Труженик Тыла - Глава 10
http://proza.ru/2020/07/25/1632
_______________
Лето 1942 года
Летом 1942 года по этой насыпи стали строить железную дорогу через нашу улицу. Там был базар в конце и завод какой-то. И железную дорогу строили на этот завод. Я ходил по этим путям. Это была однопутка - обычное железное полотно с рельсами. И по нему уже начали ездить поезда.
Один раз в два дня паровоз «Кукушка», как его называли, тащил два три вагона.
Я как-то один раз шел утром часов в 6 на работу в мастерские. Наш рабочий день начинался в 7 часов. Я шел рядом с путями и посередине наткнулся на труп человека, который лежал в стороне слева, а в середине между рельсами справа лежала его голова. Он покончил жизнь самоубийством. Ночью, когда тащили эти вагоны, он лег под них.
Я прошел мимо и не испугался, потому что я еще не до конца понимал, что такое смерть. Я благополучно дошел до завода и начал работать в авторемонтных мастерских. Первое, что мне поручили, это отсоединить кузов от рамы у полуторки. Полуторка - это полуторатонная машина Газ АА Горьковского автозавода. Было тогда два завода: Горьковский и ЗИС, который делал уже трехтонки в Москве.
Для моего задания мне дали ключ, чтобы я отвернул кузов от стремянок, которые крепились к раме. Я стал откручивать, а они никак не откручиваются. Я пришел к мастеру, который дал мне ключи и сказал, что никак. Он сказал тогда: - Пойди на склад, возьми «русский ключ».
Что такое «русский ключ» я не знал. Мне тогда 14 год шел. Прихожу на склад. Там молодая женщина, которая очень хорошо разговаривала по-русски, узбечка или таджичка – я как-то не поинтересовался. Дело в том, что Самарканд считался таджикским городом. Там большинство населения были таджики. На складе был старик. Когда я ему сказал про «русский ключ», он мне вынес молоток и зубило. Оказывается, это называлось «русский ключ».
С помощью него я сбил стремянки и доложил, что можно снимать кузов. Послали двух рабочих, которые его сняли.
Мастер посмотрел и сказал: - Ты пойдешь в моторный цех.
Когда я пришел в моторный цех, там было два мастера почти одинакового возраста, и как мне потом сказали, они оба были авиационные техники. Их определили на этот завод для того чтобы делать капитальный ремонт двигателей для хлопкоуборочных машин.
А двигатели эти - обычные Газ АА двигатели от полуторки. Их везде ставили на очень многие комбайны, на машины полуторки. И я стал заниматься ремонтом этих двигателей.
Мне поручили сначала разбирать их на части, снимать картер, коленвал, вытаскивать все это и промывать. А затем отдавать эти коленчатые валы в другой цех, где их шлифовали заново. Мы должны были шатуны заливать баббитом. Баббит - это смесь олова еще с чем-то. На коленвале был винт с очень мелкой резьбой, на нем был закреплен шатун с залитыми подшипниками. Сейчас на шатунах идут вкладыши, а тогда просто заливали баббитом место, где должны быть эти вкладыши. И потом растачивали под определенный размер.
Мастер посмотрел на меня и говорит: - Знаешь что, давай ты будешь растачивать. Глаз у тебя нормальный.
И дал мне сначала штангель, а потом и микрометр. С тех пор я занимался расточкой этих шатунов. Кроме этого он поручал мне очищать от нагаров клапаны. А после на станке, на котором клапан закреплялся под углом 45 градусов и снаружи был камень, я должен был до блеска очищать. Часть клапана стачивалась этим камнем. После этого другие рабочие брали масло и притирали стержень, на котором закрепляли резинку и пришлепывали ее к клапану. А я затем двумя ладонями крутил - шлифовал то, что я сточил.
Я ровненько до блеска растачивал эти клапана. И все это дело мы потом собирали, вставляли гильзы в место, где делали расточку. Потом закрывали его и ставили на стенд. На стенде с одной стороны стоял старый двигатель, работающий. А с другой стороны тот, который мы отремонтировали. И они оба были соединены промежуточным валом.
Мы заводили тот двигатель рабочий и крутили в холостую, открывали и смотрели как там чего, заливали маслом. Потом подсоединяли электрику. Хотя из электрики там всего-навсего были бабина и свечи. Двигатель был четырехцилиндровый. И мы пытались с помощью коробки передач заводить его.
Заводили. Если он проработал минут 10-15, то снимали. Потом отправляли в колхоз или куда-то еще. Например, в поле для установки на комбайн.
_______________
Листаем:
http://proza.ru/2020/07/26/1230
Свидетельство о публикации №220072601227