Михаил Чехов

               
               Действующие лица :

       Чехов Михаил Александрович - актер.

       Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич - основатель МХТ .

       Немерович-Данченко  Владимир Иванович -основатель МХТ , драматург.

       Сулержицкий Леопольд Антонович- режиссер.

       Вахтангов Евгений Багратионович- режиссер.

       Гиацинтова Софья Владимировна -актриса.

       Пыжова Ольга Владимировна -актриса.

       Дикий Алексей Денисович -актер

       Бехтерев Владимир Михайлович - психиатр , профессор.

      

          Сцена представляет собой гостиную квартиры Чехова.

Станиславский : (Бехтереву) " Я побеспокоил вас , профессор, по чрезвычайному

случаю. Видите ли , наш актер , страдающий приступами запоя , явился на

спектакль навеселе. Отмененный спектакль- позор театра ".

Бехтерев : (Чехову) " Вы не совсем здоровы".

Чехов :(играя Эрика) " Все в жизни моей было нечисто и криво. Ты пьян , или

бес в тебя вселился ".

Бехтерев: ( принимая игру )" Спиртные напитки запрещены новой властью ".

Чехов :(оживляясь) " Вот новость . Я почти не выхожу из дома ".

Бехтерев:  " Что ж. В жизни бывают такие серьезные минуты , когда одиночество

 - величайшее несчастье ".

Чехов : " Я никогда не остаюсь один. Даже во сне , я не перестаю слышать :

" Михайло ,хватит играть , айда грядки полоть". (Играя Гамлета) :

           "Взгляни , смотри , как тихо он уходит

            Отец мой точно как живой , Смотри :

            Вон , вон идет он ; вон входит в дверь ".

Бехтерев: " Отец ваш тяжело переживал раннюю смерть брата . Антон Павлович

умер совсем молодым ".

Чехов : " В Ялте он худой , сгорбленный тихо идет , опираясь на палку.

Уличные мальчишки прыгают вокруг него и кричат : " Антошка - чахотка ,Антошка

- чахотка ". А он ласково улыбаясь , глядит в землю ".

Бехтерев : " Именно он заставил вас прославиться ?".

Чехов ( словно не слыша ) : " Отец вдруг душевно ослаб. Бесцельно метался ,

ушел из семьи. Жил один. И я жил, как бы в двух семьях. Грубость отца

уравновешивалась нежностью матери. Сейчас я не смогу отыскать ее заброшенную

могилу".

Бехтерев : " Щедрость редко бывает расточительна ".

Чехов : " Сцена стала для меня душевным отдыхом. Здесь забывал я свои

гнетущие мысли ".

Бехтерев: " Игра - это веселая правда о  мире ".

Чехов : " Моя тайная внутренняя жизнь стала еще тяжелее . Я стал больше пить ,

и часто играл в пьяном виде. Во время спектакля я чувствовал необходимость

вернуться домой , и начинал торопливо играть свою роль , приводя в ужас своих

партнеров ".

Бехтерев : " Театр поглощает всего человека. Его нервы , здоровье , всю жизнь.

Стоит ли театр  , каков он есть , таких жертв. Бегите от этой театральной

чумы " .

Чехов: " Было душно , густой туман стоял в воздухе. Чувства мои обострилась.

Я слышал все , что говорилось в разных концах огромного города ".


            Сцена 2.

Станиславский :"  Чехов не радует. После всего пережитого не хочется его

играть . Продолжать старое невозможно ,а для нового нет людей. Старики - не

желают переучиваться ,а молодежь - слишком ничтожна ".

Немерович-Данченко : " Студия - это самая большая надежда на театральном

небосклоне ".

Станиславский : " Мой взгляд на студийцев очень отрицательный .Из храма

искусства мелкие людишки сделали фабрику интриг. Всех вон , и набрать других".

Немерович-Данченко ( насмешливо) : " Режиссер должен умереть  в актере ".

Станиславский : " У меня одна задача , чтобы никто друг друга не толкал , и

чтоб все заняты были" .

Немерович-Данченко : " Гувернер при труппе необходим ".

