Первые с берегов Латы

Кто мы и откуда мы? Этим вопросом люди будут задаваться всегда, интересуясь своим происхождением и фамилией. Время, когда произошло рождение Христа, было одновременно эпохой зарождения многих народностей. Открывались новые торговые пути, и волны Великого Переселения переносили по ним целые племена в поисках лучшего. Малочисленные племена растворялись и смешивались с более крупными народами, исчезая совсем или образовывая новые.

На Урале и в Прикамье был целый котёл народов. В точке пересечения дорог, ведущих в Иран и Сибирь, на Север и Юг прошли с востока на запад "лесные всадники" турбинцы, позже сибирские татары и манси. В обратном направлении, к востоку двигались и оседали предки коми-пермяков и чувашей.

С Поволжья расселялись племена мери, мокши и эрьзи, предки мордвы, горных и луговых марийцев. С южных степей пришли племена башкир. Добавьте к ним поморов с севера и поселения русских в XVI-XVII веках, принявшихся строить соляные варницы и горные заводы, чтобы окончательно запутаться в том, откуда мы здесь, на Урале.

Иногда заветным ключиком к пониманию является фамилия. Первые фамилии появились на Руси в XV-XVI веках среди привилегированных сословий, как наследуемое родовое имя. Семейные именования образовывались от имени или прозвища отца, "зачинателя рода" как притяжательные прилагательные с фамильными суффиксами -Ов/-Ев и –Ин. Основа фамилии может кое-что рассказать.

Каждый человек вместе с фамилией хранит память о своём роде и оберегает её, не позволяя искажать. Моя фамилия - Латышев. В школе, когда новая учительница знакомилась с классом и переспрашивала: "Гладышев?", я всегда чётко и ясно отвечал: "Нет, Латышев!"
В детстве девчонки иногда дразнили меня Латкой: Мишка Латка, шоколадка – я тебя съем! Пацаны во дворе называли меня тем же прозвищем, которое носили мои далёкие предки – Латыш.

Встречаются фамилии, родственные нашей по корню основы. Похожие фамилии - Латышовы и Латышевские. Латкины – потомки человека с прозвищем Латка. Фамилия Латыповых может происходить от того же корня "Лат" и слова "Ыб/иб", которое у коми-пермяков означает Поле – деревню или поселение.

Кто мы, Латышевы? Б.-О.Унбегаун предполагал, что древне-русское "латыш" может означать "вооруженного воина" (в латах)". В Рязани и Туле этим словом называли "ряженого святочного окрутника, одетого в шутовскую броню - латы из лыка или лубка". В Карелии – небольшую копну сена…
Дело, кажется, не в сене и не в латах, даже шутовских.

На самом деле, фамилия Латышев весьма и весьма старая. В Новгородских летописях 1270 года упоминается "Аз Георгии сын Попов, глаголемаго Лотыша с Городища", а в 1595 году - Перхал Латыш, холоп. В 1591 году крестьянином в Арзамасе числился Латыш Петр Сергеев.
Сохранились в исторических документах имена Юрко Латыша, полковника чигиринского (1634 г.), торопчанина Васки Латышева (1649) да Юшка Латыша, белоцерковского казака (1654). А вот Федка Латыш был царицынский стрелец (1678 г.). И в Перми Великой наши предки обозначились. В 1623 году был записан "чердынец Сенька Иванов сын Латышев".

И я в той Чердыни был в 1683 году – "Мишка Латышев, чердынский посадский". Да не помню уж ничего! Архангелогородцы, чай, знают? Латышевы жили в Каргополе. А появились позже и в Предуралье, и в Зауралье. В.Ф. Житников считает, что фамилия Латышевых происходит "от названий народностей". От латышей, что ли?

Прозвище Латыш исследовал в своё время составитель знаменитого словаря В.И. Даль. Оказалось, что на Псковщине, Тамбовщине и в Твери так назвали человека косноязычного, который плохо выговаривает слова, картавит. Латышать - шамкать, говорить невнятно. Когда малые дети лепечут свои первые слова непонятно для взрослых – они "латышкают". Значит, те первые "латыши" говорили по-русски плохо, непонятно, с акцентом. Откуда же пришли они, "глаголемые Лотыши с Городища"?

