Яголдаевичи, Еголдаевичи

Яголдаевичи
Еголдаевичи


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Валевский, Ларион: биография

***

В свете той же гипотезы о происхождении Велавских от Булгаков авторы данных концепций считают, что служилых татар в Великом княжестве Литовском источники фиксируют с конца XIV века, хотя, как справедливо заметил М. Грушевский, поселение татар должно было начаться ещё во времена правления Ольгерда Гедиминовича, а Витовт только продолжил и развил этот процесс.

Именно литовские служилые татары в последующие века составляли часть ополчения литовских земель.

Павел Клепатский утверждал, что татары просачивались в среду киевского боярства двумя путями: посредством добровольного выхода из Орды ради господарской службы или же путём плена. Булгаки, якобы служили военную службу господарю (первоначально киевским Ольгердовичам), за что и были пожалованы отчинами.

Но можно было попасть в число местных бояр и иным способом — по службе толмача. Киевская земля, благодаря своему соседству с Ордой, имела всегда большую надобность в толмачах для сношения с татарами.
Толмачи необходимы были в Киеве — при воеводе, в Каневе и Черкассах — при старостах.

За свою службу они получали иногда известное вознаграждение деньгами — из мыта и других источников, а чаще всего — землями.

Таким образом в состав киевского боярства попали, например,
Солтановичи (Альбеевичи),
Берендеи,
Маликбаши и другие.

Есть также новейшие исследования, когда татары переходили в подданство ВКЛ (середина XV века), в качестве подарка крымского хана (история, так называемых, «Семёновых людей»).

Данные исследователи сходятся на том, что Булгаки принадлежали к группе добровольных «оседленцов» тюркского происхождения в киевской земле на правах боярских, в которую входили Аксаковы (Норинск, Охово, Красное),
Болсуновские (Болсуны, Чорногубовская и Чеголаевская земля) и Выговские — якобы, потомки князя Богдана Глинского,
Коркошки-Долматы (Губаревский грунт — Пещаница, Корчовка с 1478),
Бутовичи придомка Брусиловичей,
Ленковичи — потомки татарского толмача Берендея (Вишенки),
Солтаны Шишкины-Ставецкие (Велавск, с 1494),
Ущапы (Ущаповичи, Кончаковская земля),
Круки (Кубылин, остров Круковский, Закусилы),
Терпиловские придомка Кантемир, Кокоричи (Глебов),
Кобызевичи придомка Ходыка,
Яголдаевичи (по женской линии),
Товлуевичи и Кодышевичи (Мозырский повет),
Половцы,
Маликбаши,
Кунцевичи, Байбузы…

https://www.peoplelife.ru/49779_2




Яголдаевщина

***

Карта татарских княжеств в первой половине XV в. По Ст. Кучиньскому.
Яголда;евщина (вар. Яголдаева тьма, Яголтай, Ягалтай, Еголдай, Егалтай; тат. ;агалдай) — татарское государственное образование в составе Великого княжества Литовского, на территории современных Курской и Белгородской областей России. Основано между 1428 и 1438 годами выходцами из Золотой Орды, во главе с Яголдаем[uk]. Существовало до начала XVI в. на правах вассального владения литовских князей.

История Яголдаевой «тьмы»

В 1428—1430 гг. положение в орде было сложным: из-за бесконечных междоусобиц (по Никоновской летописи — «Бысть брань и замятия велия») татарское население разорялось, кроме того, эпидемия чумы унесла огромное количество людей. Это побуждало ордынцев уходить в соседние регионы. Именно в эти годы значительно выросло количество татарского населения в Литве и на Руси. Из-под власти хана Улуг-Мухаммеда (Улу-Мухаммеда) отпали некоторые области страны[1][2].

На Северщине (историческая область между Днепром и Доном), согласно гипотезе А. А. Шенникова, ещё с XII века складывается хозяйственный симбиоз: половцы, кочевавшие по степным междуречьям со своими стадами, не возражали против поселения в приречных лесах удобных и выгодных соседей-славян (северов). Объединение этих славянских и кыпчакских общин произошло, скорее всего, уже в золотоордынское время[3].