Станиславский : " Художественного театра больше нет. Вы , Владимир Иванович ,

поняли это раньше меня. Я все эти годы спасал трухлявые остатки. Мне стукнуло

шестьдесят , и некому передать дело. Бросить все . Распустить труппу лучшего

в мире театра ".

Немерович-Данченко : " Бог даст , это только временное затмение , и семья

опять восстановится ".

Станиславский : " У молодых аппетит -шире рта. Студия с самого своего

возникновения стремилась к независимости ".

Немерович-Данченко : " Мы убили свое окружение , и умираем в нем сами .

Но мы же должны его воскресить. В этом задача будущего театра ".

Станиславский : " Ах , Владимир Иванович , как бы ни старались нас поссорить ,

мое отношение к вам остается прежним ".

Немерович-Данченко : " Я смотрю вперед с надеждой и верой ".


                Сцена 3.

Станиславский :(Сулержицкому ) " Во всяком театре есть интриги. Вы не

должны их бояться. Наоборот- это будет вам школой. Работайте. Возьмите тех ,

кто верит вам. ( Уходит ).

Сулержицкий :(волнуясь ) " Студия - не театр. У нас даже нет сцены. Тем более

важны дисциплина и воля. Без Художественного театра Студия не имеет смысла.

Там надо применять то , что найдено здесь ".

Вахтангов : " Никак не могу прилепить себя к театру. Не вижу своего места.

Вижу больших людей , которые проходят мимо , которым до тебя нет дела.

Каждый сам за себя ".

Гиацинтова: (тихо Пыжовой ) " Вахтангов живет в обнимку со смертью".

Сулержицкий : " Вне сцены мы в тени. Вне сцены публика нас не знает. Ни с кем

не знакомы ".

Дикий : " Актеры живут кулисами ".

Вахтангов : " Изгнать из театра театр. Из пьесы актера . Изгнать грим , костюм.

Образовать студию , где мы бы учились. Проверить систему на самих себе.

Принять или опровергнуть ,но убрать ложь ".

Сулержицкий : " Система еще качается на тонких ножках".

Гиацинтова : " Станиславский остро переживает равнодушие , которое встречает

в театре его система. Мы первые - поддержим его сердцем и делом " .

Пыжова: " Показы Станиславского мучительны. Чувствуешь себя бездарью ,и

до смерти боишься , что он увидит нашу никчемность и ненужность.

Сулержицкий :" На сцене только и видишь виртуозность повторения сценических

приемов ".

Вахтангов: " Рутина на сцене рождена Малым театром ".

Сулержицкий : " Театр при смерти , если не отражает современной жизни".

Вахтангов: " Не делай этого ради Бога . Не отражай эпоху ".

Сулержицкий: " ( тихо ) Да как же.. Ведь мне так мало осталось.

Чехов : " Стыдитесь . Вы бесславно носите по сцене какие -то клистриры .

Где ваше человеческое достоинство . Качаловы и Москвины захватили себе

лучшие роли. А вы молчите и трусливо кланяетесь им в коридорах ".

Станиславский : (внезапно появляясь ) " Вы язва нашего театра ".


                Сцена 4.

 Немирович :(один ) " МХТ на грани катастрофы и гибели. Остался лишь призрак

 " царственного умирания ". Сулержицкий и Станиславский грубо влезли в дело.

Хозяйничают ,кроят, рубят топорами. Затоптали мое. Вот уйди я из театра , и

никто за мной не пойдет , а за Станиславским пойдут  все". (Входят Актеры ).

Дикий : " Газеты кусаются ,но не больно . Студию объявили соседним отделением

клиники МХТ ".

Вахтангов : " Интерес к Художественному театру резко упал и переместился на

Студию ".

Дикий : Все очевидней наша тяга к обособлению . Но единственный человек , кто

это понимает - сам Константин Сергеевич ".

Гиацинтова : " Он видит как дорог нам личный успех , что нам совсем не

важны интересы Художественного театра ".

Дикий : " Да , да он еще любит нас , но , видимо , перестал уважать". ( Уходят

                (Входят Станиславский и Пыжова ).

Пыжова :(восторженно) " Студия -самая большая надежда на театральном небосклоне

Станиславский: " Ваша студия отказалась от театра. Не пожелала нам помочь.