*** БЕРЕГА ЛАТЫ ***

Что значит корень "лат"? Это древнеиранское слово, означающее "мягкую глину, глинистые наносы". Лата – такое имя когда-то носила в нижнем течении река Узунджа в юго-восточной части Балаклавского района Крыма, по данным исследователей.

При слиянии Латы с другими речками рождается река Черная. В переводе с крымско-татарского имя Лата также значило "мягкая глина". Древние пути с Ирана через Каспий могли принести это слово в обиход племён, селившихся в Приазовье и Причерноморье, в Крыму.

Одним из самых крупных поселений людей, которые ценили мягкую глину для строительства мазанок и гончарного промысла, был Латышев Хутор. Его курганы расположены около хутора Конькова Боковского района Ростовской области. Та земля была населена людьми, начиная с эпохи неолита. Люди Степи и Люди Воды, латышевцы селились у рек, занимаясь собирательством и рыболовством.

Жители Дикого Поля были скотоводами, используя бескрайнюю Степь как пастбище. Латышев Хутор можно найти к югу от известной станицы Вешенской и восточнее станицы Каргинской, где в реку Чир впадает …речка Чёрная. Фамилия Латышев встречается среди донских казаков и их атаманов.

Группа курганов Латышева Хутора ныне является памятником археологии. Специалисты определили период жизни того поселения – начиная с III тысячелетия до н.э. Городища просуществовали вплоть до XIV века н.э. Их местоположение относительно нынешнего хутора Латышева:

- Курган "Латышев I" в 1,7 км к юго-востоку;
- Курганная группа "Латышев II" (7 курганов) в 2,5 км к юго-востоку;
- Курган "Латышев III" в 2,7 км к югу;
- Курган "Латышев IV" в 2,5 км к юго-западу;
- Курганная группа "Латышев V" (3 кургана) в 200 м к востоку;
- Курганная группа "Латышев VI" (3 кургана) в 800 м к западу;
- Курган "Латышев VII" в 1,6 км к северу;
- Курганная группа "Латышев VIII" (2 кургана) в 3,3 км к северо-западу от хутора Латышева.

Однако степи Приазовья и Дикого Поля постоянно подвергались набегам тюркских племён. Предполагаю, что этот или иной существенный фактор мог стать причиной ухода "латышевцев" на север, в более холодные, но и менее заселённые земли на территории нынешней Белоруссии и Смоленщины, Брянщины и Псковщины.

Так это было или иначе, но к началу новой эры народ, исповедовавший "культ Латы", обрёл себя в верховьях Западной Двины. Там появилась его страна Лат-ва! У его людей появилось самоназвание – "lati;i" (латвиеши). Это и были "первые латыши".

Пришедшие славяне именно так приняли самоназвание местных племён в качестве имени их языка – "латыши". Первые с берегов Латы, первые Латыши – они исчезли в конце I тысячелетия н.э. Частично их истребили в междоусобных войнах. Другие вымерли, потому что их вытеснили в бедные и бесплодные земли.

Часть "первых латышей" растворилась в белорусском и русском народе, оставив от себя "латышские" (балтские) топонимы, русские и белорусские прозвища Латыш, Лотыш, Латышев и Латка, а также словечко "латышать" – неправильно и непонятно говорить по-русски.

Те, кто выжил и хотел сохранить идентичность, ушли на запад, став латгалами. Они дали жизнь "вторым латышам", поселившись у моря в низовьях Западной Двины. В XIII - XVI веках, во времена средневековой Ливонии, балтские народности (латгалы, курши, земгалы и селы) вместе с финно-угорскими ливами образовали новый, Латышский народ.

В "Истории государства Российского" Н.М. Карамзин упоминает записи Нестора: "Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский".

Получается, ранее русские люди под словом "латыши" подразумевали не только самих латгалов ("ливонских латышей"), но и родственные балтские племена ("латышей неливонских")!

Современные, "вторые" латыши благодаря латгалам сохранили своё самоназвание, крестьянскую культуру. Хутора у них состояли из однодворных поселений, в которых были избы с открытым очагом. Традиционными ремеслами у мужчин были гончарное и кузнечное дело, а также бондарное и плотницкое. Самым уважаемым человеком в хуторе был кузнец (Этнография Л.В. Королькова).

