Кн. 2 Казанские университеты. Часть 5

Часть 5


                Словно капельки пота из пор
                Всё сочилась душа…душа               
                В.С. Высоцкий



Глава 1

1

 Ада уехала. Для связи остался адрес моего родительского дома.
В стране началась перестройка.
И у нас в ЖКО тоже началась перестройка. Начальником ЖКО стала Наташа Пысина.  Её-то и планировали на мое место комендантское. Женщина одинокая, с семиклассником сыном. Она стала вечерами убирать подъезды, подрабатывать. Сын приезжал вечерами ей помогать. Слава таскал четырехведерные бачки с пищевыми отходами. После работы они заходили к нам в холл переодеться, попить чаю. Мы подружились. Она разуверила нас, что ни в коем разе не пойдет на сделку с совестью и что на мое место, она лично, не претендует. Жить в таких условиях стало невозможно. Я решаюсь перейти на другую работу. И переводом устраиваюсь работать в  детский садик. В тот же садик ходил мой Миша. Помогла с трудоустройством его воспитатель Варя. Рита Анваровна перешла на завод  руководителем отдела.
За нами  оставили наши комнаты, ведь каждое предприятие выделяло муниципалитету города десять процентов жилья.
Зарплата моя стала меньше. В детсаде не хватало воспитателей. Там тоже были свои интриги и увольнения. Приходилось соглашаться на подработку, иногда работать в ночной группе. Зато мы были сыты. Несколько котлет оставляли повара. Хлеб и кисель можно было есть  вволю.

2


Я приняла решение оставить коменданство, глупо спорить с надвигающимся ураганом. Не лучше ли найти укрытие.
Мне казалось, что я нашла для себя  нишу. Ибо, я к тому времени решила устроиться в детский сад « Золотая рыбка» от вертолетного завода. Туда ходил мой сын Миша. Там работала воспитателем у Миши Варя. Вот она мне и помогла устроиться в детский сад. Куда ж мне было деваться?  С двумя детьми на руках, одному из которых  год Отроду.
Справедливости ради, надо отметить, что мне писала письма Салима с Дальнего Востока. Сообщала сведения о Зуле, Наде и Саше. Меж собой они там общались, хоть и попали в разные артели. Салима и Надя остались жить там. Зульфия приехала к родственникам в Мамадыш. Заходила ко мне, поигралась с  Янеком. Потом писала в письмах, что вышла замуж и у неё двое детей.
Работая в детском саду, я договорилась с заведующей, и мне в группу поставили манеж для Янека, который мы с Ритой с таким трудом купили. Работали мы, воспитатели в две смены. Если я работала с часу дня, то Миша шёл в садик с Варей, воспитательницей, которая проживала в нашем общежитии.  Ему, конечно, приходилось рано вставать. А я шла к своей смене, с коляской и Янеком. Коляска в любую погоду стояла во дворе садика, под лестницей моей группы. Группа была на втором этаже. Янек ползал в манеже с игрушками, а мои ребятишки трёх – четырех лет, малые еще, тыкали ему свои игрушки, были  и синяки и плач. Если приходила проверка, Янека отправляла под лестницу в коляску. Был курьёзный случай. Сердобольная бабушка, проходившая через двор детского сада, стала стучать по лестнице и блажью кричать:
-Изверги, что издеваетесь над ребёнком.
Раздетая, чтобы успокоить бабушку, я выскочила на лестницу:
- Успокойтесь, бабушка, это мой ребёнок, я его одела, и мы уходим домой.
Поверила ли она? Но шла и кричала, уже тише:
- Бессовестные.
А мы с Янеком заболели. Я с бронхитом лечилась месяц. Ребёнок с температурой и кашлем. Казалось бы, мальчик уже выздоровел, меня выписали на работу, закрыв больничный лист. Но по плановой диспансеризации его положили в больницу. Отняли из  моих рук и, маленького, одного оставили в больнице. Детская больница была рядом с садиком. Если во вторую смену работала, то в больницу ходила утром и вечером. Если в первую смену, то только вечером, после того, как забирала из детсада Мишу. Когда ребенка госпитализировали, он бегал , ему было больше годика. А когда Янека выписали, мне принесли и вручили ребенка, который не стоял без поддержки на ножках.
 И перед самым Новым годом нарисовалась поздним вечером мама его, Саша. Поздно вечером в дверь комнаты постучали. Открываю, и вижу, в телогрейке с рюкзаком стоит Саша.
В Новый год в общежитии было весело. Холл второго  этажа был оборудован под детскую комнату. Настелены ковры, стояли детские столики и стульчики,  родители нанесли много игрушек. Кто-то из мам дежурил по графику. Старших детей шести - семи лет было восемь, а малышей еще больше.
Сашу обрядили в Дед Мороза. Рита Анваровна была Снегурочкой. Было смешно и куражисто. Дед Мороз маленький, щупленький, а Снегурочка огромная, как Снежная Баба. Ну и что? В Новый Год всё возможно.
Пока ходили по этажам, Дед Мороз «наугощался». В ту ночь никто не спал. Всё общежитие праздновало начало 1987года.
Новая комендант, блатная, женщина лет пятидесяти с десятилетним сыном занимала комнату на втором, уже семейном, этаже. Работала она строго до пяти. Часто уезжала в деревню.
Мероприятия не проводились. Она следила лишь за чистотой и порядком. Заместитель директора, видимо вывез, всё, что ему было надо. Уговаривал меня вернуться на работу. Но об этом не могло быть и речи.

