Печальная судьба Спорткомплекса Олимпийский. Гл. 9

                Ю.С. Хачатуров, Заслуженный строитель России.
(Воспоминания участника возведения уникального сооружения в связи с 40-тилетием окончания его строительства). 
 

Глава 9. Технологические принципы организации строительства  Крытого стадиона.

 

На представленной фотографии:

 Слева показан чертёж поперечного разреза установленного на стальную колонну  640-метрового эллипсовидного несущего  стального короба размером  5.50 *1.75 метра  внешнего опорного контура, воспринимающего всю нагрузку от мембранного покрытия Крытого стадиона, в который после завершения  его монтажа было  уложено 6000 кубометров армированного бетона марки 300.

 Справа показан подготовленный к установке в проектное положение в ноябре 1977 года  монтажный 20-тиметровый элемент этого короба вместе с металлоконструкциями крановой эстакады, технологически необходимой для передвижения грузоподъёмных механизмов при монтаже мембранного покрытия стадиона.



В условиях параллельного проектирования и строительства стадиона проводимая штабом на всех этапах возведения сооружения техническая политика, эффективная инженерная подготовка строительного производства и творческий подход к рассмотрению и согласованию проектных решений обуславливали применение наиболее рациональных, технологичных и индустриальных конструктивных решений стадиона. В этих целях на всех стадиях строительства мне приходилось не только выдавать проектировщикам определённые технологические требования для разработки рабочих чертежей отдельных конструкций и инженерных систем стадиона, но и временами принимать непосредственное участие в проектировании сооружения.

Продуманность совместно принимаемых инженерных решений, рациональный выбор конструкций и материалов, а также передовых технологий и методов производства работ с максимально возможным совмещением во времени выполнения отдельных производственных процессов и видов строительных работ позволили осуществить строительство стадиона в предельно сжатые сроки. Огромная заслуга в этом принадлежит ставшему моим близким другом талантливому и грамотному инженеру, принципиальному, исключительно отзывчивому и просто приятному в повседневном общении человеку - Борису Самуиловичу Гурвичу.

Значительное сокращение сроков и улучшение качества строительно-монтажных работ было достигнуто также за счёт организации за пределами строительной площадки:
 
- тщательной приёмки по качеству поступающих на стройку конструкций и инженерного оборудования;
 
- широкого применения методов укрупнительной сборки конструкций и оборудования с проверкой качества выполненных работ перед доставкой укрупнённых конструктивных элементов в зону монтажа специальными транспортными средствами и до установки их в проектное положение;
 
- проведения агрегирования и стендовых испытаний оборудования, вентагрегатов и их электродвигателей с участием представителей заводов-изготовителей.
 
 Всё это позволило исключить  загромождение строительной площадки материалами и конструкциями. С этой же целью на площади более 5-ти гектаров в непосредственной близости от места строительства стадиона в районе нынешнего Олимпийского проспекта были созданы оборудованные различными  грузоподъёмными механизмами промежуточные складские площадки со складами открытого и закрытого хранения.
 
На этих площадках производились укрупнительная  сборка  металлоконструкций, агрегирование  и стендовые испытания инженерного  оборудования. Здесь же располагались и мастерские для ремонта забракованного оборудования силами откомандированных в Москву специалистов заводов-изготовителей Министерства внутренних дел СССР, Минстройдормаша СССР и Минэлектротехпрома СССР.
 
Благодаря эффективному взаимодействию с вышеуказанными ведомствами штабу строительства удавалось добиваться скорейшего устранения на месте выявленных при стендовых испытаниях  дефектов оборудования либо его замены до начала  монтажных работ. К сожалению, всё это было вынужденной мерой, поскольку почти все вентагрегаты в Советском Союзе изготавливались тогда руками заключённых на предприятиях МВД СССР (по кооперации с предприятиями других ведомств) и не отличались высоким качеством.

Высокая степень полноты и продуманности подготовительных работ и инженерного обеспечения строительной площадки на всех этапах строительства являлись одним из главных условий успешного сооружения и своевременного ввода в эксплуатацию Крытого стадиона.
 
Особенности конструктивных решений сооружения и сжатые сроки его строительства предопределили необходимость максимально возможного совмещения работ по монтажу конструкций основного каркаса центральной части здания (наружный опорный контур и мембранное покрытие) с работами по возведению трибун для зрителей (с многоэтажными подтрибунными помещениями) и со строительными работами на низкоэтажных подиумах.
 
Для быстрейшего вовлечения в строительный процесс многочисленных смежных организаций и с целью ускорения раскрытия им фронтов работ штаб строительства рассматривал организацию параллельных монтажных потоков и максимальное укрупнение на земле поднимаемых конструкций в качестве основного средства уменьшения объёмов верхолазных и других трудоёмких работ, сокращения продолжительности и повышения качества строительства.
 
Успешное  осуществление  такого принципа организации строительства требовало насыщения строительной площадки большим количеством разнообразных грузоподъёмных механизмов и эффективной организации вертикального транспорта материалов и конструкций.


                (Продолжение следует в главе 10)


Рецензии