Почему у врачей ужасный почерк?

Почерк врача — это притча во языцех. Загадочные вензеля на рецепте стали символом непостижимой для простого смертного профессии. Но что, если корни этого явления лежат не в спешке или уникальности медицинского мышления, а в глубокой, экзистенциальной человеческой драме? В бессознательном протесте против той роли, в которую его ставят обстоятельства?

Любое социальное взаимодействие — это тонкая игра трех амплуа. В каждом процессе общения мы выступаем в одной из трех ипостасей: Мастер, Инструмент или Предмет.

Мастер — это субъект действия, творец, носитель экспертизы и воли. Он управляет процессом, его авторитет непоколебим. Инструмент — это проводник воли мастера, функциональный элемент системы, лишенный собственной значимости в данном контексте. Предмет — это объект, на который направлено действие, пассивная сторона, чья роль — быть измененным, обслуженным или оцененным.

Престижно и комфортно быть Мастером. Однако общество — это сложный механизм, где роли динамичны и взаимозаменяемы. Крупный бизнесмен, повелитель корпораций, в кресле парикмахера на время становится Предметом. А парикмахер в этот момент — безусловный Мастер.

Восстание Инструмента: феномен медицинского почерка
Врач у постели больного — это архетипический Мастер. Его знание, опыт и власть спасают жизни. Но вот он берет в руки ручку, чтобы заполнить историю болезни, выписать рецепт или оформить страховой документ. В этот момент происходит метаморфоза: из Мастера он превращается в Инструмент бюрократической системы.

Вся его сущность, его профессиональное «Я» протестует против этого унизительного, с его точки зрения, превращения. Он — целитель, а не пишущий придаток машины учета. И этот внутренний протест, это «восстание Инструмента» материализуется в форме неразборчивых каракуль. Почему он должен стараться, если его гениальность низведена до функции клерка? Почерк становится формой молчаливой забастовки, следом сопротивления против обесчеловечивающей системы.

Драматургия повседневности: таксист, охранник и продавец
Эта ролевая триада позволяет разобрать любой социальный конфликт, как часовой механизм.

Водитель такси считает себя Мастером дороги и своего автомобиля. Вы же, садясь на пассажирское сиденье, с высокой долей вероятности воспринимаете его как Инструмент для перемещения. Он чувствует это считывание, и его недовольство — это протест против превращения в функцию. Конфликт можно свести на нет, просто признав в нем Мастера своего дела.

Охранник на входе по должностной инструкции — Инструмент проверки. А вы для него — Предмет, объект для досмотра. Но человек по своей природе стремится к значимости. И потому охранник часто начинает «играть в Мастера», наделяя себя правом самостоятельно и придирчиво решать, достоин вы прохода или нет. Его мнимое усиление власти — попытка вырваться из роли бездушного механизма.

Продавец в магазине — классический Инструмент. Он это осознает, и не каждый способен вынести это постоянное чувство «функциональности». Покупатель для него — очередной Предмет, источник проблем или, в лучшем случае, безликая сделка. Бутик же предлагает иную модель: там за дополнительную плату с вами сыграют в игру, где вы — бесспорный Мастер шопинга, а продавец — почтительный слуга, чья роль Инструмента тщательно замаскирована.

Искра величия и опасность «дурака с инициативой»
В связке «Мастер — Предмет» рождается особая энергия. Когда разница в компетенциях и статусе огромна, возникает не конфликт, а искра восхищения, даже обожания. Так создаются легенды — великие хирурги, гениальные адвокаты, кумиры сцены. Предмет в этом случае добровольно занимает свою нишу, признавая величие Мастера.

Обратная ситуация — самая взрывоопасная. Это случай, когда Предмет пытается играть роль Мастера. В медицине это пациент, читающий лекции врачу по новейшим статьям из интернета. В любой другой области — это «дурак с инициативой», чьи действия разрушительны, потому что они основаны на иллюзии знания. Это — клинический случай человеческих отношений, где нарушено фундаментальное правило: каждый должен знать свое место в конкретной процессуальной цепочке.

Интимная лаборатория ролей
Эта модель находит свое самое острое и уязвимое отражение в личных и семейных отношениях.

Муж, меняющий лампочку, ощущает себя Мастером. Но для жены, озабоченной чистотой пола, он на мгновение может превратиться в грязный «Инструмент», несущий пыль. Мудрость брака — в взаимном признании Мастера в партнере, даже в самых бытовых мелочах. Хвалите супруга у плиты не за вкус борща, а за мастерство его приготовления — и гармония в доме будет прочнее.

В интимной сфере эта динамика проявляется с максимальной силой. Превращение партнера в безликий предмет — верный путь к одиночеству вдвоем. Это путь, где один становится функцией для другого, а такая функция, как известно, предполагает замену. Подлинная близость и полный комфорт возможны лишь в соитии двух Мастеров — двух свободных, уважающих друг друга личностей, добровольно и на равных отдающихся процессу. Если, конечно, иное не является осознанной и взаимной ролевой игрой.

Заключение

Народная мудрость «Будь проще, и люди к тебе потянутся» оказывается не просто присказкой, а руководством к действию. Быть «проще» — значит адекватно оценивать свою текущую роль в каждом взаимодействии. Не претендовать на амплуа Мастера, будучи Инструментом или Предметом. И наоборот — не позволять себя низводить, когда вы по праву занимаете позицию Мастера.

Понимание этой непрекращающейся ролевой игры — ключ к снижению социального трения. Это способ видеть за функцией — человека, за должностью — личность, стремящуюся к признанию. Когда мы осознаем, в какой роли мы находимся и какую роль навязываем другому, мы получаем шанс не просто избежать конфликта, но и выстроить более осознанные, уважительные и по-настоящему человеческие отношения. Играйте свою роль. Но играйте ее хорошо.


Рецензии
Анекдот: Врачей, купивших диплом медика легко распознать по красивому почерку.

Михаил Барбарисов   23.09.2020 18:39     Заявить о нарушении