, о Галлия, твой жёлтый лес, ясный лог,
Синеглазку с супругом, увижу ли я,
И Пасхального белого Агнца у ног,
–– Там с Кристиной Мишель, –– и Христос! –– вся Идиллия.


Видеоролик на https://youtu.be/RBVGEYj0cbw


Рецензии
Акцентированные строчки придают поэме звучание, которое не в шутку оказалось пророческим: "Вот и стая волков, тыща зёрнышек диких, / Что, любовно вьюнок приминая к земле, / Пополудни грозой всех религий великих / Сотню орд сотрясёт в европейском узле!" ("Voilà mille loups, mille graines sauvages / Qu'emporte, non sans aimer les liserons, / Cette religieuse après-midi d'orage / Sur l'Europe ancienne où cent hordes iront!"). И вот полдень, 21 век: сотня орд со стаей волков не прочь вытоптать коленопреклонённый вьюнок. Как это может быть?.. Что сказалось тогда -- в 1872-м, и сейчас -- в 2020-м? Как это вообще могло сказаться?
"Любое смысловое пространство, -- отмечал Ю.М.Лотман, -- только метафорически может быть представлено как двумерное с чёткими однозначными границами. Реальнее представить себе некую смысловую глыбу, границы которой образуются из множества индивидуальных употреблений. Метафорически это можно сопоставить с границами пространства на карте: при реальном движении по местности географическая линия размывается, вместо чёткой черты -- пятно. Пересечения смысловых пространств, которые порождают новый смысл, связаны с индивидуальным сознанием" (Ю.М.Лотман. "Культура и взрыв").
Семантическое пересечение смыслового пространства индивидуального сознания с текстом поэтического произведения порождает смысловой взрыв, переживаемый читателем как откровение, на уровне "Это же именно то, что я давно знал и хотел сказать". Тогда Мишель и Кристина -- образы архангела Михаила и Христа, покровителя франков и жертвы Христовой. Тогда пророческий смысл очевиден, как никогда прежде. Что же, если не слышим и не видим? Тогда -- по жизни -- дальше будет больше, пока не поймём... Как-то так. Видеоролик на http://youtu.be/RBVGEYj0cbw

Олег Кустов   10.04.2022 13:26     Заявить о нарушении