Мефодиевский поселок

 В  1900 году Зацемесская  сторона  состояла  из земель Мефодиевского поселка , частновладельческой земли генерала Л.Е Адамовисча , участка  принадлежащего  Черноморскому  цементному производству, участка  Домовладельческого товарищества  и земель  деревни Мефодиевки. Самым крупным и густонаселенным  был Мефодиевский поселок .    Он  состоял из двух участков - 1-гоМефодиевского отрезка и 2-го Мефодиевского отрезка.За ним  города уже не было. Здесь   на окраине раскинулось  Мефодиевское кладбище, принявшее в себя не одно поколение новороссийцев. Слева от  кладбища  – балка, бывшая границей города, отделяющая его от земель деревни Мефодиевка. Вправо от неё, до Кольцовской балки, и вниз, до земель Владикавказской железной дороги и раскинулся второй Мефодиевский отрезок. Возник он в конце 80-х годов Х1Х века, когда набирали людей на работу на железную дорогу,  в порт и элеватор  и тогда еще не входил в городскую черту.
В то время различали рабочих и мастеровых, то есть тех, кто имел профессию. Последние больше получали, выше ценились начальством и меньше бунтовали. Зарплаты им хватало не только на приличный костюм-тройку, шляпу и часы, но и на постройку мещанского фасадного дома из красного кирпича.
Правда, этим кирпичом только обкладывали фасад выходящий на улицу. Выкладывался замысловато, с различными узорами. А сами стены делались из бутового камня на цементе. Кто был по богаче, строили дома полностью из кирпича.
Эти дома ещё сохранились и продолжают и ныне украшать город.
Простые рабочие, по современной терминологии разнорабочие или чернорабочие, селились выше, постепенно захватывая гору, ставя свои хатки-мазанки из глины, хвороста и другого подручного материала. А ещё выше бегали козы. Жители отрезка были настолько бедны, что даже не могли содержать коров.
Только на основании Высочайшего повеления от 10 июня 1902 года 1-й и 2-й Мефодиевские отрезки вошли в состав города*.
Улицам дали названия и стали выбирать гласных в городскую Думу. Впрочем, сами жители 2-го Мефодиевского отрезка попасть в гласные не могли, да и лично избирать тоже. Не позволял имущественный ценз, установленный в размере не менее одной тысячи рублей стоимости недвижимости. Да и гласные не особо вспоминали об этом районе города. Он был лишен всех благ цивилизации: освещения, водоснабжения, канализации и школ. Но налоги в городскую казну жители платили исправно. Только один раз гласные пытались вступиться за них и в 1905 году вынесли вопрос о списании налога на выпас коз. Но Дума в целом, горя духом равноправия и справедливости, не смогла пойти на это, считая, что в противном случае будут попраны права остальных граждан Новороссийска.
Постепенно Мефодиевский посёлок облагораживается. Замащиваются булыжником главные улицы, выкладываются тротуары, открываются хлебные лавки, трактиры, ремесленные мастерские, кузницы, харчевни, постоялые дворы и школы. Промышленные предприятия 2-й части города развиваются, постоянно требуя новые рабочие руки, и Мефодиевский посёлок постоянно рос. С увеличением числа жителей посёлка сама собой возникла и школьная проблема, теперь уже господам гласным приходилось проводить много времени на заседаниях городской Думы, обсуждая вопросы о «строительстве во второй части города на Мефодиевском посёлке низших начальных училищ».
Прежде чем приступить к повествованию об истории школы на Ново-базарной площади, давайте побываем в старинной части этого района, который назывался в те годы посёлком. Мысленно пройдёмся по замощённым булыжником улицам, полюбуемся на только что возведённые добротные дома из красного кирпича, на крытые железом синеватые и оранжевые черепичные крыши, на уличные колодцы. Послушаем звучные имена улиц, тех же самых, по которым мы ходим сейчас, давно сменившим свои старинные названия и постепенно забытые. А сейчас и вовсе исчезнувшие из памяти людей. Послушаем, как они красиво звучали, как назывались. Поможет нам в путешествии по старинным улицам Мефодиевки - карта, составленная землемером В. И. Тюменевым в 1910 году.
 Мефодиевский посёлок был большой, и поэтому некоторые улицы были в обоих его отрезках. Половина улицы относилась к 1-му отрезку, другая половина ко 2-му отрезку.
2-й Мефодиевский отрезок начинался с улицы Шоссейной, сейчас это улица Васенко. Улица эта длинная, шла она от Мефодиевского рынка через весь 2-й Мефодиевский отрезок и была границей между территориями железнодорожными, а также между землями Мефодиевского посёлка и деревни Мефодиевки. Далее Шоссейная улица уходила в сторону гор, убегая за перевал и переходила в грунтовую дорогу, ведущую в Кубанскую область. Старожилы рассказывали, что в то время это была основная трасса, соединяющая город с центром Кубанской области Екатеринодаром. Движение по этой улице было интенсивным, неслись почтовые «кареты», ездили всякие чиновники, гражданские и военные по делам службы.
Справа параллельно Шоссейной начинались и другие улицы этого отрезка. Назывались они так:

