Беличья история

   Как видно из названия, рассказ мой о белке, однако, вначале необходимо сделать  отступление и рассказать о кошках… Не удивляйтесь: всё это скоро разъяснится. А пока поговорим о пушистых «проказницах»!

   Кошки Нескучного сада – это история особая! Вы спросите: откуда там кошки? А объяснение очень простое: сад находится между Москвой-рекой и густонаселёнными домами, стоящими вдоль оживлённого городского проспекта! Вот вам три характерных примера. Благородного вида кошечка степенно прогуливается по дорожке вдоль аллеи тюльпанов, которые только что осчастливили Нескучный сад своим ранним цветением. Кошечка только делает вид, что принюхивается к «цветочкам» – но всё это для отвода глаз… Хозяйка шикарного банта только считается «домашней кошечкой», а на самом деле весной в ней пробуждается «первородный» охотничий инстинкт, и милую кошечку привлекают совсем иные ароматы… Пернатая братия, особенно невинные птенчики – вот предмет её вожделения! Птенчики иногда выпадают из гнезда, а дальнейшая их судьба, увы, не нуждается в объяснении…

   А вот по липовой аллее шагает довольно решительная особа чёрной масти, не обращая на меня никакого внимания. Её целеустремлённость объясняется тем, что плутовка давно уже следит за уединённым гнёздышком, где подрастают птенцы дроздов. А, подрастая, дрозды становятся «слётками», то есть, покидают родное гнёздышко и таятся в густой траве, поджидая кормящих родителей! А рядом, в кустах устраивает наблюдательный пост «премилая», на первый взгляд, кошечка, «умилённо» ласкающая птенчиков своим зорким оком!

   Коварная кошечка ждёт своего часа, несмотря на то, что дома её ожидает кошачья еда экстра класса! А вот по направлению к домам спешит ещё одна представительница кошачьего клана, а в зубах её целая голубиная «тушка»! У голубей этим летом случилась настоящая эпидемия: они выглядели сонными и неповоротливыми, и наша пушистая охотница воспользовалась их немощью.

   Надеюсь, я достаточно разогрел ваше внимание! Я не упоминаю здесь собственно домашних кошечек, которых сердобольные хозяюшки выгуливают на поводке и тщательно следят за их нравственностью. Мне более интересны кошки, «гуляющие сами по себе». Они полностью независимы и приходят в парк, чтобы «отвести душу», вернее, дать выход накопившимся за зиму охотничьим страстям. Вот только одна история из серии кошачьих приключений, где я оказался не просто свидетелем, а активным участником.
Однажды я кормил с руки белку, доверчиво сидевшую на земле прямо передо мной. И вдруг из ближайших кустов выскочила прятавшаяся там домашняя кошка! Расскажу обо всём по порядку. Я уже давно приметил эту интеллигентную кошечку с кокетливым розовым ошейником! Кружевной тряпичный ошейник выдавал в ней домашнюю жительницу, которая вышла прогуляться в парке из ближайшего дома. Но пушистая модница не просто прогуливалась в тенистых аллеях: она занималась охотой! Кормя птиц и белок, я не раз замечал в густой траве её сияющие хищным огоньком глазки. Кошка пристально следила за копошащимися в траве воробьями, приняв на всякий случай позу готовности к прыжку!

   Июльским днём я, как всегда, подкармливал белок. Обычно для этой «благотворительной акции» белок не требуется созывать специально. Можно спокойно прогуливаться по аллее, а белки, завидев вас, сами прибегут за подкреплением!
Так было и на этот раз. Белка, о которой пойдёт речь, заметила меня с верхушки липы и поспешила ко мне навстречу. Она с готовностью спрыгнула со ствола, а я присел, протягивая ей лакомый кусочек. В тот момент, когда белка спокойно приступила к трапезе, из ближайших кустов стремительно вылетел пушистый ком – кошка с розовым ошейником! И тут началась настоящая погоня. По всем правилам приключенческих фильмов! Белка проворно подскочила и принялась метаться по траве зигзагами, а кошка, не отставая, повторяла все её движения! Таким аллюром обе участницы «мизансцены» оказались у ствола липы. Белка вскочила на ствол, поднялась по нему метра на два и застыла в оцепенении. Кошка тоже сходу взлетела на дерево и застыла в охотничьей позе, вцепившись в ствол когтями в метре от своей предполагаемой жертвы! Немая сцена продолжалась несколько секунд. Белка уже чувствовала себя в безопасности и не спешила удалиться восвояси. Немного отдохнув, она, не спеша, поднялась на макушку липы и затерялась в густой листве.
А неудачливая кошка оставалась на стволе ещё пару минут, глядя на меня сверкающими глазами. Я погрозил ей кулаком и потребовал, чтобы нарушительница спокойствия немедленно покинула место действия. Кошка, оглушённая неудачной погоней, повиновалась не сразу, а потом, подгоняемая моими грозными возгласами, удалилась по аллее в сторону жилых домов. При этом она несколько раз оглядывалась и присаживалась, оценивая возможность вернуться на «поле сражения». Пришлось проводить её до ограды парка. Когда кошка скрылась в своём дворе, я вернулся на место сражения.

