Пернатый Незнакомец

   6 октября 2013 года, гуляя в Нескучном Саду, я заметил необычный силуэт, темнеющий среди липовых ветвей на островке Екатерининского пруда. Я осторожно приблизился к «неопознанному» и, по всем приметам, летающему объекту. Пёстрое серое оперение, коричневатые крылья, широкий хвост и, самое главное – крючковатый клюв – выдавали в незнакомце пернатого хищника. Первая мысль была о сове, но форма головы и глаза не согласовывались с этой гипотезой. А может, это сбежавший из вольера фазан? Нет, все фазаны (золотые и охотничьи) оказались на своих местах. Кто же это? Неужели ястреб?

   Когда я подошёл к незнакомцу, он казался спящим. Желая представиться, я деликатно покашлял. Ястреб открыл глаза и уставился на меня немигающим взором. По всем правилам вежливости, я приветливо помахал «незнакомцу» рукой. Ястреб, не отводя от меня безразличного взора, глубоко вздохнул. Так мы и смотрели друг на друга (глаза в глаза) пару минут, а потом ястреб опять вздохнул и отвернулся... Неужели я недостоин его внимания – была первая мысль. А может, я нарушаю его покой? И тут пришла догадка. Он только что устроил себе «тихий час» (возможно после обильной трапезы), а я тут со своей назойливостью! Хотя, моя «назойливость» объяснима – я ведь биолог, а всякий уважающий себя биолог просто «балдеет», обнаружив не известный ему доселе вид.

   Не смея больше тревожить столь важную персону, я принялся её фотографировать. Ястреб изредка поглядывал на меня с недоумением, а его глаза ярко светились в ответ на фотовспышку. День был пасмурный, и осенний дождик неторопливо сыпал на землю свой мелкий бисер. Склон оврага у пруда успел уже размокнуть и, фотографируя, нужно было удерживать равновесие. Что ж, мои коллеги и не в таких условиях работают, а я чем хуже? И я настойчиво продолжал «фотоохоту»! Обходя «объект» со всех сторон и не обращая внимания на глину, налипающую на ботинки, я старательно щёлкал затвором. А ястреб неподвижно сидел на ветке, благосклонно поглядывая на вспыхивающий огонёк, словно позировать для фотосъёмки было его привычным развлечением. Изредка он открывал клюв, и тогда на фоне светлого неба ясно выделялся загнутый вниз острый «клинок» его охотничьего оружия. На пруду, не замечая хищника, плавали утки, а метрах в пяти от «неопознанного объекта» рабочие ремонтировали лестницу, шлифуя бордюрный камень. Ястреб, не обращал внимания на этот назойливый шум, издаваемый инструментом, и спокойно восседал на ветке, вздыхая и периодически закрывая глаза.

   Я ходил под деревом, фотографируя «незнакомца» со всех сторон. Нас разделяло расстояние не более трёх метров, а подойти поближе мешала узкая протока, отделяющая островок от «материка». Вскоре ястребу надоел мелькающий внизу огонёк фотокамеры, он закрыл глаза и погрузился в раздумье. Я понял, что у него свои проблемы, и ему хотелось бы побыть в одиночестве...

   Я совершил прогулку вокруг пруда, покормил уток и охотно садящихся на ладонь синиц. Утки подплыли к берегу и набросились на разлетающиеся из моих рук хлебные крошки. Изредка я подставлял ладонь парящим вокруг меня синицам и поглядывал на силуэт пернатого хищника, хорошо заметный издалека в переплетении густых ветвей. Я так увлёкся ролью официанта «лесной столовой», что вскоре потерял ястреба из виду. В серый дождливый день других гуляющих в парке не оказалось, и пернатые гости слетелись к моей гостеприимной ладони, следуя за мной берегом пруда. А когда я, завершив «круг почёта», вернулся к знакомой липе на островке – ястреба там уже не оказалось! Я обошёл все ближайшие аллеи, зорко всматриваясь в переплетения ветвей. Несколько раз мне казалось, что очертания ветвей напоминают силуэт ястреба, но всё это оказалось обманом зрения. Меня утешали только оставшиеся в фотокамере «документальные свидетельства»!