Женщины занимались ткачеством, вязанием и плетением. Влажный и прохладный климат предопределил традиционное ношение шерстяных вещей. Женщины и девушки носили белые шерстяные покрывала, скреплённые специальными брошами - сактами. Для них принято было выходить из дома в переднике с вышитыми или сплетёнными особым узором поясами.

Жена в украшениях носила знаки мужа, указывая племенное и родовое, социальное происхождение. Украшения в древнем латышском народе использовались в семейных обрядах, их наделяли магической силой.
Любимая традиция латышей - проведение праздников с танцами и хоровым исполнением народных песен. В них живёт латышский язык. В XVI веке он получил письменность.

В 1544 году "Космография" Мюнстера содержала молитву "Отче наш" в латышском переводе. Есть данные о несохранившейся "Лютеранской мессе" 1525 года, изданной в Германии. В 1631 году Георг Манцель создал "Латышский катехизис" (Lettisch Vademecum). Пауль Эйнхорн в 1649 году написал "Historia Lettica", первую книгу по истории Латвии, латышской мифологии и языка. Наконец, Э. Глюк в 1685 - 1694 годах перевёл Библию на латышский язык.

*** СЛЕДЫ ПЕРВЫХ ЛАТЫШЕЙ ***

Первые люди с берегов Латы растворились среди русских и белорусов. Они продолжали селиться компактно, образуя деревни Латышевы и Латкины (близ Новгорода), называя Латами реки с глинистыми берегами. Группы "первых латышей" продвигались не на запад, куда ушли латгалы, а на восток, постепенно достигнув Поволжья.

В Чувашии есть старинная деревня Латышево близ Канаша. Она появилась после взятия Казани в 1552 году и покорения Казанского ханства при Иване Грозном. На чувашском языке её имя - Лачкасси. Первоначально она строилась в лесах близ маленькой речки, окружённой родниками – ключевинниками. Старожилы помнили, что первооснователями были Этрель, Кётрель и Мемедей.

Жителей деревни "крестили" в православную веру. Они были крестьяне государевы, не крепостные. Латышево входило в Янтиковскую волость Цивильского уезда Казанской губернии. После революции в Латышево был колхоз "Звезда". Рядом есть деревня Подлесное, селения Турмыши и Старое Ахпердино.

В XVII - XVIII веках следы Латышевых уже видны в Прикамье. И это не только чердынские люди Сенька Иванов сын Латышев да Мишка Латышев на посаде. В кайгородском починке Чеякуш-на-враге по переписи 1678 года жил бобыль Мишка Семенов сын Латышев.
На вятской земле есть деревня Латыши (Кирово-Чепецкий район) и пос. Латышский (Опаринский район).

На реке Вильве близ Гремячинска есть остров Латышевский. Рядом с Лысьвенским заводом была небольшая деревня с именем Латышева, у речки Берёзовки. Она есть на картах 1900 и 1948 года, поблизости от неё были деревни Кульбики, Олени, Бабёныши, Паинцы да Таборцы.
После похода Ермака в Сибирь, на новые места двинулись тысячи переселенцев. Латышевы также пересекли Каменный Пояс. И там потомки "первых латышей" отметились.

У посёлка Лопаево, по правому берегу реки Лобва находится устье реки Латы.
В реку Лату у Медвежьего Болота впадает река Крутая Лата. Обе реки длиной по 30 вёрст. А в Крутую Лату впадают речки Александровка и Латушка. Поблизости были деревни Латинка и Малая Лата.
Латушка, Латинка… Ласково как назвали, а?! И болото – Медвежье, нравятся мне такие названия. Латушкины воды попадают в Лобву, из неё в Лялю, из Ляли в Сосьву, затем в Тавду, Тобол, Иртыш, и в составе великой Оби впадают в Карское море.

Алексей Геннадьевич Мосин в книге "Словарь Уральских фамилий" говорит, что фамилия Латышев распространена в Талицком, и Далматовском районах, а в Екатеринбурге зафиксирована в обоих написаниях: Латышев и Латышов.
Потомки Латышевых двинулись в Зауралье к югу, ближе к степям и озёрам. Всё-таки давным-давно их предками были Люди Степи и Люди Воды.