Видя начавшийся развал Золотой орды и, вероятно, желая спасти своё войско от эпидемии, Яголдай, предварительно договорившись с Великим князем Литовским Витовтом, решает создать свой улус (княжество) в его владениях. Занятая им территория охватывала верховья рек Оскола, Северского Донца и южную часть Подесенья.

В состав Яголдаевой тьмы входили города:

Мужеч (на реке Псле, между современными Суджей и Обоянью),
Милолюбль (на Донце) и
Оскол (совр. Старый Оскол)[4].

В обмен на пожалованные земли Яголдай должен был защищать литовские границы от набегов других татар[5].

В ярлыке крымского хана Менгли I Гирея польскому королю Сигизмунду I от 1506—1507 гг., упоминается существовавшая уже в XV в. «Сараева сына Егалтаева тьма» в верховьях реки Оскол[6][7].

Как военная автономная единица тьма Яголдая Сараевича, возможно, входила в княжество Мансура.

Польский историк Стефан Кучиньский, автор наиболее обстоятельного обзора о «Яголдаевой тьме»[8], локализовал это княжество в верховьях Оскола, связав его с существовавшим там в XVII в. Яголдаевым городищем[9]. Некоторые другие авторы[10][11] считали территорию «Яголдаевой тьмы» более обширной, но, как полагает А. А. Шенников, источники не дают для этого достаточных оснований[3].

Личность Яголдая

Оригинал. польск. Mapa Ziem Czernihowsko-Siewierskie wlosci i kompleksy w XIV i XV wieku
Яголдай Сараевич — темник Золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, был поддержан Витовтом в период внутриусобной борьбы, приведшей фактически к распаду Золотой Орды[12]. Возможно, тождественен беку Ягалтаю, который в 1340–50 годах состоял при дворе золотоордынских ханов Джанибека и Бирдибека.

Сначала Яголдай владел этой «тьмой» как своим улусом, но во второй половине XV в. оказался уже вассалом великого князя литовского, бывшего также польским королём.

После смерти Яголдая правителем Яголдаевщины стал его сын Роман (ум. 1493). Дочь Романа выдана была замуж за князя Юрия Борисовича Вяземского. Около 1494 года князь Вяземский и его жена бежали в Москву, и Яголдаевщина ненадолго стала частью Великого княжества Литовского[13]. Известны потомки Яголдая на Смоленщине и в других местах[3][14].

В составе Русского государства

В конце XV — начале XVI веков, в связи с переходом князя Вяземского, мужа внучки Яголдая, с польской службы на московскую, — этот район отошёл к Москве[3].

В 1570 г. в пределах бывшей Яголдаевщины существовали какие-то оскольские казаки, одного из которых звали Ивашка Матвеев[15]. В 1600 г. этих казаков принимали на московскую службу[9], из чего следует, что они не являлись гражданами суверенного Войска Донского. Упоминание о казаках — по-видимому, старожилах в данной местности — мелькает и в 1615 году[3][16].

Яголдаево городище

Источники XVII в. отмечают «Яголдаево городище». Например, в «Росписи польским дорогам» говорится: «а от Ливен же до Оскола, до Еголдаева городища через Муравскую дорогу и через речку Опоньки езду 2 дни. А от Еголдаева городища до Муравской дороги до верх Осколу езду верст с 40, а верховье осокольское у Муравской дороги»[17].

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Яголдай Сараїв син Ягайло Чингізов

***

Запис:718592
Повне дерево
Поколінний розпис
Рід Чингізови
Стать чоловік
Повне ім’я
від народження Яголдай Сараїв син Ягайло Чингізов
Події
народження дитини: ; Зиновий Яголдаев сын Чингизович [Чингизовичи]

народження дитини: ; Роман сын Яголдая Чингизович [Чингизовичи] пом. 1493

шлюб: ; Зиновия Ельцова [Ельцовы]

Нотатки

Князь ЯГОЛДАЙ у 1440-1443 рр. поступив на литовську службу, отримавши володіння на Київщині. Від його старших синів пішли князі ШИЛЬДЕЄВИ, які мали володіння на Смоленщині, а з XVII ст. служили в Московії. Син Роман Яголдаєвич (1490-і рр.) мав двох дочок. Старша була видана за князя Юрія Борисовича Вяземського, а молодша — за Зиновія Яцковича Єльця (1700, с.330).

http://litopys.org.ua/dynasty/dyn60.htm
Яголдай Сараевич — темник Золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, был поддержан Витовтом в период внутриусобной борьбы, приведшей фактически к распаду Золотой Орды. Возможно тождественнен беку Ягалтаю, который в 1340-50 годах находился при дворе золотоордынских ханов Джанибека и Бирдибека.