Вот так ".

Пыжова : " Моя связь с Художественным театром вечна ".

Станиславский : " Не уходите из театра . Искусство - ведь это не количество

сыгранных ролей. Я из вас мог бы сделать настоящую актрису. Без Художественного

театра вы погибнете " . ( Пыжова уходит ).

Немирович : " Хоть она и талантлива , капризничать ей рано. (смеясь ).

По моему , голос половина актера. Глаза и фигура -еще четверть " .

Станиславский : " Если в актере нет простоты и искренности - он для меня не

актер ".

Немирович: " У Чехова возобновились нервные припадки .Он медленно скользит по

тонкой грани вымысла и реальности".

Станиславский : " Он вообще странный. Его системе учить не нужно -он сам

система ".

Немерович-Данченко : " Ах какая это беда , что мы мало говорим друг с другом.

Вам надо создавать не новый образ , а новые приемы. Новые для вас ".

Станиславский : " (тихо) Я не имею привычки слушать всех и каждого . Конечно ,

прежде всего люди запутали наши добрые отношения " .

Немирович : " Теперь надо работать , а не отдавать театр на съедение пса " .

Станиславский : " Порча началась в Петербурге. Мы не сумели удержаться на

ногах от внешних успехов , и катимся вниз ".

Немирович: " Вы не умеете распределять работу , потому что никому не верите ,

и прежде всего не верите мне. Константин Сергеевич , я вас часто ненавидел ,

но гораздо больше любил . Я хочу быть чист перед вами -какой бы ценой не

пришлось расплачиваться за это " .

Станиславский : " Театр наш должен идти впереди других театров. Иначе ему

незачем и существовать ".

Немирович : " Для вас театр - это мастерская художника Станиславского .Вне

этой задачи театр для вас неинтересен ".

Станиславский : " ( громко ) Я не имею привычки слушать всех и каждого ".

Немирович : " Прекрасная реплика ".



                Сцена 5.

Пыжова: " Господи , прими к себе душу нашего несчастного Сулера " .

Чехов : " Я объявил себя диктатором и взял управление труппой в свои руки.

Театр сразу поднялся на на большую высоту. " Мне кажется ,однако , они меня

принимают за государственного человека " . ( Хлестаков ). Я провозглашен

заслуженным артистом и вместе с Москвиным заседаю в Моссовете ".

Пыжова : " Эта, не знавшая удержу ,игра на чужих судьбах разворачивается во

всю ширь " .

Дикий (Гиацинтовой ) : " Чехов не умеет репетировать в полную силу. Я нарочно

задерживаю текст , меняю мезансцены ,но он упрямо притягивает зрителя к себе".

Гиацинтова: " На днях расплакался : " Ах , Сонечка ,сомневаюсь актер ли я " .

Пыжова : " Сбылась наша мечта о собственном театре ".

Дикий : " Да , да мы оседлали коней Мельпомены ,вокруг одни Гамлеты да

Чацкие " . ( Уходят. Появляются Вахтангов и Чехов ).

Вахтангов : " И вот - тьма , горе и свет померк в облаках " . ( Исая).

Чехов : " Сейчас театр болен , может быть даже при смерти. Но он выйдет на

новую дорогу".

Вахтангов : " Ночь не на сцене , а в жизни".

Чехов : " Ты необыкновенный человек , и делай свое не обыкновенное дело ".

Вахтангов : " Мишенька , как мне хочется жить . Посмотри , вот небо , люди ....

Я их чувствую по - новому. Я хочу их видеть , чувствовать".

Чехов : " Знаешь , я думаю о старых мастерах .О , они знали , что значит

актер , и как надо играть . Все у этих гигантов делалось " божьей милостью ".

Им не нужно было ни школы , ни режиссера.

Вахтангов : " Времена изменились. " Божья милость " оставила нас .

Чехов :" Время скажет свое. Придет новое поколение , и на новых началах

построит театр. И тогда " Божья милость " по- иному сойдет на актера ".

               







.


 





 


 


Рецензии
Немирович-Данченко

Сергей Шрамко   23.08.2020 11:57     Заявить о нарушении