3

Первого января, к обеду, мы только еще  просыпались. В дверь постучали:
- Примите телеграмму.
Расписавшись в журнале, я прочла:
-Оля, выезжай отец операции больнице соседи долгих

Оставив заявление на отпуск, показав телеграмму Варе, мы с Мишей стали собираться в дорогу. Саша стала умолять взять её с собой. А куда деваться?
Телеграмма мне была нужна для получения билета на поезд. Для таких случаев всегда оставляли резервные билеты.
За окнами январский мороз. Собирали вещи потеплее. Из своего клетчатого зимнего пальто, укоротив, сшила куртку Саше. Янека одели в новую серую шубку.
Что теперь будет, я не знала. С тремя иждевенцами я ехала в родительский дом, а точнее, - в неизвестность. Заняли полное купе.

Новый Год. Почему из динамиков льётся:
- Это радуги  краски,
- Разноцветные пляски,
….пряник…да воздушный шарик….???


Я всю дорогу провела на верхней полке в думах о будущей жизни и решая  горячей головой нахлынувшие проблемы. Казалось что, все, не выдержу. А внизу жили мои подопечные, кушали, спали. Думали тоже, как их встретит дедушка.
-Мы заведем белых кроликов и сошьем маме белую шубку и белую шапку,- слышала я сквозь свои думы размышления сына.

Раннее утро. Проводница или сама проспала, но разбудила нас, когда поезд уже шел к перрону Уфы.
-Вставайте, Уфа,- кричала проводница и стучала в двери.
Соскочив в панике. Наскоро собирая детей, обнаруживаю, что Сашка исчезла. Стала метаться по вагону в поисках её. А она в тамбуре курит.
-  Скорее выходите, поезд трогается на запасные пути,- кричит проводница.
Да как же я могу унести все вещи, держа на руках годовалого ребенка. А поезд на полном ходу едет. То ли поезд остановился, то ли проводница нажала «Стоп кран», но поезд встал. Сбрасываем в темноту, в снег сумки. Выпрыгиваем из вагона. Где-то горят станционные фонари. Ни тропинок не дорог. Пути - пути – пути… поезда…- снег ровный и глубокий. Хорошо, что взяли  Янеку санки. Его-то не нести по снегу, который по колено. Продвигаемся перерывами. Донесем часть поклажи, возвращаемся за остальной частью. Поезда  фыркают, подают гудки. Мурашки по голове, по коже…Из последних сил посылаю проклятия и судьбе насмешнице, и Саше, свалившейся на мою голову не весть за что…Да успеть бы на свой поезд, не опоздать… Добрались до вокзала, вот и поезд стоит на посадке…Загрузиться бы… Чаю в поезде глотнем…Ах, вот мы уже и едем. До дома четыре часа. Можно и передохнуть…А колеса стучат «Так-так-так…» А мозг отвечает: «Не должно быть так…»

С Новым Годом! Я в родном доме. Говорят, родные стены греют…
Слава Богу. Тепло за ночь из дома не все выстыло. Видно, соседи с вечера протопили печь. Да и сухие дрова тут есть. Затопили печь, поставили чайник. Перекусили казанскими припасами. Теперь в тепле только спасть…спать…Обо всем другом я подумаю потом.
Господи…дай…силы…


Рецензии