Отдых в Крыму и морской парад

Самое зрелищное событие отпускного сезона вдохновило меня написать о впечатлениях, которые не вырубишь из памяти и топором. Теперь ведь каждое лето перетрудившиеся граждане выстраиваются в электронные и живые очереди к туристическим агентам международных направлений и выбирают между «всё включено» в Турции, Тунисе, Вьетнаме или Египте. Господа бизнесмены перебирают, полететь ли на Бали, Канары, в ОАЭ или Индонезию по таймшэру или иному партнёрскому обмену. «Элита» пакует чемоданы на колёсиках перед регулярными и чартерными рейсами в Испанию, Хорватию, Францию и Болгарию, где их ждут собственные дома или апартаменты. А вот я, пока жила в Краснодаре, мысленно составляла «график посещения черноморского побережья Краснодарского края», а ещё раньше в детстве это делали за меня родители.

Я и сейчас с неизменным удовольствием вспоминаю полёты из Краснодара в Геленджик на самолёте АН-24, хотя пару-тройку раз меня тошнило во время перелёта или после приземления. Пока моя мать работала в секторе «Интурист» краснодарского аэропорта, она имела право льготного проезда, и мы активно им пользовались по выходным. В Геленджике мы останавливались на Тонком Мысу в квартире каких-то знакомых, где в моём распоряжении были шикарные разноцветные карандаши и раскраски, пока родители с хозяевами отмечали встречу в пятницу вечером. Всю субботу мы проводили в воде на гладких каменных плитах местного «дикого» пляжа, а в воскресенье отсыпались, мазали спины огуречным лосьоном, собирали вещи и шли в геленджикский аэропорт на послеполуденный обратный рейс. Самым крутым для меня было то, что можно заглянуть в кабину пилотов и сидеть вместе со стюардессами на переднем сидении пассажирского салона!

Потом были пионерские лагеря – «Восход» в Анапе, «Костёр» в Новомихайловском, «Отважных и смелых» в Кабардинке и «Кавказ» в Джемете, где я отдыхала от родителей в течение хотя бы одной смены, а если повезёт, то двух. Перед лагерем, или после, или между, был шанс оттянуться недельку-другую в Новороссийске у тёти Люси. Ещё бывали недельные туры на авто-турбазу «Кубань» в Геленджике, где мы с отцом целыми днями ходили на пляж, общались с иностранными и советскими отдыхающими, играли в подвижные игры, картишки и шахматишки, пока мама исполняла обязанности дежурного переводчика в секторе «Интурист» авто-кемпинга. Там на огромной поляне стояли вперемежку легковые автомобили самых разных марок и моделей и палатки их владельцев, и каждое утро мы выходили из одноэтажного деревянного «коттеджа», в котором жили по статусу, и шли в столовую прямо через эту густонаселённую парковку. По пути мы с интересом разглядывали машины, отец называл их, а я запоминала и училась различать. Один раз мы познакомились с немцем, прибывшим на отдых за рулём «Фольксвагена Жука», были и другие знакомства с иностранцами и их легковушками и мотоциклами, но «Жук» произвёл на меня особое впечатление, уж не знаю почему. На завтраке в столовой мы решали, с кем и куда пойдём на море, а после там же спускались с набережной, плескались в воде до обеда и возвращались в кемпинг снова через столовый павильон. Ужинали мы чаще всего на веранде своего коттеджа, потому что родители принимали гостей. Однажды к нам даже приехал мамин брат, дядя Саша, с Камчатки, который привёз красную рыбу и красную икру в качестве гостинца, и мне пришлось это есть! Заглядывали к нам на веранду и жители авто-поляны, в основном иностранные граждане, потому что в те времена мало кто из советских соотечественников владел иностранными языками. И всякий раз они приносили с собой какую-либо мелочёвку, вроде жвачки, кока-колы в стеклянных бутылочках, печенья, швейцарского сыра или шоколада, салями, вина или виски, но это уже для родителей. Вечером можно было сходить в кино на «Зиту и Гиту», «Рама и Шиама», «Бобби» или «Месть и закон» (это старые добрые музыкальные индийские фильмы, если кто не знает), или на дискотеку. Когда я стала настолько постарше, что родители отпусками меня «в город», я ходила на видеотеку в бар «Платан» и балдела от низкого бархатного голоса эпатажной Аманды Лир, фальцета Демиса Руссоса, французского прононса Джо Дассена и Далиды, и танцевала под композиции АББА и Боне-М.