Сначала Яголдай владел этой «тьмой» как своим улусом, но во второй половине XV в. оказался уже вассалом великого князя литовского, то есть польского короля.

После смерти Яголдая правителем стал его сын Роман (ум. 1493). Дочь Романа выдана замуж за князя Юрия Борисовича Вяземского. Около 1494 князь Вяземский и его жена бежали в Москву, и Яголдаевщина стала частью Великого княжества Литовского. Известны потомки Яголдая на Смоленщине и в других местах.

В конце XV — начале XVI веков район отошёл к Москве в связи с переходом князя Вяземского, мужа внучки Яголдая, с польской службы на московскую.

В 1570 г. в этом районе существовали какие-то оскольские казаки, одного из которых звали Ивашка Матвеев. В 1600 г. этих казаков принимали на московскую службу, из чего следует, что они не были связаны непосредственно с донскими казаками. Упоминание о казаках, по-видимому, старожилах в данной местности, мелькает и в 1615 г.

То что Солтановичи татарского происхождения, известный факт и подтвержден многими историками. Иван Гринкович и род Гринковичей Солтановичей по всей вероятности действительно имел какие-то отношения с князем Александром Чарторыйским и имел отношение к тем островам возле сел Стодоличи и Липляны Виленской Капитулы. Об отношениях Солтановичей и Виленской Кипитулы Вы показательно подобрали архивные материалы, которые косвенно подтверждают, что Солтановичи в деле Можаровичей играли не последнюю скрипку. Этот документ 1576 года относительно Солтановичей и их связи с Чарторыйскими, а также отсутствие имения Осташина в завещании Василия Тышкевича, вошло в состав твердых доказательств, что Каменщизна когда-то принадлежала Андрею Можайскому.

Но я хочу сказать совершенно другое. Вы очень удачно подошли к родству Булгака сына Давыдда с родом Солтановичей.И конечно если получиться доказать их родство Булгака с родом Солтановичей, то это будет прорыв к расшифровке происхождения жителей Велавска. Это не моя тема, но я хочу Вам предоставить вполне достоверную информацию относительно рода Солтановичей.

Овручские Солтаны ( по женской линии) принадлежат к Яголдаевичам.

Яголдай -это сын Сарая, владевший тьмою в Путивльском повете, в составе городов: Оскола, Мужеча, Милолюба и других. Этот Яголдай был женат на Зиновии Ельцовой ( АЮЗР, 1, №15), от которой имел двух сыновей : Романа и имя другого не известно. У Романа была единственная дочь за князем Вяземским, с которым сбежала в Москву. У без именного сына было несколько дочерей:одна за Дебром Калениковиче, другая за Михайлом Гагиным,третья за Федком Голончицем и четвертая за Кунцом Сенковичем. После бегства Вяземских, они разделили между собой Яголдаеву тьму. ( Акты Лентовича,1,№339).

Сараевичи как и Глинские, служилии военную службу господарю, за что и были пожалованы вотчинами ( так что Глинский остров Литовский может быть реальность, в фальшивках таких грубых и открытых ошибок не допускали) и попали в число Киевских бояр.Предполагаю, что остров Литовский перешел во владение Геевских, после разрешения всех споров за него среди Велавских.Солтановичи, как выходцы из Ягылдовичей, попали в Киевское боярство.

http://forum.vgd.ru/post/156/18290/p1151534.htm

https://uk.rodovid.org/wk/:718592




Яголдаевичи

***

Загальні відомості про рід
ЯГОЛДАЕВИЧИ — княжеский род татарского происхождения, землевладельцы Киевского повета.

