Экипаж. Кгду-2

Командир Группы Дистанционного Управления второй боевой смены Фарит Габдулхаевич Салихов. Так получилось, что Габдулхаевич стал моим основным учителем устройства лодки. Старпом направил меня к нему, решив, что в данный момент он меньше всего занят.

Плюс человек ЗНАЛ ("хавал" как мы изъяснялись в училище на своём полудиком сленге - диалекте). Так вот, прибыл я с бутылкой шила, зачётным листом и жаждой знаний (неловко чувствовать себя "пассажиром", знаете ли). Немолодой уже капитан - лейтенант по восточному - печально взглянул на меня и спросил:

-"Как зачётный лист закрывать будем? Как положено, или...".

-"Как положено!" - твёрдо ответил я.

-"Так это тебе дороже будет!".

-"Мои проблемы! Вы, главное, учите, а я Вас ещё вопросами зае... достану!".

На том и порешили. Мужской договор был скреплён рукопожатием, "нольпяточка" нашла пристанище в ящике письменного стола. Начали тут же с системы ВВД (воздуха высокого давления). Недавно я с удовольствием перенёс понятные мне одному каракули с вырванного и затрёпанного служебно - журнального листика в статью для Вики. Когда учишь на совесть, процесс идёт медленно (а для твоего начальства - особенно).

Как - то вечером пятницы я был заранее предупреждён секретарём партячейки лодочным врачом ("...доктор - это учёное степень или звание, а я ВРАЧ - я врачую людей!") майором медслужбы Юдиным:

-"Женя, зам тебя драть собирается в понедельник на партсобрании!".

Я быстренько ответил:

-"Спасибо, принято!" и ухмыльнулся.

Фарит заступал в субботу дежурным по ПЛ, и моя сдача подготовленных зачётных вопросов произошла бы в любом случае. Хорошо сдавать, когда знаешь! Я лихо закрыл 12 вопросов. А время шло уже к ужину, Фарит утомился и сказал:

- "Женя, всё. Хватит."

Я же ответил:

-"Хочу сдать 13 -ый!Нравится мне это число!".

-"Ах так! Тогда вопрос по герметизации отсеков, я же сам тебя учил, ты одну тонкость не знаешь!" (Вот Лис!))).

-"Кстати, а сколько ты отжиматься можешь?".

И тут я ответил:

-"А сколько надо?".

Дальше была сцена из книги Макгвайра "Черви":

-"38...давай - давай... 38... 38... ДАВААААЙ!!!".

В результате я отжался намного больше обговоренного, вскочил мокрый и злой, а улыбающийся Фарит говорит порядком удивлённому годку - старшине:

-"Знай наших! Хим только с виду худой, в очках, да кашляет!! А при случае, вам, раздолбаям, и навалять сумеет!!!".

Да - да, всё происходило прямо в ЦП у конторки ДВС. Развеселившийся и довольный, дежурный по ПЛ тут же, быстро объяснив "фишку" (know how, блин))) герметизации, закрыл ещё вопросов пять. Практических, правда. Но ничего не спрашивая ("потом объясню"). В понедельник я весь день улыбался и был в отличнейшем настроении.

Эх, разошлись пути - дорожки, на душе скребутся кошки...

Надеюсь, мой подводный старший Брат, лично у тебя, твоей жены Марины, сына Тёмы всё хорошо!!! Твои самодельные нарды (с отпечатком шильного стакана на крышке), в которые вы сменой резались на ПУ ГЭУ (пульте управления реакторами), до сих пор у меня. Нарды вошли в историю - их фотография размещена мной в статье про нашу подлодку))).

Я помню этот "бартер", а точнее, дружеский обмен (12 килограммов сахара - куда мне столько - а тебе на самогонку для отвальной пригодился). Помню и огромную красивую стеклянную бутылку от "Кока - колы" (ты выпросил подсолнечное масло дома наливать), мой трофей из мурманской "Арктики" (двух норвегов КОЛОШИЛОМ напоил в хлам).

Помню, как на корне пирса собрали командиров БЧ (боевых частей) и начальников служб и вопль зама:

-"Начхим, вы всё неправильно понимаете!.." (я как самый молодой выступил первым, но неожиданно для замполита в защиту своего учителя).

