Красная площадь

На днях посмотрел старый советский фильм "Красная площадь", который многие мои сверстники, наверное, ещё в детстве видели.
Зная, что изначальной целью фильма являлось воспевание Красной Армии, я был удивлён, что в итоге получилась не пропагандистская поделка, а практически экзистенциальная притча с такими диалогами, которые не уступают даже лучшим пьесам Евгения Шварца.
В фильме о зарождении Рабоче-Крестьянской армии толпы карикатурных персонажей бегут записываться в неё только потому что прошёл слух (нарочно пущенный), что добровольцам будут давать хорошие сапоги.
В обычных пропагандистских фильмах враг нелеп, жалок, омерзителен. Здесь - единственный, кто может вызвать неприятие, - царский военный, перешедший на службу к красным.
Я не понимал, как этот фильм мог выйти на широкие экраны в 1971 году, никто не положил его на полку, не счёл крамолой.
А потом прочёл сценарий фильма, написанный Дунским и Фридом, - теми самыми уникальными сценаристами, угодившими на долгие годы в лагерь совершенно ни за что прямо со студенческой скамьи.
Сценарий у них совсем не такой, какие пишут теперь выпускники сценарных факультетов.
В сценарии "Красной площади" множество лирических отступлений, описаний, размышлений.
И вот в сценарии-то они с необыкновенным торжеством воспевают Красную Армию, Ленина, и всё, что было положено тогда воспевать.
Но делают они это каждый раз так, что их лирическую восторженность на экран перенести невозможно, она остаётся в сценарии, который никто никогда не прочтёт, а в фильме сохранятся только диалоги, сюжет.
И вот в них-то драматурги не щадят тех, кого им было положено воспевать.


Рецензии