   Поиски пострадавшей белки не сразу увенчались успехом: макушки лип сомкнулись, храня беличью тайну. Но вдруг с верхних этажей парка до меня долетел необычный плачущий звук. Приглядевшись, я увидел (вернее, услышал) следующую картину. Белка сидела на верхней ветке липы и, раскачиваясь всем корпусом, буквально плакала о своей судьбе... Другими словами её поведение я не могу объяснить. То ли белка таким способом приходила в себя после пережитого стресса, то ли оповещала своих подружек о грозящей опасности – понять было трудно. Белку в таком состоянии я ещё ни разу не встречал. Возможно, она инстинктивно занималась чем-то вроде релаксации, приводя в порядок подвергнутые испытанию нервы.

   Минут пятнадцать она так и раскачивалась и плакала, а потом удалилась, перепрыгивая с ветки на ветку и держась на недосягаемой высоте. Её непредсказуемый монолог тронул меня до слёз: ведь это я оказался причиной её неподдельной горести! Так хотелось призвать её снова, накормить, успокоить…
И на следующий день и несколько последующих дней я посещал место былого сражения, надеясь узнать о дальнейшей судьбе пушистой «страдалицы», но больше виновницу приключений я не встречал. Да и другие белки стали обходить злополучное место стороной. Значит, «система оповещения» у них налажена хорошо. Кошку с бантиком я тоже больше не встречал, правда, лето уже заканчивалось, участились дожди, а в такие деньки в доме у «печки» гораздо уютнее и охотничьи приключения забываются при виде ароматной куриной косточки… Признаюсь: моё расположение к представителям кошачьего царства на несколько месяцев дало явную трещину…

   Расскажу ещё два характерных случая. На ветке раскидистой липы красуется расписная кормушка, пользующаяся большой популярностью у пернатой братии. И вовсе не потому, что на её деревянных стенках изображены аляповатые снегири: в кормушке возвышается аппетитная горка кедровых орешков! Синицы, зяблики и поползни слетаются сюда на «званный пир», и даже пушистая белка удостаивает своим вниманием лесную столовую. Пирующие гости и не подозревают об опасности: чёрное пятно маячит в траве под липой, и два зорких глаза пристально следят за каждой птичкой! Чёрная кошка устроила там западню и ждёт подходящего момента. Я сижу на скамейке напротив и уже полчаса наблюдаю за пушистой охотницей. Кошка обладает поразительным терпением: она ни единым шорохом не выдаёт своего присутствия. Только глаза буквально «мечут молнии», глядя на предполагаемое лакомство.
В какой-то момент кошка не выдерживает и стремительно прыгает на ствол липы, оказываясь под кормушкой, как под столом! Но птиц, будто ветром сдувает, и незадачливая охотница «застывает», вцепившись когтями в мягкую кору. Я грожу ей пальцем, а кошка свирепо на меня смотрит, но не двигается с места. Приходится недвусмысленно показать ей, кто здесь хозяин… Только после этого кошка, нехотя, отправляется по аллее в сторону жилого дома. Она шествует не спеша, поминутно на меня оглядываясь, но я неумолимо провожаю её до глухого забора…

