Печальная судьба Спорткомплекса Олимпийский. Гл. 9
(Воспоминания участника возведения уникального сооружения в связи с 40-тилетием окончания его строительства).
Глава 9. Технологические принципы организации строительства Крытого стадиона.
На представленной фотографии:
Слева показан чертёж поперечного разреза установленного на стальную колонну 640-метрового эллипсовидного несущего стального короба размером 5.50 *1.75 метра внешнего опорного контура, воспринимающего всю нагрузку от мембранного покрытия Крытого стадиона, в который после завершения его монтажа было уложено 6000 кубометров армированного бетона марки 300.
Справа показан подготовленный к установке в проектное положение в ноябре 1977 года монтажный 20-тиметровый элемент этого короба вместе с металлоконструкциями крановой эстакады, технологически необходимой для передвижения грузоподъёмных механизмов при монтаже мембранного покрытия стадиона.
В условиях параллельного проектирования и строительства стадиона проводимая штабом на всех этапах возведения сооружения техническая политика, эффективная инженерная подготовка строительного производства и творческий подход к рассмотрению и согласованию проектных решений обуславливали применение наиболее рациональных, технологичных и индустриальных конструктивных решений стадиона. В этих целях на всех стадиях строительства мне приходилось не только выдавать проектировщикам определённые технологические требования для разработки рабочих чертежей отдельных конструкций и инженерных систем стадиона, но и временами принимать непосредственное участие в проектировании сооружения.
Продуманность совместно принимаемых инженерных решений, рациональный выбор конструкций и материалов, а также передовых технологий и методов производства работ с максимально возможным совмещением во времени выполнения отдельных производственных процессов и видов строительных работ позволили осуществить строительство стадиона в предельно сжатые сроки. Огромная заслуга в этом принадлежит ставшему моим близким другом талантливому и грамотному инженеру, принципиальному, исключительно отзывчивому и просто приятному в повседневном общении человеку - Борису Самуиловичу Гурвичу.
Значительное сокращение сроков и улучшение качества строительно-монтажных работ было достигнуто также за счёт организации за пределами строительной площадки:
- тщательной приёмки по качеству поступающих на стройку конструкций и инженерного оборудования;
- широкого применения методов укрупнительной сборки конструкций и оборудования с проверкой качества выполненных работ перед доставкой укрупнённых конструктивных элементов в зону монтажа специальными транспортными средствами и до установки их в проектное положение;
- проведения агрегирования и стендовых испытаний оборудования, вентагрегатов и их электродвигателей с участием представителей заводов-изготовителей.
Всё это позволило исключить загромождение строительной площадки материалами и конструкциями. С этой же целью на площади более 5-ти гектаров в непосредственной близости от места строительства стадиона в районе нынешнего Олимпийского проспекта были созданы оборудованные различными грузоподъёмными механизмами промежуточные складские площадки со складами открытого и закрытого хранения.
На этих площадках производились укрупнительная сборка металлоконструкций, агрегирование и стендовые испытания инженерного оборудования. Здесь же располагались и мастерские для ремонта забракованного оборудования силами откомандированных в Москву специалистов заводов-изготовителей Министерства внутренних дел СССР, Минстройдормаша СССР и Минэлектротехпрома СССР.
Благодаря эффективному взаимодействию с вышеуказанными ведомствами штабу строительства удавалось добиваться скорейшего устранения на месте выявленных при стендовых испытаниях дефектов оборудования либо его замены до начала монтажных работ. К сожалению, всё это было вынужденной мерой, поскольку почти все вентагрегаты в Советском Союзе изготавливались тогда руками заключённых на предприятиях МВД СССР (по кооперации с предприятиями других ведомств) и не отличались высоким качеством.
Высокая степень полноты и продуманности подготовительных работ и инженерного обеспечения строительной площадки на всех этапах строительства являлись одним из главных условий успешного сооружения и своевременного ввода в эксплуатацию Крытого стадиона.
Особенности конструктивных решений сооружения и сжатые сроки его строительства предопределили необходимость максимально возможного совмещения работ по монтажу конструкций основного каркаса центральной части здания (наружный опорный контур и мембранное покрытие) с работами по возведению трибун для зрителей (с многоэтажными подтрибунными помещениями) и со строительными работами на низкоэтажных подиумах.
Для быстрейшего вовлечения в строительный процесс многочисленных смежных организаций и с целью ускорения раскрытия им фронтов работ штаб строительства рассматривал организацию параллельных монтажных потоков и максимальное укрупнение на земле поднимаемых конструкций в качестве основного средства уменьшения объёмов верхолазных и других трудоёмких работ, сокращения продолжительности и повышения качества строительства.
Успешное осуществление такого принципа организации строительства требовало насыщения строительной площадки большим количеством разнообразных грузоподъёмных механизмов и эффективной организации вертикального транспорта материалов и конструкций.
(Продолжение следует в главе 10)
Свидетельство о публикации №220072601210