Помню, как ты с капитанской должности ушёл на пенсию старшим офицером, "каптри", и с наградой какой - то ещё.

А что Вы хотели? Есть за что значит, плюс - ты нештатный кадровик, кэп - мужик, Борман - мужик (см. рассказ выше); а зам со старпомом в отпуске (долго локти кусали по прибытию).

Помню, как ты, отслужив, ещё 2 раза приезжал в Полярный, по делам:

-"Женя, я с мужиками должен был ведро водки выпить, получается?".

И я считал бутылки и говорил: - "Да!".

Помню себя реально охуевшего - ты прилёг поспать перед обратной дорогой, проспал всего 40 минут, проснулся, а глаза - ТРЕЗВЫЕ. Потом я сам стал ТАКИМ ЖЕ и с тех пор этому не удивляюсь.

Помню лихо доставленный тебе заранее списанный движок - киловатник на "точило" (тогда мода была, а "постоянка", однако, и он ВЕСИТ). В 3 часа ночи впёрли на третий этаж по улице Сивко, ты в халате спросонья открываешь, а мы тебе:

-"Принимай, хозяин!".

Как его доставали из трюма четвёртого и грузили на дежурный комендантский "Камаз" электрики во главе с Витей, как я его вывозил с завода - об этом история умалчивает!

Помню твои наставления, когда наш кэп (а ему 52 -ой уже год шёл), через час, танцуя с самой красивой девушкой в кабаке (лет 25 -26), говорит ей:

-"Дорогая, ты мне очень нравишься, шило и бабки у меня есть. Пошли... гмм.. влюбляться?" (гмм.. - это я, кэп сказал прямо))).

И через 15 минут они уходят! Я бросил свою даму (которая начала кривляться к тому же), присел за стол, налил коньяка в стакан - хлоп! А ты подходишь, говоришь, опустив мне руку на плечо:

-"Пойдём, покурим?".

-"Да не курю я!".

-"Ну так я покурю, а ты послушаешь, хорошо?".

Отошли, ты закурил.

-"Габдулхаевич, я не пойму, что тут все ****и, что ли?!".

-"Нет.".

-"А... как же тогда?".

-"Ты молодой ещё, не обижайся, подрастёшь, поймёшь и будешь женщину ГЛАЗАМИ ВИДЕТЬ. Вот кэп, он что делал?".

-"Да откуда я знаю, я не следил!".

-"А зря. ОН ГЛАЗАМИ ВЫБИРАЛ!".

Да ты был абсолютно прав, потом и я научился... Помню, как на каком - то очередном "сабантуе" ты, захмелев, воскликнул:

-"Хоть кто - то правильно моё отчество произносит, ну скажи, Женя, скажи?".

-"Габдулхаевич. Что тут произносить - то? Я же молчу, что у Саныча жена - Гюльсинэ Мухаметхарисовна!".

Помню, как ты сказал мне однажды:

-"Женя, у тебя есть мужской стержень!".

А мне, молодому, от ветерана такое услышать приятно, а от восточного человека тем более. Но у меня же тогда юмор выше пояса не поднимался, а ты отмахнулся досадливо:

-"Я не о том!. Тебя за твой характер жизнь бить и ломать будет, но ты не сломаешься, вот увидишь!".

Не угадал ты, Брат. Сломан "стержень" нахер, и, изорвав собственную душу в клочья, больно хлещет по окружающим. Нет нервов. Нет отдыха. Нет понимания. Ничего нихера толком нет вокруг такого, как я хотел и мечтал. И жить по - человечески никак не получается (а ведь я ДЕСЯТЫЙ год уже на пенсии). Да я стараюсь. Да я пытаюсь. Да я борюсь. Но я же млять уранист-максималист-перфекционист. Всё или ничего! "Победа или смерть" - помнишь?..

Но поскольку:

-"Мир тесен. Как подводная лодка. Особенно если ты на ней служил."

Придумал недавно...

Может встретимся ещё? На этот год у меня большие планы! Ну а если не судьба, я в любом случае не расстраиваюсь и скажу лишь:

-"Рахмат, укытучы!".

*Для тех кто совсем не знает татарского языка, перевожу:

-"Спасибо, учитель!".

**Для тех, кто знает татарский язык (и уж получше меня, в любом случае): прошу прощения за транскрипцию русскими буквами.


Рецензии