Коломна. Запасная столица России

     И вновь, Други мои ненаглядные, я в пути! По желанию женушки и по искрометности нашего сурового короновирусного времени. Потому поездка мимолетная -  на два дня в город Коломну Московской области. Супруга  отчего-то хотела давно и именно туда. Нет ничего невозможного, пока работает сердце и двигатель внутреннего сгорания. От Москвы до Коломны Яндекс-карты проложил три маршрута. Первый по Каширскому шоссе, затем малой бетонке и через Бронницы, второй опять же по Каширскому шоссе с разворотом около аэропорта Домодедова, затем через Бронницы и третий по Новорязанскому шоссе и опять же через Бронницы.  Немецкий встроенный навигатор упрямо вел через аэропортову развязку. Я всегда не доверял немцам. Они все воспринимают четко и буквально. Как оказалось потом, я был абсолютно прав, но на обратном пути.  А потому, как мы захватили с собой ребенка 32 лет пола женского, незамужнего, воспользовались ейным айфоном. Этот повел первым маршрутом. Вырвавшись из каменных объятий Москвы, нашему взору открылись неожиданные просторы, леса, поля и небеса.  На посадку невдалеке заходили самолеты, все компании S7. Зелененькие такие.  Чуть не доезжая до малого Московского кольца, организована российская пробка, при помощи ремонта дороги. Особо нетерпеливые особы объезжали нас по обочине. Простой же автомобильный люд стоял и удивлялся, что дорога ремонтируется второй год, а все не отремонтирована. Вот уже и дорожный кран состарился, заржавел и повалился набок. Вот уже смуглолицые торговцы открыли ларек с напитками для пробочников. Но это были цветочки того, что ждало нас впереди. Дорогу на Коломну на развязке Новорязанского шоссе тоже решили отреставрировать. Поэтому в Коломну можно было попасть только через Бронницы. А так, как ни одного работающего рабочего мы ни на одной «ремонтируемой» дороге не встретили, то становилось  ясным что такое  «Стройка Века».  Однако заканчивается и эта дорога, а мы попадаем в

          Отель 40-й Меридиан Арбат

Отель себя позиционирует как 3 звезды.  Соглашусь на большее. Номера неплохи. Размещается ближе всех к центру (к Кремлю). От него отправляется прогулочный кораблик типа «Москва». Вид из окна на Москву-реку или на улицу. Река – с доплатой.  Загадочное название, но интересное решение. Отель плавающий. Стоит на понтонах. Поэтому, когда уровень реки поднимается, отель поднимается вместе с ним. Но вот вход/выход возможен только по воде.  А уровень реки здесь поднимается ого-го как! Теперь, увы, о минусах.  Прогулочный кораблик швартуется к самому отелю. Верхняя палуба была на уровне окон нашего двуспального номера. Слышали ли вы, как ругается палубный матрос в два или три часа ночи? Это, конечно, не расширенный ненормативный лексикон боцмана линейного крейсера, но звучит так же громко и отчетливо. Шлюп периодически вздрагивал от резких и очень резких выражений и испуганно  бился бортом о стенку номера.  Номер трясся, но не сдавался. А в это время… в ресторане шумела свадьба! Это уже была проблема номеров, окна которых выходили в широкий двор с автопарковкой.  Тяжело сыграть свадьбу без драки, но уж без друзей жениха, подъехавших на заниженной 9-ке с черными стеклами и музыкой востока, легко  заглушающей рев двигателей стартующего  ракетоносителя «Протон» вообще никак! На замечания по поводу небольшого дискомфорта, обладатели раритетного экземпляра, участвовавшего во всех местных бандитских разборках с 90-года, услужливо врубали рэп.  Кухня. Неожиданно неплохо. Очень неплохо. Борщ. Даже куриная лапша. Судак. Куриный шницель в панировке. Ну, естественно, водка. Уместно холодная. Местного разливного пива нет. Это, видимо, такой новый стиль в ресторанах. Бутылочное из ларька по 260 рэ или никакого. С этим столкнулся на Новый Год в Минске. Видимо теперь идет такая мода всюду. Ужос!!!  Забавен был завтрак. Вода с микроскопическими вкраплениями лимона. Морс, который уже не мог сказать о себе, что он когда-то был морсом. Кофе. Ну, это понятно.  Хорошо, что не из алюминиевого чайника, а из кофе-машины, хотя вкус одинаковый.  Дальше не буду, потому как все печально. Вечером второго дня решили поужинать.  Предварительно позвонили, спросили, есть ли горячее, можно ли прийти? Да! Все есть, мы вас ждем! Пришли. Сделали заказ. Вдруг нарисовался администратор в виде девушки в свободном платье. «Извините. У нас много (абсолютно пустой зал) заказов. Кухня будет готовить горячее более часа!» Типа выметайтесь. Пришлось устроить скандал в три голодных глотки. Глотки победили. Администратор унесся на кухню, выскочил оттуда с огромным подносом всякой вкусности и уволок его куда-то вдаль от ресторана, видимо в сторону более важных персон. Вернувшись, занялся нами и конфликт медленно сошел на нет.   Но не ради этого же мы ехали сюда? Пошли смотреть