В «Подлинном Родослове князей Глинских» сказано, что Витовт предоставил Ивану Александровичу, внуку Мансур-Кыйата, земли на территории современной Полтавщины. Разбор сведений памятников, осуществленный В. Трепавловым, выявил ряд хронологических и исторических неточностей1. Предоставить земли на Полтавщине мог Витовт, однако поступить на службу к Гедиминовичам Мансур-Кыйат мог уже при Владимире Ольгердовиче.

После того как Мамай был убит Урик-Тимуром, часть людей Мамая перекочевала с Йылкы (Конки) в район Энгел вэ Онгул (Ингула и Ингульца).

Их по пятам преследовали воины Токтамыша.

Кориатовичи, не выдав Токтамышу Мансур-Кыята, решились на открытое противостояние с татарами.

В войне, которая произошла, погиб Александр Кориатович.

Войско Токтамыша должно было пройти по приднепровской части Подольского княжества.

После этого войска Токтамыша, преследуя Мансур-Кыята и разведывая местность боем, атаковали Киевское княжество в районе Поросья. Мансур-Кыят, как и позже Токтамыш, вероятно, бежал в направлении Киева2. Обладание же землями в районе Полтавщины могло быть реальным или в 90-е гг. XIV в. или в 20-х гг. XV в., когда Витовт распространил свои владения до Черного моря. При этом в спокойствии татарские правители могли править своими землями только в 20-х гг. XV в., когда энергичного и харизматичного Идегея уже не было в живых.

Вероятно, Яголтай и потомки Мансур-Кыята, Глинские, именно тогда и получили свои земли3.

Личность татарского князя Яголдая Сараевича, как и находившаяся в его владении «тьма», до сих пор почти не привлекали внимания историков.

Как результат единственным монографическим исследованием данной проблематики поныне остается небольшая работа польского медиевиста Ст. Кучиньского «Яголдай и Яголдаевичи северские», опубликованная в 1934 г., а три десятилетия спустя переизданная в расширенном варианте под названием «Яголдай и Яголдаевичи, ленные татарские княжата Литвы»…

Яголдай владел удельным княжеством на южной окраине Северщины и там же жили его потомки. Выяснить это позволил исследователю документ от 19 марта 1497 г…

Он представляет собой ответ великого князя литовского Александра на «челобитье» киевских бояр Дебра Калениковича, Михаила Гагина, Федька Голенчича и Кунцы Сеньковича, которые «поведали, штож дядько жон их, князь Роман Яголдаевич, одну дочку в себе мел, и тая его дочка была за князем Юрьем Борисовичем Вяземским, и князь Роман записал был той дочце своей именья свои отчинные»: в Путивльском повете – Мужеч, Милолюбль, Оскол, в Киевском – Ядреевцы и Берково… Ст. Кучиньский сопоставил эти данные с ярлыком Менгли-Гирея, в котором Милолюбль, Мужеч и Оскол непосредственно соседствуют с «тьмой» Егалтая (=Яголдая) Сараевича, и предположил, что перечисленными пунктами детально очерчивается положение Яголдаевой «тьмы»…

Труднее найти ответ на вопрос, каков был механизм формирования Яголдаевой «тьмы». Ф. Петрунь, усматривая в ней аналог известной Глинщины, характеризовал ее как своеобразный татарский феод, со временем инкорпорированный в состав Литовского государства, правители которого «постепенно переводили тюркских династов на положение обычных землевладельцев».

Мнение исследователя не нашло поддержки у его современников. А. Насонов, в целом достаточно скептически воспринимавший выводы Ф. Петруня, отверг возможность «оседания землевладельцев-феодалов из татар по порубежью не в порядке правительственной деятельности» великих литовских князей, «помимо политики» Литовского государства; категоричное по форме, это утверждение не было должным образом аргументировано, и вопрос, по сути, остался открытым. Спустя полвека к этой проблематике (анализируя вопрос о тюркских элементах в составе киево-брацлавской шляхты) обратилась Н. Яковенко, полностью солидаризировавшись с Ф. Петрунем. Однако, поскольку доводы остались прежними, сохранился и элемент гипотетичности, присущий постоениям Ф. Петруня. Соответственно в настоящее время, как и во времена Насонова, ученым остается только гадать, «существовал ли Еголдай в эпоху литовского владычества, был ли он выходцем из Золотой Орды, посаженным Литвою на землю», или же в упоминании о Яголдаевой «тьме» отразились отношения древнего (долитовского) времени».

