Еву зачем-то потянуло к яблокам

Меня всегда удивляют люди, которые проводят параллели между жизнью и, например, литературой.  Безусловно жизнь придумает и предъявит такие коллизии и заморочки, которые ни одному писателю даже и в голову не придут. В этом смысле, творчество человека ограничено лишь его фантазией, а творчество природы – целиком в сфере деятельности Творца, с которым не то что конкурировать, - сравнивать себя нелепо. Хотя человек и считает себя образом и подобием. Ну, мало ли что он вообще-то считает. Вольно сравнивать себя с зеркалом, если есть амальгама. Но и только.
На разных курсах и занятиях по написание художественных текстов никуда не деться от банальностей вроде сентенций про логику, последовательность и нормы изложения. И это естественно: любая профессиональная деятельность основана прежде всего законах и правилах, которые, еще не поняв и изучив, любой начинающий «гений» с удовольствием начинает избегать, ломать и корежить. Человеку творческому неизменно кажется, что его мысль – самая-самая, а способы выражения – особенные и ни на что не похожие. Но, как сказал один мудрец, - «я давным-давно забыл то, что ты только что открыл», а второй тут же добавил – «и это пройдет». Так что, истина про то, что «ничто не ново под Лунной», имеет прямое отношение к амбициозным неучам и сознательным двоечникам, потому как человек умный и по-настоящему талантливый всегда и во всем сомневается. И прежде всего – в себе. Он сам у себя не «любимый», но вечно ищущий, думающий и работающий над преодолением собственного несовершенства.
Для создателя историй неизменность правил – таблица умножения, которая отвечает на любые вопросы и сводит к нулю явные глупости типа «авторского высказывания». Впрочем, не все так однозначно. Желание изображать (в любом виде искусства) все «как в жизни», неизбежно приведет к естественному: чего мучиться, если природа все равно совершеннее, чувственнее и живее.  Факт художественного высказывания ценен не самим высказыванием и даже не его соответствием правде, но ВЗГЛЯДОМ высказывателя, его отношением. Если зритель видит совершенное изображение цветка, он только удивится соответствием оригиналу. Но не более того. Для того, чтобы остаться в памяти смотрящего, художнику придётся придумать ИСТОРИЮ. Ведь просто цветок на нейтральном фоне – лишь факт умелости живописца. 
В литературе почти также. Только там читателя приучили немного к другому. К неизменности наличия логики. В книге ничего не останется случайного (рассматриваем только настоящие книги): висит ружье в начале, согласно Чехову, в конце – обязательно должно выстрелить; прочитал герой на первых страницах какую-то странную или шокирующую фразу – в конце попадет под каток ее действия, как Жульен Сорель, и лишится, например, головы. Если кто-то сказал: «А», - можно быть совершенно уверенным, что сюжет пройдется по всему алфавиту и успокоится только тогда, когда дойдет до «Я».
В художественном произведение все предопределено. Объяснение найдется всему, ни одна причина не останется без следствия. Этим, собственно, и отличается хорошая книжка от плохой. Читатель может сколько угодно спорить о правдоподобии или надуманности, но ему важно, чтобы зло было наказано, а добро – победило. Это в жизни он практически постоянно поступает необдуманно и спонтанно, но в литературном произведении любая случайность – предмет долго размышления автора над последствиями поступков персонажей. В художественном произведении бред - пусть и жизнеподобный – не пройдет, даже, если по обычной логике – он явный. Для искусства вздор будет объяснением или следствием событий, характеров, болезней, в конце концов, авторской местью, как способом борьбы с окружающей его действительностью.
В реальной жизни человек довольно часто совершает поступки – любые – безо всяких причин, просто потому, что так захотелось, или, наоборот, совершенно бездумно. Персонаж такое себе позволить не может. Как минимум, потому что автор его за это накажет. Или наградит. Реальность настолько отличается от романов – самых совершенных, - что поиски подобия героя вызывают у окружающих улыбку, если не чего обиднее.
Хотя нет ни одного человека, который бы не искал в книгах, спектаклях, фильмах себя самого. Мы все – Гамлеты, Ассоли, Макбеты, Раневские, Золушки, верные рыцари и супер герои. Если читатель или зритель никак себя не сравнивает с персонажем, не ищет его черт в себе – произведения НЕТ! Потому, как наедине с собой каждый из нас считает себя недовоплощённым, недолюбленным, недооцененным… этот список бесконечен. И неважно, что в банке – счет, крыша – над трехэтажным особняком, рядом – любимый человек… Все это не имеет никакого значения, ибо нет довольных ВСЕМ! Таких особей просто не существует в природе.
Отсюда – огромное количество вопросов к Библии, как к главной книге сегодняшней цивилизации. И главная ее неправда – история изгнания из рая. Я много лет пытаюсь представить себе, что такое – рай? Понятно, что тепло, нигде не каплет, завались еды и никаких проблем. Даже намека на них. Просто хочется посмотреть на человека, который согласился бы жить в таких условиях: ходишь себе голиком под ручку с единственным партнером по мягкой траве, отдыхаешь в тени – в отсутствии всякого ветра, дождя, стужи или пекла. Потребностей у тебя никаких, наблюдай только за разнообразным скотом и жуй прекрасные фрукты. Постоянно сладкие фрукты! Это ж, какую надо иметь поджелудочную! Никакой тебе горечи, кислого, жгучего, вяжущего. Да из такого рая – в любую тюрьму сбежишь от одного лишь однообразия.