Кремль и окрестности.

В силу исторических и природных причин, Коломна была замком к Москве.  Полноводная Ока сливается с Москвой-рекой, а по ней прямой ход в столицу. Хоть зимой, хоть летом. Потому умные люди (из Рязани) в этом месте построили деревянную крепость.  А уж потом, в 1525 году, Василий III нанял итальянских гастарбайтеров, которые за 6 лет построили ему каменную крепость на 24 гектарах. Нам бы сейчас такую технику, организацию и скорость!  Смешение различных стилей, действующих и недействующих соборов, вызывает у москвича чувство белой зависти и  уважения.  Если 2% московских средств на реновацию жителей передать Коломне, здесь вполне возможно организовать туристический центр страны.   Про сам Кремль, его историю, я говорить не буду, потому что дело это профессиональных людей. А я все воспринимаю через призму быта. Интересно, что в Коломне взяли в качестве камертона стиль XIX века.  Сохранили или поноводелали улочки с низенькими деревянными домами в рюшечках и завитушечках. Вообще почти вся Коломна 2-3х этажная.  Оттого раскрывается небо, город, храмы, зелень. Убей это МКД под 30 этажей и город можно будет закрыть, как сейчас закрывают Москву.  Так вот о стиле. Всякие магазинчики сувениров, пастилы, калачей оформлены с любовью и в стиле позапрошлого столетия. Барышни в тех нарядах, попытка внести театральность в любой процесс. От продажи чая, до просто объяснения как пройти в библиотеку.  Мне показалось, что акцент делается на провинциальность. Такую неспешность, наивность, типа «мил-друг». Но за всем этим чувствуется неплохой расчет и жесткая организация. Очень правильным путем идут товарищи.  Если бы местные власти смогли добиться разрешения  сноса ветхих древних охраняемых строений при условии строительства на этом месте 2-3х этажных частных гостиниц! Да еще бы с освобождением налога на недвижимость  и гостиничную деятельность лет на 25… Да еще бы с помощью по архитектурному стилю… Да еще бы маркетинг на международном уровне… Да пароходики по реке, а не «Москвы» старые. Думаю, что это могло превратиться в «Нью Васюки» в реальном масштабе.  Главное, решить вопрос размещения туристов. Нельзя гнать гостиницу вверх, можно только вширь. Это проблема. Но при желании и свободе предпринимательства, можно все.  Теперь немного о местных изысках. Это пастила и калачи.  Что белевская, что коломенская пастила не произвела на меня никакого впечатления.  Мне милее московская Рот Фронт, Ударница. Хотя в классическом понимании  это, конечно, не пастила. Зато в Коломне есть действующий музей пастилы, но туда только по предварительной записи. Мы не попали.  Калач.  Так же есть музей калача. Простой калач (такая булка с ручкой) покупается без очереди, а за калачом с начинкой приходится постоять немало времени. Про простой хочу сказать, что у нас, в Москве, есть сеть грузинских кафешек «Оджахури». Так вот лаваш и калач сделан по одному рецепту, только разной формы.  Вкус абсолютно одинаковый. Но хороший. Настоящий хлеб. Только живет недолго. Остыл… и все.  А еще у нас были

Две поездки.