Нижне-Базарная - ныне Шаумяна.
Верхне-Базарная - Гоголя.
Ксентицкая-  Ростовская
2-я Никитинская-  20 лет РККА.
Ново-базарная - Островского.
Ново-церковная - Тамбовская.

Дальше шло Мефодиевское кладбище. С другой стороны за ним была глубокая Кольцовская балка. От кладбища начинались новые улицы, которые и упирались в неё.

Школьный переулок - ныне Школьная.
Марьинская-  Керченская.
Пирумовская. - Волжинская.
Разводовская - пер Магнитогорский.
Мицкевичский переулок. - Кузнецкий переулок
Квятковский переулок. - Родниковская.
Охотницкий переулок - Охотницкий.
Оранский переулок.-  Оранский.

Все перечисленные улицы были параллельны Шоссейной, и теперь остаётся перечислить улицы перпендикулярные:

Тихеевская - ныне Каменистая
Ремидовская - Алтайская.
Пироговская - Пироговская
Салгаловская- Садовый переулок.
Ермоловская - Фрунзе.
Салтыковская - Менжинского.
Козловская-  Терская.
Слитковская - Адыгейская.
Геркенская-  Баканская.

Все эти улицы и составляли 2-й Мефодиевский отрезок. Самые ровные и благоустроенные улицы находилась внизу, а большая часть, неустроенных и неудобных разбегалась по горе, по возвышенностям и низинным балкам. Внизу жили обыватели побогаче, а вверху победнее. Такие же были и дома.
Центром 1-го Мефодиевского отрезка был Мефодиевский рынок. Здесь в нижней части рядом с рынком были прямые и ровные улицы, которые считались благоустроенными и чистыми. Тут была самая дорогая земля, и купить её могли люди среднего достатка и выше.
2-й Мефодиевский отрезок то же имел свой рынок. Он находился на Ярмасовой площади. Но торговля на нем шла только по выходным и праздничным дням. Поэтому эта площадь не стала центром 2-го отрезка. Рядом с ней была вторая площадь - Ново-базарная. Долгое время на ней ничего не было, и она пустовала.
В нижних частях 1-го и 2-го Мефодиевских отрезков строились самые лучшие и красивые дома Мефодиевского посёлка, кирпичные. Такие дома, расположенные большей частью на нижних улицах, являлись украшением посёлка.
Особенно много таких домов было на центральных улицах посёлка. На Нижне-Базарной улице, Верхне-Базарной улице, Красовской. Хозяевами таких домов были, конечно, не рабочие, а различные мелкие коммерсанты, лавочники, содержатели питейных заведений, харчевен, постоялых дворов. То есть те люди, у которых было постоянное своё «дело», приносящее определённый доход. Некоторые имели по два дома, сдавая пустующий в аренду Городской Управе. Последняя размещала в таких домах и учебные заведения - низшие начальные училища.
Старые Мефодиевские дома из красного кирпича, какие же они красивые! Осталось их очень мало, буквально по одному по два, да и то не на каждой улице, но всё же они, образуя собой «островок старины», дают наглядную картину старого городского облика, уже ушедшего от нас безвозвратно.

