Иерусалим и царская равнина

Одно из названий, которое носил в древности Иерусалим – это Ари-Эл, то есть, как полагают некоторые исследователи,  «город Бога», «Божий очаг» [1]. И Библия дает основания думать, что этот город был священным религиозным центром еще задолго до того, как израильский царь Давид отвоевал его у иевусеев, которые считаются хурритами, а его сын и наследник Соломон построил в нем храм. Священный статус доеврейского Иерусалима (Салима) проявляется в предельно таинственной личности царя Мелхиседека, который упоминается в Ветхом Завете, в связи с победой Авраама над коалицией враждебных царей. Когда, освободив из плена своего племянника Лота и его домочадцев, Авраам проходил мимо Салима, навстречу ему вышел царь этого города Мелхиседек (Малки-Цедек в иудаизме): «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть от всего» (Быт., 14:18-20).
 
Отметим, что приведенный выше фрагмент из Библии считается среди теологов весьма загадочным и служит предметом многовековых дискуссий. В иудаизме священство Мелхиседека отождествляется со священством Сима, сына Ноя, от которого оно перенято потомками Авраама, левитами. Один из столпов христианства апостол Павел так описывает Мелхиседека: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр., 7:3). В Кумранских текстах Мелхиседеку приписывается ангельская сущность. В некоторых течениях ислама, связанных с шиизмом, Мелхиседек выступает в роли Хидра (Хизра) и считается, что именно Мелхиседек (Хидр) является тем загадочным наставником пророка Мусы (Моисея), который упоминается в Коране (18:60-82).

Приведя эти данные, мы хотели продемонстрировать, что доеврейский Иерусалим (Салим, Ари-Эл), являясь во времена Авраама резиденцией Мелхиседека, имел все основания считаться священным городом, пристанищем «священника Бога Всевышнего». При этом следует подчеркнуть, что согласно богословам всех трех «аврамических» религий, Мелхиседек был священником Единого Бога. Что касается Библии, то из нее следует совершенно очевидный вывод, что в Ханаане еще до переселения туда Авраама со своими домочадцами и родственниками, какой-то частью населения этого региона исповедовалась религия Единого Бога и имелся город, являвшийся центром этой монотеистической религии. В ином случае трудно объяснить то, что Мелхиседек благословил Авраама «от Бога Всевышнего» и Авраам, приняв это благословение, дал Мелхиседеку десятую часть своей добычи. Такая трактовка этого события присутствует также и в «Иудейских древностях» древнееврейского писателя I в. н.э. Иосифа Флавия, происходящего из знатного священнического рода: «После того как Авраам спас пленных содомитян, которые попались в руки ассирийцев, и в том числе родственника своего Лота, он мирно возвратился домой. Царь же Содома вышел к нему навстречу до того места, которое называется «Царская равнина». Здесь принял Авраама царь города Солимы, Мельхиседек. Имя последнего означает праведный царь, каковым все его и признавали, так что он по этой причине был и служителем Господа Бога. Солиму же впоследствии назвали Иерусалимом» [2].

Судя по этому отрывку, город Салим (Иерусалим) или, по иной версии, Ари-Эл, располагался в местности, называвшейся «Царская равнина». Отметим любопытный факт: название «ари-эл» на хуррито-урартском и нахчийском языках как раз и означает «царская  равнина». Узнав, что древнейшим населением Иерусалима (Салима, Ари-Эла) являлись хурриты [3], мы не будем удивляться выявленному созвучию, теперь же укажем, что в хуррито-урартском языке, как и в нахчийском, как правило, определяемое слово идет за определением. То есть, словосочетание «царская равнина» должно бы звучать как «эла-ари» (элан-арие; элий-арие), тогда как в разбираемом случае мы видим обратный порядок расположения слов. Однако следует сказать, что некоторым хуррито-урартским диалектам, в частности, муцацирскому, был присущ и иной грамматический строй, когда определяемое слово предшествовало определению [4]. С учетом этой особенности, интересующий нас топоним вполне может иметь хурритское происхождение, потому что в названном языке мы находим оба термина, из которых он составлен (ср. ур. alae 'господин', хурр. allae 'госпожа'; хурр. awar 'поле, равнина, степь') [5].

**************************
 
  1. Библейская энциклопедия Брокгауза. Изд-во Christliche Verlagsbuchhandlung Paderbornс, 1999 г., стр. 50.
  2. Иосиф Флавий. Полное собрание сочинений в одном томе, М., 2008, стр. 24.
  3. http://www.eleven.co.il/article/14577
  4.  Г.А. Меликишвили. Урартские клинообразные надписи, М., 1960, стр. 88.
  5. И.М. Дьяконов, С.А. Старостин, Хуррито-урартские и восточнокавказские языки.//Древний Восток. Этнокультурные связи, М., 1988 г., стр. 187 и 193.


Рецензии
С большим удовольствием прочитал Вашу статью!
Может быть немного не по теме, но хотел бы сказать об архаичности чеченского языка от сохранения его через Майкопскую культуру на Северном Кавказе.
Майкопскую культуру создали выходцы из куро-аракса и шумерского Урука, если брать за основу данные палеогенетики.
Между большой и малой вайнахской ветвью даже одного Гаплотипа J2a4b расхождение более восьми тысяч лет.
Возможно, нашхойская ветвь оставалась на Кавказе и сохраняла более архаичный язык от Майкопа, куро-аракса и шумерского Урука, а большая вайнахская ветвь ушла от своих родственников на юг, а потом вернулась.
Отсюда более лучшая сохранность или другими словами большая архаичность чеченского языка, чем хурритского и урартского

Мачигов Альберт   21.10.2023 11:07     Заявить о нарушении