   А второй случай, как бы из «другой оперы»… Тихое летнее утро. Сижу на своей любимой скамеечке у Летнего домика и одариваю печеньем слетевшихся ко мне пташек. Вдруг ко мне подходит полосатая кошечка самой распространённой масти, и до сих пор не могу объяснить, чем я так ей понравился! Кошечка устраивается у моих ног и, выбрав удобную позу, неожиданно засыпает. Или это она только делает вид? Я же занят кормлением птичьей братии: тут у меня и скворцы, и воробушки в одной компании, а вместе с ними трясогузки и зяблики, и даже лохматая ворона бочком приближается. А кошка на удивление спокойна: похоже, птичий гвалт её ни сколько не беспокоит. Кошечка явно «домашнего происхождения»: ухожена, причёсана, только бантика не хватает. Гостья, как устроилась у моих ног, так и почивает беспечно, да, наверняка, ещё сны приятные видит: чего только в мире не случается! А птички не обращают на спящую красавицу никакого внимания. Возможно, она им уже знакома и им хорошо её нрав известен. На всякий случай, я остаюсь на стороже, но мои предосторожности излишни: мирная птичья трапеза продолжается, как будто никакой «возмутительницы спокойствия» не существует. Кошка и птичья братия пребывают в параллельных мирах, не лишая друг друга заслуженного наслаждения. Может, птички полагают, что кошка – плюшевая? Не станем вникать в подробности, пусть всё идёт своим чередом. Разлетаются хлебные крошки, бодро охотятся за ними скворцы и трясогузки, синицы и лазоревки доверчиво садятся на мою ладонь. Словом: обычная картина будней…

   Но всё хорошее, когда-либо кончается: завершилась и наша идиллия, когда иссякли мои «продовольственные» запасы. Птицы отнеслись к ситуации с пониманием и постепенно покинули «лесную столовую». Кошка сладко потянулась, поблагодарила меня за приятную компанию и направилась в ближайший овраг… Узнать все подробности её тайной жизни, мне не хватило времени, и больше я эту кошечку в саду не встречал. Так что загадка так и осталась неразрешённой…
И всё-таки кошки представляют для белок реальную опасность, и им лучше обитать в «параллельных мирах», как говорится. Хорошо, что наша многострадальная белка оказалась проворнее мохнатой хищницы, но кто даст гарантию, что кошка не оставит своих планов в следующем году? А ведь это была домашняя кошечка, наверняка привыкшая нежиться на мягком диванчике! Хозяева вряд ли подозревают, чем занимается их очаровательная киска во время своих вольных прогулок в таинственных дебрях парка...

   А в Интернете я обнаружил сообщения совсем другого порядка. Рассказывают о кошках, обитающих в квартире в содружестве с белкой! Описан даже случай, когда кошка кормила крошечного бельчонка, признав в нём своего детёныша! А вот наша пушистая «модница» оказалась совсем иной природы... Да, это урок для всех сердобольных посетителей парка, приручивших его доверчивых обитателей. Воробьи, синицы и белки, привыкшие к постоянной подкормке, могут потерять навыки самостоятельного добывания пищи. А с другой стороны, их доверчивостью могут воспользоваться хищники вроде кошки и ястреба. В нашем случае обошлось без жертв, но всегда ли так будет? Есть такая поговорка: «от добра – добра не ищут». Мне она не совсем по душе, однако, задуматься эти слова заставляют. Или ещё один пример: утки, остающиеся зимовать на Москве-реке. Их тоже здорово прикормили. Хорошо если зима не очень суровая! А ведь бывали зимы, когда на реке оставались крошечные полыньи возле сливных труб вдоль набережной, где просто яблоку негде было упасть от громко кричащих уток!

   А вот собаки ведут себя в парке иначе. Одичавшие особи давно уже в парке исчезли, а те, кто прогуливает на поводках своих хозяев, к белкам уже давно привыкли. Резвые собачки загоняют иногда пушистую красавицу на ближайший ствол, но это лишь в качестве развлечения. Не каждый выдержит «пытку» степенного променада в течение целого часа: нужно ведь и размяться немножко… Собачки больше интересуются друг другом. Причём, сердитые пигалицы считают своим долгом облаивать крупных распушённых особей, вероятно, мстя им за их неподражаемую невозмутимость…

   В заключение рассказа я хочу ещё раз обратиться ко всем любителям животного царства, кто с пакетами гостинцев направляется в ближайший лес или парк. Не забывайте, пожалуйста, дорогие друзья, о возможных последствиях вашего «хлебосольства»! Кормить животных в природе – это большое удовольствие, но вторгаться в мир дикой природы нужно бережно и с умом. Воистину: «мы в ответе за того, кого приручили»! В парках сейчас устанавливают таблички с перечнем корма, который приемлем для различного вида пернатых и пушистых обитателей. Советую всем внимательно ознакомиться с этим специфичным «меню» и тщательно его придерживаться. Тогда мы обеспечим комфортную жизнь меньшим нашим братьям, которые всё-таки нуждаются иногда в нашем разумном милосердии.


Рецензии