Удручающая легкость бытия все хотели жить в свое у

 Удручающая легкость бытия: все хотели жить в свое удовольствие!
"Богема", опера Пуччини,  новая сцена Мариинского театра,  24 июля 2020 года

К своему стыду сегодня я впервые услышала "Богему" в театре и полностью, хотя это самая известная и популярная опера  Пуччини. Главные ее мелодии и арии я, конечно, знаю, но раньше я видела только фрагменты и  слышала записи. Но, видно, пришел черед и "Богемы", спасибо жизнь в форме непрошенного вируса помогла.
Отношения с операми Пуччини начали у меня в последнее время налаживаться после того, как мне повезло услышать недавно прекрасное исполнение "Тоски" и "Мадам Баттерфляй". И я поняла, что дело не только в моих вкусах, но и в исполнителях - дирижерах, певцах, музыкантах. Оперы Пуччини должны звучать либо превосходно, без отсебятины и небрежности в трактовке музыки, либо не звучать совсем. Это не Верди, тут на мелодиях не выедешь!
Могу сказать, что с "Богемой" у меня пока взаимопонимание не сложилось. Но только, чтобы услышать Елену Стихину в  роли Мими, стоило пойти на эту "Богему". Она дает ощутить, как должен звучать Пуччини - певуче, страстно, бесхитростно. Удивительный голос у певицы - яркий, полетный, полный нюансов. Владеет она им в совершенстве. И драматически актриса входит в полную силу.  Слушать ее одно удовольствие!
Остальные персонажи прорисованы как-то нечетко, и вокально производят несколько сумбурное впечатление. Мюзетта Ольги Пудовой  и Марсель Алексея Маркова кажутся из них наиболее удачными и вокально интересными.
А опера меня удивила и озадачила.
Во-первых, сюжет. Никто никого не убивает, не предает, никто никому не мстит, нет и никаких тайн. Герои без роду и племени просто безалаберно живут в неуютной мансарде с огромными окнами, мерзнут в зимние дни в нетопленом доме,  мучаются от безденежья и неустроенности. Помощи им ждать не от кого, перебиваются случайными заработками, обедают, по случаю, где придётся. Девушки - Мими и особенно Мюзетта - могут еще раскрутить богатых поклонников на подарки или даже пойти в содержанки (сколько прекрасных обличительных пьес посвятили русские драматурги этим несчастным красавицам-содержанкам, продающим свою благосклонность богатым господам!). Каждый крутится, как может, и любовь разбивается об эту неустроенность! Никто из героев, кроме Мюзетты (и то весьма сомнительным способом), не может вырваться из этого порочного круга. Да, собственно, и не очень пытается! Живут сегодняшним днем, как мотыльки кружат около лампы, нет ни воли, ни силы, ни желания что-то менять...   Все это рождает отщущение беспросветной нищеты, и кажется,  что именно  она является главным персонажем этой суперсоциальной оперы. А ведь в сюжете речь идет о 19 веке! В нем отражена во многом реальная французская жизнь.
Не зря в советское время ее широко исполняли и пропагандировали. Обличение капитализма!
Лишь две деятельные натуры есть в опере - Марсель и Мюзетта. Может они постарше и поопытней, но только эти двое способны что-то решать или делать, так, как могут. Остальные - чистые дети, убежавшие из-под контроля родителей. Даже о враче и лекарстве вспоминают только, когда Мими уже умирает. Очень странный романтический сюжет!
Не менее удивляет и любовь в этой опере! И это во-вторых. Она, словно выросшее без света растение, безвольна, бескровна, почти бестелесна. Возможно, зарождение женской эмансипации тому виной, когда свободные нравы лишают и женщин, и мужчин прежних нравственных ориентиров на семью, верность и преданность? Но с природой трудно воевать! Марсель яростно ревнует Мюзетту, когда она флиртует с незнакомцами, и Рудольф не может спокойно смотреть, как Мими кокетничает с кем попало. Франзузские нравы? Загадочней всего разрыв отношений Рудольфа и Мими. Они любят друг друга, но решают расстаться во благо друг друга! Железная логика! Страдают, думают друг о друге, смертельно больная Мими даже умирать приходит к Рудольфу... Во всем этом столько детского!  Напоминает новеллу Стефана Цвейга, где страстно любящая героиня, со взаимностью, опасаясь, что избранник когда-нибудь ее разлюбит, тайно самоубивается, но перед смертью пишет ворох писем, которые в течение ряда лет должны приходить от нее возлюбленному и утешать в разлуке. Видно, то, что европейцу нормально, русскому смерть!
Опера печальная, если вдуматься, страшная! В конце ком стоит в горле и слезы  застилают глаза. Даже боюсь представить, что буду чувствовать, если доведется услышать эту оперу во всей ее красе и силе. И все-таки надеюсь!


Рецензии