(Русина Е.Е. Яголдай, Яголдаевичи, Яголдаева «тьма» // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Выпуск 10. 2001. С. 144-152.)

В подтвердительной грамоте Сигизмунда I на разнообразные «данины» киевскому Выдубецкому монастырю упоминается Зеновьевая Еголдаевая (Еголдановна) Яцковича Ельцевича, «придавшая» монастырю селище Игнатово на р. Стугне. Архив Юго-Западной России: Часть 1. Том VI., стр. 30-32 http://runivers.ru/bookreader/book9504/#page/215/mode/1up

П. Клепатский идентифицировал эту дарительницу как Зиновию Ельцовую, супругу Яголдая Сараевича и мать Романа Яголдаевича, Н. Яковенко — как неизвестную по имени дочь Романа Яголдаевича, бывшую замужем за Зиновием Яцковичем Ельцом. (стр. 367) Думается, что и в первом, и во втором случае прочтение имени было ошибочным: на самом деле речь шла о дочери Зиновия Яголдаевича, выданной за Яцка Ельцевича; при этом Зиновий был, очевидно, братом Романа Яголдаевича. Хронологически это вполне допустимо: Яцко Ельцевич упоминается в Метрике с 1511 г. (Л. М. Кн. 601) Данный акт Сигизмунда I представляет собой «потверженье» прежних «данин» Яцку Ельцевичу, часть которых восходит ко временам его предшественника на престоле Александра (1492-1506). Однако его имя отсутствует в акте 1497 г. (Борис Николаевич Флоря «Славяне и кочевой мир: к 75-летию академика Г.Г. Литаврина», 2001, стр. 147)

Таким образом, мы видим, что татары Яголдаевичи проникли в роды киевского боярства по женской линии. Согласно источников вот эти роды: Калениковичи, Гагины, Голенчичы, Сеньковичы, Ельцы.

Поколінний родовід
I генерация
КН. ЯГОЛДАЙ-ДМИТРИЙ САРАЕВИЧ (начало XV в.)

Записан во Введенском помяннике.

Документи і акти
№ 1
Литовская метрика Книга записей 6.

№220 (1497). 03. 19.
Привилеи бояром киевским Дебру Калениковичу а Михаилу Гагину, а Федку Голенчичу, а Кунцу Сенковичу, на именья Мужечъ а Милолюб, а Оскол, а Ядреевицы, а Берково, вечностью.

Сам Александръ, Божою милостью.
Били нам чолом бояре киевские Дебръ Калениковичъ а Михаило Гагинъ, а Федко Голенчичъ, а Кунца Сеньковичъ и поведали намъ, штож дядко жонъ их княз Роман Яголдаевич одну дочку в себе мел и тая дочка была за князем Юремъ Борисовичемъ Вяземъскимъ, и князь Роман записал был тое дочце своеи именья свои отчинъные на имя Мужечъ а Милолюб, а Оскол, а Ядреевицы, а Берково в Киевском повете а Путивльскомъ, и князя Романова дочка з мужом своим зъехали до Москвы. Ино тые именья вси князя Романовы спали были на нас на господара. И били намъ чолом Дебръ Калениковичъ а Михаило Гагинъ, а Федко Голенчичъ, а Кунца Сеньковичъ, абыхмо тые именья дядька жон их князя Романовы им дали по близкости жонъ ихъ.

И мы то, з ласки нашое, вчинили: тые именья князя Романовы — Мужечъ а Милолюб, а Оскол, а Ядреевицы, а Берково — по близкости жон их дали чотыром им по дельницам вечно со всимъ по тому, какъ князъ Роман держал и што к тым именьям здавна прислухало, и их жонам, и их детемъ, и потом будучим их счадкомъ. А на твердость того и печат нашу казали есмо приложити к сему нашому листу.

Писан у Витебску, в лет 7005, месяца марца 19 день, индиктъ 15. Правил воевода виленьский пан Миколай Радивил, канцлер

http://rurik.hostenko.com/tartar/jagoldaevichi/


Рецензии