Одна – водная. На теплоходике от гостиницы по Москве-реке до слияния с Окой и обратно. Откровенно говоря, погода была хмурой, вода коричневой, по берегам разруха и рыбачки. Рыбачки ловят так: забрасывают в двух-трех метрах от себя сеть, отходят и бросают удочку не то с наживкой, не то без. Во всяком случае, я ни разу не видел, что бы кто-то что-то вытащил. А рыбачат много. По реке снует надувнуха рыбнадзора. Впереди впередсмотрящий с биноклем и кислым выражением лица. На руле с тем же выражением матрос. Видно дело бесперспективное, а рыбку народ браконьерит.  Жемчужина промышленности Коломны – это старейший «Коломенский завод». История интересна. В 1862 году (через год после отмены крепостного права) железная дорога дошла до Коломны.  Надо было строить дальше. Но нужен был мост через Оку.  И тут появился инженер-капитан Аманд Егорович Струве. Он взялся за  это дело, арендовав у местных крестьян землю для мастерской по строительству всяких железяк для моста (ферм). Впоследствии из этой мастерской и вышел Коломенский завод. Кстати заводом управлял и его брат Густав, пока Аманд строил мост в Киеве. Кстати Струве построил огромное количество мостов Литейный и Дворцовый в Питере, Бородинский, Москворецкий, Крымский, Краснохолмский в Москве и т.д. и т.п. А завод в Коломне тем временем выпустил первый русский трехосный паровоз, первый в мире судовой дизель, первый в мире серийный тепловоз.  Короче делали здесь и трамваи, и паровозы, и электровозы и даже три подводных лодки серии «Щука».  Сейчас АО «Коломенский завод» выпускает тепловозы, электровозы и дизели. Вроде так. Хотя идет модернизация. С реки видно, что многие цеха не работают, а забор завалился. Есть в городе еще огромный цементный завод швейцарской компании Holcim. Но он уже расположен за рекой Окой. По поводу работы… Что мне рассказали девчонки с ресепшн. На заводах работа есть. Но нужна специальность. Заводы имеют свою подготовительно-образовательную базу. Это радует и внушает. А вот в сфере услуг работы нет. Зарплата максимум 45 000 руб. Это в услугах.  Народ переманивает Москва. Там  легче. Но все хором говорят о природе, родных местах и работе в Москве, как отчаянном шаге.  Город попивает. Достаточно много выпимших. Говорят, что с этим активно борются.  Есть замечательный деревянный спуск к реке с огромной танцевальной площадкой. Играет музыка, народ танцует, причем, похоже, проводят тренировки профессиональные танцоры. В парке… Да-да! Среди этой зелени еще есть и городской парк. В парке стоит то же деревянная конструкция, на которой проводят фитнесс-занятия. Забавно, необычно… У нас все по одиночке, а тут наоборот. Компания к компании.
Вторая-автомобильно бытовая.  Километров 25 от Коломны есть город, о котором ходят легенды. Это Луховицы. Есть на рынках Москвы традиция. Все огурцы называть луховицкими.  Даже если это длинный гладкий парниковый израильский огурец.  А уж блестящие от противогнилостной химической обработки огурцы «майд ин чайна подмосковье» сам Бог велел! Иногда цедят сквозь зубы «Сорт Луховицкий! Атлычный огурец!» Так вот съездили мы в Луховицы. Памятник огурцу есть, а огурцов нет.  Ну, нет. Не урожай! Комбинат местный (ООО «Луховицкие овощи») еще что-то вырастил, но он не продает в розницу. Да и ввели его в эксплуатацию только в этом году.  Купили у какой-то бабки по 80 руб. полтора кг. И то какие-то подозрительные огурцы. Помидоры есть. Картошка есть. А огурцов нет.


Обратную дорогу все три навигатора выбрали одну.  Я абсолютно верю в заговор машин! Но мне непонятен выбор немца! Да. Дорога, по которой мы ехали вела параллельно малому кольцу в сторону аэропорта Домодедова. Она не была сплошной пробкой, как предыдущая. Но километров шесть нам пришлось ехать по классическому бездорожью. Причем этот путь выбрали джипы, какой-то бензовоз с туркменами за рулем, грузовик, который не жалко. Но мой немец! Это же ударище по ходовой из 150 мм орудия прямой наводкой! Навипридурок посчитал, что если на российской карте есть дорога, то она проезжая! Хотя ведь предупредил: есть дороги с грунтовым покрытием. И развернуться нельзя. Такая дорожка. Ближе к аэропорту умиляет стоянка таджик-такси. Это такая груда мусора, вони и желтых хёндаев. Проползя на брюхе последние метры, мы выбрались на Каширское шоссе. Неужели это может быть в 45 км. от Москвы?
Коломна нам полюбилась. Возможно, приедем еще. Милый русский провинциальный городок с богатой историей и приветливыми людьми.


Рецензии