Ну, а самым запоминающимся событием лета неизменно был День военно-морского флота, если удавалось застать этот праздник, будучи на море. Мой отец проходил срочную службу в ВМФ, и этот праздник был и есть нашим семейным торжеством. Мне повезло, и каждое последнее воскресенье июля я наблюдала фееричное действие то в Новороссийске, где его проводят с невероятным размахом, то в Кабардинке, Темрюке, Геленджике (немного поскромнее, но всё равно красиво!).

Детство закончилось сразу после окончания школы. Я так же проводила много времени на побережье каждое лето, но проходило это по другим сценариям. Мой первый бывший муж был алкашом, наркоманом и бабником одновременно. Как говорится, три в одном. Мне пришлось выйти за него замуж из-за дурости моей мамаши. Она решила, что если я встречаюсь с парнем на пять лет старше меня, то непременно «принесу в подоле» ей своё «потомство». Она потянула за собой моего отца, и они пригрозили «моему избраннику», как она сама за меня решила, что посадят его в тюрьму, если он на мне не женится. Так в девятнадцать лет я вышла замуж за самого отпетого «плохого мальчика» на районе. С моей стороны в этом была искорка авантюризма, присущего мне, но жить с вечно пьяным ловеласом было ужасно. К тому же, моя мать поторопилась выдать меня замуж с одной лишь целью – чтобы иметь возможность вмешиваться в мои личные дела, поскольку под одной крышей с ней у меня не было личной жизни. В этот матримониальный период я открыла для себя территорию Большого Сочи, так как там появились родственники со стороны мужа, и мы гостили то в Лоо, то в квартире на Бытхе, то на даче в живописном месте на горе. Время от времени он старался улизнуть от меня и уехать к морю с приятелями в компании девиц. Мне это не нравилось от слова «совсем», и я старалась не допустить разврата, напрашиваясь ехать с ним. Так он несколько раз уезжал, не сказав ни слова! По «народному телефону» я выясняла направление и мчалась на ночном поезде в Новороссийск, или на попутках в Прасковеевку, в Дивноморск, или в Бухту Инал, где «накрывала» своего (не) благоверного на месте преступления. Естественно, мне это надоело, и я ушла.
 
Второй мой бывший муж был славным парнем, но весьма глупым. Моя мать его испортила окончательно – она постоянно демонстрировала ему своё явное пренебрежение, унижала его, иногда допускала оскорбительные выпады, говорила о нём в третьем лице другим людям в его же присутствии. А потом натравливала его на меня. В результате на четвёртом году нашей совместной жизни он начал мстить мне за безобразное поведение тёщи. Но, поскольку я была в курсе происходящего, я не обращала внимания на его выпады и гульки, и вообще я никогда не ругалась с ним, чтобы сохранить семью, чтобы у детей был отец, ну, и т.д. и т.п. Я только вяло парировала его нападки с присущим мне чувством юмора. Ведь он был не виноват, его сделали таким обстоятельства и тёща. На целых восемь сезонов Геленджик стал нашей «семейной базой летнего отдыха», поскольку нам пришло в голову организовать на центральном пляже бизнес по прокату гидроциклов, и мы переезжали вместе с двумя дочками на всё лето в этот курортный городок на берегу круглой бухты. И я бы ни за что не рассталась с ним, если бы он не нашёл мне замену (город или человек? А, неважно!). Когда мой мужчина встретил свою избранницу (ненавижу это слово!), он был впечатлён не столько её внешними данными и молодостью, сколько радушием и теплотой её родителей. Они приняли его так хорошо, что он решился на перемены в жизни. Когда я поняла, что именно происходит, я его отпустила. Но, будучи человеком не совсем душевно здоровым, он задумал оставить себе всё и всех, кроме меня. По его плану все дети должны были остаться с ним, чтобы все жили большой семьёй в нашем большом доме, только вместо меня рядом с ним была бы другая жена с хорошей тёщей и тестем. Естественно, я не поддержала такие его порывы. Всё, что они пытались сотворить со мной на протяжении почти семи лет «расставания», - это безумное воплощение планов Наполеона из палаты №6, разбившееся вдребезги о моё упрямство и тактико-стратегический талант.
 
А теперь вопрос нашей викторины: Хочу ли я замуж?