   А на страницах Интернета я обнаружил подтверждение своей догадке. Ястреб на фотографиях очень напоминал моего симпатичного приятеля! Но эта история с пернатым «незнакомцем» вскоре получила неожиданное продолжение. В Нескучном саду растёт, как я его называю, «звенящий куст», где обитают несколько десятков воробьёв. По звонкому переливу воробьиных посвистов этот жасминовый куст можно «услышать» издали. Именно услышать, а уж потом увидеть воочию. В конце декабря я, как обычно, пришёл навестить своих пернатых друзей. Воробьи, вероятно, узнали меня и дружной компанией полетели навстречу, уселись на ветках липы и затихли в ожидании сюрпризов.

   Я приветливо помахал воробушкам, подтверждая, что пришёл не с пустыми руками, и направился к их излюбленному кусту. Воробьи всей компанией последовали за мной и расположились на ветках в нетерпеливом ожидании. Я достал угощение, и трапеза началась! Воробьи спустились на землю и окружили меня плотным кольцом. Они азартно взлетали в воздух, охотясь за крошками хлеба, стараясь перехватить их ещё в полёте! Наиболее смелые воробушки бесцеремонно атаковали ладонь с горкой печенья: словом, все (в том числе и я) так увлеклись трапезой, что полностью потеряли бдительность. Дружная звенящая компания демонстрировала довольство жизнью, и вдруг на эту компанию сверху пикировал ястреб!

   Оказывается, пернатый хищник терпеливо восседал рядом с нами на верхушке липы, и я, увлечённый церемонией трапезы, его не заметил. И весело пирующие птички, разумеется, тоже! К счастью, обошлось без жертв: ястреб вернулся на липу с «пустыми когтями». А воробьёв как ветром сдуло с земли: они всей ватагой унеслись в крону своего спасительного куста. И тут мне удалось наблюдать интересную сцену. Воробьи громко обсуждали событие: иначе их поведение объяснить невозможно. Они возбуждённо звенели, рассказывая друг другу о пережитом волнении и страхе, и на мои призывы продолжить трапезу не обращали никакого внимания. Я понял, что перестал для них существовать. Всё их внимание заполнил случай с ястребом.
А ястреб пару минут посидел на липе, приходя в себя после неудачной охоты, а потом улетел, и в тот же момент в кустах наступила полная тишина. Воробьи, как по команде, замолкли. Тогда я предложил им новую порцию угощения, и воробьи снова слетели на землю. Трапеза возобновилась.

   Оказавшиеся рядом свидетели рассказали, что ястреб-охотник с осени поселился в Нескучном Саду и не раз уже делал набеги на воробьиные скопища. Чаще всего его встречали в глухой части сада за Охотничьим домиком: там самые крутые овраги на территории «Московской Швейцарии», и посетители не часто встречаются. Ястреб обычно неподвижно сидел в кустах, притаившись в густой листве, а когда листва облетела, облюбовал для своих наблюдений вершину старой липы. Там же (после листопада) обнаружилось большое гнездо (крупнее вороньего), хозяином которого посетители парка единодушно объявили нашего знаменитого ястреба! В обычных природных условиях ястреб воробьями не интересуется, а тут, оказавшись волей судьбы в городском парке, хищник сообразил, что и эта «мелочь» на корм сгодится.
Оказывается, кормить птиц нужно с оглядкой на возможный визит хищника! Воробьи, привыкшие к людям, потеряли всякую бдительность и доверчиво копошатся у самых ног кормящих, а хищник может легко воспользоваться их «легкомыслием». Когда мы кормим и приручаем диких птиц, мы нарушаем природную цепочку их взаимоотношений в системе «хищник-жертва». Нужно иметь в виду это обстоятельство.

   А совершивший дерзкое поползновение хищник, как будто испарился. Я долго искал его по всему парку, но безуспешно. Тайна его гнездовья так и осталась неразгаданной. В следующем году ястреб ни разу не давал о себе знать. Вероятно, мой пернатый «незнакомец» оказался в Нескучном саду случайно, пролётом и, в конце концов, отправился по месту постоянного жительства!


Рецензии