Вот и ответ на вопрос: с какого такого... на яблоки Еву потянуло? Не удивлюсь, если - к неспелым. И нужен ли был ей для этого змей? Чем тут искушать, если все уже через пару неделю обрыдло до кишечных колик.
И единственный способ стать ЧЕЛОВЕКОМ – пройти через искушения, трудности, ошибки и победы: над сомнениями, страхами, опасностями, поражениями, слабостями. Только на этой дороге человек обретает подлинную человечность, становится из животного – высшим существом, обладающим разумом, памятью… и ВООБРАЖЕНИЕМ. Он научается фантазировать, придумывать, изобретать – ТВОРИТЬ, воплощая мечту Бога о равном Себе. А как же тогда быть с наказанием?
Неужели Создатель такой… что Ему надо проверку человеку устроить на послушание? Да и зачем мы – послушные? Для этого достаточно зверей и растений. Ну, это, если про "образ и подобие". Впрочем, для всех зеркал нужна амальгама, в данном случае – поступки. Не с медведей же пример брать должен был человек в Божьем проекте?
Конечно, любая идея на этом пути – ложь изначальная, ибо явлена словесно. Только очень хочется путешествовать по жизни, а, значит, что-то все-таки придется считать началом отсчета. Для меня это – сознательный уход пары из опостылевшего рая туда, где можно стать ЛЮДЬМИ. 
Как отличить добро от зла? Есть только один способ – личная практика. Сладкое понимается лишь в сравнении с горьким, счастье – с горем, нежность – с грубостью, уют – с разрухой, ласка – с побоями, спокойствие – со страхом, любовь – с ненавистью. Все самое хорошее человек возводит на пьедестал цели и мечты. И изо всех сил - стремится туда, где можно насладиться воплощенным намерением. Самое удивительное состоит в том, что почти все мечты не имеют срока давности. Они никуда не исчезают, даже из-за осознания явного прожектерства. Мы высокомерно смеемся над создателями очередного вечного двигателя, забывая, что каждый день видим его – ЖИЗНЬ в любых ее проявлениях.
И все равно, что мы без надежды – выше, дальше, больше, быстрее…
У моего любимого певца Michel Sardou есть песня «Lion», что в переводе означает приблизительно «далёкое». Клип на нее – один самых удивительных и совершенных.
Долгие годы человек лелеял мечту – взойти на самую-самую… гору. И вот жизнь прожита, выполнены все обязательства, теперь можно позволить себе последовать за мечтой. Небольшой отряд друзей и проводников отправляется в далекое и опасное путешествие. Дорога отнимет их - одного за другим, пока герой не останется один. Но испытания на этом не закончатся: он лишится любимого коня, винтовки и вещей. Оставшись с горой один на один, доберется до одной из ее вершин и раскинет руки, пораженный открывшимся невероятным видом. Но там – за его спиной – останется непокоренная высота, на которую уже не останется сил.
Усталый и опустошенный он осознает, что мечта так и осталась мечтой. Впереди его ждет спуск – еще более опасный, чем подъем. Ведь вниз вместе с ним, вернее, на его плечах, будут спускаться: сожаления о бессмысленности самой идеи покорить то, что покорить нельзя, погубленные жизни поверивших ему соратников; годы, прожитые в ожидании этого – главного – события; усилия, которые можно было потрать на что-то важное и человечное, а не на воплощенную идею восставшего члена в виде горы, как символа мужественности и верности обетам юности… Такой вот гимн бесплодности мечты… Мощная история – по сути – восстания человека против… человека.
Просто сказать о том, что мечты приводят часто совсем не туда, куда стоит стремиться… Но кого это убедит или испугает. Мы все равно будем строить планы – на будущее. Нам непременно захочется что-то добыть, достичь, покорить. За отсутствием реальной возможности стать новыми Македонскими, чтобы в сумасшедшем бреду мечтать о власти над миром, ничего другого не остается самым неспокойным, амбициозным и нетерпимым, кроме покорения высочайших гор, переплывания океанов на утлых лодках, путешествиях на воздушных шарах вдоль экватора или мечтах о дальних планетах. Все это будут называть "познанием самого себя", "исследованием предельных возможностей человека" и тому подобной наукообразной или романтической хрени.
Человечеству постоянно нужен подвиг. Оно никак не может до сих пор смириться с тем, что мир придуман не им и до него. Улучшить его можно только одним способом – испортить. Вот тем и занимаемся испокон века, что добавляем капли дегтя везде, куда только можем дотянуться. В том числе, и освоив единственную божественную функцию – сотворение – с помощью искусства. 
Так что, с одной стороны мы стараемся придумать то, чего еще не было, с другой – сделать это по известным канонам, с третьей – нарушая все известные законы, с четвертой – уйдя в глухую оборону мечты – реальной или воображаемой… А что еще остается человеку, который до сих пор уверен, что создан по «образу и подобию» … 


Рецензии