Очень понравившийся мне «третий будущий муж» отказался от продолжения отношений со мной, когда я дала ему понять, что никуда я от сына не денусь. В самом деле, через пару месяцев все страсти и порывы проходят, и мужчину начинает раздражать, что женщина уделяет ребёнку больше внимания, чем его персоне. И всё возвращается на круги своя - женщина занимается ребёнком, а мужчина уходит в разгул. Если финал известен, зачем разыгрывать очередную мелодраму? Мои взрослые дочери давно живут своей жизнью. А мы с сыном в тринадцатом году (символично, не правда ли?) сбежали ото всех советов подальше, но и от моря тоже, к сожалению. Мой младший ребёнок на некоторое время нашёл духовное успокоение в мысли, что где-то есть у него новый папа, который любит его. Просто он очень сильно занят, поэтому не может жить с нами, у него много работы, зато у нас есть фотографии и спокойная жизнь без волнений. И ещё есть надежда, что скоро всё наладится. А если маме нужно куда-то поехать, сын либо поедет с мамой, либо будет ждать дома. Так и жили примерно полтора года в провинциальном подмосковном городке, пока я не встретила здесь голландца и не вышла за него по-настоящему.

К чему это я? Ах, да! Крым!

Я там была разок. Живя в Краснодарском крае, само собой, я не рвалась на отдых в Крым, поскольку считала наши курорты вполне достаточными и доступными. Геленджик, Анапа, Сочи, Новороссийск, Джубга и множество других посёлков вдоль черноморского побережья от Анапы до Сочи, плюс уникальнейший полуостров Тамань – это ли не рай? Однако, побывав в Крыму, я прониклась красотой и чудесами этой земли. Как же давно это было!

В год окончания мною школы мои родители вместе со своими кумовьями собрались прокатиться в Крым. У моего отца был «Запорожец», а у кума – «Москвич». Собрали и загрузили всё, что необходимо для отдыха «дикарями», и двинулись на двух автомобилях к керченской паромной переправе. Несмотря на некоторые неудобства, путешествие длительностью несколько часов было увлекательным и познавательным. Пока ждали погрузки на паром, я узнала о существовании такого лакомства, как вяленые бычки, о новом виде водного транспорта, о красоте портовых сооружений и величии морских просторов.

В Советском Союзе не было границ между республиками. Природа наших краёв лежит в одном зональном климатическом поясе. Даже автомобильные номера в Краснодарском крае и в Керчи отличались только одной буквой – настолько мы были близки. В общем, я поначалу не заметила разницы. Мы доехали до авто-кемпинга в окрестностях Феодосии и там разбили лагерь на специально оборудованной территории с минимальным набором удобств. Родители устроились на ночлег в палатке, а я на заднем сидении «Запорожца». Чудеса начались утром, когда после завтрака, приготовленного на «паяльной лампе», я побежала к морю.

Море – это волшебная стихия. Я обожаю его с раннего детства и знаю достаточно хорошо. Поэтому сразу заметила отличия внешнего вида пляжей: песок помельче геленджикского и почище анапского, глубины можно сравнить с туапсинскими и сочинскими, а редкие водоросли мелководья не придают воде такого изумрудно-зелёного оттенка, какой преобладает на побережье Краснодарского края. Здесь я впервые поняла, что такое морская лазурь! Дельфины ловили ставридку прямо среди купающихся в море людей. На берегу немедленно образовался стихийный круг пляжного волейбола. Я часто ныряла в воду, чтобы не обгореть, но плечи и спина всё равно болезненно покраснели. Морской магнит держал так крепко, что я едва вырвалась вечером после настойчивых призывов родителей. Ночные посиделки под ароматный шашлык и местное виноградное вино затягивались чуть ли не до рассвета. А я, насытившись, уходила в тень деревьев и наблюдала за ночным небом, сливающимся с водной гладью по линии горизонта. Кассиопея, обе Медведицы, Полярная Звезда, сгустки Млечного Пути питали моё воображение и побуждали мечтать о путешествиях к другим планетам.

Та поездка запомнилась навсегда. Море, солнце, лоснящиеся спины дельфинов прямо рядом с берегом, пляжный волейбол в компании счастливых незнакомых молодых людей, праздник ВМФ с салютом и фонтанами воды из брандспойтов пожарного катера запали в душу. Поездка на туристическом автобусе в Феодосию и посещение музея Айвазовского – это ещё одно неизгладимое впечатление. И самое главное, никому и в голову не приходило считать это чужой территорией. В то время у нас был один дом. Неделя пролетела, и пришло время возвращаться на материк. На переправе скупая слеза скатилась по загорелой щеке.

Прошло меньше одного учебного года в университете после того сказочного путешествия, и меня выдали замуж. Начались хлопотливые будни, и сказка прервалась на тридцать лет. Не могу сказать, что я предвидела события, которые произошли на Украине и в Крыму в течение последних нескольких месяцев тринадцатого и первых нескольких месяцев четырнадцатого, но в пресловутом году двадцать-двенадцать произошло некое событие, которое натолкнуло меня на мысль, что случайности не случайны. Я люблю повторять эту фразу, тем более что всегда находится повод.