"Особенно много Латышевых проживало в деревне Луговой", - сообщает Мосин. Деревня эта относилась к Талицкому заводу. "Предком Латышевых из д. Луговой был крестьянин Наум Павлович Латышев, живший сначала в Беляковской слободе (1690/91 г.), а позднее поселившийся в д. Луговой (перепись 1710 г.)", – по книге А.Г. Мосина.

Латышевы обозначились в переписях Катайского острога, к которому относились сёла Троицкое и Катайско-Троицкое, деревни Катайка и Сапожникова (потом Ушакова). Поблизости были деревни Филинская и село Ушаковское, деревня Окатова Зырянской слободы.

Алексей Мосин сообщает, что "предками Латышевых в д. Сапожниковой и, возможно, д. Окатовой, были крестьянин Леонтий Васильевич Латышев и его сын Василий, у которого были сыновья Тимофей и Леонтий. Вероятно, его братом был крестьянин "деревни над Шаблишем озером" Пётр Васильевич Латышев, с которым жили сыновья Порфирий, Сила и Осип, а также брат Андроник (перепись 1719 г.)".

Деревни Латышевы то исчезали, то появлялись вновь. В Калиновской слободе была деревня Латышева, но со второго десятилетия XVIII века она стала селом Ильинским (А.Г. Мосин). Наоборот, в Калужской области у деревни Редькино тоже есть деревня Латышево – но это бывшая деревня Поповичи.

В 1965 г. деревня Поповичи переименована в Латышево в память о Герое Советского Союза Латышеве Владимире Федоровиче.
Кстати, из известных в России Латышевых хочу ещё отметить прославленного футбольного арбитра Николая Гавриловича Латышева, которому довелось судить финал чемпионата мира по футболу в 1962 году.

Генерал Пётр Михайлович Латышев на должности полпреда президента в 2000-х годах многое сделал для развития Урала, Свердловской области. Он был автором проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". К сожалению, 2 декабря 2008 года его не стало.

Вернёмся к Зауралью. В Курганской области есть озеро Латышево к югу от Шадринска и деревни Мишкино, рядом селения Кочердык и Заманилки. Где-то поблизости была и деревня Латышева, в которой, понятное дело, все были Латышевы. Возможно, это современная Николаевка. Из тех Латышевых вышел мой прадед Николай, поселившийся в городе Кургане. Его сын и мой дед Александр Николаевич родился перед революцией.

В 1930-е годы он приехал на заработки в Свердловск и устроился рабочим на Верх-Исетский завод. Александр Латышев был активным рабкором газеты "Верх-Исетский рабочий", среди "партийных и непартийных большевиков".

На заводе он встретился с моей бабушкой Агриппиной Яковлевной, уроженкой Верхних Серёг. Когда страна славила 20-летие Октября, у них родился сын Вячеслав, мой отец. В 1941-ом дед ушёл вместе с другими заводчанами на войну, воевать с немцами.

Александр Николаевич не вернулся, погиб в страшной мясорубке 1942-го на Ленинградском и Волховском фронте. Бабушка осталась вдовой, одна с тремя детьми. Когда Октябрю исполнилось 50, на свет появился я – "Мишка Латышев, человек посадский".

***
Моя версия о "продвижении" Латышевых на восток основана на топонимических наблюдениях и истории переселенцев Урала. На самом деле, по поводу нашей весьма древней и красивой фамилии сложно что-то утверждать однозначно. Слишком много воды утекло мимо берегов Первой Латы.

Кто мы? Откуда мы? Мы - одновременно латгалы и белые русы, чуваши и марийцы, русские и коми-пермяки, булгары и ливы. Мы те, кто пришёл с Западной Двины, с Прикамья и Поволжья, кто ушёл в глубины русского Севера и Сибири. Мы из тех, кто когда-то шёл через Каменный Пояс - искать свободы и лучшей жизни.
По крайней мере, Латышевы ныне встречаются по всей России. Может, нас и немного, но и немало, правда?

***
В статье использованы данные энциклопедий и словарей, а также данные из книги Алексея Геннадьевича Мосина "Словарь Уральских фамилий", издательство "Екатеринбург", 2000 г.


Рецензии