Сузанна

С  Сузанной меня свела одна неблизкая, но давняя знакомая, которая при встрече похвасталась:
- У меня теперь одна грузинская девушка убирается, из азюлянтов (так в Германии называют беженцев), мне порекомендовали. Ну, совсем из деревни, но у меня уже чисто.
- Дай телефончик. У меня до «чисто» руки уже давно не доходят, - попросила я. 

Телефончика с собой не оказалось, потом я забыла позвонить, потом она уезжала, и, наконец, недели через две-три, я все-таки связалась с Сузанной, она проявила готовность убираться и у меня, и после почти десятиминутной безуспешной попытки объяснить ей, куда надо ехать, я сказала ей, что будет проще, если я встречу ее в подземке, прямо у первого вагона в половине девятого. Пришла я минут на 15 раньше назначенного времени, и из первого же подошедшего поезда увидела выходящую молодую женщину, растерянно озирающуюся по сторонам – да, это была она, немного рыхлая, с рыжеватыми скорее крашеными волосами, забраными в пучок. Сузанна, так она представилась, тут же затараторила на смеси плохого немецкого и плохого русского, говорила много, но ни о чем.

Невежественность ее была всеобъемлющей, не знаю, что она вообще знала, возможно она думала, что земля плоская, но понять глубину ее незнания было трудно, потому что она говорила ни о чем, и собственно информацию надо было у нее выспрашивать прицельными вопросами. Звали ее на самом деле как-то иначе, но она представлялась всем именем Сузанна, которое выбрала за красоту и благозвучность.

Сама Сузанна была любопытна и все время задавала мне вопросы:

- Джамиля, а Вы кто по национальности?
- Папа у меня был казах, а мама украинка
- Значит, Вы немка?
- Почему??
- Ну, Вы же сказали, папа – казах, а все русские немцы их Казахстана..

(после пятиминутной паузы)
- Значит, Вы еврейка?
- Почему???
- Ну, Вы говорили, что Вы по еврейской линии в Германии…
- Мой муж еврей, а я нет.
- А-а-а-а

- Сузанна, а кто Вы по национальности? – скорее из вежливости спрашиваю я, ведь мне уже сказали, что она грузинка. Ответ был несколько неожиданным:
- Я простая езидская девушка.
- А кто такие езиды?
- Это мы, грузины.
- Извините за любопытство, я никогда не слышала о езидах. Объясните мне, пожалуйста, езиды это такая грузинская народность, как мегрелы или сваны?
- Ну, наверно…
- А вот ваша фамилия оканчивается на «-ян», может быть езиды ближе к армянам?
- Нет, мы грузины, но у езидов у всех фамилии оканчиваются на «-ян». Есть другие грузины, у них фамилии на «-швили» или «-дзе», а у нас, езидов, у всех на «-ян».
- А какое у езидов вероисповедания? Мусульманство?
- Нет, мы не мусульмане, мы - езиды, ну эти, ну как его, христиане...

Дальнейшие расспросы ясности не внесли, пришлось спросить у моего приятеля Гугла, отославшего меня в Википедию. Я думаю, что Сузанна   и понятия не имела, к какому сложному, почти таинственному народу она принадлежит – как-то там все не совсем точно известно, вроде бы курды, вроде  первоначально из Ирака, в Закавказье, особенно в Армении, появились через Турцию, спасаясь от преследований мусульман, требующих отказаться от их исконной религии, вроде вначале зороастризма, а потом езидизма. Езиды делятся на касты, стать езидом посторонний не может, поскольку для него нет места в кастовой системе. Вроде бы, езиды -  это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом. Но также езидами являются те, кто рождён от обоих родителей - езидов, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству.