В начале августа я с сыном поехала на очередной традиционный байк-фест в Тамань. Из-за ремонта дороги я проскочила поворот на Сенной и проехала мимо Батарейки на перешеек, доехав аж до самого Ильича. Когда я заметила свою оплошность, всё равно продолжила ехать прямо, тем более что развернуться там не было возможности, не нарушая правил дорожного движения. После поста ГИБДД я остановилась, и мы с сыном полюбовались красотой Керченского пролива и размытыми очертаниями противоположного берега. Что-то давно забытое ворвалось в сознание и заставило сердце взволнованно биться. Да-да, я подумала, что неплохо было бы снова поехать туда на машине ради отдыха «дикарями», ну, или хотя бы попытаться повторить такое же путешествие со старыми воспоминаниями и новыми удобствами. Но только не в Украину. Я так и не приняла подобного административно-территориального деления, а от транзитных поездок через эту странную страну остались самые неприятные впечатления.

Мысли материальны, мне нравится убеждаться в правоте данной фразы. Когда пришли первые тревожные новости из Украины в конце тринадцатого года, я вместе со всеми русскими и нерусскими гражданами переживала события в этой земле (как-то странно называть Украину чужой страной, непривычно причислять братьев славян к иноземцам). Если друзья спрашивали меня, как я к этому отношусь, я в замешательстве отвечала «никак». Невозможно сформулировать чёткие границы «хорошего и плохого», когда речь идёт об отношениях внутри семьи. Дальше всё было до боли знакомым, как будто я уже побывала в подобной ситуации, по крайней мере, во сне (со мной это случается в порядке вещей). Референдум в Крыму и его результаты укрепили меня в моих собственных убеждениях, что нет никаких совпадений, есть закономерность во всех реальностях, связанных между собой.

Очень хотелось совершенно искренне помочь крымчанам и всем остальным нашим землякам, которые после развала Союза на протяжении двадцати лет терпели лишения, а после «майдана» оказывали сопротивление фашиствующей клике. Оголтелая истерия запада по поводу событий на Украине и в Крыму не сможет заглушить народный голос разума. Я слишком хорошо помню, до какой предельно низкой грани нищеты довели Украинские земли реформаторы-прихватизаторы в девяностые годы. По обочинам дорог ходили грязные оборванные дети и подбирали пустые бутылки и жестяные банки, выброшенные из проезжающих автомобилей. Я не выбрасываю мусор из авто, а складываю сзади до остановки на заправке, например. Но когда приходилось стоять или медленно двигаться в дорожных заторах, эти ребятишки подбегали и клянчили: «Дай хоть что-нибудь!». И я из жалости отдавала всю пустую тару и обязательно хотя бы одну полную. Так эту, с позволения сказать, страну продолжают опустошать и по сей день. А ведь третье тысячелетие за окном, пора разбираться, с какого перепуга западные политики с катушек слетели с подачи заокеанских кукловодов. Там всем заправляет Золотой Телец. Предвижу очередные нападки со стороны либерально настроенных критиков в употреблении клише с передовиц советских газет. Но против правды их злоба бессильна.

В общем, мы понимали, сколько трудностей ждёт нас всех во время переходного периода. Однако когда нас это останавливало? Мы пережили несколько денежных реформ (и почему-то Павлов, который давал руку на отсечение, что этого не случится, остался с обеими руками), приватизации, деноминации, дефолты и кризисы всех мастей, переживём и эти санкции (умора, честно говоря!). Мост, которого не может существовать, по мнению злопыхателей, соединил берега Керченского пролива и создал единое экономическое пространство, отсутствием которого когда-то воспользовался Хрущёв для воплощения своего волюнтаристского решения.

Резюмируя воспоминания об отдыхе в Крыму и на краснодарском побережье, любуясь прямой трансляцией водного парада, подсказываю отпускникам, что необязательно ездить за рубеж. Нет, никто никого не собирается отговаривать. Но, устремляясь к морю внутри границ нашего огромного государства, мы реинвестируем средства в собственную экономику и развиваем нашу туристическую отрасль. Да, согласна, что в ней ещё чрезвычайно много нерешённых проблем, перекосов в ценовой политике, недостатков инфраструктуры. Так ведь общими усилиями проще справляться с любыми ситуациями! В моих записках часто встречаются упоминания реальных объектов отдыха и туризма, которые успешно функционировали в советское время, но были приватизированы или, ещё хуже, разрушены в период резкой ретроградной смены экономической формации. Теперь у нас появился шанс мягко и без кровавых потрясений отыграть некоторые позиции. Нужно только набраться терпения. И съездить в Крым. Мы теперь будем частыми гостями в Крыму! (2014-2020)


Рецензии