Улица Шаумяна (быв. Нижне-Базарная) дом № 23.

За свою длинную жизнь, они не раз переходили из одного жилищного управления в другое, меняли своих хозяев. На некоторых из них сохранились старинные металлические прикреплённые высоко на стенах, уже полностью ржавые пластины страховых обществ. Когда-то на них было написано, что дом застрахован тем или иным страховым обществом. Но сколько я не смотрел, ничего разобрать не удалось.
Красные кирпичные стены хранят всё, что пережили за долгие годы. Вот выбоины и рваные «раны», оставшиеся от войн и революций, а вот советские, сделанные из жести, фонари давно не горящие и отключенные, но всё же висящие на стенах с указанием улицы и фамилии хозяина дома.
Идешь возле таких домов, присматриваешься, ищешь взглядом и находишь что-то интересное. Старая кирпичная кладка потемнела от времени, но её элементы превращенные умелой рукой мастера в кирпичные узоры, не оставят вас равнодушным, они до сих пор радуют глаз. Старые каменщики к своему делу, относились с большой любовью.



Улица Гоголя (бывшая Верхне-Базарная) № 47.

Я медленно иду, всматриваясь в тёмные старые стены, и думаю, как много повидали эти дома, как много людей прожили в них свои жизни, кто были эти люди, и кто сейчас продолжает жить в этих старых домах. Стоят они разбросанно, иногда пройдешь всю улицу и встретишь только один-два дома. Некоторые дома ломают и на их месте строят новые, современные. В общей сложности таких домов осталось чуть больше сорока на всю Мефодиевку. Сохранились они по-разному, есть дома, которые выглядят аккуратно и сразу видно, что лихолетье миновало их стороной, но таких домов очень мало один, два, три. Остальные время не пощадило, и на кирпичных стенах оставило свои отметины.
За свою долгую жизнь повидали они и «пережили» очень многое, не раз подвергались переделкам. Каждое время оставляет свой след. Красные черепичные крыши сменил серый унылый шифер, красивая кирпичная кладка на многих домах потемнела от времени, потрескалась и грубо заштукатурена цементным раствором. Некоторые побелены известью, а кое-где старую кирпичную кладку закладывают новым кирпичом. Убираются старые деревянные двери, на их место становятся тяжёлые стальные, и рамы тоже идут на слом, заменяемые современными металлопластиковыми. И эти последние сохранившиеся дома, начинают терять свою первозданность. Людей, живущих в них, можно понять. Но надо понять и то, что эти дома нужно оберегать и сохранять, во что бы то ни стало.
Я не против строительства новых домов, но не такой ценой. Цена эта велика – уничтожение своей истории. И какое бы красивое здание не выстроили на этом месте, оно не заменит нам то, что было прежде. Историю нельзя заменить, но можно изгадить, исковеркать.
Посмотрите на эти старинные прекрасные домики. Чем их можно заменить? Да и нужна ли эта замена? Пройдитесь, не спеша, мимо них, и ваш взгляд обязательно отыщет неброскую красоту во всём: в парадных старых деревянных дверях, обязательно украшенных железным кованным, в завитушках, навесом. Каждый дом имел свой стиль, и каждый хозяин старался обязательно выделить свой дом оригинальными, не повторяющимися узорами. Такие дома ещё сохранились по улицам: Шаумяна, Гоголя, Кирова, Менжинского, Черноморской, Котовского, они подолгу не видывали ремонта и стоят такие неухоженные, но есть в них что-то такое, от чего вдруг «защемит» душу и навернутся воспоминания о прошлом, о чём-то родном и близком, что есть у каждого человека.
И невольно в голову приходят мысли, что это не только старое ветхое жильё, это « живая история города», та самая цепочка времени между прошлым и будущим, которая не должна прерываться никогда. Жаль только, что мы вспоминаем об этом не часто, да и то, когда порой уже поздно, когда разрушение уже произошло и ничего уже не вернешь.


Рецензии