Леденящий взгляд из прошлого

«Легенда о снежной женщине» (Kaidan yukijor;)

Режиссер - Токудзо Танака, сценарий - Яхиро Фудзи, Лафкадио Хирн, оператор - Тикаси Макиура, композитор - Акира Ификубэ. В ролях: Масао Симидзу, Ёсиро Китахара, Матико Хасэгава и др. Япония, 1968

----

Этот фильм я смотрел очень-очень давно и в довольно нежном возрасте на дневном сеансе за 25 копеек в почти пустом кинозале, и именно тогда понял, что такое чувство «леденящего ужаса». Действительно, леденящего! Когда тело покрывается мурашками, хочется закрыть глаза, заткнуть уши и поскорее оказаться в другом месте! Жуть. И это, замечу, конец 60-х, когда про «Психо» и «Франкенштейна» мы только слышали, до появления Фредди Крюгера оставалось еще долгих 15 лет, а самой большой страшилкой был разве что «Фантомас».

Тут надо отдать должное замечательному режиссёру, который добился такого эффекта очень простыми средствами – классным гримом, актерской пластикой, очевидно идущей от театра Кабуки и музыкой – просто невероятными ударными. Никаких спецэффектов или там графики, да ее тогда и не было.

А если говорит о жанре, это скорее не ужастик, а народная сказка, что-то этническое, средневековая легенда о призраках, русалках, леших и других потусторонних существах, которыми, как оказалось, богата и японская история тоже. Где есть даже специальный традиционный фольклорный жанр - «кайдан» или страшные рассказы о сверхъестественном. В общем, японские городские легенды.

Собственно, с первых кадров авторы объясняют нам правила игры таким вот текстом: «В далекие-далекие времена в Мино и Хидо из уст в уста передавалась легенда о Снежной женщине, скитающейся в буран и метель по горам и равнинам. Каждого, кто встречал ее, она сковывала холодом, лишала жизни. Горе путнику, который встретит ее на своем пути». Зачем эта красавица с дьявольскими жёлтыми глазами скитается и сковывает авторы нам не объясняют, но, видимо, это просто такая стихия, дух холода и зла, который и должен сковывать и скитаться. Боги и прочие высшие существа объяснять что-то рядовым смертным не должны.

Не буду пересказывать тут сюжет, чтобы, если кто не видел, не портить впечатления от просмотра. Но, как легко догадаться, Снежная женщина, поначалу напоминающая нам бездушную Снежную королеву, решает сменить амплуа безжалостного убийцы и пожить обычной жизнью, наполненной простыми человеческими радостями. Но, как это всегда и бывает не только в синтоистской, но и в древнегреческой мифологии, союз смертных и каких-то высших сил по определению не может кончиться чем-то хорошим. Собственного, зритель подозревает это с самого начала, и все же до последних кадров надеется на голливудский хэппи-энд. Так что все полтора часа экранного времени вы будете в напряжении. Потерпите, все будет не то чтобы очень хорошо, но и не совсем плохо.

Интересен (лично мне) тут и еще один момент – с какого этого бодуна Госкино в конце 60-х вдруг решило закупить фильм режиссёра, снимающего исключительно мистику и самурайские боевики? То есть не купить, покупали мы все подряд и в Белых столбах можно было найти любую ленту, включая «Глубокую глотку», а выпустить в прокат, пусть даже и третьим экраном? Какой глубокий пропагандистский смысл был заложен в этой покупке?

Возможно, тут имелось в виду, что если бы Снежная женщина решила перенестись из небесных сфер не в раздираемую противоречиями средневековую Японию, а в нашу прогрессивную страну, то ее жизнь наверняка сложилась бы более счастливо?.. Поступила бы на завод, закончила школу рабочей молодежи, а потом, глядишь, стала бы депутатом местного совета!.. Мир, труд, май и никакого тебе харассмента от чванливых рабовладельцев-самураев!.. Возможно.

Но, в любом случае, спасибо, потому что посмотреть эту мелодраму с элементами ужаса или, если хотите, ужастик с элементами мелодрамы на мой взгляд стоит. Только лучше на большом экране и с хорошим звуком.

И еще один важный урок этого старого фильма. Ужаса в нем ровно столько, сколько нужно. Потому что когда каждые пять минут из экрана на тебя выскакивает какое-то "оно", делается не страшно, а смешно.


Рецензии