Почему у врачей ужасный почерк?
Любое социальное взаимодействие — это тонкая игра трех амплуа. В каждом процессе общения мы выступаем в одной из ипостасей: Мастер, Инструмент или Предмет.
Мастер — это субъект действия, творец, носитель экспертизы и воли. Он управляет процессом, его авторитет непоколебим. Инструмент — это проводник воли мастера, функциональный элемент системы, лишенный собственной значимости в данном контексте. Предмет — это объект, на который направлено действие, пассивная сторона, чья роль — быть измененным, обслуженным или оцененным.
Престижно и комфортно быть Мастером. Однако общество — это сложный механизм, где роли динамичны и взаимозаменяемы. Крупный бизнесмен в кресле парикмахера на время становится Предметом. А парикмахер в этот момент — безусловный Мастер.
Восстание Инструмента: феномен медицинского почерка
Врач у постели больного — это архетипический Мастер. Его знание, опыт и власть спасают жизни. Но вот он берет в руки ручку, чтобы заполнить историю болезни, выписать рецепт или оформить страховой документ. В этот момент происходит метаморфоза: из Мастера он превращается в Инструмент бюрократической системы.
Вся сущность врача - профессиональное «Я» протестует против этого унизительного, с его точки зрения, превращения. Он — целитель, а не пишущий придаток машины учета. И этот внутренний протест, это «восстание Инструмента» материализуется в форме неразборчивых каракуль. Почему он должен стараться, если его гениальность низведена до функции клерка? Почерк становится формой молчаливой итальянской забастовки, следом, который оставляет сопротивление обесчеловечивающей системе.
Драматургия повседневности.
Наша ролевая триада позволяет разобрать любой социальный конфликт, как часовой механизм.
Водитель такси считает себя Мастером дороги и своего автомобиля. Вы же, садясь на пассажирское сиденье, с высокой долей вероятности воспринимаете его как Инструмент для перемещения. Он это считывает, и его зримое недовольство есть протест против превращения в Инструмент. Конфликт можно свести на нет, просто признав в нем Мастера своего дела.
Охранник на входе — Инструмент проверки. А вы для него — Предмет, объект для досмотра. Но человек по своей природе стремится к повышению своей значимости. И потому охранник иногда начинает «играть в Мастера», наделяя себя правом самостоятельно и придирчиво решать, достойны вы прохода или нет. Его мнимое усиление власти — попытка выйти из роли бездушного Инструмента.
Продавец в магазине — классический Инструмент. Он это осознает, и не каждый способен вынести это постоянное чувство «функциональности». Покупатель для него — очередной Предмет, источник проблем или, в лучшем случае, объект безликой сделки. А вот Бутик предлагает уже иную модель: там (за дополнительную плату) с вами сыграют в игру, где вы — бесспорный Мастер шопинга, а продавец — почтительный слуга, чья роль Инструмента тщательно отрежиссирована.
Искра величия и опасность «дурака с инициативой»
В связке «Мастер — Предмет» иногда рождается особая энергия. Когда разница в компетенциях и статусе огромна, возникает не конфликт, а искра восхищения, даже обожания. Так создаются легенды — великие хирурги, гениальные адвокаты, кумиры сцены. Предмет в этом случае добровольно занимает свою нишу, признавая величие Мастера.
Обратная ситуация — самая взрывоопасная. Это случай, когда Предмет пытается играть роль Мастера. В медицине это пациент, читающий лекции врачу по мотивам статей из интернета. Это - «дурак с инициативой», чьи действия разрушительны, потому что они основаны на иллюзии знания. Это — клинический случай человеческих отношений, где нарушено фундаментальное правило: каждый должен занимать свое место в конкретной процессуальной цепочке.
Интимная лаборатория ролей
Предлагаемая модель находит свое отражение в личных и семейных отношениях.
Муж, меняющий лампочку, ощущает себя Мастером. Но для жены, озабоченной чистотой пола, он на мгновение может превратиться в «Инструмент», несущий пыль. Мудрость брака — во взаимном признании Мастера в партнере, даже в бытовых мелочах. Хвалите супруга у плиты за мастерство приготовления борща — и гармония в доме будет прочнее.
В интимной сфере всё проявляется с максимальной силой. Принижение роли — верный путь к одиночеству вдвоем. Это путь, где один становится предметом для другого, а при таком варианте, как известно, возможна замена. Подлинная близость возможна лишь в соитии двух Мастеров — двух свободных, уважающих друг друга личностей, добровольно и на равных отдающихся процессу. Если, конечно, иное не является осознанной и взаимно признанной ролевой игрой.
Заключение
Народная мудрость «Будь проще, и люди к тебе потянутся» оказывается не просто присказкой, а руководством к действию. Быть «проще» — значит адекватно оценивать свою роль в каждом взаимодействии. Не претендуйте на амплуа Мастера, будучи Инструментом или Предметом. И наоборот — не позволяйте себя низводить, когда вы по праву занимаете позицию Мастера.
Понимание этой непрекращающейся ролевой игры — ключ к снижению социального трения. Это способ видеть за функцией — человека, за должностью — личность, стремящуюся к признанию. Когда мы осознаем, в какой роли мы находимся и какую роль навязываем другому, мы получаем шанс не просто избежать конфликта, но и выстроить более осознанные, уважительные и по-настоящему человеческие отношения. Играйте свою роль. Но играйте ее хорошо.
Свидетельство о публикации №220072500317
Михаил Барбарисов 23.09.2020 18:39 Заявить о нарушении