Скажи жизни Да, советует Андрей Ананьев

Сегодня в гостях на "Nовой Vолне", петербуржец Андрей Ананьев, автор канала "Скажи жизни "Да"| Блог психолога". Название канала говорит само за себя. Андрей професиональный психолог. У него есть канал на Ютьюбе, страница во Вконтакте, а теперь Анрей открыл свой канал на Дзене. Площадка продолжает привлекать людей своим небывалым трафиком, с помощью которого есть возможность развивать собственное дело.

Канал Андрея Ананьева появился 5 июня этого года. За эти полтора месяца он смог собрать 25 подписчиков при трехтысячной аудитории. Вполне нормальный результат для молодого начинающего канала с такой тематикой. Интервью вышло не маленькое, но вполне содержательное. Знакомьтесь:

Скажи жизни "Да"| Блог психолога

- Здравствуйте Андрей. Давайте с вами познакомимся поближе. Расскажите о себе, о своей семье. Сколько вам лет?

- Здравствуйте Nовая Vолна. Приятно читать ваш канал и заочно знакомиться с большим количеством разных и интересных людей.

Мне 39 лет. Я психолог и педагог робототехники и программирования. Как психолог работаю со взрослыми, семейными парами, подростками и их родителями. Моя семья — это жена и двое детей, 2 и 4 года.

- Из какого вы города?

- Я родился в Ленинграде, живу в Санкт-Петербурге. Не многим представилась возможность выбирать город рождения. Я получал свой первый паспорт, почти сразу после распада СССР. На мой вопрос о том, какой город Ленинград или Санкт-Петербург писать в анкете паспортистка ответила: «На ваше усмотрение».

- Давно ли вы занимаетесь психологией?

- Психология привлекла меня еще в подростковом возрасте, когда я увлекся спортивным туризмом. В походах мы не только плавали на байдарках, ходили по горам и жгли костры, но и проходили психологические тренинги.

Помню, что уже на третий год занятий в турклубе, я сам проводил тренинги с младшими учениками. В то время я зачитывался книгами психологов экзистенциально-гуманистического направления: А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Бьюдженталь, Р.Мэй...

После магистратуры психолого-педагогического университета я сделал попытку заняться наукой, поступив в аспирантуру, но быстро понял, что это не мое. Защищать кандидатскую «для галочки» я не стал.

Книга Альфрида Лэнгле «Жизнь, наполненная смыслом», определила мою судьбу. Под сильным впечатлением от автора я пошел учиться по его программе психологическому консультированию. В его подходе удивительным образом совмещаются глубокие чаяния человека о смысле с практическими техниками, помогающими решать повседневные проблемы.

Кстати, название моего канала «Скажи жизни Да!» - это слова Виктора Франкла, учителя Альфрида. Я считаю себя его «духовным внуком».

Частную практику я веду с 2008 года, уже 12 лет.

- Насколько вас удовлетворяет ваша работа?

- В моей работе в последние несколько лет происходят существенные изменения. Я снижаю педагогическую нагрузку и активно развиваю частную психологическую практику.

В педагогике я достиг своего потолка, а мне хочется двигаться дальше. Как психолог я оказываю большее влияние на людей. Мне нравится строить глубокие долгосрочные отношения, разбираться в тонкостях внутреннего мира, помогать другому жить лучше.

Есть еще один неоспоримый для меня плюс. В частной практике я работаю на себя. Сам себе директор, менеджер по персоналу и маркетолог. Это не просто.


- Какой ваш рекордный материал канала.

- Это была моя четвертая статья «Как бороться со страхом заразиться Covid-19?» У нее 12527 просмотров и 1366 дочитываний на данный момент. Я не хотел хайповать на Ковиде. Часто в мае-месяце я сталкивался с запросами о страхе. Это понятно. Было очень много неопределенности вокруг, от которой не укрыться, не спрятаться. Хотелось поделиться своим опытом и помочь другим.



- Работа психолога приносит доход? Можно ли прокормить семью таким занятием?

- Конечно. Работа психолога хорошо оплачивается. Некоторые даже не понимают, за что платить такие деньги, если можно поговорить с подружкой? У меня, кстати, на эту тему есть отдельная статья: «Зачем нужен психолог, если есть подружка?»

- Зачем вам канал на Дзене?

- Раньше я вел блог в группе во ВКонтакте, пробовал проводить прямые эфиры, но аудиторию собрать никак не получалось. Дзен мне нравится тем, что помогает с поиском своих людей и дает некоторые инструменты для анализа своего контента и аудитории.

Я хочу общаться со своей аудиторией и привлекать клиентов в частную психологическую практику. Монетизации на Дзене буду рад, но это не цель.

- Какие каналы рекомендуете почитать. Что читаете сами?

- Я чувствую себя на Дзене таким новичком, что вряд ли смогу уверенно ответить на ваш вопрос. Пока подписался на многих, читаю, прислушиваюсь к себе – откликается ли? Чтобы кого-то рекомендовать, мне нужно еще время.

- Вы работаете в организации или вы ИП, и у вас свой кабинет?