Я попросила Сузанну рассказать, как она попала в Германию и каков ее статус.
В результате множества конкретных вопросов и уточнений, неопределенных, а иногда и просто загадочных ответов, выяснилось, что она в 16 лет вышла замуж за своего, за езида, родила дочь. Пока она была беременна, муж уехал в Германию, где попросил политического убежища. Ей удалось тоже приехать вслед за ним с годовалой дочкой, и она тоже подала заявление на признание ее политической беженкой. Формально это было отдельное от мужа заявление, их рассматривали отдельно, отказывали отдельно, писали письма каждому из них отдельно, но жить разрешили вместе, в результате чего к двухлетней дочери добавилась еще одна, которой на момент нашего разговора уже исполнилось 14 лет.  Муж между тем получил статуc беженца, а Сузанна и дочери нет. Выслать их из Германии не могут, потому что выехали они еще с советскими документами, а куда высылать? - для доказательства наличия грузинского гражданства надо представить грузинскому посольству доказательства, что последние 3 года до выезда они проживали на территории Грузии. Адвокаты, которым Сузанна регулярно платила заработанные уборкой по-черному деньги, убедительно доказывали, что доказать ее гражданство невозможно, и просто тянули время, которое за это время уже растянулось на 15 лет, которые Сузанна прожила в Германии в самом неопределенном статусе с официальным названием «отсрочка высылки», дающим ей право на пребывание по месту прописки без права на работу, продлеваемое каждые два месяца. На семью подушно платили пособие, да и квартиру оплачивали, но покидать место прописки официально не разрешено.

Выпытав всю историю, я решила помочь этой «бедной езидской девушке». Домработница из нее была никудышная, я должна была быть все время рядом и объяснять ей, что ей делать сейчас, а что потом, куда положить это и можно ли выкинуть этот мусор, это было утомительно, а когда она еще умудрилась разбить какие-то невесть кем когда-то подаренные дорогие духи, и в спальне надолго повис удушливый  густой аромат, я попросила ее больше не приходить. Правда, я пристроила ее убирать один офис и попросила  принести ее официальные бумаги, сказав ей, что я решу ее проблемы.
Я написала письмо от ее имени в пять разных инстанций с  рассказом о ее трудной судьбе и с просьбой дать ей и ее дочерям вид на жительство в Германии не как политической беженке, а из гуманитарных соображений – она все равно живет здесь годами, так пусть уже это будет законно, это и ей лучше и властям меньше работы.  Тут же указывались необходимые для принятия положительного решения параграфы из соответствующих законов. Заканчивалось письмо просьбой помочь бедной женщине, в силу обстоятельств не получившей образования и профессии и дать шанс ни в чем не виноватым детям интегрироваться в немецкое общество и стать его полноценными членами.
Письма я выдала Сузанне, велела подписать и бросить в почтовый ящик. Бедная езидская девушка сказала, что она не может ничего сделать, если ей не разрешит это сделать муж. Ну, покажи мужу. Через неделю она пришла с одобрением мужа и просьбой отправить письма. Я отправила и почти забыла об этом деле.  Но где-то через полтора года она мне позвонила, и сказала, что у нее ко мне есть просьба – у ее дочери есть жених из Грузии, и он должен приехать к ней в Германию, но у него нет визы, и она просит меня сделать ему приглашение.

Постой, какой жених? Твоей дочери ведь только 17 лет, она еще ведь учится в школе, ты говорила, что в гимназии, и должна еще получать профессию, и как это она могла с женихом познакомиться, если она не может выезжать из Германии, а ты говоришь, что он никогда не был здесь?

Опять с помощью многочисленных прямых и наводящих вопросов выясняется, что
Во-первых: Вид на жительство Сузанна и девочки получили уже год назад, благодаря  моему письму (мне об этом сообщить ей и не пришло в голову)
Во-вторых: Дочь уже не учится, школу она бросила, ни в какой гимназии она и не училась, это Сузанна сказала раньше для украшения истории, что дочь хотела бы быть парикмахером, но не нашла место для обучения, ей действительно 17 лет, и хоть она не работает и не учится, она хочет замуж.
В-третьих: Жениха нашли родственники в Грузии. Ему надо сделать приглашение, чтобы он приехал в Германию жениться.
В-четвёртых: Муж Сузанны бросил семью и живет с другой женщиной.
В-пятых: Сузанна с двумя дочерьми живет за счет социальной помощи и подрабатывает, как и раньше, по-черному уборкой.

Конечно, никакого приглашения для грузинского жениха я делать не стала, и, честно говоря, засомневалась, надо ли было вмешиваться в ее жизнь...


Рецензии
Езиды не грузины, не армяне тоже. Они курды, верхушка русской мафии сейчас езиды, а вы казашка?

Парвин Гейдаров   08.11.2020 13:47     Заявить о нарушении