- У меня частная практика. Ни к какой организации не привязан. Кабинет арендую недалеко от дома в Санкт-Петербурге. Сейчас больше клиентов в онлайн, видимо так и останется.

- Кем вы еще в жизни работали?

- Если не считать студенческих «шабашек», то работал инструктором детско-юношеского туризма и пока еще работаю педагогом робототехники и программирования.

- Правильно ли то, что с помощью канала на Дзене вы набиваете свою клиентуру?

- Как-то грубо звучит «набиваете». В моей профессии лучшая реклама – это «сарафанное радио». В Дзене я показываю людям свою экспертность, знакомлюсь, общаюсь. Они могут сами обратиться на консультацию или посоветовать мои услуги своим знакомым. Монету с Дзена (когда она будет) буду пускать на рекламу. С нее тоже клиенты приходят.

- Кто ваш любимый писатель?

- Я очень люблю русскую классику, особенно Ивана Бунина.

- Какую музыку любите слушать?

- Очень разную, под настроение. Опять же помогает Яндекс Музыка. Указал несколько сотен своих любимых треков, а сервис сам дальше подбирает, предлагая познакомиться с неизвестными мне исполнителями.

Очень люблю соло на электрогитаре в исполнении Дэвида Гилмора в песне «The blue».



- Зашел на ваш сайт и нашел ответы на многие задаваемые мной вам вопросы. Возник дурацкий вопрос: что такое супервизор? Провизора знаю, а вот чем от него отличается супервизор?


- Для консультирующего психолога супервизор – это опытный коллега, к которому можно обратиться со сложными случаями в своей практике.

Сегодня на рынке психологических услуг очень много специалистов работают не только без регулярной супервизии, но и без достаточного образования. Краткосрочные курсы не могут дать будущему психологу необходимую базу знаний и не научат необходимым техникам.

Помимо образования для успешной практики необходимо постоянно повышать свою квалификацию, участвовать в семинарах, интенсивах, конференциях, обмениваться опытом с коллегами.

Подробнее я об этом написал в статье «Как правильно выбирать психолога?»

- Андрей, скажите честно, вы сами писали отзывы на своем сайте? Не поверю, что это благодарные клиенты.

- На моем сайте все тексты – авторские! (шутка, к отзывам это не относится)

С отзывами в моей профессии сложно. Среди тех специалистов, которые работают профессионально, не принято спрашивать у клиентов отзывы. Это может противоречить этическим принципам работы психолога.

Но современный маркетинг вынуждает их брать. Если потенциальный клиент на главной странице сайта не встретит модуль с отзывами, то скорее всего усомнится в компетентности и опыте специалиста.

Далеко не у всех своих клиентов я могу попросить отзыв. Покупать отзывы в обмен на бесплатные консультации или еще какие-либо «плюшки» я считаю для себя неприемлемым.

В подлинности отзывов вы можете убедиться пройдя по ссылке: https://vk.com/topic-82536650_40635151 Во ВКонтакте оставляли отзывы реальные люди. В том числе отсюда я их копирую на сайт.

- В каких странах вы успели уже побывать?

- При закрытых границах этот вопрос звучит зловеще. ; Норвегия, Италия, Барселона (Испания), Эстония, Финляндия, Пхукет (Тайланд), Париж (Франция), Стокгольм (Швеция).

Я умышленно вместо некоторых стран написал города и даже полуостров. Я различаю «побывать в стране» и «побывать в одном городе».

- Любимый фильм?

- «Револьвер», «Карты, деньги, два ствола», «Перевозчик». Люблю актера Джейсона Стэтхема. Очень мне импонирует его рассудительность. Джонни Депп тоже хорош. Все части «Пиратов Карибского моря» пересматривал несколько раз.

- У меня есть стойкое предвзятое отношение к людям вашей профессии (это моя личная позиция). Мне кажется, что психолог, это этакий манипулятор человеческих душ. Он залезает в голову человеку и вытаскиваете из неё всю подноготную. А потом жонглирует полученной информацией. Поправьте меня, если я не прав?

- Теперь я понял, почему при первом знакомстве вы попросили меня по содержанию вашего канала «написать» вам психологический портрет (широко улыбаюсь).

Видимо, вы сильно мистифицируете психологов. В нашей стране, к сожалению, эта профессия по-прежнему остается дискредитированной. В частности, свою миссию на Дзене я вижу еще и в том, чтобы сделать для большого количества людей понятным, как именно работает психолог.

Давайте попробуем, если вы не против?

Если бы вы вдруг пришли ко мне на консультацию, я бы спросил о том, откуда у вас такая позиция по отношению к психологам? А дальше… Мы бы, наверняка, «раскопали» какую-нибудь детскую травму.

Если бы вы доверили мне ваши глубокие переживания, то с моей помощью смогли бы понять причины предвзятого отношения. Возможно, вы бы с удивлением для себя обнаружили, как подобная позиция мешает вам строить гармоничные отношения с другими.

И да, вы правы. Психологические техники – это инструмент. Все зависит от того, у кого он в руках. Не сомневаюсь, что среди моих коллег найдутся непорядочные специалисты, которые будут «жонглировать полученной информацией». Но не думаю, что их большинство.

У профессиональных психологов есть свод правил – этический кодекс психолога – исполнение которых обязательно для любого специалиста. Эти правила призваны защитить клиента от возможных злоупотреблений. Собственно, в том числе и для этого и нужна супервизия.

- Расскажите, пожалуйста, про свой город, чем он вам нравится?

- Мне очень нравится центр Санкт-Петербурга. Это другой мир. Я люблю гулять по набережным, по Невскому, смотреть с мостов в воды Невы. Этот город – для прогулок и вдохновения. В Питер едут по любви (как моя жена).

- Охотно ли люди выкладывают вам свои проблемы?

- Еще бы. Некоторых бывает трудно удерживать в нужном русле. Ни разу не было такого, чтобы человек пришел и молчал.

- Считаете ли вы себя медицинским работником?

- Нет, не считаю. У нас с врачами совершенно разные методы диагностики и лечения. Практическая психология безусловно соприкасается с медициной, но все же является совершенно самостоятельной.

Ко мне приходят обычные люди, оказавшиеся в непростой жизненной ситуации. Я не выписываю таблеток, не ставлю диагнозов. Если вижу серьезные психические нарушения, то могу направить к психиатру.


- Применяете ли вы гипноз?

- Нет. Я могу порекомендовать клиенту использовать аутогенную тренировку или иные методы самовнушения, если увижу в этом необходимость. Но это не главные техники в моей работе.

Мои методы в работе с клиентами направлены на повышение осознанности с тем, чтобы человек учился справляться со своей жизнью.

- Какую вы литературу любите?

- Приходится читать много профессиональной литературы. Если вы не знакомы с тем, как работает психолог, могу порекомендовать почитать книги Ирвина Ялома «Лжец на кушетке», «Лечение от любви», «Когда Ницше плакал»…

Они читаются, как детектив. Ирвину удалось совместить этот жанр с описанием того, что происходит в кабинете психолога.

- Чем отличается одна онлайн-консультация за 2800 рублей от психотерапии-онлайн за 2500 рублей (цены взяты с сайта А.Ананьева)?

- Консультация направлена на решение конкретной задачи. Психотерапия – это более длительный процесс. От нескольких месяцев до нескольких лет. Работать в долгую – работать глубоко. Это как регулярно ходить в спортзал, чтобы поддерживать форму.

- Охотно ли люди платят 2500 рублей за час?

- Тех, кто хочет получить помощь бесплатно я отсеиваю сразу. Про бесплатный сыр всем известно. Любая работа должна оплачиваться.

Могу напомнить, что в этот час работы входят мои временные и денежные затраты на непрерывное повышение квалификации, личную психотерапию и супервизию.

- Судя по тому, что вы ставите душу людей «на ноги», можно судить о том, что у вас самого с душой все в порядке? Можно ли представить, что психолог идет на прием к психологу?

- Прохождение личной терапии у более опытного психолога я считаю обязательным условием для ведения частной психологической практики.

Главный инструмент в работе психолога – вовсе не техники, а прежде всего он сам. И этот инструмент должен быть в порядке. Это не исключает того, что психолог – живой человек. Может тоже злиться, раздражаться и быть неадекватным за пределами кабинета.

- Чем хорош Дзен?

- Пока у меня не много опыта взаимодействия с ним, но мне нравится то, что я могу видеть цифры, анализировать, стремиться быть лучше. Но прежде всего – общаться.

- У вас довольно проработанный и красочный сайт, сколько нужно вложить денег, чтобы достичь такого результата?

- Сайт я сделал сам. Приятно слышать, что он вам понравился.



- Чтобы вы изменили в Дзене, будь ваша воля?

- «Мухи отдельно – котлеты отдельно». Хочется отдохнуть – смотри котиков или как весело хомячок купается. Хочется чего-то полезного – иди в другую ленту. Может быть такая функция в Дзене уже есть, а я не разглядел?

Я бы еще добавил фильтр «тупого контента». Смотреть, как люди делают подлянки друг другу, падают с горки или прикалываются я не хочу. Однако, такой мусор регулярно попадает мне в ленту.

- Чем психология отличается от психотерапии? Корень «психо» есть в обоих словах, значит есть объяснение между «логией» и «терапией»?

- Психология шире психотерапии. В психологию входит множество дисциплин: психодиагностика, организационная психология, психологическая помощь, психокоррекция… да много еще чего. Психологом можно работать в учебных заведениях, в научных учреждениях, в медицинских центрах или вести частную практику.

Психотерапия в нашей стране законодательно считается частью медицины. Но в неформальных кругах этот термин широко распространен в применении к длительному психологическому консультированию.

- Планы по развитию на Дзене?

- Я хочу выйти на монетизацию, чтобы пустить эти деньги на рекламу. Буду продолжать писать статьи и записывать короткие видео. Хочется со временем делать содержание моих статей более глубоким.

Спасибо, что дали мне возможность рассказать о себе.


Читайте канал "Скажи жизни "Да"| Блог психолога".

Интервью с Андреем Ананьевым. Канал "Скажи жизни "Да" Блог психолога". Nовая vолна 25.07.2020 S. M.


Рецензии